Дело № 3а-314/2022
55OS0000-01-2022-000117-46
строка стат.отчета 3.011
Омский областной суд
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский областной суд в составе
председательствующего судьи Ланцовой М.В.
при секретаре Зварич Н.И.
с участием прокурора Никульшиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16 мая 2022 г. административное дело по административному исковому заявлению Щербина А. М. к Региональной энергетической комиссии Омской области о признании недействующим раздела 3 приложения № 1 «Нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях» к приказу Региональной энергетической комиссии Омской области от 15 августа 2012 года № 136/38 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на территории города Омска и Омской области»,
у с т а н о в и л:
приказом Региональной энергетической комиссии Омской области (далее – РЭК Омской области) от 15 августа 2012 года № 136/38 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на территории города Омска и Омской области» (далее – Приказ № 136/38) утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях (приложение № 1). (л.д. 63-65)
Разделом 3 приложения № 1 к приказу указанные нормативы установлены применительно к жилым домам (общежитиям) коридорного, гостиничного и секционного типа с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых.
Приказ опубликован в периодическом печатном издании областной газете «Омский вестник» № 37 (3222) от 17 августа 2012 года. (л.д. 79).
Приказами РЭК Омской области от 6 ноября 2012 года № 1095/52, от 31 мая 2017 года № 62/27 в оспариваемый приказ вносились изменения, не касающиеся оспариваемого положения. (л.д. 94-96)
Щербина А.М. обратилась в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнения иска) о признании не действующим раздела 3 приложения № 1 Приказа № 136/38. (л.д. 3-5, 25-26).
В обоснование требований указано и из приложенных к иску документов следует, что административный истец является собственником двух комнат в секции жилого дома, ранее имевшем статус общежития. Постановлением администрации Советского административного округа города Омска, от 10 февраля 2006 года № 12 статус общежития с жилого дома снят. (л.д. 27-29, 36-42, 43). При начислении платы за электроснабжение применяется норматив, указанный в оспариваемом разделе 3 приложения № 1 к Приказу № 136/38 (жилые дома (общежития)), тогда как по мнению административного истца в рассматриваемом случае подлежит применению норматив раздела 1 приложения № 1 к Приказу № 136/38 (многоквартирные жилые дома), что увеличит объем потребления по нормативу коммунального ресурса для жилого помещения и одновременно приведет к уменьшению объема потребления электроэнергии на содержание общего имущества дома. Приказ не соответствует положениям ст.ст. 92, 94, 156 Жилищного Кодекса Российской Федерации, п. 42, 50, 51 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354, а также Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства Российской Федерации 23 мая 2006 года № 306. Нарушение своих прав как собственника жилого помещения Щербина А.М. усматривает в том, что поскольку дом, в котором проживает административный истец, утратил статус общежития и является многоквартирным, то применение раздела 3 приложения № 1 к Приказу № 136/38 влечет увеличение объема потребления по нормативу коммунального ресурса на общедомовые нужды.
В судебном заседании представитель Щербина А.М. по доверенности Кучерявенко А.В. заявленные требования поддержал.
Представитель РЭК Омской области Шамгонова Ж.К. против удовлетворения требований возражала, ссылаясь на принятие приказа в пределах компетенции и с соблюдением установленного порядка, отсутствие нарушений при установлении оспариваемых нормативов. (письменный отзыв – л.д. 62).
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Никульшиной Е.В., полагавшей, что правовые основания для удовлетворения административного искового заявления отсутствуют, суд приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании указанных положений Жилищного Кодекса РФ постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее – Правила № 306). Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354. (далее – Правила № 354)
В соответствии с Положением о Региональной энергетической комиссии Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 2 ноября 2011 года № 212-п, указанная комиссия является органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим государственное регулирование цен, тарифов, платы, наценок, ставок, надбавок на товары и услуги, регулирование которых в соответствии с федеральным законодательством осуществляется органами исполнительной власти Омской области (пункт 1 Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 2 ноября 2011 года № 212-п). К полномочиям РЭК Омской области относится установление нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (подпункт 9 пункта 16 Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 2 ноября 2011 года № 212-п).
