ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-315/20 от 26.01.2021 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Дело № 3а-53/2021

УИД 21OS 0000-01-2020-000236-22

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Александровой А.В.,

при секретаре судебного заседания Александрове П.А.,

при участии в судебном заседании представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью «СУОР» Фроловой В.А., Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Васильева С.В., Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Артемьевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «СУОР» к Кабинету Министров Чувашской Республики, Министерству экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, Бюджетному учреждению Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере, равной их рыночной стоимости,

у с т а н о в и л :

ООО «СУОР» обратилось в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества в размере равной их рыночной стоимости.

Требования мотивированы тем, что административному истцу на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости:

Ссылаясь на то, что действующим законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, и, указывая на нарушение прав внесением в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами: , , , , , , , несоответствующей их рыночной стоимости, административный истец просил установить кадастровую стоимость объектов недвижимости:

Представитель административного истца ООО «СУОР» Фролова В.А. в судебном заседании поддержал административный иск по изложенным в нем основаниям.

Представители административных ответчиков Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Васильев С.В., Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Артемьева А.В. в судебном заседании удовлетворение заявленных требований оставили на усмотрение суда.

Представители административного ответчика Кабинета Министров Чувашской Республики, заинтересованных лиц ФГБУ «ФКП Росреестра», администрации г.Чебоксары, Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Чувашской Республике – Чувашии в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом.

Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, придя к выводу о возможности рассмотрения дела без участия иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка (пункт 2). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной кадастровой оценке (пункт 3).

Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», вступившим в силу с 1 января 2017 года.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 6 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» государственная кадастровая оценка включает в себя следующие процедуры: 1) принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; 2) определение кадастровой стоимости и составление отчета об итогах государственной кадастровой оценки; 3) утверждение результатов определения кадастровой стоимости.

В силу части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Как видно из материалов дела, административному истцу на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости:

В силу статей 373, 374 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие недвижимое имущество на праве собственности.

Поскольку административный истец ООО «СУОР» является собственником объектов недвижимости на территории Чувашской Республики, и размер налога на имущество организаций рассчитывается исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, то результаты кадастровой оценки затрагивают права и обязанности административного истца по уплате указанного налога, в связи с чем он имеет право на обращение в суд с заявленным требованием.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 декабря 2016 года № 512 установлено, что проведение государственной кадастровой оценки в соответствии с Федеральным законом «О государственной кадастровой оценке» на территории Чувашской Республики осуществляется с 1 января 2017 года.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» кадастровая стоимость объекта недвижимости - полученный на определенную дату результат оценки объекта недвижимости, определяемый на основе ценообразующих факторов в соответствии с настоящим Федеральным законом и методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 22 ноября 2019 года № 485 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Чувашской Республики» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Чувашской Республики, выполненной по состоянию на 1 января 2019 года, и результаты оценки внесены в кадастр недвижимости 16 января 2020 года.

В соответствии с частью 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

Исходя из части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и разъяснений, изложенных в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» обязанность доказывания величины рыночной стоимости объекта недвижимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, возложена на административного истца.

Согласно сведениям из выписки из ЕГРН от 14.08.2020 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01.01.2019 составляет 11077975,16 руб.

В обоснование своего требования административным истцом представлен составленный ООО «<данные изъяты>» 21.09.2020 отчет , согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером общей площадью 2614 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 01.01.2019 составляет 9379846,00 руб.

Согласно сведениям из выписки из ЕГРН от 14.08.2020 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01.01.2019 составляет 22951966,72 руб.

Из отчета ООО «<данные изъяты>» от 21.09.2020 следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером общей площадью 6196 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 01.01.2019 составляет 19797970,00 руб.

Согласно сведениям из выписки из ЕГРН от 14.08.2020 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01.01.2019 составляет 35486353,44 руб.

Из отчета ООО «<данные изъяты>» от 21.09.2020 следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером общей площадью 10674 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 01.01.2019 составляет 31595414,00 руб.

Согласно сведениям из выписки из ЕГРН от 14.08.2020 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01.01.2019 составляет 31132977,12 руб.

Из отчета ООО «<данные изъяты>» от 21.09.2020 следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером общей площадью 9171 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 01.01.2019 составляет 27706731,00 руб.

Согласно сведениям из выписки из ЕГРН от 14.08.2020 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01.01.2019 составляет 20523424, 49 руб.

