ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-314/19 от 23.05.2019 Вологодского областного суда (Вологодская область)

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 23 мая 2019 г. № 3а-314/19

г.Вологда

Вологодский областной суд в составе:

председательствующего судьи Соколовой М.В.,

с участием прокурора прокуратуры Вологодской области Иволга О.В.,

при секретаре Опрячиной Я.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Департамента лесного комплекса Вологодской области об оспаривании в части нормативного правового акта,

установил:

по материалам государственного лесного реестра лесной участок с местоположением: Вологодская область, Устюженский район, Устюженское лесничество, Северное участковое лесничество, колхоз «Красное утро» квартал № 4 (выдел 35ч); Северное участковое лесничество, колхоз «Земледелец» квартал № 8 (выделы 7ч, 8ч, 12ч, 13ч, 16ч); Северное участковое лесничество, совхоз «Устюженский» кварталы № № 13 (выделы 55ч, 59ч), 15 (48ч, 49ч, 51ч, 61ч), 20 (выделы 13ч, 15ч, 16ч, 17ч, 20ч); Северное участковое лесничество, УКБ (СПТУ-48) квартал № 2 (выделы 5ч, 9ч) относится к землям лесного фонда и входит в состав лесного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, общей площадью 659900000 кв.м. и местоположением: Вологодская область, Устюженский район.

Право собственности Российской Федерации на указанный лесной участок зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем Управлением Федеральной регистрационной службы по Вологодской области выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности от <ДАТА>№....

Кадастровый номер лесного участка в ГКН №....

Решением Совета муниципального образования Лентьевское Устюженского муниципального района Вологодской области от 29 декабря 2011 года № 110 утверждён генеральный план муниципального образования Лентьевское.

В генеральный план внесены изменения решением Совета от 25 апреля 2014 года № 39.

В соответствии с генеральным планом муниципального образования Лентьевское Устюженского муниципального района Вологодской области в границы населённых пунктов д. Зимник, д. Мережа, д. Бывальцево, д. Шелохачь, д. Громошиха, д. Хотыль включены лесные участки в квартале № 4 (выдел 35ч) колхоза «Красное утро» Северного участкового лесничества Устюженского лесничества Устюженского района Вологодской области; в квартале № 8 (выделы 7ч, 8ч, 12ч, 13ч, 16ч) колхоза «Земледелец» Северного участкового лесничества Устюженского лесничества Устюженского района Вологодской области; в кварталах №№ 48 (выделы 11ч, 14ч), 49 (1ч, 2ч, 3ч, 4ч, 9ч, 10ч, 11ч, 12ч, 13ч, 14ч, 15ч) Мережского участкового лесничества Устюженского лесничества Устюженского района Вологодской области; в кварталах №№ 13 (выделы 55ч, 56ч), 15 (48ч, 49ч, 51ч, 61ч), 20 (выделы 13ч, 15ч, 16ч, 17ч, 20ч) совхоза «Устюженский» Северного участкового лесничества Устюженского лесничества Устюженского района Вологодской области; в кварталах №№ 18 (выдел 1ч), 19 (29ч, 30ч) Лентьевского участкового лесничества Устюженского лесничества Устюженского района Вологодской области; в квартале № 2 (выделы 5ч, 9ч) УКБ (СПТУ-48) Северного участкового лесничества Устюженского лесничества Устюженского района Вологодской области.

На основании статьи 1.1 Положения о Департаменте лесного комплекса Вологодской области (утверждено постановлением Правительства Вологодской области от 24 сентября 2012 года № 1108) Департамент является постоянно действующим органом исполнительной государственной власти области в сфере организации и обеспечения использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на землях лесного фонда, ведения государственного лесного реестра, осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, обеспечения инвестиционного и инновационного развития лесопромышленного комплекса области и в соответствии со статьёй 83 Лесного кодекса Российской Федерации осуществляет переданные Российской Федерацией полномочия в области лесных отношений.

