УИД: 66OS0000-01-2023-000042-12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург | 19 сентября 2023 года Номер производства 3а-311/2023 |
Свердловский областной суд в составе
судьи Полевщиковой С.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Митюковой А.В. с помощью средств аудиозаписи, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного производства № 3а-311/2023
по административному исковому заявлению заместителя прокурора Свердловской области Юровских А.В. об оспаривании нормативного правового акта,
установил:
заместитель прокурора Свердловской области Юровских А.В. (далее – административный истец) обратился в Свердловский областной суд с административным иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц об оспаривании отдельных положений Лесохозяйственного регламента Билимбаевского лесничества Свердловской области, утвержденного Приказом Департамента лесного хозяйства Свердловской области от 01 февраля 2018 № 50 (далее – Приказ № 50).
В обоснование требований административный истец указал, что в границах Билимбаевского лесничества Свердловской области леса распределены по целевому назначению - на защитные и на эксплуатационные.
На территории Билимбаевского лесничества Свердловской области расположены особо охраняемые природные территории областного значения: ландшафтные заказники – «Гора Шунут-камень», Озеро-Исетское с окружающими лесами»; памятники природы – «Высокопроизводительные насаждения сосны, березы, ели», «Культуры сосны 1887 года», «Культуры сосны 1892 года», «Культуры ели 1910 и 1916 годов», «Гора «Старик-камень», «Гора «Дед-камень», Исток р. Малый Ик (Платонида»).
Несмотря на это, таблицей 3 раздела 1.1.4 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов по кварталам или их частям, а также основания выделения защитных, эксплуатационных и резервных лесов», Приложения 3, 3.1 Лесохозяйственного регламента Билимбаевского лесничества Свердловской области леса, расположенные на вышеуказанных природных территориях, отнесены к категории эксплуатационных, что противоречит положениям статей 111, 112 Лесного кодекса Российской Федерации.
Административный истец, уточнив административный иск, просит суд признать недействующим таблицу 3 раздела 1.1.4 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов по кварталам или их частям, а также основания выделения защитных, эксплуатационных и резервных лесов», Приложения 3, 3.1 Лесохозяйственного регламента в части отнесения лесных участков в кварталах 118, 128, 141, 145, 146, 150, 151, 153, 160 Мариинского участка Мариинского участкового лесничества; части кварталов 27, 30 Студенческого участка Северского участкового лесничества; в кварталах 74, 76 Первоуральского участка Первоуральского участкового лесничества; в кварталах 87, 122, 130 Билимбаевского участка Билимбаевского участкового лесничества к эксплуатационным лесам.
От Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области (далее – административный ответчик) поступили возражения на административный иск, в которых представитель Бойко А.А. просит отказать в удовлетворении административного иска, поскольку заявленные требования являются незаконными и необоснованными.
В частности, по мнению административного ответчика, административным истцом не доказана принадлежность лесных участков в составе Билимбаевского лесничества Свердловской области к категории земель особо охраняемых природных территорий.
Кроме этого, обращаясь с административным иском в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), административный истец ошибочно полагает, что с признанием недействующим оспариваемого нормативного правового акта будет устранено нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку в сфере лесных отношений существует разделение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Несмотря на то, что административный ответчик разрабатывает и утверждает лесохозяйственные документы, основой для разработки Лесохозяйственного регламента являются сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре и материалы лесоустройства лесничества. В соответствии со сведениями государственного лесного реестра леса, на территории которых установлены особо охраняемые природные территории, частично относятся к эксплуатационным лесам. Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 15 сентября 2009 года № 366, леса, расположенные на территории Билимбаевского лесничества Свердловской области в спорных кварталах (частях кварталов), также отнесены к эксплуатационным лесам. Соответственно до принятия Федеральным агентством лесного хозяйства решения об изменении целевого назначения леса, внесение в Лесохозяйственный регламент изменений недопустимо.
От Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу поступил отзыв на административный иск, в котором представитель Серкова Н.М. указала, что на территории лесничества расположены особо охраняемые природные территории регионального значения, перечень которых утвержден постановлением Правительства Свердловской области от 17 января 2001 года № 41-ПП «Об утверждении Перечней особо охраняемых природных территорий областного значения, расположенных в Свердловской области, и установлении режима особой охраны особо охраняемой природной территории областного значения «Лесной парк». Полномочия по утверждению лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на землях лесного фонда, при наличии на них особо охраняемых природных территорий регионального значения отнесены к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области.
Соответственно, неправомерное отнесение Лесохозяйственным регламентом Билимбаевского лесничества Свердловской области лесных участков в спорных кварталах, включенных в состав особо охраняемой природной территории, к эксплуатационным лесам не соответствует целям их создания.
В судебном заседании судом был допрошен свидетель Д. (начальник отдела учета земель и организации использования лесов департамента лесного хозяйства в Министерстве природных ресурсов и экологии Свердловской области), который после предупреждения его об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, пояснил, что при разработке Лесохозяйственного регламента Билимбаевского лесничества Свердловской области были приняты во внимание сведения из государственного лесного реестра и Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 15 сентября 2009 года № 366.
От Федерального агентства лесного хозяйства поступили следующие документы - Приказ от 15 сентября 2009 года № 366 «Об отнесении лесов на территории Билимбаевского, Нижне-Тагильского лесничеств Свердловской области к ценным, эксплуатационным лесам и установлении их границ», проект по отнесению лесов к эксплуатационным и защитным лесам по Билимбаевскому лесничеству Свердловской области (лесоустройство 2008 года).
В судебном заседании представитель административного истца - прокурор Васильева М.А. административные исковые требования поддержал, просила административный иск удовлетворить. Представитель Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу Серкова Н.М. в судебном заседании доводы отзыва поддержала, выразив согласие с требованиями административного иска.
Представители Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, ГКУ СО «Билимбаевское лесничество», Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз), в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, допросив свидетеля Д., приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 20 КАС РФ административные дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, рассматриваются областным судом в качестве суда первой инстанции.
Порядок и особенности рассмотрения указанной категории административных дел закреплены в главе 21 КАС РФ.
Согласно части 1 статьи 39, части 3 статьи 208 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации. Прокурор субъекта Российской Федерации, заместитель прокурора субъекта Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры и их заместители вправе обратиться в краевой суд.
Требования Заместителя прокурора Свердловской области направлены в защиту интересов Российской Федерации, поскольку неправомерное использование лесов в границах особо охраняемых природных территорий влечет нарушение принципов федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации, охраны и защиты среды обитания животного мира, редких объектов природы, а также в защиту прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со статьей 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.
При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 названной статьи, в полном объеме (часть 7).
Частью 8 статьи 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В силу пункта «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации содержится перечень полномочий в области лесных отношений, осуществление которых передано Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе полномочия по разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов.
В соответствии с частью 2 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Согласно части 3 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, указанных в части 2 статьи 83 настоящего Кодекса, а также лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.
Исходя из приведенных положений законодательства, утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, отнесено к полномочиям федерального органа исполнительной власти.
Из материалов дела судом установлено, что Лесохозяйственный регламент Билимбаевского лесничества Свердловской области утвержден Приказом № 50, текст которого опубликован в сетевом издании на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo66.gov.ru.
Приказ № 50 действует в редакции Приказа, утвержденного Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области от 31 января 2023 года № 100), полный текст которого, опубликован в десятидневный срок на сайте http://www.pravo66.gov.ru.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Департаменте лесного хозяйства Свердловской области, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 28 декабря 2010 года № 1905-ПП, Департамент является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, осуществляющим полномочия Свердловской области в области лесных отношений, а также переданные государственные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений.
В силу пункта 2 статьи 18 постановления Правительства Свердловской области от 26 декабря 2018 года № 971-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Свердловской области от 16 сентября 2015 года № 832-ПП «О Министерстве природных ресурсов и экологии Свердловской области» и о признании утратившим силу постановления Правительства Свердловской области от 28 декабря 2010 года № 1905-ПП «Об утверждении Положения, структуры и предельного лимита штатной численности Департамента лесного хозяйства Свердловской области», административный ответчик по настоящему административному делу – Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области является правопреемником Департамента лесного хозяйства Свердловской области по всем обязательствам в сфере лесных отношений в соответствии с действующим законодательством.
