Дело № 3а-312/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ставрополь 27 сентября 2018 года
Ставропольский краевой суд в составе председательствующего судьи Солдатовой С.В.,
при секретаре судебного заседания Пика А.И.,
с участием представителя административного истца Криволаповой О.А. – Товканевой О.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Криволаповой Ольги Александровны к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», в лице филиала по Ставропольскому краю, об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости,
установил:
Криволапова О.А. обратилась в Ставропольский краевой суд с административным исковым заявлением, с учетом его последующего уточнения, об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, с разрешенным использованием – для сельскохозяйственного производства, категория – земли сельскохозяйственного назначения; адрес: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир р-н Шпаковский, <адрес>. Участок находится примерно в 1,4 км. от ориентира по направлению на северо-восток. Почтовый адрес ориентира: Ставропольский край, р-н Шпаковский, <адрес>, в размере равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 11 декабря 2017 года, – 86324000 рублей (т. 2 л.д. 198-199).
В обоснование заявленных требований указано, что административному истцу Криволаповой О.А. принадлежит доля вправе общей долевой собственности на указанный земельный участок, в размере 6/2722 доли.
Право общей долевой собственности на земельный участок подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 20 марта 2008 года №, а также выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (номер записи о регистрации №№ от 20 марта 2008 года).
На основании Акта об утверждении кадастровой стоимости от 11.12.2017 года, б/н, кадастровая стоимость данного земельного участка определена по состоянию на 11.12.2017 г. и составляет 212622617,61 руб.
По мнению истца, указанная кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость.
Согласно отчету об оценке № 746 от 14 мая 2018 года, выполненному независимым оценщиком – ООО «Агентство независимой оценки», рыночная стоимость участка на дату установления его кадастровой стоимости (11.12.2017 года) определена в размере 66116000 рублей.
Полагает, что превышение кадастровой стоимости участка над его рыночной стоимостью напрямую затрагивает ее права и интересы.
С целью соблюдения прав всех правообладателей земельного участка, сообщение о намерении административного истца подать настоящее исковое заявление было опубликовано в газете по месту нахождения земельного участка: «Наша жизнь» № 35 (11303) от 22.05.2018 г.
В судебном заседании представитель административного истца Криволаповой О.А. - Товканева О.В. уточнила заявленные исковые требования административного иска, просила установить кадастровую стоимость принадлежащего административному истцу земельного участка в размере его рыночной стоимости на основании выводов судебной оценочной экспертизы № 097/18-Э от 10 августа 2018 года, выполненной экспертом ООО «Профэксперт» Клищ С.С.
Административный истец Криволапова О.А., представители административных ответчиков: Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ставропольскому краю, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Министерства имущественных отношений Ставропольского края, заинтересованного лица - администрации муниципального образования Дубовскогго сельсовета Шпаковского района Ставропольского края, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, ходатайств об отложении рассмотрения иска не заявляли.
Административный истец Криволапова О.А. ходатайствовала о рассмотрении административного дела в ее отсутствие.
В письменных возражениях на административное исковое заявление представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю просит рассмотреть дело в соответствии с действующим законодательством, в отсутствие представителя, пояснив также, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в ЕГРН 11.12.2017 г. на основании Акта определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, подготовленного филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю в соответствии с результатами государственной кадастровой оценки, утверждёнными приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27.11.2015 № 1381.
От главы муниципального образования Дубовского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края поступило ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствие представителя сельсовета. Обращает внимание, что поступления в бюджет муниципального образования Дубовского сельсовета напрямую зависят от размера кадастровой стоимости земельных участков, в связи с чем, ее уменьшение влечет за собой уменьшение поступлений в бюджет муниципального образования, что явно нарушает его интересы.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных и не явившихся в судебное заседание лиц в порядке ч. 4 ст. 247 КАС РФ.
Заслушав объяснения представителя административного истца, исследовав письменные доказательства по данному административному делу, выслушав эксперта, суд находит заявленные в иске требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы за использование земли является земельный налог (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктами 2, 4, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель).
В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об оценочной деятельности") под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
По смыслу приведенных положений действующего законодательства, кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.
