Дело № 3А-313/2018
015а
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 декабря 2018 года г. Красноярск
Красноярский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Андриишина Д.В.,
при секретаре судебного заседания Дорошковой М.В.,
с участием представителя департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска Харисовой М.Х., представителя службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края Мерзляковой А.В., прокурора Моргуна О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело 3А-313/2018 по административному исковому заявлению департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска о признании не действующим Приказ службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края от 24 мая 2017 года № 280 «О включении объекта в реестр»,
УСТАНОВИЛ:
Приказом службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края от 24 мая 2017 года № 280 «О включении объекта в реестр» (далее – Приказ от 24 мая 2017 года № 280) «Жилой дом» нач. 20 века, расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Ленина, 154, включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – единый государственный реестр объектов культурного наследия) выявленный объект культурного наследия, как объект культурного наследия регионального значения.
Приказ от 24 мая 2017 года № 280 был подписан руководителем службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края (далее – Служба), опубликован 25 мая 2017 года на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края по адресу: http://www.zakon.krskstate.ru и в соответствии с пунктом 6 Приказа вступил в силу на следующий день после его официального опубликования – 26 мая 2017 года.
Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (далее – ДМИЗО администрации города Красноярска) обратился с административным иском о признании недействующим Приказ от 24 мая 2017 года № 280, мотивируя заявленные требования тем, что муниципальное образование город Красноярск является собственником жилого дома, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Ленина, 154. Включение этого объекта в единый государственный реестр объектов культурного наследия ограничивает права административного истца по распоряжению жилым домом, поскольку устанавливает особый режим использования объекта культурного наследия, а также земельного участка под ним, предполагающий ограничения либо запрещающий ведение хозяйственной или иной деятельности на территории данного объекта, что обусловлено целью защиты конституционно значимых ценностей и обеспечение сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории. Основанием для включения жилого дома в единый государственный реестр объектов культурного наследия послужила историко-культурная экспертиза от 10 ноября 2016 года № 200-94-8-47/БИКЭ, из выводов которой следует, что жилой дом, расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Ленина, 154, имеет признаки объекта, представляющего собой историко-культурную ценность. Административный истец считает, что государственная историко-культурная экспертиза от 10 ноября 2016 года № 200-94-8-47/БИКЭ не соответствует требованиям статей 28 - 32 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и Положению о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 года № 569, в связи с чем, не могла служить основанием для включения спорного объекта в единый государственный реестр объектов культурного наследия. Кроме того, с целью установления исторической значимости и культурной ценности жилого дома ООО «Центр историко-культурной экспертизы» ранее был подготовлен акт государственной историко-культурной экспертизы от 20 июня 2014 года, которым установлено отсутствие оснований для включения жилого дома, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Ленина, 154, в единый государственный реестр объектов культурного наследия.
В судебном заседании представитель ДМИЗО администрации города Красноярска Харисова М.Х., действующая на основании доверенности, настаивала на заявленных требованиях по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель Службы Мерзлякова А.В., действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении административного иска отказать по тем основаниям, что оспариваемый Приказ принят в пределах установленных полномочий Службы и не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Прокурор - прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражных процессах прокуратуры Красноярского края Моргун О.В. в своем заключении полагал административный иск не подлежащим удовлетворению.
Оценив доводы участвующих в деле лиц, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд полагает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации закрепляет обязанность каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (часть 3 стати 44).
В соответствии с пунктом «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации охрана памятников истории и культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На основании подпункта 15 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, выявленных объектов культурного наследия, а также осуществления регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ) правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации о культуре и осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В силу статьи 9.2 указанного Закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия отнесено, в том числе, принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в пределах полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации и контроль за их исполнением (пункт 1); определение порядка принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о включении объекта культурного наследия регионального значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (пункт 6); принятие решения о включении объекта в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения или об отказе во включении объекта в указанный реестр (пункт 12).
На территории Красноярского края отношения, возникающие в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются также Законом Красноярского края от 23 апреля 2009 года № 8-3166 «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Красноярского края» (далее - Закон края от 23 апреля 2009 года № 8-3166).
Согласно статье 6 Закона края от 23 апреля 2009 года № 8-3166 решение о включении выявленного объекта культурного наследия либо об отказе во включении такого объекта в реестр объектов культурного наследия в качестве объекта культурного наследия регионального значения или местного (муниципального) значения принимается краевым органом охраны объектов культурного наследия.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о службе по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 01 апреля 2015 года № 152-п, служба по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края (далее - Служба) является органом исполнительной власти Красноярского края, который на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края осуществляет нормативное правовое регулирование в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), за исключением полномочий, отнесенных к компетенции иных органов исполнительной власти края.
На основании пункта 3.10 данного Положения к компетенции Службы отнесено принятие решения о включении выявленного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения или по согласованию с органами местного самоуправления - местного (муниципального) значения либо об отказе во включении объекта в реестр.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят органом государственным власти субъекта Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Одним из видов объектов культурного наследия являются памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (абзац второй части 5 статьи 3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ ).
