ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-311/2022 от 20.10.2022 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 3а-311/2022

УИД 27OS0000-01-2022-000308-76

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

город Хабаровск 20 октября 2022 года

Хабаровский краевой суд в составе председательствующего судьи Крюк А.А.,

при помощнике ФИО1,

с участием представителя административного истца ФИО2, представителя административного ответчика ФИО3, представителя заинтересованного лица ФИО4,

прокурора Сырчиной Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации города Комсомольска-на-Амуре о признании недействующим постановления Правительства Хабаровского края от 26 октября 2019 г. № 440-пр "О предоставлении мер социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле - августе 2019 г. на территории Хабаровского края",

УСТАНОВИЛ:

Правительством Хабаровского края 26 октября 2019 г. принято постановление № 440-пр "О предоставлении мер социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле - августе 2019 г. на территории Хабаровского края" (также далее – Постановление № 440-пр). Нормативный правовой акт опубликован на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru, 29.10.2019, на официальном интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.10.2019, в "Собрании законодательства Хабаровского края", 12.11.2019, N 10 (том 1).

В настоящее время постановление Правительства Хабаровского края от 26 октября 2019 г. № 440-пр действует в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 18.03.2022 N 125-пр.

Администрация города Комсомольска-на-Амуре обратилась в Хабаровский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Правительства Хабаровского края от 26 октября 2019 г. № 440-пр.

В обоснование заявленных требований указано, что в связи выпадением обильных осадков и подъемом уровней вод в бассейне реки Амур на территории Хабаровского края, в том числе в границах городского округа город Комсомольск-на-Амуре, распоряжением Правительства Хабаровского края от 29 июля 2019 г. N 623-рп "О введении режима чрезвычайной ситуации" в границах городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" введен режим чрезвычайной ситуации регионального характера.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2019 г. № 1327 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В связи с указанной чрезвычайной ситуацией природного характера и в целях реализации Правил № 1327, Правительством Хабаровского края принято постановление от 26 октября 2019 г. № 440-пр «О предоставлении мер социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле - августе 2019 г. на территории Хабаровского края».

В пункте 1 Постановления № 440-пр приведен перечень мероприятий в целях предоставления мер социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле - августе 2019 г. на территории Хабаровского края. Среди этих мероприятий - выплаты на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации. Механизм предоставления данных выплат определен утвержденным Постановлением № 440-пр Порядком предоставления выплат на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле - августе 2019 г. на территории Хабаровского края.

Выплаты гражданам на приобретение или строительство ими жилых помещений, на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан, являются мерой социальной поддержки, денежные средства на которые поступают в Хабаровский край путем перечисления Российской Федерации на реализацию соответствующих мероприятий.

Трансферты предоставляются из резервного фонда Правительства Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью федерального бюджета и доведенных в установленном порядке до Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации мероприятий.

Пунктом 1 Порядка предоставлении мер социальной поддержки Постановления № 440-пр установлено, что в целях предоставления мер социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле - августе 2019 г. на территории Хабаровского края (далее - чрезвычайная ситуация), реализуются мероприятия, в том числе, выплаты на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации.

Постановлением № 440-пр установлено, что право на получение мер поддержки имеют граждане Российской Федерации:

а) являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;

б) имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;

в) не являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях на день введения режима чрезвычайной ситуации, относящиеся к членам семьи граждан, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, а также граждан, относящихся к членам семей граждан, указанных в подпункте "б" настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.

Вместе с тем, Постановлением № 440-пр не предусмотрены меры финансовой поддержки в отношении лиц, собственников жилых (нежилых) помещений, утраченных и (или) поврежденных в результате чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, но не попадающих под условия предоставления мер государственной поддержки и, которые, в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона № 68-ФЗ, имеют право, в числе прочего, на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

В связи с тем, что указанные лица оказались лишенными частной собственности без предоставления равноценной государственной компенсации они вынуждены массово обращаться в суд за восстановлением нарушенного права в рамках жилищного законодательства.

Ответчиком по таким искам суд определяет орган местного самоуправления.

Органы местного самоуправления не уполномочены на выплату компенсаций гражданам, чьи помещения утрачены в результате чрезвычайной ситуации вызванной разливом рек.