Судом установлено, что на территории Билимбаевского лесничества Свердловской области расположены особо охраняемые природные территории областного значения, перечень которых, утвержден Постановлением Правительства Свердловской области от 17 января 2001 года № 41-ПП «Об утверждении Перечней особо охраняемых природных территорий областного значения, расположенных в Свердловской области, и установлении режима особой охраны особо охраняемой природной территории областного значения «Лесной парк»: ландшафтные заказники – «Гора Шунут-камень», Озеро-Исетское с окружающими лесами»; памятники природы – «Высокопроизводительные насаждения сосны, березы, ели», «Культуры сосны 1887 года», «Культуры сосны 1892 года», «Культуры ели 1910 и 1916 годов», «Гора «Старик-камень», «Гора «Дед-камень», Исток р. Малый Ик (Платонида»).
В связи с этим суд полагает, что административный ответчик, являющийся исполнительным органом государственной власти Свердловской области, утверждая Лесохозяйственный регламент Билимбаевского лесничества Свердловской области, отдельные лесные участки которого расположены на землях особо охраняемых природных территорий, вышло за пределы предоставленных ему полномочий.
Оценивая содержание оспариваемых норм Лесохозяйственного регламента Билимбаевского лесничества Свердловской области на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.
Положениями статей 10, 12, 102, 103 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. При этом в числе категорий защитных лесов выделяются леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, в частности на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях.
Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями. Эксплуатационные же леса имеют иные цели освоения: для устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов.
Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения, регулируются Федеральным законом от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Федеральный закон № 33-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона № 33-ФЗ с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий: государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники; национальные парки; природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады.
При этом в силу пункта 3 указанной статьи законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона № 33-ФЗ на территориях памятников природы и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение их сохранности.
В отличие от эксплуатационных лесов в защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. Запрет на проведение в лесах, расположенных на территориях природных парков, природных заказников, сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено режимом зон, установленных в границах этих особо охраняемых территорий, предусмотрен частью 3 статьи 103 Лесного кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что в таблице 3 главы 1.1.4 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов по кварталам или их частям, а также основания выделения защитных, эксплуатационных и резервных лесов» а также в Приложениях 3, 3.1 «Карта-схема распределения лесов по целевому назначению» Лесохозяйственного регламента Билимбаевского лесничества лесные участки в кварталах 118, 128, 141, 145, 146, 150, 151, 153, 160 Мариинского участка Мариинского участкового лесничества; частях кварталов 27, 30 Студенческого участка Северского участкового лесничества; в кварталах 74, 76 Первоуральского участка Первоуральского участкового лесничества; в кварталах 87, 122, 130 Билимбаевского участка Билимбаевского участкового лесничества отнесены к эксплуатационным лесам.
Представленными выписками из государственного лесного реестра подтверждается, что кварталы 118, 128, 141, 145, 146, 150, 151, 153, 160 Мариинского участка Мариинского участкового лесничества; части кварталов 27, 30 Студенческого участка Северского участкового лесничества; кварталы 74, 76 Первоуральского участка Первоуральского участкового лесничества; кварталы 87, 122, 130 Билимбаевского участка Билимбаевского участкового лесничества имеют целевое назначение – эксплуатационные леса.
Между тем, в указанных выше кварталах расположены особо охраняемые природные территории: ландшафтные заказники – «Гора Шунут-камень», Озеро-Исетское с окружающими лесами» и памятники природы – «Высокопроизводительные насаждения сосны, березы, ели», «Культуры сосны 1887 года», «Культуры сосны 1892 года», «Культуры ели 1910 и 1916 годов», «Гора «Старик-камень», «Гора «Дед-камень», Исток р. Малый Ик (Платонида»).
