Дело №3а-311/2017
ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Волгоградский областной суд
в составе председательствующего судьи Гайдарова М.Б.,
при секретаре Козловой И.В.,
при участии:
представителя административного истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Волгограде 16 марта 2017 года административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной,
установил:
ФИО2 26 января 2017 года обратился в Волгоградский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 34:31:000000:220, площадью 41739700 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 72339 000 руб. по состоянию на 27 января 2016 г., указав в обоснование, что при расчёте арендной платы, существенное значение имеет кадастровая стоимость земельного участка. При этом кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере 183951857,29 руб. по мнению административного истца, не соответствует его рыночной стоимости, что приводит к нарушению его права, как арендатора и плательщика арендной платы в виде необоснованного увеличения платы за землю.
В связи с тем, что кадастровая стоимость существенно превышает рыночную, административный истец полагает, что в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 66 Земельного Кодекса Российской Федерации, она должна быть установлена равной рыночной стоимости.
В судебном заседании представитель административного истца требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 34:31:000000:220, площадью 41739 700 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 72339 000 руб. по состоянию на 27 января 2016 г., поддержал.
Представитель административного ответчика ФГБУ«ФКП«Росреестра» по Волгоградской области в судебное заседание не явился, в письменном отзыве против удовлетворения требований не возражали, указав, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:31:000000:220, определена по состоянию на 27.01.2016 г.
От заинтересованного лица Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя, возражений по существу требований не заявлено.
От заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области поступили объяснения, в которых содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя Управления. При разрешении иска полагаются на усмотрение суда.
Заинтересованное лицо Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области представили возражения на исковые требования, в которых содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя.
Представитель заинтересованного лица администрации Урюпинского муниципального района Волгоградской области в судебное заседание не явился, представили возражения, в которых указано, что рыночная стоимость сильно занижена, и её установление повлечёт значительное снижение поступления суммы арендной платы в соответствующий бюджет, в связи с чем, в удовлетворении требований просили отказать. Ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствии представителя.
Изучив материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, суд считает, что требования административного истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что ФИО2 на основании договора № <...> от ДД.ММ.ГГГГ уступки прав и обязанностей арендатора по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией Урюпинского муниципального района Волгоградской области и ООО Креповское», а так же на основании дополнительного соглашения № <...> к договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области, является арендатором земельного участка с кадастровым номером 34:31:000000:220, площадью 41739 700 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>. (л.д. 19-31).
В соответствии с распоряжением Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области № 2577-р от 27 ноября 2013 года «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Волгоградской области» утверждена по результатам государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Волгоградской области кадастровая стоимость земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Волгоградской области, а также минимальный и средний уровни кадастровой стоимости 1 кв. м. земель сельскохозяйственного назначения по муниципальным районам Волгоградской области по состоянию на 01.01.2011 г.
С учетом указанного правового акта, по данным государственного кадастра недвижимости (кадастровая справка от 21.07.2016 г. л.д. 32), кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:31:000000:220 определена в размере 183951857,29 руб.
В соответствии с ответом филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области на запрос суда, в государственном кадастре недвижимости имеются сведения о земельном участке с кадастровым номером 34:31:000000:220, с категорией земель – Земли сельскохозяйственного назначения, с разрешённым использованием – «для сельскохозяйственного производства», площадью 41739 700 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>. Данный земельный участок внесён в государственный кадастр недвижимости 01.08.2005 г.
В связи с изменением площади объекта недвижимости с «41740000 кв.м.» на «41739700 кв.м.» на основании Документа на выполнение изменений преобразуемого объекта (ЗУ) после регистрации прав на образованный из него земельный участок, кадастровая стоимость была пересчитана в соответствии с п.2.2. «Методических указаний», утверждённых приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 г. № 222, согласно которому в случае изменения площади земельного участка кадастровая стоимость изменяется пропорционально изменению площади земельного участка и составила 183951857,29 руб. Дата определения кадастровой стоимости единого землепользования с кадастровым номером 34:31:000000:220 – 27.01.2016 г. (л.д.136-137).
Полагая, что установленная государственной кадастровой оценкой кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает рыночную стоимость и увеличивает размер земельного налога, и считая в связи с этим, что кадастровая стоимость должна быть определена, как равная рыночной, административный истец обратился в суд с настоящим иском.