Удовлетворение требований о компенсации ущерба собственникам жилых и нежилых помещений, утраченных вследствие чрезвычайной ситуаций природного или техногенного характера за счет бюджета городского округа Город Комсомольск-на-Амуре, нарушает права публичного образования, поскольку влечет необоснованные расходы средств местного бюджета и излишне возложенную обязанность по их несению.

Указанные действия являются нарушением Федерального законодательства и превышением полномочий органа местного самоуправления. Вместе с тем, судебные решения удовлетворяют такие требования граждан и возлагают на администрацию города Комсомольска-на-Амуре незаконную обязанность по выплате компенсаций.

В связи с тем, что Постановлением № 440-пр не предусмотрен порядок предоставления компенсации иным лицам, недвижимое имущество которых утрачено в результате чрезвычайной ситуации вызванной наводнением в июле- августе 2019 года на территории городского округа город Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края, нарушаются их права и законные интересы, поскольку они лишены возможности на получение меры государственной поддержки, денежные средства, на которые поступают в Хабаровский край путем перечисления Российской Федерацией на реализацию соответствующих мероприятий, а так же нарушаются права и законные интересы городского округа «Город Комсомольск- на-Амуре», связанные с возникновением обязанности нести не установленные законом расходы по исполнению судебных решений.

Просит признать недействующим постановление Правительства Хабаровского края от 26 октября 2019 г. № 440-пр "О предоставлении мер социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле - августе 2019 г. на территории Хабаровского края" в части недостаточности правовой урегулированности административных и иных публичных правоотношений, возложить на Правительство Хабаровского края обязанность внести изменения в постановление Правительства Хабаровского края от 26 октября 2019 г. № 440-пр "О предоставлении мер социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле - августе 2019 г. на территории Хабаровского края" с учетом полномочий органов местного самоуправления, установленных действующим законодательством.

В дополнениях к административному исковому заявлению администрация г.Комсомольска-на-Амуре просит проверить оспариваемое постановление на соответствие следующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу: Конституции Российской Федерации (статьи 35, 40); Федеральному конституционному закону от 30 мая 2001 года № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (часть 2 статьи 29); Водному кодексу РФ (статья 24); Федеральному закону от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (подпункты 5, 5.1 части 2 статьи 26,3); Федеральному закону от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (статьи 11, 24); Уставу Хабаровского края (статья 4).

Определением судьи от 04 октября 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены министерство социальной защиты Хабаровского края, министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края.

В возражениях на административный иск представитель Правительства Хабаровского края просит в удовлетворении требований отказать, полагая, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ с соблюдением требований законодательства к форме, порядку принятия и введения его в действие, соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В возражениях на административный иск представители министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, министерства социальной защиты Хабаровского края просят производство по делу прекратить, поскольку права и законные интересы административного истца постановлением № 440-пр не затрагиваются. Также указывают, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ с соблюдением требований законодательства к форме, порядку принятия и введения его в действие, соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержала по изложенным в административном иске основаниям.

Представитель административного ответчика в судебном заседании заявленные требования не признал, поддержал позицию, изложенную в возражениях.

Представитель министерства социальной защиты Хабаровского края в судебном заседании поддержала позицию, изложенную в возражениях на административный иск, указала, что оснований для удовлетворения иска не имеется, производство по делу подлежит прекращению.

Представитель министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил. В силу положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, учитывая, что явка указанного лица не признана обязательной, суд рассмотрел дело в его отсутствие.

Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении требований отказать, суд приходит к следующему.

Обсуждая вопрос о прекращении производства по делу на основании пункта 3 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к следующему.

Исходя из взаимосвязанных положений части 1 статьи 214, пункта 1 части 1 и части 3 статьи 194, пункта 3 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае, если из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта не следует, что этими актом нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца, однако такое заявление принято к производству суда, суд прекращает производство по административному делу.

Часть 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает возможность обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в том числе органу местного самоуправления, считающему, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, поскольку нарушает его компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан в установленных законодательством случаях.

Согласно абзацу третьему п. 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" органы местного самоуправления, главы муниципальных образований вправе обращаться в суды общей юрисдикции с административными исками об оспаривании нормативных правовых актов, а также актов, обладающих нормативными свойствами, не только по основаниям нарушения их компетенции, но и по основаниям нарушения оспариваемым правовым актом других прав местного самоуправления.

