ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-314/19 от 06.06.2019 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

009а

3а-314/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Красноярск 06 июня 2019 года

Красноярский краевой суд в составе:

судьи Красноярского краевого суда Пашковского Д.И.

при секретаре Мамаеве А.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ПАО «МРСК Сибири» о признании не действующим в части Закона Красноярского края от 04.12.2008 г. № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае»,

УСТАНОВИЛ:

ПАО «МРСК Сибири» обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать пункт 8 статьи 12 Закона Красноярского края от 04.12.2008 г. № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» (в редакции Закона Красноярского края от 30.11.2017 г. № 4-1187 «О внесении изменений в Закон края «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае») (далее – Закон Красноярского края от 04.12.2008 г. № 7-2542) недействующим, в части положений, устанавливающих возможность увеличения арендной платы на размер инфляции в отношении земельных участков, предоставляемых в аренду органами государственной власти Красноярского края и местного самоуправления организациям, осуществляющим социально значимые виды деятельности, в том числе по передаче электрической энергии. Также просило суд взыскать с бюджета Красноярского края в свою пользу расходы по оплате государственной пошлины в размере 4500 руб.

Административный истец полагает, что положения пункта 8 статьи 12 Закона края противоречат пункту 4 статьи 39.7 ЗК РФ и Постановлению Правительства РФ №582, в части распространения своего действия на аренду земельных участков, предоставляемых организациям, осуществляющим социально-значимые виды деятельности, а также на аренду земельных участков, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность по передаче электрической энергии, и чья деятельность подлежит тарифному регулированию. Увеличение арендной платы на уровень инфляции, в соответствии с пунктом 8 статьи 12 Закона края, приведет к превышению размера арендной платы над земельным налогом, размер которого составляет 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка, что противоречит подпункту 2 пункта 1 статьи 394 НК РФ.

Таким образом, по мнению истца, пункт 8 статьи 12 Закона Красноярского края от 04.12.2008 г. № 7-2542 в части увеличения арендной платы в отношении земельных участков, предоставляемых в аренду органами публичной власти организациям, осуществляющим социально значимые виды деятельности, в том числе, по передаче электрической энергии, является незаконным, нарушает имущественные права административного истца, возлагая на него дополнительные обязанности по несению необоснованных расходов на аренду земельных участков.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Селиванов А.А., действующий на основании доверенности от 07.12.2018 г., настаивал на заявленных требованиях по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении и последующих уточнениях к нему.

Представитель административного ответчика Законодательного Собрания Красноярского края Стрикис О.А., действующая на основании доверенности от 14.02.2017 г., заявленные требования не признала, просила в удовлетворении административного иска отказать, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях в которых указала, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции представительного органа муниципального образования с соблюдением процедуры принятия и требований к его форме и содержанию, не противоречит федеральному законодательству на которое указывает истец, прав административного истца не нарушает.

Представитель заинтересованных лиц Губернатора Красноярского края и Правительства Красноярского края Куренев Д.С., действующий на основании доверенностей от 06.02.2017 г. и 27.01.2017 г., возражал против удовлетворения заявленных требований по аналогичным основаниям, изложенным так же в письменных возражениях.

Заинтересованное лицо Министерство сельского хозяйства и торговли Красноярского края в судебное заседание своего представителя не направило, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещено своевременно и надлежащим образом, направили в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Прокурор Федорченко М.С., в своем заключении полагал, что административный иск удовлетворению не подлежит в связи с законностью и обоснованностью оспариваемого нормативного правового акта.

Оценив доводы участвующих в деле лиц, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, Красноярский краевой суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 2 статьи 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (часть 3 статьи 36 Конституции Российской Федерации).

Пунктами "в", "г", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничение государственной собственности, а также земельное законодательство.

На основании части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй статьи 76 Конституции РФ. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из данного Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Статьей 1 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципом самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий.

Согласно статье 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Статья 3.1 федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" определяет, какие земельные участки находятся в федеральной собственности, собственности субъекта РФ и муниципальных образований.

Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими (пункт 1 статьи 3.3).