Согласно ч.1,3,5 ст. 65 Земельного кодекса РФ, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), в который была включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки или индивидуально для конкретного объекта недвижимости рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельных участков, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания их рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельных участков и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации": результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно ст. 24.19 Закона при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
В целях установления рыночной стоимости земельного участка по заказу административного истца ООО «<.......> составлен Отчет N № <...>, которым определена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:31:000000:220 в размере 72339000 руб. (л.д. 42-97).
Рыночная стоимость земельного участка устанавливалась по состоянию на 27 января 2016 г., так как на указанную дату была рассчитана и внесена в ГКН кадастровая стоимость спорного земельного участка в связи с изменениями площади земельного участка.
Отчет об определении рыночной стоимости земельного участка выполнен в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, федеральными стандартами.
Из отчета следует, что оценщик исследовал социально-экономическую ситуацию Волгоградской области, составил обзор рынка земли, изучил мониторинг предложения земельных участков.
После проведенного анализа спроса и предложения на земельные участки в местах расположения объекта оценки, согласно п.20 ФСО 7 в качестве наиболее эффективного использования объекта как земельного участка принято текущее использование.
При определении рыночной стоимости земельного участка оценщик использовал сравнительный подход как наиболее обеспеченный исходной информацией. В ходе анализа состояния рынка изучена информация специализированных печатных и электронных изданий.
Для сравнения выбраны аналоги, рассматривались сопоставимые объекты схожие по площади, местоположению, наличию инженерных систем, коммуникаций.
Оценщиком составлена таблица корректировок по сравнимым продажам.
Отчет № <...> об оценке рыночной стоимости земельного участка проверен экспертом в том числе на соответствие требованиям ст.11 и ст.12 Закона об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки.
Положительным Экспертным заключением № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, данным экспертом и утверждённым Экспертным советом <.......>, установлено, что Отчёт соответствует требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, а рыночная стоимость объекта оценки, определённая оценщиком в отчёте, подтверждается экспертизой отчёта об оценке. (л.д. 98-109).
Положительное экспертное заключение соответствует требованиям ст. 17.1 Закона об оценочной деятельности.
Суд, оценивая представленные доказательства, отмечает соблюдение при оценке принципов обоснованности и однозначности, соответствие отчета требованиям закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам, обоснованность выбора метода оценки, учет уникальных характеристик объекта оценки и других требований законодательства.
Оснований для выводов о недостоверности отчета об определении рыночной стоимости земельного участка у суда не имеется.
Суд также учитывает, что представители административных ответчиков и заинтересованных лиц не оспаривали Отчет и Экспертное заключение, представленные административным истцом.
Довод заинтересованного лица администрации Урюпинского муниципального района Волгоградской области о том, что установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной повлечет снижение поступлений арендных платежей в соответствующий бюджет, не могут являться основанием к отказу в удовлетворении требования, так как противоречат закону (п.3 ст.66 ЗК РФ). Суд находит их несостоятельными, так как заинтересованное лицо ссылается на параметры земельного участка, находящегося на территории Ольшанского сельсовета Урюпинского муниципального района, в то время как предметом разбирательства данного дела является земельный участок, расположенный на территории Креповского сельского поселения.
Возражения заинтересованного лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области суд так же не может принять во внимание, поскольку в них не содержится мотивированных доводов.
Таким образом, представленный административным истцом отчет и экспертная оценка отчета не опровергнуты допустимыми доказательствами, оценка земельных участков проведена в порядке, установленном законодательством, избранный истцом способ защиты не противоречит закону.
Оценив представленные в дело доказательства, приняв во внимание установленную рыночную стоимость земельного участка, суд находит требование подлежащим удовлетворению.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" новые учетные записи вносятся в государственный кадастр недвижимости по состоянию на текущую дату. Включение любых сведений на прошедшую дату действующим законодательством не предусмотрено.
В связи с чем, суд считает, что новая кадастровая стоимость вносится в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление от 26 января 2017 г. ФИО2 об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:31:000000:220, площадью 41739 700 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 72339 000 руб. по состоянию на 27 января 2016 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда в течение месяца со дня принятия решения путем подачи жалобы через суд, принявший решение.
Судья М.Б. Гайдаров
Мотивированное решение составлено 16 марта 2017 г.
Судья М.Б. Гайдаров