Соответственно, неправомерное отнесение Лесохозяйственным регламентом Билимбаевского лесничества Свердловской области лесных участков, включенных в состав особо охраняемых природных территорий, к эксплуатационным лесам не соответствует целям их создания, поскольку допускает осуществление сплошных и выборочных рубок с целью заготовки древесины, размещение лесоперерабатывающей инфраструктуры и другие виды использования лесов без соблюдения ограничений, определенных федеральным и региональным законодательством.
Согласно преамбуле (абзац второй) Федерального закона № 33-ФЗ особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
Несоответствующие федеральному законодательству нормы Лесохозяйственного регламента Билимбаевского лесничества Свердловской области нарушают интересы неопределенного круга лиц Свердловской области на обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах, а также на использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.
Также нарушены интересы Российской Федерации, поскольку лесной фонд и животный мир в пределах территории Российской Федерации являются государственной собственностью и соответственно неисполнение требований, закрепленных действующим природоохранным законодательством, приведет к ненадлежащему проведению мероприятий в данной сфере.
Доводы административного ответчика о том, что полномочиями по отнесению лесов к защитным лесам и эксплуатационным лесам обладает исключительно Федеральное агентство лесного хозяйства, и, что оспоренный административным истцом Лесохозяйственный регламент Билимбаевского лесничества Свердловской области устанавливает принадлежность вышеуказанных лесных участков лесов в спорных кварталах к категории эксплуатационных лесов на основании приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 15 сентября 2009 года № 366, не влияют на предмет спора по настоящему административному делу, поскольку предметом проверки является нормативный правовой акт, изданный административным ответчиком, и именно в этом нормативном правовом акте содержатся нормы об отнесении лесных участков, включенных в состав особо охраняемых природных территорий к эксплуатационным лесам.
Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 15 сентября 2009 года № 366 предметом проверки по настоящему административному делу не являлся и на соответствие этому Приказу оспариваемый нормативный правовой акт не проверялся.
В силу положений частей 2 и 4 статьи 215 КАС РФ, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, то по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований.
Поскольку по настоящему административному делу установлено несоответствие Лесохозяйственного регламента Билимбаевского лесничества Свердловской области в оспариваемой части положениям Федерального закона № 33-ФЗ и отдельным статьям Лесного кодекса Российской Федерации, имеющих большую юридическую силу, а также превышение предоставленных административным ответчиком полномочий при принятии нормативного правового акта, административный иск подлежит удовлетворению.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд полагает, что, поскольку оспариваемые нормы Лесохозяйственного регламента Билимбаевского лесничества Свердловской области применялись ранее и на их основании реализовывались права граждан и организаций, они подлежат признанию недействующими со дня вступления решения суда в законную силу в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».
В пункте 2 части 4 статьи 215 КАС РФ установлено, что в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться, в том числе, указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
На основании изложенного решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в официальном интернет портале правовой информации Свердловской области.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск заместителя прокурора Свердловской области Юровских А.В. о признании недействующим в части Лесохозяйственного регламента Билимбаевского лесничества Свердловской области, утвержденного Приказом Департамента лесного хозяйства Свердловской области от 01 февраля 2018 года № 50 (в действующей редакции) удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда Лесохозяйственный регламент Билимбаевского лесничества Свердловской области, утвержденный Приказом Департамента лесного хозяйства Свердловской области от 01 февраля 2018 года № 50 (в ред. Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 31 января 2023 года) в части включения в эксплуатационные леса в таблице 3 раздела 1.1.4 (Приложение 3, 3.1) лесных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, а именно: кварталов 118, 128, 141, 145, 146, 150, 151, 153, 160 Мариинского участка Мариинского участкового лесничества; частей кварталов 27, 30 Студенческого участка Северского участкового лесничества; кварталов 74, 76 Первоуральского участка Первоуральского участкового лесничества; кварталов 87, 122, 130 Билимбаевского участка Билимбаевского участкового лесничества.
Сообщение о принятии данного решения суда подлежит в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу размещению на официальном интернет портале правовой информации Свердловской области www.pravo.gov66.ru и (или) в «Областной газете».
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Свердловский областной суд.
Мотивированное решение изготовлено 02 октября 2023 года.
Судья С.Н. Полевщикова