В связи с этим, пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Статья 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности» в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости объекта недвижимости и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Как следует из материалов дела, Криволаповой О.А. принадлежит 6/2722 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, с кадастровым номером №, площадью 25043889 кв.м., с разрешенным использованием – для сельскохозяйственного производства, категория – земли сельскохозяйственного назначения, адрес: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. <адрес>, участок находиться примерно в 1,4 км. от ориентира по направлению на северо-восток. Почтовый адрес ориентира: Ставропольский край, р-н Шпаковский, <адрес>.
Право собственности административного истца на долю в праве на земельный участок подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 20 марта 2008 года 26-АЕ №, а также выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (№ записи о регистрации № от 20 марта 2008 года) (т. 1 л.д. 14, 167).
На основании Акта об утверждении кадастровой стоимости от 11.12.2017 года, б/н, кадастровая стоимость данного земельного участка определена по состоянию на 11.12.2017 г. и составляет 212622617,61 руб., данная кадастровая стоимость внесена в Единый государственный реестр недвижимости 11 декабря 2017 года, что подтверждается выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости земельного участка от 17.05.2018 г. (т. 2 л.д. 51).
В газете «Наша жизнь» от 22 мая 2018 года № 35 (11303) административным истцом опубликовано уведомление об обращении в суд с настоящим административным иском (том 1 л.д. 13-14).
В ходе производства по настоящему делу каких-либо возражений от совладельцев или арендатора настоящего земельного участка по настоящему спору – не поступало.
Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 ноября 2015 года № 1381 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения в Ставропольском крае» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения, оценка которых производилась по состоянию на 1 января 2015 года.
В соответствии с отчетом об оценке № 746 от 14 мая 2018 года, об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровыми номером 26:11:000000:131, выполненным независимым оценщиком – ООО «Агентство независимой оценки», по заказу административного истца, рыночная стоимость участка на дату установления его кадастровой стоимости (11.12.2017 года) определена в размере 66116000 рублей.
При принятии решения суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.
По ходатайству административного истца определением суда от 11 июля 2018 года назначена по делу судебная оценочная экспертиза, выполнение которой поручено эксперту ООО «Профэксперт» Клищ С.С.
Согласно заключению эксперта № 097/18-Э от 10 августа 2018 года (т. 2 л.д. 128-179), рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 25043889 кв.м., с разрешенным использованием – для сельскохозяйственного производства, категория – земли сельскохозяйственного назначения, адрес: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. <адрес>, участок находиться примерно в 1,4 км. от ориентира по направлению на северо-восток. Почтовый адрес ориентира: Ставропольский край, р-н Шпаковский, <адрес>, по состоянию на 11 декабря 2017 года составляет 86324000 рублей.
Согласно части 13 статьи 49 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на основании проведенных исследований и с учетом их результатов эксперт дает заключение в письменной форме и подписывает его, если иное не установлено настоящим Кодексом. Если экспертиза проводится в судебном заседании, эксперт может дать устное заключение. Заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.
В соответствии с частью 1 и частью 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Заключение эксперта оценивается судом в совокупности с другими доказательствами по делу (пункт 8 статьи 82 данного закона).
Из материалов дела следует, что заключение судебной оценочной экспертизы № 097/18-Э от 10 августа 2018 года подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного участка, и соответствует требованиям указанного Федерального Закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, в связи с чем, ставить указанное экспертное заключение под сомнение оснований не имеется.
Из экспертного заключения и показаний, данных экспертом Клищ С.С. в судебном заседании, следует, что при проведении экспертизы отражено состояние исследуемого объекта, описаны применяемые при экспертизе подходы и методы оценки, объект оценки, произведен анализ сельского хозяйства Ставропольского края, рынка объекта исследования, определен сегмент рынка, к которому принадлежит объект оценки.
Из заключения по результатам судебной оценочной экспертизы следует, что в распоряжении эксперта был предоставлен весь объем необходимой информации обо всех существенных для расчета рыночной стоимости факторах и параметрах объекта оценки, оснований полагать, что экспертом были неверно определены сегмент рынка, искажены ценообразующие характеристики, не имеется.
Отбор в качестве объектов-аналогов земельных участков, расположенных в иных районах Ставропольского края соответствует требованиям подпункта «б» пункта 11 ФСО № 7 и обоснован экспертом рыночными условиями.
Подобранные экспертом аналоги отвечают требованиям пункта 22 ФСО № 7, схожи с объектом оценки по своим экономическим характеристикам, определенным экспертом ценообразующим факторам, отнесены к одному земельно-оценочному району в соответствии с Постановлением Правительства Ставропольского края от 05.12.2001 года № 284-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий в Ставропольском крае по состоянию на 1 января 2001 года».
