ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-314/2023 от 18.09.2023 Пермского краевого суда (Пермский край)

УИД: 59OS0000-01-2023-000297-04

№ 3а-314/2023

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

18 сентября 2023 г. г. Пермь

Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Спиридонова Е.В.,

при секретаре Жигуновой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества Финансово – производственная компания «Чайковский текстильный дом» о признании незаконными решений ГБУ ПК «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» об отказе в установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости,

установил:

АО ФПК «Чайковский текстильный дом» обратилось в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения ГБУ ПК «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» от 07.04.2023 № ОРС-59/2023/000286 об отказе в установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **:45 в размере его рыночной стоимости 43798 256 рублей по состоянию на 15.02.2023, решения ГБУ «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» от 07.04.2023 № ОРС-59/2023/000287 об отказе в установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **:439 в размере его рыночной стоимости 40728 085 рублей по состоянию на 15.02.2023, одновременно просит установить кадастровую стоимость земельных участков в указанных размерах.

В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что является арендатором указанных земельных участков, кадастровая стоимость которых не соответствует их рыночной стоимости, что нарушает законные интересы истца, поскольку возлагает обязанность вносить арендную плату в большем размере. Решениями государственного бюджетного учреждения «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» от 07.04.2023 № ОРС-59/2023/000286, № ОРС-59/2023/000287 отказано в удовлетворении заявлений об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере равном их рыночной стоимости. Административный истец полагает, что отчёт об оценке соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 № 135-ФЗ, Федеральным стандартам оценки, рыночная стоимость объектов оценки, определенная в отчете рассчитана верно.

Представитель административного истца Иса Л.И. ходатайствовала о рассмотрении дела без ее участия, с выводами судебной экспертизы согласилась. Ранее в судебном заседании заявленные требования поддержала.

Представитель административного ответчика ГБУ ПК «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» Конюшевич И.Е. ходатайствовала о рассмотрении дела без ее участия. Указала, что возражает против удовлетворения заявленных требований в части признания незаконными решений об отказе в установлении кадастровой стоимости, с выводами судебной экспертизы согласилась.

Представитель заинтересованного лица Управления земельно-имущественных отношений Администрации Чайковского городского округа ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.

Суд, заслушав лиц, принимавших участие в судебном заседании, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 22.1 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей).

Согласно части 15 статьи 22.1 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

Пунктом 4.2 постановления Правительства Пермского края от 22.03.2017 № 121-п «О реализации положений Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, с 01.01.2017 наделено ГБУ ПК «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края».

Из материалов дела следует, что АО ФПК «Чайковский текстильный дом» является арендатором земельного участка с кадастровым номером **:45, общей площадью 119017 кв.м, расположенного по адресу: ****; земельного участка с кадастровым номером **:439, общей площадью 114727 кв.м, расположенного по адресу: ****, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.

Правовой интерес административного истца к определению кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости основан на положениях пункта 2 статьи 375, подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, частей 1 и 2 статьи 2 Закона Пермского края от13.11.2017 № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и внесении изменений в Закон Пермского края «О налогообложении в Пермском крае».

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером **:45 установлена в размере 74045236,38 рублей по состоянию на 01.01.2022; земельного участка с кадастровым номером **:439 в размере 78981920,77 рублей по состоянию на 01.01.2022.

10.03.2023 административный истец обратился в ГБУ «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» с заявлениями об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами **:45, **:439 в размере их рыночной стоимости по состоянию на 15.02.2023, определенной в отчете об оценке от 15.02.2023 №12327 оценщика ООО «Промпроект-Оценка».

14.03.2023 Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края направил заявителю уведомления о поступлении заявлений об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости и принятии их к рассмотрению.

Решениями ГБУ «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» от 07.04.2023 № ОРС-59/2023/000286, № ОРС-59/2023/000287 АО ФПК «Чайковский текстильный дом» отказано в установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами **:45, **:439 в размере их рыночной стоимости в связи с использованием неполных и (или) недостоверных сведений, расчетными или иными ошибками, повлиявшими на итоговый результат определения рыночной стоимости объектов недвижимости, нарушением требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке от 15.02.2023 № 12327. В мотивировочной части решения указано на недостатки отчета об оценке: несоответствие отчета требованиям статьи 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», пункту 7 федерального стандарта оценки VI, подпунктам 2, 6 пункта 3 федерального стандарта оценки IV, подпунктам 3, 4 пункта 9 федерального стандарта оценки V, подпункту «д» пункта 22 Федерального стандарта оценки № 7.