Пунктом 2 указанной статьи установлено, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и находящихся на территории муниципальных образований, осуществляется соответствующим органом местного самоуправления.

Подпунктом 2 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ предусмотрено, что если иное не установлено ЗК РФ или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Пунктом 2 статьи 5 Закона Красноярского края от 08.11.2007 года N 3-702 "О Законодательном Собрании Красноярского края" (действовавшего на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) предусматривалось, что Законодательное Собрание принимает законы, постановления по предметам ведения Красноярского края, а также по предметам совместного ведения Российской Федерации и Красноярского края в пределах полномочий Красноярского края.

04.12.2008 г. года на четвертом заседании седьмой сессии Законодательного Собрания Красноярского края большинством голосов присутствующих депутатов (49 присутствующих из 52 избранных) во втором чтении принят Закон Красноярского края от 04.12.2008 г. N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" (далее - Закон Красноярского края от 04.12.2008 г. N 7-2542), который был подписан Губернатором Красноярского края 19.12.2008 г. и опубликован 24.12.2008 г. в "Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края", N 69 (290), т.е. с соблюдением порядка и сроков, установленных Уставом Красноярского края, Законом Красноярского края от 08.11.2007 г. N 3-702 "О Законодательном Собрании Красноярского края" (утратил силу 17.12.2009 г.), Законом Красноярского края от 20.12.2002 г. N 5-773 "О порядке опубликования и вступления в силу законов края и других актов, принятых высшими органами государственной власти Красноярского края" (утратил силу с 05.01.2009 г.).

В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Закона Красноярского края от 04.12.2008 г. N 7-2542 данный Закон вступил в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, т.е. 02.01.2009 г.

Законом Красноярского края от 30.11.2017 г. N 4-1187 «О внесении изменений в Закон края "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» (далее - Закон Красноярского края от 30.11.2017 г. N 4-1187) внесены изменения в статью 12 Закона Красноярского края от 04.12.2008 года N 7-2542.

Закон Красноярского края от 30.11.2017 г. N 4-1187 был принят 30.11.2017 г. на третьем заседании четвертой сессии Законодательного Собрания Красноярского края большинством голосов присутствующих депутатов в первом и во втором чтениях (постановления Законодательного Собрания края №4-957П от 19.10.2017 (л.д. 140), №4-1186П от 30.11.2017 г. (л.д. 146), что соответствует положениям пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Закон Красноярского края от 30.11.2017 г. N 4-1187 был направлен для подписания Врио Губернатора Красноярского края, подписан Врио Губернатора Красноярского края 11.12.2017 и опубликован 13.12.2017 г. в периодическом издании «Наш Красноярский край», N 94, а также 11.12.2017 г. на Официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края http://www.zakon.krskstate.ru, т.е. с соблюдением порядка и сроков, установленных статьями 141, 142 Уставом Красноярского края, части 1 статьи 6 Закона Красноярского края от 18 декабря 2008 года N 7-2627 "О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Красноярского края" (вступил в силу 05.01.2009 г.), Уставным законом Красноярского края 29.01.2009 г. N 8-2864 "О Законодательном Собрании Красноярского края", Регламентом Законодательного Собрания Красноярского края.

В соответствии со статьей 2 Закона Красноярского края от 30.11.2017 г. N 4-1187 данный Закон вступил в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, т.е. 22.12.2017 г.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят по вопросу, находящемуся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре принятия, введения в действие, в том числе порядка опубликования и вступления в силу.

Нарушений процедуры при его принятии судом не установлено, что не оспаривается и административным истцом.

Разрешая вопрос о соответствии оспариваемого акта актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.

Основным видом деятельности ПАО «МРСК Сибири» является передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям (выписка из ЕГРЮЛ л.д. 16).

Обращаясь в суд с требованиями об оспаривании Закона Красноярского края от 04.12.2008 г. N 7-2542, административный истец в обоснование своих доводов о нарушении его законных прав и интересов как арендатора земельного участка, находящегося в публичной собственности, представил в материалы дела сведения о заключении соответствующего договора аренды земельного участка.