В пункте 3.1 Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной Приказом Минкультуры СССР от 13 мая 1986 года № 203, памятники градостроительства и архитектуры определяются как архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов; сооружения гражданской, жилой, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и садово-паркового искусства, природные ландшафты.
Аналогичное определение памятников градостроительства и архитектуры дано в подпункте «в» пункта 2 Положения об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 16 сентября 1982 года № 865.
В силу положений Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ федеральным законодателем гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (абзацы третий и четвертый преамбулы); объекты культурного наследия регионального значения представляют собой объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации (статья 4); под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с данным федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда (статья 6); Единый государственный реестр объектов культурного наследия представляет собой государственную, информационную систему, подключаемую к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-техническое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, включающую в себя банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования реестра, методов и формы ведения реестра; сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия (пункты 2 и 3 статьи 15); реестр формируется посредством включения в него объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение о включении их в реестр, а также посредством исключения из реестра объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение об исключении их из реестра, в порядке, установленном указанным федеральным законом (статья 16); объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, в отношении которого в региональный орган охраны объектов культурного наследия поступило заявление о его включении в реестр, является выявленным объектом культурного наследия со дня принятия региональным органом охраны объектов культурного наследия решения о включении такого объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия (пункт 5 статьи 16.1).
Порядок включения объектов культурного наследия в реестр возлагает на региональный орган охраны объектов культурного наследия обязанность обеспечить проведение государственной историко-культурной экспертизы. Заключение государственной историко-культурной экспертизы должно содержать следующие сведения, необходимые для принятия решения о включении выявленного объекта культурного наследия в реестр: информацию о наименовании объекта, о времени возникновения или дате создания объекта, датах основных изменений (перестроек) данного объекта и (или) датах связанных с ним исторических событий, о местонахождении объекта (адрес объекта или при его отсутствии описание местоположения объекта), о категории историко-культурного значения объекта, о виде объекта, описание особенностей объекта, являющихся основаниями для включения его в реестр и подлежащих обязательному сохранению, сведения о границах территории выявленного объекта культурного наследия, включая текстовое и графическое описания местоположения этих границ, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости, фотографическое (иное графическое) изображение. Региональный орган охраны объектов культурного наследия на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы, в котором определяется историко-культурная ценность объекта и предлагается отнести такой объект к объектам культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения, в срок не позднее тридцати рабочих дней со дня получения указанного заключения принимает решение о включении объекта в реестр в качестве объекта культурного наследия регионального или по согласованию с органами местного самоуправления - местного (муниципального) значения либо об отказе во включении объекта в реестр Объект культурного наследия, включенный в реестр, подлежит государственной охране со дня принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о включении его в реестр. Снос объекта культурного наследия, включенного в реестр, запрещен (пункт 1, подпункты 1 - 8 пункта 2, пункт 3, пункты 13 и 14 статьи 18).
В статье 29 указанного Федерального закона закреплены принципы проведения историко-культурной экспертизы, к которым законодатель, в частности, отнес принцип научной обоснованности, объективности и законности; презумпции сохранности объекта культурного наследия при любой намечаемой хозяйственной деятельности; достоверности и полноты информации, представляемой заинтересованным лицом на историко-культурную экспертизу.
Объектами историко-культурной экспертизы являются, в частности: выявленные объекты культурного наследия в целях обоснованности целесообразности включения данных объектов в реестр; документы, обосновывающие включение объектов культурного наследия в реестр (статья 30).
Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2009 года № 569 утверждено Положение о государственной историко-культурной экспертизе (далее - Положение), которое устанавливает порядок проведения государственной историко-культурной экспертизы, требования к определению физических и юридических лиц, которые могут привлекаться в качестве экспертов, перечень представляемых экспертам документов, порядок их рассмотрения, порядок проведения иных исследований в рамках экспертизы, порядок определения размера оплаты экспертизы, касающейся объектов культурного наследия федерального значения, а также порядок назначения повторной экспертизы.
Приказом министерства культуры Красноярского края от 31 марта 2015 года № 169 в Перечень выявленных объектов культурного наследия включен объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, «Дом жилой», нач. 20 в., расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Ленина, 154.
Как следует из материалов дела, ООО «Бюро историко-культурной экспертизы» проведена государственная историко-культурная экспертиза документов, обосновывающих включение в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации выявленного объекта культурного наследия «Дом жилой», нач. 20 в., расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Ленина, 154, по результатам которой составлен акт № 200-94-8-47/БИКЭ, утвержденный 10 ноября 2016 года (далее – Акт экспертизы).
Указанная экспертизы проводилась в целях обоснование включения объекта культурного наследия в реестр, определение категории историко-культурного значения объекта культурного наследия, а объектами экспертизы -выявленный объект культурного наследия, а также документы, обосновывающие включение объекта культурного наследия в Реестр (пункт 7 Акта экспертизы).
Согласно пункту 8 Акта экспертизы, Заказчиком были представлены документы, предусмотренные пунктом 16 Положения, - копии Учетной карты и технического паспорта Объекта, проект предмета охраны Объекты, сведения о собственниках Объекта и земельных участков в его границах, кадастровый паспорт.
Довод административного истца о непроведении экспертом личного осмотра объекта опровергается содержанием пунктов 10 и 10.3 Акта экспертизы, в которых изложены сведения о проведенных исследованиях в рамках экспертизы (примененных методах, объеме и характере выполненных работ, результатах), а также указано на проведение научного сравнительного анализа всего комплекса данных (натурных исследований, документов, материалов, информации) по Объекту.
В судебном заседании эксперт Зыль Е.П. подтвердила, что при проведении ею экспертизы в 2016 году она осматривала Объект, а также осматривала его в 2013 году при проведении оценки обоснованности включения Объекта в Перечень выявленных объектов культурного наследия.
Из описания Объекта, приведенного в пункте 11 Акта экспертизы, следует, что он представляет собой крупный двухэтажный деревянный дом, расположенный на одной из основных улиц в историческом центре города. Протяженный восьми-осный фасад объекта формирует северный фронт застройки улицы. Окна первого и второго этажа обрамлены простыми наличниками, завершенными фигурными лобанями геометрического и зооморфного орнамента. Окна первого этажа закрыты филенчатыми ставнями. Перерубы и углы сруба прикрыты фигурными пилястрами, фасады завершены фризом с накладкой резьбой растительного орнамента.
Как указано в пункте 14.3 Акта экспертизы, представленная на экспертизу документация обеспечивает достижение целей - обоснование включения объекта культурного наследия в Реестр, определение категории историко-культурного значения объекта культурного наследия в соответствии со статьей 28 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ.
Согласно пункту 14.7 Акта экспертизы, историко-культурная ценность Объекта заключается в формировании исторического фрагмента застройки одной из главных улиц центральной части города Красноярска по ее красной линии в качестве элемента квартальной застройки - главного здания исторического домовладения. Объект является образцом городского доходного дома начала XX века.
Вышеприведенный вывод экспертизы согласуется с законодательно определенным понятием объектов культурного наследия и, в частности, памятников градостроительства и архитектуры (части 1, абзац второй части 5 статьи 3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ, пункт 3.1 Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной Приказом Минкультуры СССР от 13 мая 1986 года № 203, подпункт «в» пункта 2 Положения об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 16 сентября 1982 года № 865).
Категория историко-культурного значения объекта культурного наследия определена экспертом в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ: «объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации».
Эксперт Зыль П.А. имеет соответствующее образование и квалификацию, значительный стаж экспертной работы, до начала производства исследования была предупреждена об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации. Государственная историко-культурная экспертиза проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ и Положения. Акт экспертизы также соответствует нормативным требованиям названных актов, а изложенные в нем выводы подробно аргументированы и подтверждены экспертом при допросе в судебном заседании.
Названный Акт экспертизы явился основанием для вынесения оспариваемого Приказа от 24 мая 2017 года № 280.
Таким образом, оспариваемый Приказ от 24 мая 2017 года № 280 принят органом государственной власти в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ.
Довод административного истца о том, что эксперт Слабуха А.В., проводивший в 2013 году первоначальную экспертизу Объекта в целях оценки обоснованности его включения в Перечень выявленных объектов культурного наследия, являлся на момент проведения вышеуказанной государственной историко-культурной экспертизы директором ООО «Бюро историко-культурной экспертизы», в котором осуществляла трудовую деятельность эксперт Зыль Е.П., не свидетельствует о нарушении принципа независимости эксперта, установленного статьей 29. Вышеуказанные обстоятельства сами по себе не ставят под сомнение независимость и объективность эксперта Зыль Е.П.
Также судом отклоняется довод административного истца о недостоверности Акта экспертизы, мотивированные ссылкой на акт государственной историко-культурной экспертизы от 20 июня 2014 года, проведенной ООО «Центр историко-культурной экспертизы», в соответствии с которым отсутствуют основания для включения Объекта в единый государственный реестр объектов культурного наследия. Приходя к данным выводам, эксперт в своем заключении не дал оценки тому обстоятельству, что Объект формирует исторический фрагмент застройки одной из главных улиц центральной части города Красноярска по ее красной линии в качестве элемента квартальной застройки - главного здания исторического домовладения.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Поскольку Приказ от 24 мая 2017 года № 280 не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, права административного истца не нарушает, суд полагает в удовлетворении административного иска отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 170-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска о признании не действующим Приказ службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края от 24 мая 2017 года № 280 «О включении объекта в реестр» - отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Красноярский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Красноярского краевого суда Д.В. Андриишин
Решение в окончательной форме принято 21 декабря 2018 года