Департамент лесного комплекса Вологодской области обратился в Вологодский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим решения Совета муниципального образования Лентьевское Устюженского района Вологодской области от 29 декабря 2011 года № 110 «Об утверждении генерального плана муниципального образования Лентьевское» (в редакции решения Совета муниципального образования Лентьевское Устюженского района Вологодской области от 25 апреля 2014 года № 39) в части включения в границы населённых пунктов лесных участков, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации.

В обоснование исковых требований административный истец указал, что оспариваемое решение не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации, Лесному кодексу Российской Федерации, Градостроительному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» и принято без соблюдения установленной процедуры перевода земель лесного фонда в земли населённых пунктов. Оспариваемым актом изменено целевое назначение и правовой режим земель лесного фонда, что препятствует осуществлению полномочий органов федеральной власти по управлению землями лесного фонда, охране, защите и воспроизводству лесов.

Просил суд признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Совета муниципального образования Лентьевское Устюженского района Вологодской области от 29 декабря 2011 года № 110 «Об утверждении генерального плана муниципального образования Лентьевское» (в редакции решения Совета муниципального образования Лентьевское Устюженского района Вологодской области от 25 апреля 2014 года № 39 «О внесении изменений в генеральный план муниципального образования Лентьевское») в части включения в границы населённых пунктов д. Зимник, д. Мережа, д. Бывальцево, д. Шелохачь, д. Громошиха, д. Хотыль лесных участков в квартале № 4 (выдел 35ч) колхоза «Красное утро» Северного участкового лесничества Устюженского лесничества Устюженского района Вологодской области; в квартале № 8 (выделы 7ч, 8ч, 12ч, 13ч, 16ч) колхоза «Земледелец» Северного участкового лесничества Устюженского лесничества Устюженского района Вологодской области; в кварталах №№ 48 (выделы 11ч, 14ч), 49 (1ч, 2ч, 3ч, 4ч, 9ч, 10ч, 11ч, 12ч, 13ч, 14ч, 15ч) Мережского участкового лесничества Устюженского лесничества Устюженского района Вологодской области; в кварталах №№ 13 (выделы 55ч, 56ч), 15 (48ч, 49ч, 51ч, 61ч), 20 (выделы 13ч, 15ч, 16ч, 17ч, 20ч) совхоза «Устюженский» Северного участкового лесничества Устюженского лесничества Устюженского района Вологодской области; в кварталах №№ 18 (выдел 1ч), 19 (29ч, 30ч) Лентьевского участкового лесничества Устюженского лесничества Устюженского района Вологодской области; в квартале № 2 (выделы 5ч, 9ч) УКБ (СПТУ-48) Северного участкового лесничества Устюженского лесничества Устюженского района Вологодской области.

Представитель административного истца Департамента лесного комплекса Вологодской области по доверенности Глебова А.В. в судебном заседании исковые требования поддержала.

Представитель административного ответчика Совета муниципального образования Лентьевское Устюженского муниципального района Вологодской области, заинтересованного лица администрации муниципального образования Лентьевское Устюженского муниципального района Вологодской области в судебное заседание не явился, извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. В представленном отзыве на административное исковое заявление глава муниципального образования Лентьевское Карулина Л.Н. просила отказать в удовлетворении заявленных требований, рассмотреть административное дело в отсутствии представителя.

Представители заинтересованных лиц Федерального агентства лесного хозяйства, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Вологодской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Заслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Иволга О.В., полагавшей исковые требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель населённых пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населённых пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.

Согласно пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение генерального плана поселения относится к вопросам местного значения поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Закона № 131-ФЗ).

Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления поселения (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 ГрК РФ).

В соответствии со статьёй 1 Устава муниципального образования Лентьевское, Законом Вологодской области от 09 апреля 2009 года № 2000-ОЗ «О преобразовании некоторых муниципальных образований Устюженского муниципального района Вологодской области» муниципальное образование Лентьевское является сельским поселением.

Согласно положениям статей 19, 20, 22 Устава Совет муниципального образования Лентьевское входит в структуру органов местного самоуправления, является представительным органом власти муниципального образования и к его полномочиям относилось утверждение генерального плана муниципального образования.

Совет муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами области, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования Лентьевское (пункт 4 статьи 20 Устава).

