Дело №3а-314/2016 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 29 ноября 2016 годаг. Челябинск Челябинский областной суд в составе председательствующего судьи Кучина М.И. при секретаре Дюсембаеве А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Пласт-рифей» об оспаривании в части решения представительного органа местного самоуправления, установил: ООО «Пласт-рифей» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия подпункта 2 пункта 2 решения Собрания депутатов Пластовского муниципального района Челябинской области от 24 декабря 2015 года №58 «Об утверждении коэффициентов Ki, учитывающего вид деятельности арендатора, К2, учитывающего особенности расположения земельного участка в Пластовском муниципальном районе, К3, учитывающего категорию арендатора». В обоснование указано, что административный истец является арендатором земельного участка и плательщиком арендной платы, размер которой определяется величиной кадастровой стоимости земельного участка и коэффициентами, в том числе коэффициентом Кг, содержащимся в оспариваемой норме, которая противоречит федеральному законодательству - пункту 4 статьи 22 Земельного кодекса РФ и Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года №582, поскольку при утверждении для Демаринского сельского поселения коэффициента К2, учитывающего особенности расположения земельного участка в Пластовском муниципальном районе, в размере 8,5 отсутствовало его экономическое обоснование. В судебном заседании представитель административного истца ООО «Пласт-рифей» ФИО1 требования поддержала, представители: административного ответчика Собрания депутатов Пластовского муниципального района Челябинской области - ФИО2, заинтересованных лиц администрации Пластовского муниципального района Челябинской области - ФИО3, руководитель Управления экономикой и муниципальным имуществом администрации Пластовского муниципального района Челябинской области - ФИО4 против удовлетворения заявленных исковых требований возражали. Будучи надлежаще извещенным, прокурор в судебное заседание не явился. Дело в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) рассмотрено в его отсутствие. | ||
2 | ||
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению. Согласно части 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. 24 декабря 2015 года Собранием депутатов Пластовского муниципального района Челябинской области принято решение № 58 «Об утверждении коэффициентов Кь учитывающего вид деятельности арендатора, К2, учитывающего особенности расположения земельного участка в Пластовском муниципальном районе, К3> учитывающего категорию арендатора», опубликованное в газете «Знамя Октября» № 2 (9781) от 13.01.2016г. Пунктом 2 указанного решения утвержден коэффициент К2, учитывающий особенности расположения земельного участка в Пластовском муниципальном районе: Пластовское городское поселение - 0,65; Демаринское сельское поселение - 8,5 (оспариваемый подпункт 2); Степнинское сельское поселение - 3,7; Кочкарское сельское поселение - 4,0; Борисовское сельское поселение - 2,5. В соответствии со статьей 47 Федерального закона №131-Ф3 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктом 1 части 1 статьи 15, пунктом 5 части 1 статьи 17 Устава муниципального образования «Пластовский муниципальный район» Собрание депутатов Пластовского муниципального района Челябинской области является представительным органом муниципального образования, в полномочия которого входит принятие решения по вопросу определения порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Обращаясь в суд с административным исковым заявлением об оспаривании подпункта 2 пункта 2 решения Собрания депутатов Пластовского муниципального района Челябинской области от 24 декабря 2015 года №58 «Об утверждении коэффициентов К|, учитывающего вид деятельности арендатора, К2, учитывающего особенности расположения земельного участка в Пластовском муниципальном районе, К3, учитывающего категорию арендатора», административный истец указал, что на основании постановления администрации Пластовского муниципального района Челябинской области №145 и договора аренды земельного участка от 04.03.2013 г. ООО «Пласт-рифей» являлся арендатором земельного участка с кадастровым номером 74:26:0000000:1156, расположенного по адресу: Челябинская область, Пластовский район, г.Ппаст, в 10 640 метрах северо-западнее от ул. Октябрьская, 45, из которого были выделены земельные участки и 22.04.2016 года заключен договор аренды. Первоначальный размер арендной платы по договору аренды от | ||
3 | ||
