ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-315/2016 от 01.06.2017 Владимирского областного суда (Владимирская область)

Дело №3а-49/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Владимир 01 июня 2017 года

Владимирский областной суд в составе:

председательствующего судьи Кирюшиной О.А.

при секретаре Пурышевой С.С.,

с участием представителя административных истцов Ионина В.К. и Татаева В.А. по доверенности Гадючко Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ионина В.К., Татаева В.А. об изменении кадастровой стоимости земельных участков в связи с выявлением недостоверных сведений, использованных при определении их кадастровой стоимости (кадастровой ошибки),

УСТАНОВИЛ:

Ионин В.К. и Татаев В.А., через действующего на основании доверенности представителя Гадючко Н.В., обратились во Владимирский областной суд с вышеназванным административным исковым заявлением.

В обоснование требований указано, что Ионин В.К. и Татаев В.А. являются долевыми собственниками земельных участков с кадастровыми номерами ****, **** и ****, площадью **** кв.м., **** кв.м. и **** кв.м., соответственно, расположенных по адресу: ****. Указанные земельные участки образованы в результате раздела земельного участка с кадастровым номером ****.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером **** составляла **** рублей. Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровым номером **** составляет **** рублей, с кадастровым номером ******** рублей, с кадастровым номером ******** рублей.

Полагают, что при определении размера кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ****, а в последующем и образованных из него земельных участков с кадастровыми номерами ****, ****, ****, были использованы недостоверные сведения (допущена кадастровая ошибка), а именно, по мнению административного истца, названные земельные участки вместо 9 группы видов разрешенного использования «Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок» были отнесены к 5 группе видов разрешенного использования «Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания».

По мнению административных истцов, более высокая кадастровая стоимость вышеназванных земельных участков, ошибочно определенная исходя из отнесения их к 5 группе видов разрешенного использования, ведёт к неправомерному увеличению земельного налога и нарушает их права, как налогоплательщиков.

С учетом изложенного, Ионин В.К. и Татаев В.А. просили пересмотреть кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами ****, ****, ****, ****, установив её исходя из удельного показателя для 9 группы видов разрешенного использования в размере 3016,74 кв.м., а именно: в отношении земельного участка с кадастровым номером **** в размере **** рублей, по состоянию на 01 декабря 2014 года; в отношении земельных участков с кадастровым номером **** – в размере **** рублей, с кадастровым номером **** – в размере **** рубль, с кадастровым номером **** – в размере **** рублей, по состоянию на 30 декабря 2015 года.

После проведения по делу судебной земельно-оценочной экспертизы, административные истцы, согласившись с указанным заключением, через своего представителя по доверенности Гадючко Н.В., уточнили заявленные требования, просили пересмотреть кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами ****, ****, ****, **** в связи с выявлением недостоверных сведений, использованных при определении их кадастровой стоимости, и установить: кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **** исходя из удельного показателя, установленного для 9 группы видов разрешенного использования по состоянию на 01 декабря 2014 года в размере **** рублей; земельных участков с кадастровыми номерами **** и **** исходя из удельного показателя, установленного для 9 группы видов разрешенного использования, по состоянию на 30 декабря 2015 года в размере **** рублей и **** рублей, соответственно; земельного участка с кадастровым номером **** исходя из удельного показателя, установленного для 13 группы видов разрешенного использования, по состоянию на 30 декабря 2015 года в размере **** рублей.

Административные истцы Ионин В.К., Татаев В.А., надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайства об отложении не заявили.

В судебном заседании представитель административных истцов Ионина В.К. и Татаева В.А. по доверенности Гадючко Н.В., поддержала заявленные требования с учетом уточнений, сделанных по результатам проведенной по делу судебной экспертизы, по изложенным выше основаниям. Также указала, что с учетом фактического использования земельных участков, их функционального назначения и их расположения в зоне П-5, они не могут быть отнесены к 5 группе видов разрешенного использования.

Представитель административного ответчика ФГБУ «ФКП «Росреестра», надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился. Ранее в судебном заседании настаивая на том, что при определении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами ****, ****, ****, **** правильно был применен удельный показатель кадастровой стоимости для 5 группы видов разрешенного использования земель населенных пунктов. Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **** на момент обращения административных истцов в суд не являются актуальными, поскольку названный земельный участок снят с кадастрового учета 25 января 2016 года, ретроспективный пересмотр кадастровой стоимости законом не предусмотрен.