Муниципальные правовые акты подлежат опубликованию (обнародованию) в информационном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования Лентьевское «Информационный вестник муниципального образования Лентьевское» в течение 10 дней со дня их подписания (пункт 12 статьи 35 Устава).

Как усматривается из материалов дела, решением Совета муниципального образования Лентьевское от 29 декабря 2011 года № 110 утверждён генеральный план муниципального образования Лентьевское.

Решение опубликовано в Информационном бюллетене «Информационный вестник муниципального образования Лентьевское» от 30 декабря 2011 года № 11.

В генеральный план внесены изменения решением Совета муниципального образования Лентьевское от 25 апреля 2014 года № 39.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое в части решение принято уполномоченным органом в пределах его компетенции. Соблюдены форма, в которой Совет муниципального образования Лентьевское Устюженского муниципального района Вологодской области вправе принимать нормативные правовые акты и порядок их опубликования, что не оспаривалось административным истцом.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населённых пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населённых пунктов.

При этом установление или изменение границ населённых пунктов, а также включение земельных участков в границы населённых пунктов либо исключение земельных участков из границ населённых пунктов является переводом земель населённых пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населённых пунктов (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»).

Подготовка проекта генерального плана поселения предусматривает его обязательное согласование с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24 ГрК РФ), в указанных в статье 25 ГрК РФ случаях.

В частности, такое согласование требуется, если в соответствии с названным проектом предусматривается включение в границы населённых пунктов (в том числе образуемых населённых пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда (пункт 2 части 1 статьи 25 ГрК РФ).

Порядок согласования проекта генерального плана (на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) был установлен Положением о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 года № 178.

Как следует из подпункта «а» пункта 5 названного Положения в редакции, действующей в период подготовки генерального плана муниципального образования Лентьевское, заказчик направляет проект документа территориального планирования на согласование в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере градостроительства в случаях, указанных в части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 года № 40 «Об утверждении Положения о Министерстве регионального развития Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» Министерство регионального развития Российской Федерации осуществляло выработку государственной политики в области градостроительства, а также согласование проекта схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, проекта схемы территориального планирования муниципального района, проекта генерального плана поселения и проекта генерального плана городского округа.

Исходя из изложенного, уполномоченным органом в сфере градостроительства на момент принятия решения Совета муниципального образования Лентьевское Устюженского муниципального района Вологодской области являлось Министерство регионального развития Российской Федерации.

Министерство регионального развития Российской Федерации осуществляло подготовку сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений федеральных органов исполнительной власти.

Уполномоченный орган в сфере градостроительства в течение 3 рабочих дней с даты получения проекта документа территориального планирования направляет его копии в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности для рассмотрения и представления заключений в части вопросов, входящих в компетенцию этих уполномоченных отраслевых органов (пункт 6 Положения). Уполномоченный отраслевой орган рассматривает проект документа территориального планирования и готовит заключение в течение 30 дней с даты получения проекта от уполномоченного органа в сфере градостроительства (пункт 7 Положения).

Согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства» в редакции, действующей в тот же период, соответствующим уполномоченным органом являлся Рослесхоз. До 01 января 2015 года в соответствии с пунктом 4 названного постановления Правительства Российской Федерации к полномочиям Рослесхоза относилось согласование включения земельных участков земель лесного фонда в границы населённых пунктов. Рассмотрение проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральных планов г.г. Москвы и Санкт-Петербурга, схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции (пункт 5.4.3.Положения).

Кроме того, подпунктом 5.4.3 указанного положения в действующей редакции за Рослесхозом сохранены полномочия на рассмотрение проектов генеральных планов поселений и подготовку заключений в пределах своей компетенции.

Следовательно, включение земельных участков из состава земель лесного фонда в границы населённых пунктов предполагает обязательное согласование со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, что соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации об особом правовом режиме лесного фонда (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03 февраля 2010 года № 238-О-О).

В соответствии со статьёй 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации (здесь и далее - в редакции, действовавшей в период подготовки проекта генерального плана муниципального образования Лентьевское) лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69, 92 Лесного кодекса Российской Федерации. Исходя из правил названных статей, местоположение, границы и площадь лесных участков определяются на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.