Согласно пункту 3 данного Положения РЭК Омской области издает правовые акты в форме приказов и распоряжений по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральным и областным законодательством.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о принятии оспариваемого нормативного правового акта уполномоченным органом в предусмотренной форме и с соблюдением порядка опубликования, установленного пунктом 3 Указа Губернатора Омской области от 30 марта 2004 года № 74 «О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, других органов исполнительной власти Омской области». Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
Проверяя оспариваемые положения на предмет их соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд учитывает следующее.
Согласно пункту 4 Правил № 306 (здесь и далее приведена редакция на дату принятия оспариваемого приказа) при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: в отношении электроснабжения - количество комнат в квартире, высота жилых помещений.
Нормативы потребления коммунальных услуг определяются в расчете на месяц потребления соответствующего коммунального ресурса. (пункт 5)
В качестве параметров, характеризующих степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, применяются показатели, установленные техническими и иными требованиями в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации. (пункт 6)
Согласно пункту 7 Правил № 306 при выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных услуг в отношении электроснабжения в жилых помещениях используется показатель кВт·ч на 1 человека.
Установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций. (пункт 9)
Согласно материалам дела оспариваемый приказ принят по инициативе уполномоченных органов. Распоряжением РЭК Омской области от 18 июля 2012 года № Р-12РЭК-83 создана рабочая группа по определению и установлению нормативов потребления коммунальных услуг. (л.д. 142-143)
Согласно пункту 10 Правил № 306 нормативы потребления устанавливаются в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях, а также коммунальных услуг, предоставляемых на общедомовые нужды, - по каждому виду предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома.
Как следует из заключения по расчету нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению (л.д. 66-78) в соответствии с пунктом 13 Правил № 306 принято решение при установлении нормативов по электроснабжению в жилых помещениях и на общедомовые нужды использовать метод аналогов, который согласно пункту 21 Правил № 306 применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Указанный метод применяется, если в выбранных многоквартирных домах или жилых домах техническая эксплуатация внутридомовых инженерных систем соответствует правилам пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
При установлении оспариваемых нормативов РЭК Омской области была запрошена и получена информация у ГП «Омский центр ТИЗ» о технических данных по общей площади и площади мест общего пользования многоквартирных домов города Омска; у ОАО «Омскэнергосбыт» - информация и обосновывающие материалы по объемным техническим параметрам.((л.д. 144-145), обосновывающие материалы (приложение к делу)).
Согласно заключению норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению рассчитывался с применением формул, указанных в приложении к Правилам № 306. Итоговые расчеты указаны в оспариваемом приложении № 1 к Приказу № 136/38.
В соответствии с пунктами 27, 31, 32 Правил № 306 в норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях включается расход электрической энергии, необходимый для освещения жилых помещений и использования бытовых приборов в жилых помещениях, в том числе стационарных электрических плит для приготовления пищи и электроводонагревателей для нагрева воды.
Определение нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды с применением метода аналогов производится на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах.
Уполномоченный орган дифференцирует нормативы потребления коммунальных услуг по группам многоквартирных домов или жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и расположенных в аналогичных климатических условиях.
Как следует из оспариваемого приказа, нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещения дифференцированы по группам многоквартирных домов, жилых домов (общежитий).
Так, раздел 1 приказа № 136/38 содержит норматив потребления указанной коммунальной услуги в многоквартирных жилых домах (с газовыми либо электроплитами, в зависимости от высоты жилых помещений). Раздел 2 приказа определяет показатели норматива относительно жилых домов, многоквартирных жилых домов при отсутствии мест общего пользования. Оспариваемый административным истцом раздел 3 Приказа № 136/38 содержит норматив потребления электроснабжения в жилых домах (общежитиях) коридорного, гостиничного или секционного типа с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых.