Заинтересованные лица администрация города Владимира, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области (далее - Управление Росреестра по Владимирской области), извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили, о причинах неявки не уведомили.

В представленных в суд письменных возражениях администрация города Владимира указывала на то, что она не устанавливала оспариваемую кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами ****, ****, ****, ****. Вместе с тем администрация ставит под сомнение правильность заключения эксперта, полагает, что экспертом нарушены требования статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», само экспертное заключение содержит противоречия и неправильные выводы относительно отнесения исследуемых земельных участков к группам разрешенного использования, а также неверные расчеты итоговой величины кадастровой стоимости земельных участков, в связи с чем, не может являться допустимым доказательством по делу.

В соответствии с положениями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, за исключением случая, если их явка признана судом обязательной, поэтому суд, с учётом мнения представителя административных истцов, определил рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся административных истцов, представителей ФГБУ «ФКП «Росреестра» по Владимирской области, администрации города Владимира, Управления Росреестра по Владимирской области, явка которых не признана судом обязательной.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя административных истцов, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Ионин В.К. и Татаев В.А. являлись долевыми собственниками земельного участка с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., адрес (местоположение) объекта: ****, относящегося к категории земель – земли населенных пунктов, имеющего разрешенное использование – объекты технического обслуживания грузового и легкового автотранспорта (т.1 л.д.43, 44).

Указанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет 27 февраля 2014 года, в настоящее время является «архивным» (т.1 л.д.50-53).

Земельный участок с кадастровым номером **** был образован в результате объединения принадлежащих административным истцам земельных участков с кадастровыми номерами **** и ****, расположенных по адресу: ****, относящихся к категории земель – земли населенных пунктов, имеющих разрешенное использование «содержание склада» и «промышленная застройка», соответственно.

25 ноября 2014 года в ФГБУ «ФКП «Росреестра» по Владимирской области поступило заявление о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером **** на разрешенное использование «для размещения объектов технического обслуживания грузового и легкового автотранспорта». По результатам рассмотрения заявления было принято решение об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером **** (т.1 л.д.145-149, 155).

В связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером **** была определена его кадастровая стоимость на основании Акта определения кадастровой стоимости земельных участков №**** от 01 декабря 2014 года, утвержденного ФГБУ «ФКП «Росреестра» по Владимирской области, в размере **** рублей (т.1 л.д. 19, 152).

Статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности установлено, что при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **** внесены в государственный кадастр недвижимости 01 декабря 2014 года в соответствии с пунктом 2.4 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее – Методические указания), утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12 августа 2006 года №222, предусматривающим, что в случае, когда образование нового земельного участка, изменение площади земельного участка, изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земельного участка из одной категории в другую, отнесение земельного участка к определенной категории земель или включение в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке происходят (произошли) после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки и до утверждения её результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов.

Исходя из положений статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности датой определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **** является 01 декабря 2014 года - дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером **** была рассчитана органом кадастрового учета исходя из отнесения его к 5 группе видов разрешенного использования «Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания», путем умножения среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости 5 группы видов разрешенного использования для кадастрового квартала ****, в котором расположен земельный участок, в размере 11411,21, утвержденного Постановлением Губернатора Владимирской области от 23 ноября 2012 года №1323, на площадь земельного участка.

При отнесении земельного участка к 5 группе видов разрешенного использования ФГБУ «ФКП «Росреестра» по Владимирской области исходил из Типового перечня видов разрешенного использования, утвержденного Приказом Роснедвижимости от 29 июня 2007 N П/0152 «Об утверждении Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов» (в ред. Приказа от 14.08.2008 г. №П/0284), который включает в состав вида разрешенного использования 5 группы земельные участки для размещения объектов технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования (т.1 л.д.145-149).

25 января 2016 года земельный участок с кадастровым номером **** снят с кадастрового учета в связи с образованием из него земельных участков с кадастровыми номерами ****, ****, **** (т.1 л.д.50).

Земельный участок с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м.; земельный участок с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м.; земельный участок с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., адрес (местоположение) объектов: ****, относящиеся к категории земель – земли населенных пунктов, имеющие разрешенное использование – объекты технического обслуживания грузового и легкового автотранспорта, принадлежат на праве общей долевой собственности Ионину В.К. и Татаеву В.А. (т. 1 л.д. 13-18, 45-49).