04.03.2013 г. был рассчитан в соответствии с решением Собрания депутатов Пластовского муниципального района № 194 от 29.12.2011 г. и составлял 24 843,29 рублей в год. В связи изменением кадастровой стоимости земельного участка по результатам государственной кадастровой оценки и принятием представительным органом местного самоуправления оспариваемой нормы размер арендной платы по указанному выше договору аренды земельного участка составил 523 676,07 рублей в год. Таким образом, в рассматриваемом случае имеет место увеличение размера арендной платы в 21,07 раза, что свидетельствует о том, что оспариваемым решением затрагиваются права и законные интересы ООО «Пласт-рифей». В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса РФ за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. В соответствии с пунктом 4 статьи 22 Земельного кодекса РФ размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации. Как следует из пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 16 Закона Челябинской области от 13.04.2015 года № 154-30 «О земельных отношениях» порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных в аренду без проведения торгов, определяется в соответствии с Законом Челябинской области «О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без проведения торгов», если законодательством Российской Федерации не установлен иной порядок определения размера арендной платы за такой земельный участок. Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без проведения торгов, за исключением тех | ||
4 | ||
земельных участков, размер арендной платы за использование которых определяется в порядке, установленном федеральным законодательством, на территории Челябинской области установлен Законом Челябинской области от 24.04.2008 года № 257-30 «О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без проведения торгов», который действует в редакции от 26 февраля 2015 года. Согласно части 1 статьи 1 Закона Челябинской области от 24.04.2008 года № 257-30 размер годовой арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без проведения торгов, определяется по формуле: Ап = Скад х Сап / 100% х К, х К2 х К3, где: Ап - размер арендной платы; Скаа - кадастровая стоимость арендуемого земельного участка; Сап - ставка арендной платы в зависимости от категории земель и (или) вида использования земельного участка (в процентах); К] - коэффициент, учитывающий вид деятельности арендатора; К2 - коэффициент, учитывающий особенности расположения земельного участка в городском округе, муниципальном районе; К3 - коэффициент, учитывающий категорию арендатора. В соответствии с частью 7 статьи 1 Закона Челябинской области от 24.04.2008 года № 257-30 значения коэффициента К2 могут устанавливаться по решению органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов при наличии экономического обоснования в пределах от 0,5 до 10 в зависимости от территориального расположения земельного участка в границах соответствующего городского округа, муниципального района. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а именно: - принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке; | ||
- принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя. Проверив соблюдение Собранием депутатов Пластовского муниципального района Челябинской области указанных выше принципов при принятии оспариваемой нормы, суд установил, что при принятии 24 декабря 2015 года оспариваемого решения №58 «Об утверждении коэффициентов Кь учитывающего вид деятельности арендатора, Кг, учитывающего особенности расположения земельного участка в Пластовском муниципальном районе, К3, учитывающего категорию арендатора» экономическое обоснование коэффициента К2 для Демаринского сельского поселения в размере 8,5 не делалось, что подтвердила суду руководитель Управления экономикой и муниципальным имуществом администрации Пластовского муниципального района Челябинской области Ф.С.А. Это обстоятельство она объяснила тем фактом, что коэффициент К2 для Демаринского сельского поселения был изменен с 5 до 8,5 решением Собрания депутатов Пластовского муниципального района №9 от 29.01.2015 г. «О внесении изменений в решение Собрания депутатов Пластовского муниципального района № 194 от 29.12.2011 г. «Об утверждении коэффициентов К-1, учитывающих вид деятельности арендатора, К-2, учитывающих особенности расположения земельного участка в Пластовском муниципальном районе». Решение Собрания депутатов Пластовского муниципального района №194 от 29.12.2011 г. в редакции решения Собрания депутатов Пластовского муниципального района №9 от 29.01.2015 г. действовало с 01.01.2015 г. по 13.01.2016 г., оспорено не было, утратило силу с вступлением в действие решения Собрания депутатов Пластовского муниципального района Челябинской области от 24.12.2015 года №58. Представитель заинтересованного лица, ссылаясь на Экономическое обоснование коэффициентов по арендной плате по Пластовскому муниципальному району к решению Собрания депутатов Пластовского муниципального района № 9 от 29.01.2015 г., указала, что размер коэффициента К2 для Демаринского сельского поселения - 8,5 с 29.01.2015 г. не изменился и был продублирован в оспариваемом решении №58 от 24.12.2015 года. Суд не может согласиться с доводами о том, что сохранение размера действовавшего ранее коэффициента К2 освобождало Собрание депутатов Пластовского муниципального района от установленной частью 7 статьи 1 Закона Челябинской области от 24.04.2008 года № 257-30 обязанности экономического обоснования при утверждении решением №58 | ||