В данном случае, поскольку оспариваемое постановление регламентирует порядок выплат на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле-августе 2019 года на территории Хабаровского края, в том числе на территории г. Комсомольска-на-Амуре, учитывая, что административный истец оспаривает данное постановление том числе в связи с отсутствием порядка предоставления компенсации иным лицам, недвижимое имущество которых утрачено в результате чрезвычайной ситуации вызванной наводнением в июле- августе 2019 года на территории городского округа город Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края, с чем связано возникновение обязанности органа местного самоуправления нести не установленные законом расходы по исполнению судебных решений, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление затрагивает права административного истца, а осуществленное в постановлении правовое регулирование необходимо рассматривать в системном единстве всех содержащихся в нем норм, соответственно, оснований для прекращения производства по делу не имеется.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно подпункта "м" статьи 10 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Правительство РФ определяет порядок оказания единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, проживающих в жилых помещениях, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, в случае нарушения условий их жизнедеятельности либо утраты ими имущества в результате чрезвычайной ситуации, а также порядок выплаты единовременных пособий при реализации мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с подпунктом «л» пункта 1 статьи 11 Федерального закона № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

В силу пункта 2 статьи 18 Федерального закона № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно пункта 1 статьи 24 Федерального закона № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе осуществлять расходы, связанные с реализацией мероприятий, направленных на оказание единовременной материальной помощи, финансовой помощи и выплату единовременных пособий гражданам Российской Федерации в случаях ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера. Финансовое обеспечение понесенных субъектами Российской Федерации расходов на указанные цели может обеспечиваться за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 16.10.2019 № 1327 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями" (далее - Правила № 1327), определяющие категории граждан, в отношении которых реализуются указанные мероприятия и порядок их реализации.

В соответствии с пунктом 5 Правил № 1327, трансферты предоставляются на следующие цели, в том числе:

а) предоставление выплат гражданам, указанным в подпунктах "а" - "в" и "д" пункта 6 настоящих Правил, утратившим жилые помещения, на приобретение или строительство ими жилых помещений;

б) предоставление выплат гражданам, указанным в подпункте "г" пункта 6 настоящих Правил, на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан.

В соответствии с пунктом 6 Правил № 1327, мероприятия реализуются в отношении:

а) граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, которые не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории субъекта Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, утвержденной органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, а также граждан, являвшихся на день факта совершения террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющих на день факта совершения террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;

б) граждан, имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации, факта совершения террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения, и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации, факта совершения террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;

в) граждан, не являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации, факта совершения террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями собственниками утраченных жилых помещений, но имеющих регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях либо признанных на основании судебного решения, вступившего в законную силу, постоянно проживающими на день введения режима чрезвычайной ситуации, факта совершения террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями, относящихся к членам семей граждан, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации, факта совершения террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, а также граждан, относящихся к членам семей граждан, указанных в подпункте "б" настоящего пункта, и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации, факта совершения террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями в собственности жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;

г) граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками поврежденных жилых помещений, которые на момент их повреждения не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории субъекта Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, утвержденной органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", предусматривающей страхование риска повреждения жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, а также граждан, являвшихся на день факта совершения террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями собственниками поврежденных жилых помещений и не имеющих на день факта совершения террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;

д) граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций, совершения террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями (при условии возникновения указанных событий не позднее 1 января 2020 г.), право которых на получение мер социальной поддержки (в том числе на получение государственных жилищных сертификатов за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий) установлено судебным решением, вступившим в законную силу, и которые не обеспечены жилыми помещениями в связи с тем, что постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 г. N 1928 "Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями" признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. N 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий".

Таким образом, одним из условий предоставления межбюджетных трансфертов является, в том числе, отсутствие у гражданина на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.

В соответствии с п.15 Правил № 1327, порядок и условия предоставления выплат гражданам, указанным в пункте 6 настоящих Правил, на приобретение или строительство ими жилых помещений, осуществление такими гражданами капитального ремонта поврежденных жилых помещений, передачи гражданам, указанным в пункте 6 настоящих Правил, жилых помещений, на финансовое обеспечение приобретения и (или) строительства которых предоставляются трансферты, устанавливаются высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации.