Порядок рассмотрения заявления об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости закреплен частями 9-11 статьи 22.1 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ:

- бюджетное учреждение в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления об установлении рыночной стоимости направляет заявителю уведомление о поступлении указанного заявления и принятии его к рассмотрению. Форма уведомления о поступлении заявления об установлении рыночной стоимости и принятии его к рассмотрению, требования к его заполнению, а также требования к формату такого уведомления и представляемых с ним документов в электронной форме утверждаются федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки;

- заявление об установлении рыночной стоимости подлежит рассмотрению в течение тридцати календарных дней со дня его поступления;

- бюджетное учреждение вправе принять следующие решения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости:

1) об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (далее - решение об установлении рыночной стоимости), указанной в отчете об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости;

2) об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в связи с использованием неполных и (или) недостоверных сведений, расчетными или иными ошибками, повлиявшими на итоговый результат определения рыночной стоимости такого объекта недвижимости, нарушением требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости (далее - решение об отказе в установлении рыночной стоимости).

В соответствии с установленным порядком Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края до истечения пяти рабочих дней со дня поступления заявлений об установлении рыночной стоимости направил АО ФПК «Чайковский текстильный дом» уведомления о поступлении заявлений и принятии их к рассмотрению, после чего, до истечения тридцати календарных дней рассмотрел заявления и принял решения об отказе в установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости в связи с использованием неполных и (или) недостоверных сведений и нарушением требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости.

Решения Центра технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края от 07.04.2023 № ОРС-59/2023/000286, № ОРС-59/2023/000287 об отказе в установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости суд находит обоснованными.

В соответствии с частями 2, 3 статьи 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

Из пункта 7 федерального стандарта оценки «отчет об оценке (ФСО VI)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 14.04.2022 № 200 следует, что в соответствии со статьей 11 Федерального закона и настоящим федеральным стандартом оценки в отчете об оценке должны содержаться следующие сведения: 1) дата составления и порядковый номер отчета; 2) основание для проведения оценщиком оценки объекта оценки; 3) информация, содержащаяся в задании на оценку; 4) сведения об оценщике (оценщиках), проводившем (проводивших) оценку, в том числе фамилия, имя, отчество (при наличии), номер контактного телефона, почтовый адрес, адрес электронной почты оценщика и сведения о членстве оценщика в саморегулируемой организации оценщиков (регистрационный номер в саморегулируемой организации оценщиков, а также наименование и адрес саморегулируемой организации оценщиков); 5) сведения о заказчике оценки: фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица, если заказчиком является физическое лицо; реквизиты юридического лица, которые включают в себя полное и (или) сокращенное наименование, основной государственный регистрационный номер или иной регистрационный номер юридического лица, место нахождения, если заказчиком является юридическое лицо; 6) сведения о юридическом лице, с которым оценщик (оценщики) заключил (заключили) трудовой договор (реквизиты юридического лица, которые включают в себя полное и (или) сокращенное наименование, основной государственный регистрационный номер или иной регистрационный номер юридического лица, место нахождения); 7) сведения о независимости юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор, и оценщика в соответствии с требованиями статьи 16 Федерального закона; 8) информация обо всех привлеченных к проведению оценки и подготовке отчета об оценке внешних организациях и квалифицированных отраслевых специалистах с указанием их квалификации, опыта и степени их участия в проведении оценки объекта оценки; 9) указание на стандарты оценки для определения стоимости объекта оценки, методические рекомендации по оценке, разработанные в целях развития положений утвержденных федеральных стандартов оценки и одобренные советом по оценочной деятельности при Минэкономразвития России, или обоснование неиспользования указанных методических рекомендаций; 10) точное описание объекта оценки с указанием количественных и качественных характеристик объекта оценки, включая права на объект оценки, перечень документов, устанавливающих такие характеристики, а в отношении объекта оценки, принадлежащего юридическому лицу - реквизиты юридического лица (полное и (или) сокращенное наименование, основной государственный регистрационный номер или иной регистрационный номер юридического лица, место нахождения) и (при наличии) балансовая стоимость данного объекта оценки; 11) принятые при проведении оценки объекта оценки допущения и ограничения оценки в соответствии с пунктами 6 и 8 федерального стандарта оценки «Процесс оценки (ФСО III)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 14.04.2022 № 200, в том числе не отраженные в задании на оценку; 12) анализ рынка объекта оценки, внешних факторов, влияющих на стоимость объекта оценки; 13) описание процесса оценки объекта оценки в части применения подхода (подходов) к оценке, включая: последовательность определения стоимости объекта оценки, обоснование выбора используемых подходов к оценке и методов в рамках каждого из применяемых подходов; отказ от использования подхода к оценке следует прокомментировать; процесс определения стоимости объекта оценки каждым из примененных методов оценки и соответствующие им расчеты; согласование результатов при применении различных подходов и методов оценки; 14) итоговая стоимость объекта оценки, ограничения и пределы применения полученного результата. Если в задании на оценку в соответствии с пунктом 4 федерального стандарта оценки «Задание на оценку (ФСО IV)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 14.04.2022 № 200, не указана форма представления итоговой стоимости, то результат оценки должен быть представлен в виде числа; 15) перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки.

В соответствии с подпунктами 2, 6 пункта 3 федерального стандарта оценки «задание на оценку (ФСО IV)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 14.04.2022 № 200 задание на оценку должно содержать следующую информацию:

2) цель оценки, которая должна быть установлена однозначно для определения предпосылок стоимости, в частности цель оценки должна сопровождаться указанием ссылок на конкретные положения нормативных правовых актов Российской Федерации, в связи с которыми возникла необходимость проведения оценки (если применимо);

6) специальные допущения, иные существенные допущения в соответствии с разделом II федерального стандарта оценки «Процесс оценки (ФСО III)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 14.04.2022 № 200, если они известны на момент составления задания на оценку.

Подпунктами 3, 4 пункта 9 Федерального стандарта оценки «Подходы и методы оценки (ФСО № V)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 14.04.2022 № 200 установлено, что основные этапы сравнительного подхода включают в себя сравнительный анализ количественных и качественных характеристик (сходства и различий) аналогов и объектов оценки, а также внесение в значения единиц сравнения корректировок для устранения различий между объектом оценки и аналогами (при необходимости).

Согласно подпункту «д» пункта 22 Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 № 611 при применении метода корректировок каждый объект-аналог сравнивается с объектом оценки по ценообразующим факторам (элементам сравнения), выявляются различия объектов по этим факторам и цена объекта-аналога или ее удельный показатель корректируется по выявленным различиям с целью дальнейшего определения стоимости объекта оценки. При этом корректировка по каждому элементу сравнения основывается на принципе вклада этого элемента в стоимость объекта.

В результате судебной экспертизы эксперт ООО «Авангард» Б. пришла к выводу, что отчёт об оценке от 15.02.2023 № 12327, подготовленный оценщиком ООО «Промпроект-Оценка» соответствует требованиям Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки, однако имеются неточности, влияющие на итоговый результат рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами **:45, **:439.

Оснований не доверять выводам эксперта, который предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, у суда не имеется, соответствующие возражения по экспертизе сторонами не представлены, ходатайства не заявлены.

Выводы эксперта свидетельствуют о том, что оспариваемые решения бюджетного органа являются законными, поскольку отчет об оценке от 15.02.2023 № 12327, выполненный оценщиком ООО «Промпроект-Оценка», содержат недостатки, влияющие на рыночную стоимость оцениваемых объектов недвижимости, вследствие чего не мог быть принят государственным учреждением для установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной.

Оспариваемые решения приняты Центром технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края, являющимся государственным бюджетным учреждением, в пределах компетенции предоставленной этому учреждению частью 1 статьи 22.1 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ и пунктом 4.2 постановления Правительства Пермского края от 22.03.2017 № 121-п «О реализации положений Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

Оценивая требование административного истца об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 15 статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

В связи с тем, что выявленные недостатки представленных административным истцом отчетов об оценке повлияли на итоговый результат оценки, экспертом ООО «Авангард» Б. определен размер рыночной стоимости объектов оценки:

-земельного участка с кадастровым номером **:45 в размере 44274 000 рублей по состоянию на 15.02.2023;

-земельного участка с кадастровым номером **:439 в размере 41187 000 рублей по состоянию на 15.02.2023.

Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения. Содержание экспертного заключения свидетельствует о том, что выводы эксперта объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объеме на научной и практической основе. Приведенные в заключении судебной экспертизы выводы эксперта не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение эксперта Б. относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами.

Заключение судебной экспертизы сторонами не оспорено, в связи с чем суд принимает его в качестве надлежащего доказательства размера рыночной стоимости перечисленных выше объектов недвижимости.

С учетом изложенного, суд устанавливает кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости: земельного участка с кадастровым номером **:45 в размере 44274 000 рублей по состоянию на 15.02.2023; земельного участка с кадастровым номером **:439 в размере 41187 000 рублей по состоянию на 15.02.2023.

Заявление административного истца о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков подано в бюджетное учреждение 10.03.2023, на что суд указывает в резолютивной части решения.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении требования акционерного общества Финансово – производственная компания «Чайковский текстильный дом» к государственному бюджетному учреждению Пермского края «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» о признании незаконными решений государственного бюджетного учреждения Пермского края «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» от 07.04.2023 № ОРС-59/2023/000286, № ОРС-59/2023/000287 отказать.

Установить кадастровую стоимость объектов недвижимости:

- земельного участка с кадастровым номером **:45, площадью 119017 кв.м, расположенного по адресу: Пермский край, г. Чайковский, ул.Речная,1, равной его рыночной стоимости в размере 44274 000 рублей по состоянию на 15.02.2023;

- земельного участка с кадастровым номером **:439, площадью 114727 кв.м, расположенного по адресу: Пермский край, г. Чайковский, ул.Речная,1, равной его рыночной стоимости в размере 41187 000 рублей по состоянию на 15.02.2023.

Датой подачи заявлений о пересмотре кадастровой стоимости считать 10.03.2023.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья (подпись)

Подлинник решения суда находится в материалах административного дела № 3а-314/2023 Пермского краевого суда.

Мотивированное решение суда изготовлено 19 сентября 2023 г.