Так, на основании распоряжения администрации г. Красноярска от <дата>, <дата> между Департаментом муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Красноярска, действующим в качестве арендодателя, и ПАО «МРСК Сибири», действующим в качестве арендатора, был заключен договор аренды , предметом которого явилась аренда земельного участка с кадастровым номером (л.д. 113-116).

В силу пункта 6.3 договора, в случае изменения порядка определения размера арендной платы за землю, а так же государственной кадастровой оценки земель, обусловленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, Красноярского края, размер арендной платы за землю изменяется с момента вступления в силу соответствующего правового акта в одностороннем порядке без дополнительного уведомления арендатора.

Арендодателем в адрес арендатора ПАО «МРСК Сибири» были направлены дополнения к договору аренды от <дата>. В соответствии с пунктом 1 дополнений, индексация арендной платы на размер уровня инфляции, устанавливаемого федеральными законами о бюджете на очередной финансовый год, осуществляется ежегодно в одностороннем порядке на начало следующего календарного года (л.д. 119).

Письмом руководителя Департамента муниципального имущества и земельных отношений Администрации г. Красноярска от <дата> административному истцу было указано на правомерность направления в его адрес уведомлений и дополнений к договорам аренды земельных участков (л.д. 85-86).

Административный истец указал, что увеличение арендной платы на уровень инфляции, в соответствии с оспариваемыми положениями пункта 8 статьи 12 Закона края, приведет к превышению размера арендной платы над земельным налогом, размер которого составляет 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка, что противоречит подпункту 2 пункта 1 статьи 394 НК РФ.

Суд не может согласиться с вышеназванным доводом административного истца, поскольку он основан на неверном толковании и применении норм материального права к данным правоотношениям.

Пунктом 1 статьи 39.7 ЗК РФ установлено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".

Указанным нормативным правовым актом предусмотрено, что размер арендной платы определяется, в том числе, исходя из принципа экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

Соблюдением указанного принципа является достижение баланса интересов арендатора и арендодателя земельного участка посредством установления экономически обоснованных ставок арендной платы или иных показателей, применяемых для определения арендной платы.

Как разъяснено в "Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2(2015)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2015 г.), постановление Правительства N 582 в части установления Основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.

В силу пункта 8 статьи 12 Закона Красноярского края от 04.12.2008 г. N 7-2542, при заключении договора аренды земельного участка в таком договоре предусматриваются случаи и периодичность изменения арендной платы за пользование земельным участком. При этом арендная плата за земельный участок ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка, изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды.

Суд учитывает, что инфляцией является повышение общего (среднего) уровня цен с течением времени и, как следствие, обесценивание денежных средств в результате инфляционных процессов, наличие которых в экономике учитывается федеральным законодателем, в частности, при установлении прогнозируемого уровня инфляции в федеральном законе о федеральном бюджете Российской Федерации на соответствующий год.

К основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, Постановлением N 582 также отнесен принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя.

Исходя из анализа названных норм, с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 11 утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.12.2017 г. N 710 Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 г. N 582, следует вывод, что само по себе изменение арендной платы на уровень инфляции не противоречит нормам федерального законодательства, поскольку призвано приводить размер арендной платы в соответствие с текущим уровнем инфляции и системой цен, то есть направлено на сохранение реальной арендной платы на прежнем уровне.

В соответствии с пунктом 4 статьи 39.7 ЗК РФ, размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 настоящего Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.

К объектам, предусмотренным подпунктом 2 статьи 49 ЗК РФ, относятся объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения.

Согласно пункту 5 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 г. N 582, арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения линий электропередачи, линий связи, в том числе линейно-кабельных сооружений.

Пунктом 8 Правил предусмотрено, что при заключении договора аренды земельного участка федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре случаи и периодичность изменения арендной платы за пользование земельным участком. При этом арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка, изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды.

В соответствии с пунктом 1 Приказа Минэкономразвития России от 22.09.2011 г. N 507 «Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей)», в отношении земельных участков, которые находятся в собственности Российской Федерации и предоставлены для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей), либо занятые такими объектами, установлена ставка арендной платы в размере 1,5% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.