В силу подпункта «д» пункта 22 ФСО № 7 удельный показатель стоимости скорректирован по выявленным различиям.
Аналоги с нетипичными условиями продажи экспертом не использованы, факторы, свидетельствующие о существенном изменении цен за период между датами сделки (предложения) и оценки (условия рынка) не выявлены.
В силу пункта 25 ФСО № 7 выбор аналогов, метода оценки и методологии расчетов - исключительная прерогатива эксперта-оценщика, ограниченная условием сопоставимости объекта оценки и выбранных объектов-аналогов, отбора единиц сравнения.
В заключении приведено обоснование соответствия корректировок, введенных на основании экспертного мнения, рыночным условиям, обоснование в соответствии с федеральными стандартами оценки и принципами в рамках выбранного подхода (принцип существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости и достаточности).
Анализ полученных результатов произведен в соответствии с подпунктом «е» пункта 22 ФСО № 7.
В соответствии с разделом 5 Распоряжения Минимущества Российской Федерации от 06.03.2002 года № 568-р «Об утверждении методических рекомендаций по определению рыночной стоимости земельных участков» оценка произведена, исходя из разрешенного, наиболее эффективного использования оцениваемого земельного участка, с учетом особенностей сельскохозяйственного районирования территории, входящих в состав участка сельскохозяйственных угодий, их плодородия.
В заключении экспертом приводится описание выбранных методов, позволяющее понять логику процесса определения стоимости и соответствие выбранного оценщиком метода (методов) объекту недвижимости, принципам оценки, определяемому виду стоимости и предполагаемому использованию результатов оценки.
На основании пункта 25 ФСО № 1 оценщик для получения итоговой стоимости объекта оценки осуществляет согласование (обобщение) результатов при использовании различных подходов к оценке и методов оценки.
Целью согласования результатов использования методов и подходов к оценке является определение преимуществ и недостатков каждого из них и, тем самым, выработка единой стоимостной оценки.
Применение корректировок, в том числе, корректировки на состав угодий, основанной на достоверных данных кадастрового инженера, не оспоренных лицами, участвующими в деле, являющихся проверяемыми (о чем показано экспертом в судебном заседании), на площадь сопоставляемых объектов экспертом мотивирован в заключении. Размер применённых корректировок не ставит под сомнение обоснованность выбора аналогов.
Проанализировав данное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд расценивает его как относимое и допустимое доказательство, подтверждающее достоверность указанных в нем выводов.
Поскольку противоречия в выводах эксперта или заинтересованность эксперта в исходе рассматриваемого спора отсутствует, оснований не доверять заключению судебной оценочной экспертизы не имеется.
Выводы, содержащиеся в отчете об оценке оцениваемого земельного участка, указанного в административном иске, опровергаются заключением судебной оценочной экспертизы.
Иных доказательств, свидетельствующих о том, что рыночная стоимость спорного земельного участка является иной, чем отражено в заключении судебной оценочной экспертизы, сторонами, заинтересованными лицами по делу суду не представлено.
При этом, согласно абзацу 4 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, пункта 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28 от 30.06.2015 года, стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость.
Таким образом, суд считает необходимым установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости, в размере, установленном судебной оценочной экспертизой, по состоянию на 11.12.2017 г., поскольку указанная дата является датой определения кадастровой стоимости.
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, датой подачи соответствующего заявления Криволаповой О.А. следует считать дату ее обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением – 01.06.2018 г.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования Криволаповой Ольги Александровны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», в лице филиала по Ставропольскому краю, Министерству имущественных отношений Ставропольского края об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости - удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, с разрешенным использованием – для сельскохозяйственного производства, категория – земли сельскохозяйственного назначения; адрес: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. <адрес> Шпаковский, <адрес>. Участок находится примерно в 1,4 км. от ориентира по направлению на северо-восток. Почтовый адрес ориентира: Ставропольский край, р-н Шпаковский, <адрес>, в размере равном его рыночной стоимости – 86324000 рублей, определённом по состоянию на 11.12.2017 г.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка считать дату обращения Криволаповой Ольги Александровны в суд с настоящим административным исковым заявлением – 01.06.2018 г.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Ставропольского краевого суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 02.10.2018 г.
Судья С.В. Солдатова