В целях реализации Правил № 1327 принято оспариваемое Постановление № 440-пр.

В соответствии с ч.1 ст.208 Кодекса административного судопроизводства РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона Хабаровского края от 27.11.2001 N 349 "О Правительстве Хабаровского края" правительство края на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава края и законов края принимает постановления и распоряжения.

Согласно статьи 2, части 1 статьи 4 Закона Хабаровского края от 31.07.2002 № 48 «О порядке официального опубликования и вступления в силу законов Хабаровского края и иных нормативных правовых актов Хабаровского края» (действующего на момент принятия и опубликования оспариваемых нормативно-правовых актов) нормативные правовые акты Правительства края, краевых органов исполнительной власти, издаваемых ими в случаях и пределах, устанавливаемых Правительством края подлежат обязательному официальному опубликованию и вступают в силу после их официального опубликования, если этими актами не установлен иной порядок вступления их в силу. Частью 1 статьи 4 указанного закона края предусмотрено, что официальным опубликованием нормативных правовых актов Правительства края, краевых органов исполнительной власти считается первая публикация их полного текста в краевых официальных периодических изданиях, определенных настоящим законом, и (или) первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), на "Официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края" (laws.khv.gov.ru).

Постановление № 440-пр опубликовано 29.10.2019 на официальном интернет портале нормативных правовых актов Хабаровского края (www.laws.khv.gov.ru) и 30.10.2019 на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), а также в «Собрании законодательства Хабаровского края", 12.11.2019, N 10 (том 1).

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление Правительства Хабаровского края от 26 октября 2019 г. № 440-пр "О предоставлении мер социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле - августе 2019 г. на территории Хабаровского края", принято уполномоченным органом с соблюдением процедуры принятия и порядка опубликования.

Проверяя соответствие вышеуказанного нормативно-правового акта федеральному законодательству и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Как указал Конституционный Суд РФ в определении от 31.03.2022 № 583-0, Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7, часть 1), вместе с тем не предопределяет компенсации в полной мере публично-правовыми образованиями материального ущерба, причиняемого в чрезвычайных ситуациях, когда причиненный вред не находится в причинной связи с противоправными действиями (бездействиями) публично-правовых образований. При этом установление в законе видов, форм и размеров оказания материальной помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях с учетом имеющихся у государства финансовых возможностей относится к дискреции законодателя.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 26 октября 2019 г. № 440-пр "О предоставлении мер социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле - августе 2019 г. на территории Хабаровского края" установлено (пункт 1), что в целях предоставления мер социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле - августе 2019 г. на территории Хабаровского края (далее - чрезвычайная ситуация), реализуются следующие мероприятия: выплаты на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации; выплаты на проведение капитального ремонта жилых помещений, находящихся в собственности граждан, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации; предоставления из краевого бюджета иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований Хабаровского края на цели проведения капитального ремонта поврежденных в результате чрезвычайной ситуации жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности.

Пунктом 2 утверждены прилагаемые:

- Порядок предоставления выплат на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле - августе 2019 г. на территории Хабаровского края;

- Порядок предоставления выплат на проведение капитального ремонта жилых помещений, находящихся в собственности граждан, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле - августе 2019 г. на территории Хабаровского края;

- Порядок предоставления из краевого бюджета иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований Хабаровского края на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений в результате паводка, произошедшего в июле - августе 2019 г. на территории Хабаровского края, находящихся в муниципальной собственности;

- Порядок безвозмездного отчуждения гражданами утраченных в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле - августе 2019 г. на территории Хабаровского края, жилых помещений (жилых помещений и земельных участков, на которых они расположены) органам местного самоуправления.

Перечень лиц, имеющих право на получение мер поддержки, установлен в соответствии с Правилами № 1327 и полностью им соответствует.

Обоснованность положений пункта 6 Правил № 1347, устанавливающего перечень категорий граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, проверена и подтверждена решением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 05.05.2021 N АКПИ21-63.

Правила № 1327, также как и принятое в целях его реализации Постановление № 440-пр, направлены на оказание адресной финансовой помощи гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и которые не имеют другого жилья, пригодного для проживания.