Однако, такая ставка арендной платы не должна превышать предельных ставок арендной платы соответствующих земельных участков (для Красноярского края составляет 3,55 руб. за 1 кв.м.).

Пунктом 3 Приказа Минэкономразвития России от 22.09.2011 г. N 507 также установлено, что указанная ставка арендной платы изменяется согласно пункту 9 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 г. N 582, а предельная ставка арендной платы, установленная пунктом 2 настоящего Приказа, изменяется согласно пункту 8 вышеназванных Правил.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденном 26.06.2015 г. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации (вопрос N 7), сформулирована следующая правовая позиция: Правила N 582, которыми определены ставки за федеральные земли, не применяются при определении арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, земли, право государственной собственности на которые не разграничено; вместе с тем, если ставки утверждены непосредственно федеральным законом, они являются обязательными при определении размера арендной платы для всех публичных собственников.

Поскольку пунктом 4 статьи 39.7 ЗК РФ, вступившей в действие с 01.03.2015 г., установлены случаи, при наличии которых размер арендной платы за некоторые виды публичных земель не может превышать размер арендной платы, установленный в отношении федеральных земель, данная норма Кодекса подлежит применению с указанной даты при определении арендной платы за все публичные земли независимо от того, какие правила установлены нормативными правовыми актами субъектов или муниципальных образований.

Административный истец ПАО «МРСК Сибири», согласно положений статей 3, 4, 5, 6 Федерального закона от 17.08.1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях", является субъектом деятельности в условиях естественной монополии в сфере передачи электроэнергии.

Земельный участок с кадастровым номером договор аренды которого исследовался судом в контексте оспариваемых норм, был предоставлен в аренду административному истцу для размещения объектов электроэнергетики. Следовательно, арендная плата за земельный участок, предоставленный для размещения объекта, указанного в подпункте 2 статьи 49 ЗК РФ, с 01.03.2015 г. не может превышать размер арендной платы, рассчитанный по правилам Приказа Минэкономразвития России от 22.09.2011 г. N 507 для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.

В соответствии с пунктом 5 статьи 12 Закона Красноярского края от 04.12.2008 г. N 7-2542, расчет годовой суммы арендной платы за использование земельных участков, за исключением случаев, указанных в пункте 5.1 настоящей статьи, производится по формуле: А = Кс x К1 x К2, где: А - арендная плата за земельный участок в год (рублей); Кс - кадастровая стоимость земельного участка (рублей); К1 - коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка; К2 - коэффициент, учитывающий категорию арендатора.

Представленная в Законе края формула расчета арендной платы содержит корректирующие коэффициенты, устанавливаемые и дифференцируемые в зависимости от вида категории и разрешенного использования земельного участка, с учетом его специфических индивидуальных характеристик. Таким образом, представленные элементы формулы позволяют определить доходность предоставляемого в аренду земельного участка, и, как следствие, рассчитать размер арендной платы с учетом принципа экономической обоснованности.

Включение положений об одностороннем изменении размера арендной платы на величину инфляции в текст Закона края от 04.12.2008 г. N 7-2542 не нарушает законных прав и интересов арендаторов земельных участков, находящихся в публичной собственности, поскольку указанные нормы по существу дублируют соответствующие положения федерального законодательства, направлены на унификацию правового регулирования на территории Красноярского края, в части порядка определения размера арендной платы в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Доводы административного истца о том, что, с учетом применения коэффициентов К1 и К2 при расчете размера арендной платы в их максимальном значении в 1,5 % от кадастровой стоимости, увеличение размера арендной платы на уровень инфляции приводит к повышению размера арендной платы над земельным налогом (1,5% от кадастровой стоимости) являются несостоятельными. Расчет арендной платы в отношении земельного участка с кадастровым номером , предоставленного в аренду административному истцу, как и любого другого, может быть произведен как на основании статьи 12 Закона Красноярского края от 04.12.2008 г. N 7-2542, так и на основании пункта 4 статьи 39.7 ЗК РФ, пункта 8 Правил определения размера арендной платы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 г. N 582, пункта 1 Приказа Минэкономразвития России от 22.09.2011 г. N 507.