Земельные участки с кадастровыми номерами ****, ****, **** поставлены на кадастровый учет 29 декабря 2015 года (т.1 л.д. 54-62).

Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами ****, ****, **** определена в соответствии с Актом определения кадастровой стоимости земельных участков №**** от 30 декабря 2015 года, утвержденным ФГБУ «ФКП «Росреестра» по Владимирской области, в размере **** рублей, **** рублей и **** рублей, соответственно (т.1 л.д. 20-22150-151).

Исходя из положений статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности датой определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами ****, ****, **** является 30 декабря 2015 года - дата внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости, повлекших за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

Поскольку земельные участки с кадастровыми номерами ****, ****, **** были образованы в результате раздела, их кадастровая стоимость была определена в соответствии с удельным показателем преобразуемого земельного участка с кадастровым номером ****, на основании пункта 2.1.7 Методических указаний, утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12 августа 2006 года №222, путем его умножения на площадь образуемых земельных участков.

Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ****, а в последующем и образованных в результате его раздела земельных участков с кадастровыми номерами ****, ****, **** определена неправильно из-за недостоверных сведений, использованных при определении их кадастровой стоимости, а именно по причине их отнесения к 5 группе земель населенных пунктов «земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания», что нарушает их права, как собственников, уплачивающих земельный налог, Ионин В.К. и Татаев В.А. обратились 17 ноября 2016 года с настоящим административным исковым заявлением, уточнённым в ходе рассмотрения дела, во Владимирский областной суд (т.1 л.д.2-9, 31-39, 202-203; т.2 л.д.8-9).

По мнению административных истцов, определение вида разрешенного использования земельного участка обуславливается его фактическим использованием. На спорных земельных участках располагаются здание склада и нежилые помещения, какие-либо объекты бытового обслуживания отсутствуют, услуги по обслуживанию населения не оказываются. Имевшее место изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером **** с «промышленная застройка, содержание склада» на «объекты технического обслуживания грузового и легкового автотранспорта» связано с реконструкцией склада под объект технического обслуживания легкового автотранспорта. Согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 года №540, облуживание автотранспорта в категорию «бытовое обслуживание» не включено, а выделено в отдельную группу (п.4.9) и отграничено от бытовых услуг. Кроме того, согласно градостроительному плану земельный участок с кадастровым номером **** был расположен в зоне П-2 «Коммунально - складская зона», которая согласно изменениям, внесенным решением Совета народных депутатов от 25 декабря 2014 года №266 в Правила землепользования застройки МО город Владимира, утвержденные решением Совета народных депутатов от 31 октября 2011 года №183, стала зоной П-5. Земельные участки с кадастровыми номерами ****, ****, **** также расположены в зоне П-5 «Зона коммунально-складского назначения». Согласно названным Правилам землепользования и застройки МО город Владимир обслуживание автотранспорта является самостоятельным основным видом разрешенного использования зоны П-5 и предполагает размещение объектов технического обслуживания грузового и легкового автотранспорта.

Таким образом, по мнению административных истцов, спорные земельные участки не отвечают основному признаку, необходимому для отнесения их к 5 группе разрешенного использования земель населенных пунктов, их кадастровая стоимость должна быть определена исходя из удельного показателя кадастровой стоимости земель населенных пунктов Владимирской области для 9 группы видов разрешенного использования, установленной в приложении №2 к постановлению Губернатора Владимирской области от 23 ноября 2012 года №1393 «Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок».

В обоснование своих требований административные истцы в подтверждение доводов о том, что спорные земельные участки относятся не к 5 группе земель населенных пунктов, представили, в том числе градостроительный план земельного участка с кадастровым номером ****, письмо Управления архитектура и градостроительства администрации города Владимира от 14 ноября 2016 года №****, согласно которым земельные участки с кадастровыми номерами ****, ****, ****, **** расположены в зоне «Зона коммунально-складского назначения» (т.1 л.д.85-96).

В пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №28 содержатся разъяснения, что при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. В том числе к такому искажению данных может относиться неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости, в частности целевое назначение объекта оценки и разрешенное использование земельного участка.

Как установлено судом, при отнесении земельного участка с кадастровым номером **** к 5 группе видов разрешенного использования и определении кадастровой стоимости ФГБУ «ФКП «Росреестра» по Владимирской области исходил из Типового перечня видов разрешенного использования, утвержденного Приказом Роснедвижимости от 29 июня 2007 N П/0152 (в ред. Приказа от 14.08.2008 г. №П/0284) «Об утверждении Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов».