Крое того, меры социальной поддержки, порядок предоставления которых урегулирован оспариваемым Постановлением № 440-пр, финансируются в том числе за счет средств федерального бюджета в порядке, предусмотренном Правилами № 1327.

Положениями статей 31, 38, пункта 1 статьи 132 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что органы государственной власти Хабаровского края обязаны обеспечить адресность и целевой характер использования бюджетных средств, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет данных межбюджетных трансфертов, и не вправе самостоятельно определять иные направления их расходования.

В силу части 2 статьи 36 Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", акты высшего исполнительного органа субъекта РФ не должны противоречить постановлениям Правительства РФ

Постановлением № 440-пр предусмотрен порядок осуществления выплат лицам, категории которых определены нормативным правовым актом Правительства РФ.

Также следует отметить, что суд не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции этого органа или должностного лица (разъяснения, содержащиеся в подпункте "а" пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами").

По существу, требования административного истца направлены на понуждение Правительства края внести изменения в постановление № 440-пр, что по сути является вмешательством в деятельность исполнительного органа края.

Требование административного истца сводится к требованию о возложении обязанности осуществить нормативное правовое регулирование, однако в силу действующего законодательства вопрос о принятии каких-либо нормативных правовых актов или внесении в них дополнений относится к исключительной компетенции соответствующих органов государственной власти, а не к компетенции суда.

Что касается требований административного истца о проверке оспариваемого нормативно-правового акта на соответствие статьям 35 и 40 Конституции РФ, суд отмечает, что проверка нормативного правового акта субъекта РФ на предмет соответствия Конституции РФ относится к компетенции Конституционного Суда РФ, а не суда общей юрисдикции (статья 3 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", пункт 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства»).

Доводы о несоответствии оспариваемого постановления № 440-пр Федеральному конституционному закону от 30 мая 2001 года № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении» несостоятельны, поскольку режим чрезвычайного положения на территории городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" в 2019 году не вводился и положения данного Федерального конституционного закона к рассматриваемым правоотношениям не подлежат применению.

Доводы о несоответствии оспариваемого постановления № 440-пр статье 24 Водного кодекса РФ, которой к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений относятся владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности, а также осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации не состоятельны, поскольку определяет круг полномочий органов государственной власти РФ, а не органов государственной власти субъекта РФ, которым принято оспариваемое постановление, кроме того, буквальное содержание статьи 24 ВК РФ не устанавливает безусловной обязанности по возмещению вреда, причиненного в результате наступления чрезвычайных ситуаций на водном объекте, всем без исключения пострадавшим лицам.

Аналогично не предусматривают такую безусловную обязанность статья 11, 24 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", подпункты 5, 5.1 части 2 статьи 26,3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», на которые ссылается административный истец.

При этом суд также считает необходимым отметить, что доводы административного истца о неправомерном возложении на него судами полномочий по исполнению Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в связи с возложением обязанности восстановить нарушенные права граждан на получение выкупной цены за жилое помещение в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, основаны на неверном толковании норм материального права, поскольку, как следует из текста судебных постановлений, указанная обязанность возложена на административного истца не в связи с исполнением ФЗ № 68-ФЗ, а в связи с полномочиями, установленными ст. 32 ЖК РФ, и относящимися к ведению органов местного самоуправления, по изъятию для нужд города земельных участков, на которых расположены аварийные дома, признанные таковыми на основании пункта 36 Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, то есть по иному предмету регулирования, не относящемуся к оспариваемому постановлению № 440-пр.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

При установленных судом обстоятельствах, когда региональный нормативный правовой акт издан органом исполнительной власти Хабаровского края в пределах нормотворческой компетенции, соответствуют федеральному законодательству, права административного истца не нарушает, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

В силу положений п.2 ч.4 ст.215 КАС РФ сообщение о принятии данного решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http//laws.khv.gov.ru.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 215 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административных исковых требований администрации города Комсомольска-на-Амуре о признании недействующим постановления Правительства Хабаровского края от 26 октября 2019 г. № 440-пр "О предоставлении мер социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле - августе 2019 г. на территории Хабаровского края", отказать.

Сообщение о принятии данного решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http//laws.khv.gov.ru.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Хабаровского краевого суда