Лесным кодексом Российской Федерации предусмотрено внесение сведений о лесных участках в государственный лесной реестр (статья 91), при этом полномочия по ведению государственного лесного реестра переданы субъектам Российской Федерации в отношении лесов, расположенных в их границах (статья 83).

Таким образом, государственный лесной реестр ведётся на основании материалов лесоустройства (топографических карт, фотопланшетов, описаний).

Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учёт которых не осуществлялся, признаются ранее учтёнными объектами недвижимости (пункт 1 статьи 4.2 Вводного закона к Лесному кодексу).

Как усматривается из материалов дела, по результатам рассмотрения проекта генерального плана Правительством Вологодской области принято постановление от 25 июля 2011 года № 862, которым согласован представленный проект генерального плана муниципального образования Лентьевское Устюженского муниципального района Вологодской области.

Постановлением администрации муниципального образования Лентьевское от 27 декабря 2011 года № 208 проект генерального план муниципального образования Лентьевское направлен на утверждение в Совет муниципального образования Лентьевское.

Решением Совета муниципального образования Лентьевское Устюженского муниципального района Вологодской области от 29 декабря 2011 года № 110 утвержден генеральный план муниципального образования Лентьевское.

24 февраля 2014 года постановлением администрации муниципального образования Лентьевское № 38 назначено проведение публичных слушаний по проекту внесения изменений в генеральный план муниципального образования Лентьевское.

Указанное постановление опубликовано в Информационном бюллетене «Информационный вестник муниципального образования Лентьевское» от 26 февраля 2014 года № 2.

Решением Совета муниципального образования Лентьевское Устюженского муниципального района Вологодской области от 25 апреля 2014 года № 39 внесены изменения в генеральный план муниципального образования Лентьевское.

Решением Устюженского районного суда Вологодской области от 03 августа 2015 года признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Совета муниципального образования Лентьевское Устюженского муниципального района Вологодской области от 29 декабря 2011 года №110 «Об утверждении генерального плана муниципального образования Лентьевское» в части включения в границы муниципального образования Лентьевское Устюженского района Вологодской области лесных участков, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации: в выделе 14ч квартала 1, выделе 10ч квартала 2 УКБ (СПТУ-48) Северного участкового лесничества Устюженского лесничества; в выделе 15ч квартала 7, выделах 6ч, 10ч, 11ч, 14ч, 15ч, 27ч, 29ч квартала 8, выделах 23ч, 32ч квартала 9, в выделах 18ч, 19ч квартала 10 колхоза «Земледелец» Северного участкового лесничества Устюженского лесничества; в выделах 39ч, 40, 41, 52ч квартала 94 Лентьевского участкового лесничества Устюженского лесничества; в выделах 16ч, 21ч квартала 8, выделах 13ч, 15ч, 18ч, 19ч, 20ч квартала 9, выделах 51ч, 52ч квартала 10, выделах 55ч, 56ч, 61ч, 71ч, 72ч квартала 11, выделах 14ч, 15ч квартала 19 колхоза «Красное Утро» Северного участкового лесничества Устюженского лесничества.

Решением Совета муниципального образования Лентьевское Устюженского муниципального района Вологодской области от 29 декабря 2015 года № 111 признано недействующим решение Совета муниципального образования Лентьевское от 29 декабря 2011 года № 110 в части включения в границы муниципального образования Лентьевское лесных участков, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации.

Указанное решение опубликовано в Информационном бюллетене «Информационный вестник муниципального образования Лентьевское» от 11 января 2016 года № 1.

Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации). Основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.

Учитывая изложенное, доказательствами, подтверждающими отнесение спорных земельных участков к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация из государственного лесного реестра - выписки из таксационных описаний, копии лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.