Все приведенные разделы учитывают такой конструктивный параметр многоквартирного дома или жилого дома как количество комнат в квартире. Расчет норматива произведен в зависимости от количества человек, в ней проживающих, при использовании показателя кВт*ч на 1 человека в месяц.
Согласно пунктам 14, 19 Правил № 306 срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами.
Утверждения административного истца о несоответствии раздела 3 приложения № 1 к Приказу № 136/38 положениям ст.ст. 92, 94 ЖК РФ во внимание суда не принимаются, поскольку указанные статьи определяют виды жилых помещений специализированного жилищного фонда и назначение жилых помещений в общежитиях, и не регулируют вопросы нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению.
Доводы административного истца о несоответствии оспариваемого Приказа № 136/38 пунктам 42, 50, 51 Правил № 354 также подлежат отклонению, т.к. приведенные положения регламентируют порядок определения размера платы за коммунальные услуги, и также не связаны с установлением нормативов потребления коммунальных услуг.
Является несостоятельной позиция административного истца о том, что законодательство, имеющее большую юридическую силу, не предусматривает возможности установления нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению применительно к жилым домам (общежитиям). Таблицы 8 и 9 приложения № 2 к Правилам № 306 устанавливают формы для установления нормативов потребления указанной коммунальной услуги, в том числе применительно к жилым помещениям в общежитиях, что в силу п. 32 Правил № 306 обусловлено особенностями конструктивных и технических параметров таких помещений (наличие на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых).
Относительно нарушения прав и законных интересов Щербина А.М. оспариваемым нормативным правым актом суд принимает во внимание, что административный истец является собственником комнат <...> секции <...> жилого дома <...> по ул. <...> в г. <...>. Ранее жилой дом имел статус общежития. Постановлением администрации Советского административного округа города Омска, от 10 февраля 2006 года № 12 статус общежития с жилого дома снят. (л.д. 27-29, 36-42, 43).
Согласно материалам дела Арбитражным судом Омской области рассмотрены дела № <...>, № <...> по искам АО «Петербургская сбытовая компания» к ООО «УК «Омское ЖКХ» о взыскании задолженности за потребленный коммунальный ресурс по электроснабжению на общедомовые нужды и неустойки, относительно жилого дома <...> по ул. <...> в г. <...>. Предметом рассмотрения суда являлись доводы ответчика о несогласии с применением при расчете задолженности раздела 3 указанного приложения и о необходимости применения нормативов раздела 1 приложения № 1 к Приказу № 136/38. (л.д. 120-141)
По утверждению административного истца при начислении платы за электроснабжение применительно к принадлежащим ей жилым помещениям применяется норматив, указанный в оспариваемом разделе 3 приложения № 1 к Приказу № 136/38, тогда как при снятии с жилого дома статуса общежития подлежит применению раздел 1 приложения № 1 к Приказу № 136/38, определяющий норматив для многоквартирных домов, что увеличит объем потребления по нормативу коммунального ресурса для жилого помещения и одновременно приведет к уменьшению объема потребления электроэнергии на содержание общего имущества дома.
Таким образом, по мнению суда административным истцом фактически ставиться вопрос о применении к конкретным правоотношениям того или иного положения оспариваемого нормативного правового акта, что не свидетельствует о нарушении прав Щербина А.М. и не может служить основанием для признания Приказа № 136/38 недействующим в части.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Поскольку рассматриваемый приказ в его оспариваемой части принят без нарушения приведенных норм, регламентирующих порядок установления нормативов, основания для признания его недействующим отсутствуют.
С учетом положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения суда подлежит официальному опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт, или ином печатном издании, в котором подлежат опубликованию нормативные правовые акты органов исполнительной власти Омской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 215, 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Щербина А. М. к Региональной энергетической комиссии Омской области о признании недействующим раздела 3 приложения № 1 «Нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях» к приказу Региональной энергетической комиссии Омской области от 15 августа 2012 года № 136/38 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на территории города Омска и Омской области» оставить без удовлетворения.
На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.В. Ланцова
Мотивированное решение изготовлено 24 мая 2022 года.