Действительно, указанный Типовой перечень включает в состав вида разрешенного использования 5 группы земельные участки для размещения объектов технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования.

Вместе с тем на момент определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **** Приказ Роснедвижимости от 29 июня 2007 N П/0152 (в ред. Приказа от 14.08.2008 г. №П/0284) не подлежал применению, поскольку утратил силу 02 июля 2012 года в связи с изданием Приказа Росреестра от 03.07.2012 N П/276, в связи с чем орган кадастрового учета ошибочно руководствовался им.

Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года № 540, вступивший в силу 24 декабря 2014 года, на момент определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **** (01 декабря 2014 года) не вступил в законную силу, в связи с чем не мог быть применен органом кадастрового учета.

Вместе с тем суд учитывает, что названный Классификатор относит к виду разрешенного использования «бытовое обслуживание» размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро)» (п.4.9.). При этом обслуживание автотранспорта в категорию «Бытовое обслуживание» не включено, а выделено в отдельную группу (п.4.9).

В соответствии с пунктом 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 (далее - Правила), государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и по виду функционального использования.

Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости. Содержание этого понятия раскрывается в земельном, градостроительном законодательстве и законодательстве о кадастровом учете. Поэтому при кадастровом учете земельного участка вид его разрешенного использования определяется исходя из совокупности всех предъявляемых требований, являясь единым и единообразно понимаемым для всех возможных впоследствии правоотношений. Учтенный в государственном кадастре недвижимости вид разрешенного использования должен соответствовать фактическому использованию участка.

Пунктом 1.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Методические указания), утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39, установлены в том числе следующие группы разрешенного использования земельных участков: как «земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок» (подпункт 1.2.9) и "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания" (подпункт 1.2.5).

Приложение №4 к постановлению Губернатора Владимирской области от 23 ноября 2012 года № 1323 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Владимирской области» содержит 17 групп видов разрешенного использования, в том числе: 5 группа «Земельный участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания», 9 группа «Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок».

Таким образом, услуги по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств выделены в отдельную группу экономической деятельности, не относящуюся к бытовым услугам населению.

Как следует из материалов дела, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ****, и в последующем образованных в результате его раздела земельных участков с кадастровыми номерами ****, ****, **** определялась исходя из группы видов разрешенного использования земельных участков.

Согласно данным кадастровых паспортов вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами ****, ****, ****, **** - объекты технического обслуживания грузового и легкового автотранспорта.

После объединения земельных участков с кадастровыми номерами **** и **** административные истца получили градостроительный план земельного участка с кадастровым номером ****.

Из представленных в суд градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером **** от 30 июня 2014 года №2439 и заключения Управления архитектуры, градостроительства и земельных ресурсов администрации города Владимира от 18 ноября 2014 года №**** о возможности изменения разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером **** следует, что указанный земельный участок располагается в территориальной зоне П-2 «Коммунально-складская зона». В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования город Владимир, утвержденными решением Совета народных депутатов города Владимира от 31.10.2011 N 183, (ред. от 27.11.2013, с изм. от 29.01.2014) для Зоны П-2 «Коммунально-складская зона» основным и самостоятельным видом разрешенного использования является «обслуживание автотранспорта». В связи с внесенными решением Совета народных депутатов от 25 декабря 2014 года №266 изменениями в Правила землепользования и застройки муниципального образования город Владимир зона П-2 «Коммунально-складская зона» стала зоной П-5 «Зона коммунально-складского хозяйства».

Согласно пункту 2.2 градостроительного плана назначение объекта капитального строительства на указанном земельном участке – объект технического обслуживания грузового и легкового автотранспорта. В границах земельного участка расположены склад и здание автосервиса.

16 октября 2015 года Ионину В.К. и Татаеву В.А. выдано разрешение №**** на ввод в эксплуатацию объекта – реконструкция склада под объект технического обслуживания легкового автотранспорта, расположенного на земельном участке с кадастровым номером **** (т.1 л.д.117-120).

Таким образом, назначением объекта недвижимости, расположенного на земельном участке с кадастровым номером ****, и образованных из него земельных участков с кадастровыми номерами ****, ****, ****, является - техническое обслуживание легкового автотранспорта.