По материалам государственного лесного реестра лесной участок с местоположением:

- Вологодская область, Устюженский район, Устюженское лесничество, Северное участковое лесничество, колхоз «Красное утро» квартал № 4 целевое назначение - эксплуатационные леса;

- Вологодская область, Устюженский район, Устюженское лесничество, Северное участковое лесничество, колхоз «Земледелец» квартал № 8 целевое назначение - эксплуатационные леса;

- Вологодская область, Устюженский район, Устюженское лесничество, Северное участковое лесничество, совхоз «Устюженский» кварталы № 13 целевое назначение - защитные леса, запретные полосы, расположенные вдоль водных объектов; квартал № 15 целевое назначение - защитные леса, запретные полосы, расположенные вдоль водных объектов; квартал № 20 целевое назначение - защитные леса, запретные полосы, расположенные вдоль водных объектов;

- Вологодская область, Устюженский район, Устюженское лесничество, Северное участковое лесничество, УКБ (СПТУ-48) квартал № 2 целевое назначение - защитные леса, защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации; эксплуатационные леса;

- Вологодская область, Устюженский район, Устюженское лесничество, Мережское участковое лесничество кварталы № 48 целевое назначение - запретные полосы, расположенные вдоль водных объектов; квартал № 49 целевое назначение - защитные полосы, расположенные вдоль водных объектов; эксплуатационные леса;

- Вологодская область, Устюженский район, Устюженское лесничество, Лентьевское участковое лесничество квартал № 18 целевое назначение - эксплуатационные леса; квартал № 19 целевое назначение - защитные леса, защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.

Указанное подтверждается справкой Департамента лесного комплекса Вологодской области от 16 мая 2019 года № 97 как органа, уполномоченного на ведение государственного лесного реестра.

Генеральным планом муниципального образования Лентьевское Устюженского муниципального района Вологодской области в границы населённых пунктов д. Зимник, д. Мережа, д. Бывальцево, д. Шелохачь, д. Громошиха, д. Хотыль включены лесные участки в квартале № 4 (выдел 35ч) колхоза «Красное утро» Северного участкового лесничества Устюженского лесничества Устюженского района Вологодской области; в квартале № 8 (выделы 7ч, 8ч, 12ч, 13ч, 16ч) колхоза «Земледелец» Северного участкового лесничества Устюженского лесничества Устюженского района Вологодской области; в кварталах №№ 48 (выделы 11ч, 14ч), 49 (1ч, 2ч, 3ч, 4ч, 9ч, 10ч, 11ч, 12ч, 13ч, 14ч, 15ч) Мережского участкового лесничества Устюженского лесничества Устюженского района Вологодской области; в кварталах №№ 13 (выделы 55ч, 56ч), 15 (48ч, 49ч, 51ч, 61ч), 20 (выделы 13ч, 15ч, 16ч, 17ч, 20ч) совхоза «Устюженский» Северного участкового лесничества Устюженского лесничества Устюженского района Вологодской области; в кварталах №№ 18 (выдел 1ч), 19 (29ч, 30ч) Лентьевского участкового лесничества Устюженского лесничества Устюженского района Вологодской области; в квартале № 2 (выделы 5ч, 9ч) УКБ (СПТУ-48) Северного участкового лесничества Устюженского лесничества Устюженского района Вологодской области.

Факт включения в границы муниципального образования Лентьевское указанных лесных участков подтверждён фрагментами графического наложения границы сельского поселения на материалы лесоустройства Устюженского лесничества 2000 года, выполненными специалистом Северного филиала государственной инвентаризации лесов Федерального государственного унитарного предприятия «Рослесинфорг» «Севлеспроект» кадастровым инженером Афанасьевым А.В.

Суд признаёт указанные фрагменты графического наложения относимыми и допустимыми доказательствами по административному делу.

Работы по наложению границ населённых пунктов муниципального образования Лентьевское на лесоустроительные картографические материалы выполнены в программном обеспечении «AUTOCAD LTD 2013». По способу выполнения работ по наложению границ населённых пунктов кадастровым инженером Афанасьевым А.В. предоставлена пояснительная записка.

Исходя из положений части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Административным ответчиком относимых и допустимых доказательств в порядке части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, опровергающих вышеуказанные фрагменты картографического наложения границ, представлено не было.

Включение земельных участков из состава земель лесного фонда в границы муниципального образования Лентьевское Устюженского муниципального района Вологодской области предполагает обязательное согласование с уполномоченным федеральным органом, которым в период подготовки оспариваемого акта являлось Федеральное агентство лесного хозяйства.