В настоящей ситуации, учитывая, что административный истец эксплуатирует переданные в аренду земельные участки для размещения объектов электроэнергетики, подлежит применению пункт 1 Приказа Минэкономразвития России от 22.09.2011 г. N 507, в части установления ставки арендной платы в размере 1,5% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.

Получившаяся в результате обоих расчетов сумма арендной платы в любом случае не может быть превышать предельную ставку арендной платы, установленную для Красноярского края – 3,55 руб. за 1 кв.м.

Приведенный административным истцом в дополнительных пояснениях к административному иску расчет годового размера арендной платы по договору аренды земельного участка от <дата>, с учетом уведомления от <дата> – в размере 127 038,6 руб., не может быть принят во внимание судом. Договор аренды от <дата>, равно как и дополнение к нему в материалы административного дела представлены не были, следовательно, проверить достоверность представленного расчета не представляется возможным.

Каких-либо иных договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности, кроме договора от <дата>, административным истцом в материалы дела не представлено.

Кроме того, из содержания административного иска и дополнительных пояснений к нему усматривается, что административный истец фактически заявляет несогласие с односторонним изменением условий договоров аренды, заключенным с ним, указывая на возможность необоснованного увеличения размера арендной платы под угрозой расторжения договора. Однако, такие требования не подлежат рассмотрению судом в порядке главы 21 КАС РФ. Административный истец не лишен возможности обратиться с соответствующим исковым заявлением об оспаривании условий договора аренды в порядке арбитражного судопроизводства.

Доводы ПАО «МРСК Сибири» о нарушении оспариваемыми нормами Закона Красноярского края от 04.12.2008 г. N 7-2542 принципа учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, отклоняются судом. Земельные участки, предоставленные административному истцу в аренду, фактически используются им для деятельности, связанной с передачей электроэнергии и технологическим присоединением к распределительным электросетям, являющейся по смыслу статьи 539 ГК РФ коммерческим видом деятельности, и которая в соответствии выпиской из ЕГРЮЛ для административного ответчика является основной. Осуществление деятельности в области электроэнергетики само по себе не свидетельствует о том, что такая деятельность является социально значимой.

Вышеназванный принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности при установлении размера арендной платы по существу не имеет правового значения для оценки оспариваемых норм Закона Красноярского края от 04.12.2008 г. N 7-2542. Указание на необходимость поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, адресовано в первую очередь субъектам, осуществляющим распоряжение соответствующими земельными участками, посредством заключения конкретных договоров аренды. Фактически, возражения административного истца относительно применения данного принципа могут быть изложены при рассмотрении конкретного гражданско-правового спора по поводу условий договора аренды, а не в рамках рассмотрения настоящего административного дела.

Каких-либо противоречий иным нормам действующего законодательства, а равно, неясностей или неточностей оспариваемые положения пункта 8 статьи 12 Закона Красноярского края от 04.12.2008 г. N 7-2542 не содержат. Возможности превышения предельной ставки арендной платы, установленной для Красноярского края, либо иным образом ухудшения положения арендаторов земель, находящихся в публичной собственности, нормативно-правовой акт также не предусматривает.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что пункт 8 статьи 12 Закона Красноярского края от 04.12.2008 года N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" (в редакции Закона Красноярского края от 30.11.2017 № 4-1187) в оспариваемой части не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и права административного истца не нарушает.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 170 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ПАО «МРСК Сибири» о признании недействующим пункта 8 статьи 12 Закона Красноярского края от 04.12.2008 г. № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» (в редакции Закона Красноярского края от 30.11.2017 г. № 4-1187 «О внесении изменений в Закон края «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае»), в части положений, устанавливающих возможность увеличения арендной платы на размер инфляции в отношении земельных участков, предоставляемых в аренду органами государственной власти Красноярского края и местного самоуправления организациям, осуществляющим социально значимые виды деятельности, в том числе по передаче электрической энергии, взыскании судебных расходов, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Красноярского краевого суда Д.И. Пашковский