В данном случае вид разрешенного использования земельного участка соответствует его целевому назначению и виду его функционального использования. Поскольку земельный участок с кадастровым номером **** представлял собой самостоятельный объект недвижимости, на котором располагался склад под объект технического обслуживания легкового автотранспорта (т.1 л.д.114-120), то отнесение его к 5-й группе видов разрешенного использования ошибочно. Земельный участок не представлялся административным истцам и не используемся для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

В связи с изложенным, суд полагает, что разрешенное использование земельных участков с кадастровыми номерами ****, ****, ****, **** «объекты технического обслуживания грузового и легкового автотранспорта» не соответствует 5 виду разрешенного использования земель населенных пунктов «Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания», согласно Методическим указаниям, утвержденным Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39 (подпункт 1.2.5) и Приложению №4 к постановлению Губернатора Владимирской области от 23 ноября 2012 года № 1323 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Владимирской области».

Кроме того, с целью выяснения того, к какой группе видов использования земель населенных пунктов относятся земельные участки с кадастровыми номерами ****, ****, ****, **** и какова их кадастровая стоимость исходя из фактического использования выбранной экспертом группы видов использования земель населенных пунктов, в ходе рассмотрения дела судом была назначена судебная земельно-оценочная экспертиза (т.1 л.д.209-211).

Из заключения эксперта ООО «****» К.**** от **** года усматривается следующее:

Земельные участки с кадастровыми номерами ****, ****, **** относятся к 9 группе видов разрешенного использования земель населенных пунктов, земельный участок с кадастровым номером **** относится к 13 группе видов разрешенного использования земель населенных пунктов. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ****, рассчитанная исходя из среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости для 9 группы видов разрешенного использования земель населенных пунктов в кадастровом квартале ****, установленного приложением №2 к постановлению Губернатора Владимирской области от 23 ноября 2012 года №1323 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Владимирской области» в размере 3016,74 руб/кв.м., по состоянию на 01 декабря 2014 года составляет **** рублей (**** кв.м.*3016,74 руб/кв.м.); кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ****, рассчитанная исходя из удельного показателя кадастровой стоимости для 9 группы видов разрешенного использования земель населенных пунктов, по состоянию на 30 декабря 2015 года составляет **** рублей (**** кв.м.*3016,74 руб/кв.м); кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ****, рассчитанная исходя из удельного показателя кадастровой стоимости для 9 группы видов разрешенного использования земель населенных пунктов, по состоянию на 30 декабря 2015 года составляет **** рублей (**** кв.м.*3016,74 руб/кв.м.); кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ****, рассчитанная исходя из среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости для 13 группы видов разрешенного использования земель населенных пунктов в кадастровом квартале ****, установленного приложением №2 к постановлению Губернатора Владимирской области от 23 ноября 2012 года №1323 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Владимирской области» в размере 1064,82 руб/кв.м., по состоянию на 30 декабря 2015 года составляет **** рублей (**** кв.м.*1064,82 руб/кв.м.).

Администрация города Владимира, возражавшая против экспертного заключения №**** от **** года, не представила каких-либо доказательств, опровергающих правильность экспертного заключения и выводов эксперта, о назначении повторной экспертизы не ходатайствовала.

От других участвующих в деле лиц возражений относительно экспертного заключения не поступило.

Допрошенный в судебном заседании в связи с наличием возражений администрации города Владимира эксперт К., проводивший судебную экспертизу, настаивал на правильности и обоснованности данного им экспертного заключения. В ответ на письменные возражения администрации города Владимира указал, что при подготовке экспертного заключения эксперт руководствовался Федеральным законом от 31 мая 2001 года №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и положениями процессуального законодательства РФ. В экспертном заключении четко перечислено фактическое использование всех помещений, расположенных на спорных земельных участках. При проведении экспертизы он руководствовался сведениями, полученными от собственника помещений, а также произвел фактический осмотр объектов недвижимости.

Оценив экспертное заключение суд приходит к следующему.

Заключение эксперта №**** от **** года соответствует требованиям, предъявляемым статьёй 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, выполнено в соответствии с законодательством об экспертной деятельности, содержит полное описание объектов исследования, все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение кадастровой стоимости спорных земельных участков, подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы, фотоматериалы исследуемых объектов, а также расписку эксперта о том, что он предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации (т.1 л.д.216-238, 250-251).