Судом установлено, что проект генерального плана муниципального образования Лентьевское Устюженского муниципального района Вологодской области на согласование в Федеральное агентство лесного хозяйства не поступал, заключение на проект указанного генерального плана федеральным органом не давалось.

При отсутствии заключения Рослесхоза по включению земельных участков из состава земель лесного фонда в границы муниципального образования Лентьевское соблюдение органом местного самоуправления процедур согласования само по себе не подтверждает соблюдение порядка принятия генерального плана сельского поселения.

Иной подход означал бы, что достижение целей правоотношений по такому согласованию, направленных на охрану и защиту лесного фонда, основывающихся на принципах использования лесов с учётом их глобального экологического значения (пункт 3 статьи 1 ЛК РФ) и осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности (пункт 9 статьи 2 ГрК РФ), не является обязательным.

Лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим. Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство. Данная позиция закреплена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 февраля 2010 года № 238-О-О.

С учётом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что решение об утверждении генерального плана поселения, принятое представительным органом муниципального образования Лентьевское Устюженского муниципального района Вологодской области, без предусмотренного действующим законодательством согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства включения в земли населённых пунктов лесных участков является незаконным и не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации, Лесному кодексу Российской Федерации, Градостроительному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», что является основанием для удовлетворения исковых требований.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определённой судом даты.

При определении момента, с которого следует признать в части не действующим оспариваемый нормативный правовой акт, суд учитывает разъяснения пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» о том, что суд может признать нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу, если его положения применялись и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций.

Как установлено в ходе судебного разбирательства по делу, положения решения Совета муниципального образования Лентьевское Устюженского муниципального района Вологодской области от 29 декабря 2011 года № 110 «Об утверждении генерального плана муниципального образования Лентьевское» применялись и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, следовательно, оспариваемые положения нормативного правового акта подлежат признанию не действующими со дня вступления решения суда в законную силу.

В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятом судом решении подлежит опубликованию в печатном средстве массовой информации в Информационном бюллетене «Информационный вестник муниципального образования Лентьевское» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Департамента лесного комплекса Вологодской области удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Совета муниципального образования Лентьевское Устюженского района Вологодской области от 29 декабря 2011 года № 110 «Об утверждении генерального плана муниципального образования Лентьевское» (в редакции решения Совета муниципального образования Лентьевское Устюженского района Вологодской области от 25 апреля 2014 года № 39 «О внесении изменений в генеральный план муниципального образования Лентьевское») в части включения в границы населённых пунктов д. Зимник, д. Мережа, д. Бывальцево, д. Шелохачь, д. Громошиха, д. Хотыль лесных участков в квартале № 4 (выдел 35ч) колхоза «Красное утро» Северного участкового лесничества Устюженского лесничества Устюженского района Вологодской области; в квартале № 8 (выделы 7ч, 8ч, 12ч, 13ч, 16ч) колхоза «Земледелец» Северного участкового лесничества Устюженского лесничества Устюженского района Вологодской области; в кварталах №№ 48 (выделы 11ч, 14ч), 49 (1ч, 2ч, 3ч, 4ч, 9ч, 10ч, 11ч, 12ч, 13ч, 14ч, 15ч) Мережского участкового лесничества Устюженского лесничества Устюженского района Вологодской области; в кварталах №№ 13 (выделы 55ч, 56ч), 15 (48ч, 49ч, 51ч, 61ч), 20 (выделы 13ч, 15ч, 16ч, 17ч, 20ч) совхоза «Устюженский» Северного участкового лесничества Устюженского лесничества Устюженского района Вологодской области; в кварталах №№ 18 (выдел 1ч), 19 (29ч, 30ч) Лентьевского участкового лесничества Устюженского лесничества Устюженского района Вологодской области; в квартале № 2 (выделы 5ч, 9ч) УКБ (СПТУ-48) Северного участкового лесничества Устюженского лесничества Устюженского района Вологодской области.

Сообщение о принятии решения опубликовать в печатном средстве массовой информации в Информационном бюллетене «Информационный вестник муниципального образования Лентьевское» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Вологодский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.В. Соколова

Мотивированное решение изготовлено 27 мая 2019 года.