ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-313/2021 от 28.01.2022 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

по делу № 3а-50/2022

28 января 2022 г. г. Махачкала

Верховный Суд Республики Дагестан в составе:

судьи Верховного Суда Республики Дагестан Омарова Д.М.,

при секретаре судебного заседания Магомаевой С.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании нормативного правового акта,

установил:

Постановлением Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. № 175 «Об утверждении региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы», официально опубликованным в издании «Дагестанская правда», № 225-226, 12.07.2013 г., утверждена Региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы (далее - Программа), приложением к которой является перечень многоквартирных домов, общее имущество которых подлежит капитальному ремонту в рамках реализации Программы (далее – Перечень).

Согласно вышеуказанной Программе (в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 23 декабря 2016 г. № 396) многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу <адрес> был включен в Перечень (строка 1657) с установлением следующих сроков и видов ремонтных работ:

- в плановый период 2017-2019 гг. – работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения (1), газоснабжения (2), водоснабжения (4), водоотведения (5), ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме (9);

- в плановый период 2020-2022 гг. – ремонт фундамента многоквартирного дома (11);

- в плановый период 2029-2031 гг. – работ по ремонту крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю (8);

- в плановый период 2035-2037 гг. – утепление и ремонт фасада (10);

- в плановый период 2038-2040 гг. – работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения (1), газоснабжения (2), теплоснабжения (3), водоснабжения (4).

Постановлением Правительства Республики Дагестан от 30 апреля 2021 г. № 97 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. № 175», опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации Республики Дагестан http://pravo.e-dag.ru, Программа изложена в новой редакции, согласно которой вышеуказанный многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу <адрес>, включен в Перечень (строка 1896) с установлением следующих сроков и видов ремонтных работ:

- в плановый период 2026-2028 гг. – работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения (1), водоотведения (5);

- в плановый период 2032-2034 гг. – работ по ремонту фундамента многоквартирного дома (11);

- в плановый период 2035-2037 гг. – работ по ремонту внутридомовой инженерной системы газоснабжения (2), ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме (9), утепление и ремонт фасада (10);

- в плановый период 2038-2040 гг. – работ по ремонту внутридомовых инженерных систем теплоснабжения (3), водоснабжения (4), работ по ремонту крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю (8).

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Правительству Республики Дагестан о признании недействующей позицию 1896 Перечня (в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 30 апреля 2021 г. № 97) в части:

- переноса работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения (1) и водоотведения (5) из планового периода 2017-2019 гг. на плановый период 2026-2028 гг.;

- переноса работ по ремонту внутридомовой инженерной системы газоснабжения (2) из планового периода 2017-2019 гг. на плановый период 2035-2037 гг.;

- переноса работ по ремонту подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме (9) из планового периода 2017-2019 гг. на плановый период 2035-2037 гг.;

- исключения работ по ремонту внутридомовой инженерной системы водоснабжения (4) из планового периода 2017-2019 гг.;

- переноса работ по ремонту фундамента многоквартирного дома (11) из планового периода 2020-2022 гг. на плановый период 2032-2034 гг.;

- переноса работ по ремонту крыши, в том числе переустройства невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю (8) из планового периода 2029-2031 гг. на плановый период 2038-2040 гг.;

- исключения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения (1) и газоснабжения (2) из планового периода 2038-2040 гг., многоквартирного дома, расположенного по адресу <адрес>

В обоснование заявленных требований в административном исковом заявлении указано, что перенос сроков планируемых ремонтных работ в многоквартирном доме и сокращение их перечня, в нарушение требований части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, осуществлён при отсутствии соответствующего решения общего собрания собственников помещений данного многоквартирного дома, что нарушает права и законные интересы административного истца как собственника жилого помещения в указанном многоквартирном доме.

В ходе судебного разбирательства к участию в административном деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан, Государственная жилищная инспекция Республики Дагестан, Дагестанский некоммерческий фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, администрация городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» и ООО «Управляющая компания – 22».

Административный истец ФИО1 и его представитель по доверенности Габибова А.М., представитель административного ответчика Правительства Республики Дагестан, представители заинтересованных лиц Дагестанского некоммерческого фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан, Государственной жилищной инспекции Республики Дагестан, администрации ГОсВД «город Махачкала» и ООО «Управляющая компания – 22», извещённые о месте, дате и времени проведения судебного заседания, в суд не явились, своих представителей не направили, о причинах неявки суд не известили, в связи с чем административное дело рассмотрено в их отсутствие.

Исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.

Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям (части 1 и 3 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В развитие приведенных положений федерального законодательства принят Закон Республики Дагестан от 9 июля 2013 года № 57 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан».

В соответствии с частью 1 статьи 13 вышеуказанного закона очередность и плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, включенном в региональную программу, определяются уполномоченным органом по каждому виду услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с настоящей статьей.

Очередность и плановый период осуществления каждого вида услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме определяются в соответствии с нормативно-технической документацией в области строительной деятельности, с учетом предложений собственников помещений в многоквартирном доме, исходя из продолжительности эффективной эксплуатации конструктивных элементов многоквартирного дома, которая исчисляется с даты ввода многоквартирного дома в эксплуатацию, а также с учетом последней даты осуществления соответствующего вида услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (части 2 и 3).

Определение очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах исходя из вышеуказанных, установленных статьей 13 Закона Республики Дагестан от 9 июля 2013 года № 57 критериев, предусмотрено также паспортом Региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014 - 2040 годы.