Из отчета ООО «<данные изъяты>» от 21.09.2020 следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером общей площадью 5437 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 01.01.2019 составляет 17633 027,00 руб.

Согласно сведениям из выписки из ЕГРН от 14.08.2020 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01.01.2019 составляет 5144684,16 руб.

Из отчета ООО «<данные изъяты>» от 21.09.2020 следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером общей площадью 1232 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 01.01.2019 составляет 4886 388,00 руб.

Согласно сведениям из выписки из ЕГРН от 14.08.2020 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01.01.2019 составляет 38832413,08 руб.

Из отчета ООО «<данные изъяты>» от 21.09.2020 следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером общей площадью 11213 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 01.01.2019 составляет 32833 970,00 руб.

Как видно из представленных отчетов, определение рыночной стоимости земельных участков произведено в соответствии с требованиями Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки» (ФСО № 1), утв. Приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 297, Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО № 2), утв. Приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 298, Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3), утв. Приказом МЭРТ РФ от 20 мая 2015 года № 299, Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости» (ФСО № 7), утв. Приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 № 611.

Изучив представленные отчеты, суд приходит к выводу, что они содержат подробное описание проведенного исследования и итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости на дату определения оспариваемой истцом кадастровой стоимости. Определение рыночной стоимости исследуемых объектов осуществлено с применением сравнительного подхода, с допустимым и надлежащим выбором объектов-аналогов, а также последующим использованием факторов, которые наиболее полно описывают отличия объектов оценки от объектов-аналогов; и последовательным проведением корректировок по элементам сравнения.

В отчетах специалиста представлена необходимая информация, идентифицирующая объект исследования, его количественные и качественные характеристики, анализ рынка земельных участков.

Данная информация подтверждена и проверяема, имеются ссылки на используемые источники информации, к отчету приложены копии размещенных в сети «Интернет» объявлений в виде компьютерных снимков, позволяющих делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки.

Содержащиеся в отчетах сведения, при соблюдении принципов федеральных стандартов оценки, дают надлежащее представление о местоположении, категории, размере, стоимости объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных оценщиком при расчете итоговой величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимости в рамках данного подхода.

Специалист верно определил сегмент рынка исследования, исходя из вида разрешенного использования и фактического использования объекта оценки, подобранные экспертом аналоги сопоставимы по основным ценообразующим факторам, отвечают требованиям пункта 22 Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО N 7)».

Оценщиком осуществлены по элементам сравнения необходимые корректировки цен аналогов, соответствующие характеру и степени отличий аналогов от оцениваемого земельного участка и сглаживающие его отличия.

В силу подпункта «д» пункта 22 Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО N 7)» удельный показатель стоимости скорректирован по выявленным различиям, в том числе, имущественным правам, площади объектов, скидке на продажу.

Таким образом, суд, оценивая представленные отчеты, приходит к выводу о том, что оснований не доверять им не имеется, они содержат все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, и соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, отвечает требованиям относимости, допустимости.

Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость объектов недвижимости, и сведений об их рыночной стоимости в ином размере, а также замечаний к отчетам об оценке, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено, оснований для назначения судебной экспертизы по собственной инициативе судом не установлено.

На основании изложенного суд считает возможным определить кадастровую стоимость объектов недвижимости:

В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости в результате оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», применяются с 1 января года, в котором в суд или в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

При этом данные сведения применяются до момента вступления в силу результатов очередной кадастровой оценки, либо, если характеристики объекта недвижимости будут изменены до указанного момента, - до даты внесения соответствующих измененных характеристик в Единый государственный реестр недвижимости.

Из материалов дела следует, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости подано в суд административным истцом 17 декабря 2020 года, учитывая, что результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории Чувашской Республики (в результате массовой оценки) применяются с 1 января 2020 года, следовательно, кадастровая стоимость указанных земельных участков подлежит установлению в размере рыночной стоимости, на период с 1 января 2020 года до даты внесения сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости, определенных по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости либо в случае изменения характеристик указанного объекта недвижимости до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости измененных характеристик.

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 14 и частью 1 статьи 34 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного земельного участка.

Руководствуясь ст.175-177, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 17 декабря 2020 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции (г.Нижний Новгород) через Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Судья Верховного Суда

Чувашской Республики А.В. Александрова

Мотивированное решение суда изготовлено 27 января 2021 года.

Решение29.01.2021