Эксперт К., проводивший судебную экспертизу, обладает правом на проведение подобного рода исследований, имеет достаточный опыт работы, соответствующую квалификацию и образование, что подтверждено документально (т.1 л.д.235-237), предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, в материалах дела содержится его подписка по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации (т.1 л.д.217), выводы эксперта каких-либо неясностей не вызывают, противоречий в заключении эксперта и данных им пояснениях не имеется.

Заключение эксперта отвечает требованиям статей 49,77,79,82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

На основании заключения экспертов Ионин В.К. и Татаев В.А., согласившись с ним, в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации уточнили заявленные требования и просят установить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами ****, ****, **** исходя из их отнесения к 9 группе земель населенных пунктов в размере **** рублей, **** рублей, **** рублей, а земельного участка с кадастровым номером **** исходя из его отнесения к 13 группе земель населенных пунктов в размере **** рублей.

Обоснованных и документально подтвержденных возражений относительно отнесения земельных участков с кадастровыми номерами ****, ****, **** к 9 группе земель населенных пунктов «Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок», земельного участка с кадастровым номером **** к 13 группе земель населенных пунктов «Земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи, конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов», а также определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами ****, ****, ****, **** в размере **** рублей, **** рублей, **** рублей, **** рублей, а также формы и содержания экспертного заключения, от участвующих в деле лиц не поступало.

В силу статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. Указанное доказательство подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в совокупности с другими доказательствами по делу.

У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов судебной экспертизы, поскольку заключение эксперта №**** от **** года мотивировано, выводы предельно ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами и не содержат противоречий. Указанное выше заключение эксперта соответствует требованиям законодательства, предъявляемым к экспертному заключению об оценке недвижимого имущества законодательством об экспертной деятельности, отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №28, обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости лежит на административном истце, а обязанность доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, - на административном ответчике, если оно возражает против удовлетворения заявления.

Представителем административного ответчика ФГБУ «ФКП «Росреестра» по Владимирской области, настаивавшим на правильном отнесении земельных участков к 5 группе земель населенных пунктов, а также представителем заинтересованного лица администрации города Владимира, возражавшем против заключения эксперта, не представлено доказательств, подтверждающих данное обстоятельство.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований и установлении кадастровой стоимости:

земельного участка с кадастровым номером ****, рассчитанной исходя из отнесения данного земельного участка к 9 группе видов использования земель населенных пунктов «земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок» и среднего значения удельного показателя 3016,74 руб/кв.м, установленного Приложением №2 к постановлению Губернатора Владимирской области от 23 ноября 2012 года №1323 для кадастровой стоимости земель населенных пунктов 9 группы видов разрешенного использования в кадастровом квартале ****, по состоянию на 01 декабря 2014 года, то есть на дату внесения сведений о нём в государственный кадастр недвижимости на основании акта определения кадастровой стоимости земельных участков №**** от 01 декабря 2014 года, утвержденного ФГБУ «ФКП «Росреестра» по Владимирской области, в размере ****;

земельного участка с кадастровым номером ****, рассчитанной исходя из отнесения данного земельного участка к 9 группе видов использования земель населенных пунктов «земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок» и среднего значения удельного показателя 3016,74 руб/кв.м, установленного Приложением №2 к постановлению Губернатора Владимирской области от 23 ноября 2012 года №1323 для кадастровой стоимости земель населенных пунктов 9 группы видов разрешенного использования в кадастровом квартале ****, по состоянию на 30 декабря 2015 года, то есть на дату внесения сведений о нём в государственный кадастр недвижимости на основании акта определения кадастровой стоимости земельных участков №**** от 30 декабря 2015 года, утвержденного ФГБУ «ФКП «Росреестра» по Владимирской области, в размере ****;

земельного участка с кадастровым номером ****, рассчитанной исходя из отнесения данного земельного участка к 9 группе видов использования земель населенных пунктов «земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок» и среднего значения удельного показателя 3016,74 руб/кв.м, установленного Приложением №2 к постановлению Губернатора Владимирской области от 23 ноября 2012 года №1323 для кадастровой стоимости земель населенных пунктов 9 группы видов разрешенного использования в кадастровом квартале ****, по состоянию на 30 декабря 2015 года, то есть на дату внесения сведений о нём в государственный кадастр недвижимости на основании акта определения кадастровой стоимости земельных участков №**** от 30 декабря 2015 года, утвержденного ФГБУ «ФКП «Росреестра» по Владимирской области, в размере **** рубль;

земельного участка с кадастровым номером ****, рассчитанной исходя из отнесения данного земельного участка к 13 группе видов использования земель населенных пунктов «земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи, конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов» и среднего значения удельного показателя 1064,82 руб/кв.м, установленного Приложением №2 к постановлению Губернатора Владимирской области от 23 ноября 2012 года №1323 для кадастровой стоимости земель населенных пунктов 13 группы видов разрешенного использования в кадастровом квартале ****, по состоянию на 30 декабря 2015 года, то есть на дату внесения сведений о нём в государственный кадастр недвижимости на основании акта определения кадастровой стоимости земельных участков №**** от 30 декабря 2015 года, утвержденного ФГБУ «ФКП «Росреестра» по Владимирской области, в размере ****.

Разрешая довод административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» по Владимирской области о том, что требование административных истцов о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **** незаконным, поскольку сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка являются «архивными», а внесение изменений в «архивные» данные не предусмотрено действующим законодательством, суд исходит из следующего.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации №28) требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Согласно абзацу пятому статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности (в редакции, действовавшей до 01 января 2017 года) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **** являются «архивными», земельный участок снят с учета 25 января 2016 года. Однако административные истцы обратились в суд с настоящим административным исковым заявлением 17 ноября 2016 года, следовательно, на день обращения в суд за ними сохранялось право на применение результатов пересмотра кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ****.

Согласно положениям абзаца 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности (в редакции, действовавшей до 01 января 2017 года) установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

В силу разъяснений, содержащихся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28, ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию.

Датой подачи заявления Ионина В.К. и Татаева В.А. о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами ****, ****, ****, **** следует считать 17 ноября 2016 года, то есть дату их обращения в суд.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Ионина Владимира Капитоновича, Татаева В.А. об изменении кадастровой стоимости земельных участков в связи с выявлением недостоверных сведений, использованных при определении их кадастровой стоимости (кадастровой ошибки) – удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., адрес (местоположение) объекта: ****, относящегося к категории земель – земли населенных пунктов, исчисленную исходя из отнесения данного земельного участка к 9 группе видов использования земель населенных пунктов «земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок» и среднего значения удельного показателя 3016,74 руб/кв.м, установленного приложением №2 к постановлению Губернатора Владимирской области от 23 ноября 2012 года №1323 для кадастровой стоимости земель населенных пунктов 9 группы видов разрешенного использования в кадастровом квартале ****, по состоянию на 01 декабря 2014 года в размере ****.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., адрес (местоположение) объекта: ****, относящегося к категории земель – земли населенных пунктов, исчисленную исходя из отнесения данного земельного участка к 9 группе видов использования земель населенных пунктов «земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок» и среднего значения удельного показателя 3016,74 руб/кв.м, установленного приложением №2 к постановлению Губернатора Владимирской области от 23 ноября 2012 года №1323 для кадастровой стоимости земель населенных пунктов 9 группы видов разрешенного использования в кадастровом квартале ****, по состоянию на 30 декабря 2015 года в размере ****.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., адрес (местоположение) объекта: ****, относящегося к категории земель – земли населенных пунктов, исчисленную исходя из отнесения данного земельного участка к 9 группе видов использования земель населенных пунктов «земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок» и среднего значения удельного показателя 3016,74 руб/кв.м, установленного приложением №2 к постановлению Губернатора Владимирской области от 23 ноября 2012 года №1323 для кадастровой стоимости земель населенных пунктов 9 группы видов разрешенного использования в кадастровом квартале ****, по состоянию на 30 декабря 2015 года в размере ****.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., адрес (местоположение) объекта: ****, относящегося к категории земель – земли населенных пунктов, исчисленную исходя из отнесения данного земельного участка к 13 группе видов использования земель населенных пунктов «земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи, конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов» и среднего значения удельного показателя 1064,82 руб/кв.м, установленного приложением №2 к постановлению Губернатора Владимирской области от 23 ноября 2012 года №1323 для кадастровой стоимости земель населенных пунктов 13 группы видов разрешенного использования в кадастровом квартале ****, по состоянию на 30 декабря 2015 года в размере ****.

Считать датой подачи заявления Ионина В.К., Татаева В.А. о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами ****, ****, ****, **** - 17 ноября 2016 года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Владимирского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья

Владимирского областного суда О.А. Кирюшина

****