Как усматривается из материалов административного дела, административный истец ФИО1 является собственником квартиры № 17, расположенного в многоквартирном жилом <адрес>

В результате внесенных постановлением Правительства Республики Дагестан от 30 апреля 2021 г. № 97 изменений произошло сокращение объёма ранее запланированных Программой (в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 23 декабря 2016 г. № 396) ремонтных работ и увеличение срока их проведения, в том числе, оспариваемые административным истцом по настоящему административному делу: - переноса работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения (1) и водоотведения (5) из планового периода 2017-2019 гг. на плановый период 2026-2028 гг.; - переноса работ по ремонту внутридомовой инженерной системы газоснабжения (2) из планового периода 2017-2019 гг. на плановый период 2035-2037 гг.; - переноса работ по ремонту подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме (9) из планового периода 2017-2019 гг. на плановый период 2035-2037 гг.; - исключения работ по ремонту внутридомовой инженерной системы водоснабжения (4) из планового периода 2017-2019 гг.; - переноса работ по ремонту фундамента многоквартирного дома (11) из планового периода 2020-2022 гг. на плановый период 2032-2034 гг.; - переноса работ по ремонту крыши, в том числе переустройства невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю (8) из планового периода 2029-2031 гг. на плановый период 2038-2040 гг.; - исключения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения (1) и газоснабжения (2) из планового периода 2038-2040 гг., многоквартирного дома, расположенного по адресу <адрес>

Рассмотрев материалы административного дела, суд приходит к выводу о том, что вышеуказанное оспариваемое административным истцом изменение сроков проведения ремонтных работ в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу <адрес> произведено произвольно, в отсутствие правовых и фактических оснований для принятия такого решения.

По общему правилу, установленному частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, внесение в региональную программу капитального ремонта при её актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений. Исключения из данного правила определены в приведенной норме, их перечень носит исчерпывающий характер, не подлежащий расширительному толкованию.

Аналогичное правовое регулирование содержится в части 8 статьи 15 Закона Республики Дагестан от 09.07.2013 г. № 57 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан».

При этом, как установлено судом, решение о переносе установленных в Программе (в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 23 декабря 2016 г. № 396) сроков капитального ремонта общим собранием собственников помещений многоквартирного дома не принималось.

Предусмотренных частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации обстоятельств, которые могли послужить основанием для принятия такого постановления в отсутствие решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, по делу не установлено.

В соответствии с пунктом 5 части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме без решения общего собрания собственников помещений дома может быть произведено, если внесение в региональную программу капитального ремонта изменений обусловлено изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.

Между тем, из постановления Правительства Республики Дагестан от 30 апреля 2021 г. № 97 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. № 175» и паспорта Программы не усматривается, что внесенные в неё изменения в части переносов сроков капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов и сокращение перечня планируемых ремонтных работ, обусловлено изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений, приоритетный характер таких ремонтных работ в соответствии с частью 3.1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации Программой не закреплен.

Кроме того, в соответствии со сведениями о техническом состоянии многоквартирного дома, расположенного по адресу <адрес> по состоянию на 2021 г., данный дом имеет износ фундамента 46%, требуется капитальный ремонт; износ кровли 46%, нет надобности; износ фасада 45%, нет надобности; износ подвальных помещений н/д (%), нет надобности; износ системы водоснабжения 45%, нет надобности; износ системы водоотведения 60%, требуется капитальный ремонт; износ системы электроснабжения 59%, требуется капитальный ремонт; износ системы газоснабжения 45%, не требуется; износ системы теплоснабжения 60%, требуется капитальный ремонт.

Однако в результате проведенной актуализации капитальный ремонт указанных систем перенесён на более поздние сроки. Этим опровергаются доводы о том, что актуализация Программы, результаты которой оспариваются по настоящему административному делу, проведена в соответствии со сведениями о степени износа конструктивных элементов дома, представленных администрацией ГОсВД «город Махачкала» и Госжилинспекцией РД.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемые ФИО1 положения Программы (в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 30 апреля 2021 г. № 97) противоречат части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с чем нарушают права административного истца на проведение ранее запланированных Программой (в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 23 декабря 2016 г. № 396) ремонтных работ в запланированные сроки, и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ подлежат признанию недействующими с даты их принятия.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.

Признать недействующей со дня принятия строку 1896 подраздела «город Махачкала» Перечня многоквартирных домов, общее имущество которых подлежит капитальному ремонту в рамках реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы – Приложения к Региональной программе по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. № 175, в редакции с изменениями постановления Правительства Республики Дагестан от 30 апреля 2021 г. № 97, в части:

- переноса работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения (1) и водоотведения (5) из планового периода 2017-2019 гг. на плановый период 2026-2028 гг.;

- переноса работ по ремонту внутридомовой инженерной системы газоснабжения (2) из планового периода 2017-2019 гг. на плановый период 2035-2037 гг.;

- переноса работ по ремонту подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме (9) из планового периода 2017-2019 гг. на плановый период 2035-2037 гг.;

- исключения работ по ремонту внутридомовой инженерной системы водоснабжения (4) из планового периода 2017-2019 гг.;

- переноса работ по ремонту фундамента многоквартирного дома (11) из планового периода 2020-2022 гг. на плановый период 2032-2034 гг.;

- переноса работ по ремонту крыши, в том числе переустройства невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю (8) из планового периода 2029-2031 гг. на плановый период 2038-2040 гг.;

- исключения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения (1) и газоснабжения (2) из планового периода 2038-2040 гг., многоквартирного дома, расположенного по адресу <адрес>

Возложить на Правительство Республики Дагестан обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанные судом недействующими в части оспариваемого по настоящему делу нормативного правового акта.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в издании «Дагестанская правда».

На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, представление прокурора в Судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Верховный Суд Республики Дагестан.

Мотивированное решение суда изготовлено 11 февраля 2022 года.

Судья Верховного Суда

Республики Дагестан Д.М. Омаров