6 | ||
от 24.12.2015 года коэффициента К2, учитывающего особенности расположения земельного участка в Пластовском муниципальном районе для Демаринского сельского поселения, влияющего на порядок определения арендной платы при аренде земельных участков. Указание в Экономическом обосновании коэффициентов по арендной плате по Пластовскому муниципальному району к решению Собрания депутатов Пластовского муниципального района №9 от 29.01.2015 года (пункт 2.3) на то, что при установлении коэффициента К2 для Демаринского сельского поселения 8,5 вместо 5 учитывалось снижение в 2015 году по сравнению с 2014 годом общей кадастровой стоимости арендуемых земельных участков и, как следствие, снижение размера поступающей арендной платы составит 14,9%; на то, что увеличение коэффициента К2 существенно не отразится на землепользователях, по мнению суда, не свидетельствует об экономической обоснованности коэффициента К2, учитывающего особенности расположения земельного участка. Ссылки на расположенный на территории Демаринского сельского поселения месторождение каолинов «Журавлиный лог», в процессе разработки которого наносится непоправимый вред экологии района; происходящее механическое разрушение почвенного слоя и его химическое загрязнение, уничтожение почвенного и растительного покрова, уменьшение количества высокоурожайных, плодородных пахотных земель; высказанные представителями административного ответчика и заинтересованных лиц доводы о том, что на рост размера арендной платы в первую очередь повлияло не увеличение коэффициента К2, а то обстоятельство, что арендуемый административным истцом земельный участок, предназначенный для сельскохозяйственного производства, не используется ООО «Пласт Рифей» по назначению, в связи с чем в 2015 году не был применен применявшийся ранее в 2013-2014 годах коэффициент Ki=0,13, о расчете экономической обоснованности установленного решением Собрания депутатов Пластовского муниципального района №58 от 24.12.2015 года оспариваемого коэффициента К2 не свидетельствует. Административным ответчиком не представлено экономического обоснования коэффициента К2, учитывающего особенности расположения земельного участка на территории Пластовского муниципального района, в размере, утвержденном оспариваемой нормой - подпунктом 2 пункта 2 решения Собрания депутатов Пластовского муниципального района Челябинской области № 58 от 24 декабря 2015 года «Об утверждении коэффициентов Кь учитывающего вид деятельности арендатора, К2, учитывающего особенности расположения земельного участка в Пластовском муниципальном районе, К3, учитывающего категорию арендатора», что свидетельствует о нарушении положений постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной | ||
7 | ||
собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», имеющего большую юридическую силу. В соответствии с частью 2 статьи 215 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты. Определяя момент, с которого оспариваемая норма должна быть признана недействующей, суд учитывает разъяснения, содержащиеся в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», согласно которому если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу. Доводы представителя административного истца о том, что применение оспариваемой правовой нормы повлекло взыскание оплаты в ненадлежащем размере, о фактически имевшем место возложении на истца обязанности вносить плату за аренду земельного участка по незаконно установленным муниципальным образованием коэффициентам, не могут служить основанием для признания подпункта 2 пункта 2 оспариваемого решения Собрания депутатов Пластовского муниципального района Челябинской области от 24 декабря 2015 года № 58 противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня его принятия. Сообщение о принятии решении по делу должно быть опубликовано в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт. Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд решил: Требования Общества с ограниченной ответственностью «Пласт-рифей» удовлетворить. Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу подпункт 2 пункта 2 решения Собрания депутатов Пластовского муниципального | ||
8 | ||
района Челябинской области от 24 декабря 2015 года № 58 «Об утверждении коэффициентов Кь учитывающего вид деятельности арендатора, К2, учитывающего особенности расположения земельного участка в Пластовском муниципальном районе, К3, учитывающего категорию арендатора». Возложить на Собрание депутатов Пластовского муниципального района Челябинской области обязанность опубликовать сообщение о решении суда в газете «Знамя Октября» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Челябинский областной суд. / / Председательствующий / | ||