ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-315/2016 от 24.06.2016 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Дело № 3а-315/2016

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Кемеровский областной суд

в составе председательствующего судьи Бегуновича В.Н.,

при секретаре Шандрамайло Ю.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово

«24» июня 2016 года

административное дело по иску Минаевой Т. Н. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равном его рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л:

Минаева Т.Н. обратилась в Кемеровский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.

Требования мотивированы тем, что Минаева Т.Н. является собственником нежилых зданий площадью 185,5 кв.м. и 389,2 кв.м., расположенных на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>.

Кадастровая стоимость земельного участка, внесенная в государственный кадастр недвижимости, составляет 9 654 95,34 руб.

Рыночная стоимость данного земельного участка значительно ниже его кадастровой стоимости, что подтверждается отчетом ООО «НИИ РР» № ОН/160-30-03-2016-6 от 14.04.2016 г., в соответствии с которым рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01 августа 2014 года составляет 1 913 000 руб.

Истица полагает, что завышенная кадастровая стоимость земельного участка нарушает ее права, так как истица, имеющая право на приобретение земельного участка в собственность, будет вынуждена понести необоснованные расходы при выкупе земельного участка.

Ссылаясь на положения статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», истица просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101023:430 в размере его рыночной стоимости – 1 913 000 руб.

Представитель истицы Панов В.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержал.

Ответчики Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области и заинтересованное лицо администрация г.Кемерово извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, представителей не направили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали.

В соответствии с требованиями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав представителя истицы, свидетеля Бардокина Д.Е., изучив материалы дела, суд полагает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости, что установлено пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрено установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, исходя из его рыночной стоимости.

В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости могут быть оспорены в суде физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно статье 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 указанного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Как следует из материалов дела, истице на праве собственности принадлежат нежилые здания, расположенные по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права № <адрес> и <адрес> от 06 декабря 2013 года.

Принадлежащие истице нежилые здания расположены на земельном участке с кадастровым номером

Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером от 02.03.2016 года и кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 02.03.2016 года кадастровая стоимость указанного земельного участка установлена Решением Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области от 25 ноября 2014 года № 4-2/3904 в размере 9 654 905,34 руб. по состоянию на 01 августа 2014 г.

В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (пункт 6) лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости (статья 39.20 ЗК РФ, пункты 1 и 2 статьи 2, пункты 2, 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 этого же Кодекса без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 названного Кодекса.

При этом при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом (пункт 3 статьи 39.4 Земельного кодекса РФ).

Пунктом 5 статьи 1 Закона Кемеровской области от 7 февраля 2013 г. №10-03 «О цене земельных участков» установлено, что цена земельных участков определяется в размере 60 процентов их кадастровой стоимости при продаже земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, гражданам, являющимся собственниками таких зданий, сооружений либо помещений в них, в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса РФ.

Согласно статье 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1). Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5).

В соответствии с пунктом 2.5 «Порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Кемеровской области», утвержденного Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 5 февраля 2010 г. №47 в отношении земельных участков, не указанных в пункте 2.2 настоящего Порядка, размер годовой арендной платы за земельный участок, за исключением случаев, когда право на заключение договора аренды земельного участка приобретено на торгах (конкурсах, аукционах), определяется на основании кадастровой стоимости земельных участков по соответствующей формуле.

Таким образом, являясь собственником зданий, расположенных на указанном выше земельном участке, истица имеет исключительное право на приобретение данного земельного участка в собственность или в аренду.

Следовательно, результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают права и обязанности истицы в случае реализации исключительных прав на выкуп или аренду земельного участка, поскольку как выкупная цена земельного участка, так и размер арендной платы за пользование им поставлены в зависимость от величины его кадастровой стоимости.

Из пояснений представителя истицы, проекта договора купли-продажи земельного участка следует, что истица обращалась в Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области с заявлением о намерении выкупа земельного участка.

При таких данных суд приходит к выводу, что истица вправе в судебном порядке оспорить результаты определения кадастровой стоимости и просить установить ее в размере рыночной стоимости земельного участка.

Рыночная стоимость земельного участка определена отчетом ООО «НИИ РР» № ОН/160-30-03-2016-6 от 14.04.2016 г. по состоянию на 01 августа 2014 года в размере 1 913 000 руб.

Согласно положительному экспертному заключению №385/05-16 от 21.04.2016г. СОО Ассоциация «Межрегиональный союз оценщиков», отчет № ОН/160-30-03-2016-6 от 14.04.2016 г. соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. В том числе требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности. Рыночная стоимость объекта недвижимости, установленная оценщиком, подтверждена.

Оценивая относимость отчета оценщика, определившего рыночную стоимость земельного участка, к разрешаемым спорным правоотношениям, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, кадастровая стоимость принадлежащего административному истцу земельного участка, утверждена Решением КУГИ Кемеровской области от 25 ноября 2015 года № 4-2/3904 по состоянию на 01 августа 2014 года. Отчет об определении кадастровой стоимости был составлен по состоянию на 01 августа 2014 года. После указанной даты, согласно материалам кадастрового дела, в государственный кадастр недвижимости сведения об изменении качественных либо количественных характеристик земельного участка, влекущие изменение его кадастровой стоимости, не вносились.

Следовательно, представленный административным истцом отчет оценщика об определении рыночной стоимости указанного земельного участка по состоянию на 01 августа 2014 года является относимым доказательством, подтверждающим размер рыночной стоимости земельного участка на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Поскольку административный истец просит определить кадастровую стоимость земельного участка в размере рыночной на 01 августа 2014 года, то есть на дату, которая соответствуют дате определения кадастровой стоимости указанного земельного участка, суд приходит к выводу о необходимости определения рыночной стоимости по состоянию на 01 августа 2014 года.

Оценивая допустимость представленного отчета, суд принимает во внимание, что отчет прошел экспертизу в саморегулируемой организации оценщиков, получил положительное заключение. В соответствии с требованиями статей 24.16 и 17.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» отчет следует признать допустимым доказательством.

Суд приходит к выводу, что в представленном отчете содержится подробное описание проведенных оценщиком исследований, указаны используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки земельного участка, иные необходимые сведения, которые могут быть признаны достаточными. Выводы оценщика мотивированы, изложены ясно и не допускают неоднозначного их толкования. Объект оценки в полной мере идентифицирован, отчет содержит результат оценки при применении сравнительного подхода оценки методом сравнения продаж, обоснование отказа от применения затратного и доходного подходов. Использованные аналоги объекта соответствуют объекту оценки по основным экономическим, материальным и техническим характеристикам. Отчет содержит обоснование выбора объектов, используемых для сравнения. Имеются основания полагать, что при выборе объектов – аналогов, оценщиком учтены все ценообразующие факторы, оказывающие влияние на выводы оценщика о рыночной стоимости объекта оценки. Примененные оценщиком корректировки обоснованы и содержат объяснения, отчет содержит сведения об источниках полученной информации об аналогах объекта оценки. Отчет также содержит выводы оценщика при согласовании результатов расчета рыночной стоимости объекта оценки. Представленные отчет и экспертное заключение содержат сведения о соответствии уровня знаний оценщика и эксперта требованиям законодательства об оценочной деятельности.

Указания в отзыве представителя администрации г.Кемерово на то, что фактическое использование истицей земельного участка (под гостиницу) не соответствует разрешенному использованию земельного участка (магазин строительных товаров розничной торговли со складом, склад строительных материалов) и объекты-аналоги выбраны некорректно, не являются основанием для критической оценки отчета ООО «НИИ РР» № ОН/160-30-03-2016-6 от 14.04.2016 г.

Допрошенный в судебном заседании оценщик Бардокин Д.Е. пояснил, что при выборе объектов-аналогов руководствовался наличием достаточного количества информации об объектах коммерческого использования, поскольку не удалось найти необходимое количество объектов-аналогов с разрешенным использованием под гостиницу, что никак не повлияло на итоговую рыночную стоимость спорного земельного участка, поскольку стоимость по этим критериям не отличается.

Таким образом, доводов, свидетельствующих о недостоверности выводов оценщика относительно величины установленной в отчете рыночной стоимости земельного участка, административными ответчиками и заинтересованным лицом не приведено. Оснований сомневаться в достоверности установленной в отчете рыночной стоимости земельного участка, как и оснований для назначения по делу судебной экспертизы, судом не установлено.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что предоставленные истцей отчет об оценке и положительное экспертное заключение соответствуют требованиями законодательства об оценочной деятельности, Федеральным стандартам оценки. Отчет и положительное экспертное заключение следует признать допустимыми доказательствами.

При таких данных, принимая во внимание, что рыночная стоимость определяется исходя из индивидуальных характеристик объекта оценки, у суда не имеется оснований не доверять отчету оценщика, определившего рыночную стоимость земельного участка, и положительному экспертному заключению.

Следовательно, представленный истцей отчет оценщика об определении рыночной стоимости земельного участка является надлежащим доказательством, подтверждающим размер рыночной стоимости земельного участка на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

В обоснование заявленных исковых требований истицей указано на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости. Указанные доводы нашли подтверждение в ходе рассмотрения дела. Рыночная стоимость земельного участка существенно ниже его кадастровой стоимости, что свидетельствует о нарушении прав истицы в силу изложенных выше обстоятельств.

Доводы Управления Росреестра по Кемеровской области, о том, что данное учреждение не является надлежащим административным ответчиком по делу, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований административного истца, поскольку противоречат требованиям части 4 статьи 38, части 2 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (пункт 7).

Удовлетворение требований не связано с выявлением нарушений в действиях административных ответчиков и не влечет для указанного лица каких-либо неблагоприятных последствий.

При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Требования Минаевой Т. Н. удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером площадью 2 462 кв.м., категория земель – земли населённых пунктов, разрешенное использование: Магазин строительных товаров розничной торговли со складом, склад строительных материалов, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 1 913 000 (один миллион девятьсот тринадцать тысяч) рублей, равном его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 августа 2014 года.

Дата обращения Минаевой Т. Н. с административным исковым заявлением в Кемеровский областной суд – 17 мая 2016 года.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Кемеровского областного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда принято 27.06.2016 года.

Председательствующий: