ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-315/2021 от 20.09.2021 Приморского краевого суда (Приморский край)

. Дело № За-315/21

25OS0000-01-2021-000374-09

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 сентября 2021 года город Владивосток

Приморский краевой суд в составе:

судьи Приморского краевого суда Внуковой О.Н.,

при секретаре Перебейносове М.С.,

с участием прокурора Кольцовой М.Ю.,

представителя административного истца Загуменной Р.П.,

представителя административного ответчика ФИО1,

представителя Акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания Приморская генерация» ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Агентству по тарифам Приморского края, с привлечением в качестве заинтересованного лица Акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания Приморская генерация», ФАС России, о признании нормативно правового акта недействующим

установил:

Административный истец обратился в суд с указанными требованиями, в обоснование которых указал, что является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

В феврале 2021 года от Акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания Приморская генерация» им был получен проект договора снабжения электрической энергией. В указанном проекте договора выполнен расчет платы за технологическое присоединение со ссылкой на постановление агентства по тарифа Приморского края №50/1 от 28.10.2020.

Однако административный истец полагает, что данное постановление не соответствует действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу. Так, пунктом 107 Основ ценообразования установлено, что органами регулирования может быть установлен льготный размер платы за подключение для потребителей, подключаемая тепловая нагрузка объекта капитального строительства которых не превышает 0,1 Гкал/ч, с учетом ранее присоединенной тепловой нагрузки в данной точке подключения, с одновременным установлением порядка компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.

В случае отсутствия соответствующего решения органа регулирования по установлению льготного размера платы за подключение расчет платы за подключение потребителей, подключаемая тепловая нагрузка объектов которых не превышает 0,1 Гкал/ч, осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 108 и 109 настоящего документа.

Пункт 108 является отсылочным к методическим указаниям, утвержденных Приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э., согласно которых:

«Плата за подключение устанавливается органом регулирования в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки исходя из необходимости компенсации регулируемой организации расходов на проведение мероприятий по подключению объекта капитального строительства потребителя, в том числе застройщика, расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения объекта капитального строительства потребителя (включая проектирование), а также налога на прибыль, определяемого в соответствии с налоговым законодательством.

Стоимость мероприятий, включаемых в состав платы за подключение, определяется в соответствии с методическими указаниями и не превышает укрупненные сметные нормативы для объектов непроизводственной сферы и инженерной инфраструктуры».

Пунктом 163 методических указаний установлена плата за подключение к системе теплоснабжения, равная 550 рублям (с НДС), в случае если подключаемая тепловая нагрузка объекта капитального строительства заявителя, в том числе застройщика, не превышает 0,1 Гкал/ч, независимо от иных параметров.

Пунктом 2 настоящих методических указаний установлено, что методические указания предназначены для расчета регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, за исключением расчета в ценовых зонах теплоснабжения, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность).С 25.03.2021 года вступили в силу изменения в методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденные Приказом ФАС РФ от 21.12.2020 №1237/20, однако на дату направления проекта договора о подключении объекта капитального строительства заявителя (22.02.2021) действовали Методические рекомендации в прежней редакции.

Таким образом, принятие ФАС РФ изменений в Методические рекомендации (вступили в силу 25.03.2021 года) не означает соответствия оспариваемого постановления агентства по тарифам законодательству, имеющему высшую юридическую силу в период с даты его принятия до вступления в силу данных изменений.

В судебном заседании представитель административного истца поддержала заявленные требования в полном объеме, изложив доводы указанные в иске, а также пояснила, что административным ответчиком также не доказана экономическая обоснованность оспариваемого постановления, кроме того оспариваемое постановление действует в настоящее время в новой редакции.

Представитель агентства по тарифам Приморского края в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, по доводам и основаниям изложенным в письменных возражениях, а также пояснила, что Постановлением Правительства РФ от 26.04.2019 №519 был изменен порядок расчета и взимания платы за подключение к системе теплоснабжения. С 01.01.2020 установление платы за подключение к системе теплоснабжения равной 550 рублям (с НДС), в случае если подключаемая тепловая нагрузка объекта капитального строительства заявителя не превышает 0,1 Гкал/ч, действующим законодательством не предусмотрено. Согласно пункту 2 постановления Правительства № 519 положения настоящего постановления подлежат применению при установлении платы за подключение к системе теплоснабжения на 2020 год и последующие периоды регулирования. Применение Методических указаний в указанной части не подлежало применению при установлении платы за подключение на 2021 год, поскольку постановление Правительства № 1075 имеет большую юридическую силу, в связи с допущенной технической ошибкой, в данное постановление 12 марта 2021г. регулирующим органом внесены изменения, так ранее в постановлении было указано «подземная прокладка» в настоящее время изменено на «надземная (наземная)прокладка», иных изменений внесено не было ( письменные возражения прилагаются).

Представитель заинтересованного лица Акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания Приморская генерация» в судебном заседании с заявленными требованиями также не согласилась, приведя доводы аналогичные доводам агентства по тарифам Приморского края

Представитель ФАС России в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя, представил письменный отзыв, из которого следует, что в связи с тем, что соответствующие изменения в Методические указания на период рассматриваемых фактических обстоятельств внесены не были, при установлении платы за подключение к системе теплоснабжения орган регулирования должен руководствоваться положениями нормативного правового акта, обладающего большей юридической силой, в частности, Основ ценообразования и Правил регулирования ( отзыв прилагается).

В соответствии с частью 2 статьи 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования административного истца не подлежащими удовлетворению ( заключение прилагается), приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о теплоснабжении органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия по государственному регулированию и контролю в сфере теплоснабжения.

В соответствии с постановлением Администрации Приморского края от 30.09.2019 № 628-па «Об утверждении Положения об агентстве по тарифам Приморского края» агентство является органом исполнительной власти Приморского края, уполномоченным осуществлять функции государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе платы за подключение к системам теплоснабжения.

Агентством по тарифам Приморского края принято постановление от 28.10.2020 № 50/1 «Об установлении платы за подключение к системам теплоснабжения филиала акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания» «Приморская генерация» на 2021 год»,

Данное постановление опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 5.11.2020 в «Приморская газета», № 88(1822), 05.11.2020 и 1.01.2021 вступило в силу.

Таким образом, оспариваемое постановление агентства по тарифам Приморского края принято уполномоченным органом в пределах представленных полномочий, официально опубликовано, правомочность агентства по тарифам, принявшего оспариваемое постановление, административным истцом не оспаривалось.

Установление платы за подключение к системе теплоснабжения регулируется Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Основами ценообразования в сфере теплоснабжения и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, Методическими указаниями по расчёту регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э.

Административный истец является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

В феврале 2021 года от Акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания Приморская генерация» истцом был получен проект договора снабжения электрической энергией, с расчетом платы за технологическое подключение, произведенного в соответствии с постановлением агентства по тарифам от 28.10.2020 № 50/1, которым установлена плата за подключение к системам теплоснабжения филиала акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания» «Приморская генерация» на 2021 год»: согласно приложения № 2 - плата за подключение потребителей Артемовского городского округа к системе теплоснабжения филиала акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания» «Приморская генерация» на 2021 год объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых не превышает 1,5 Гкал/ч, в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки, в том числе: расходы на проведение мероприятий по подключению, расходы на создание ( реконструкцию) тепловых сетей, надземная (наземная) прокладка, 50- 250мм, и составила 13632,50 руб.

В данное постановление 12 марта 2021г. регулирующим органом, в связи с допущенной технической ошибкой, внесены следующие изменения: подпункт 2.1 пункта 2 приложения № 2 указано «надземная (наземная)прокладка п.2.1.1 -50-250мм», ( в редакции от 28.10.2020 №50/1 было указано «подземная прокладка; в том числе канальная»), иных изменений внесено не было.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2019 № 519 «О внесении изменений в Основы ценообразования в сфере теплоснабжения» был изменен порядок расчета и взимания платы за подключение к системе теплоснабжения

Новой редакцией пункта 107 Основ ценообразования предусмотрено, что органами регулирования может быть установлен льготный размер платы за подключение для потребителей, подключаемая тепловая нагрузка объекта капитального строительства которых не превышает 0,1 Гкал/ч, с учетом ранее присоединенной тепловой нагрузки в данной точке подключения, с одновременным установлением порядка компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.

Также новой редакцией пункта 108 Основ ценообразования, предусмотрено, что плата за подключение устанавливается органом регулирования в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки исходя из необходимости компенсации регулируемой организации расходов на проведение мероприятий по подключению объекта капитального строительства потребителя, в том числе застройщика, расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения объекта капитального строительства потребителя (включая проектирование), а также налога на прибыль, определяемого в соответствии с налоговым законодательством.

Стоимость мероприятий, включаемых в состав платы за подключение, определяется в соответствии с методическими указаниями и не превышает укрупненные сметные нормативы для объектов непроизводственной сферы и инженерной инфраструктуры.

Плата за подключение может быть дифференцирована в соответствии с методическими указаниями, в том числе исходя из величины подключаемой нагрузки и (или) в соответствии с типом прокладки тепловых сетей (подземная (канальная и бесканальная) и надземная (наземная).

Согласно пункту 2 постановления Правительства № 519положения настоящего постановления подлежат применению при установлении платы за подключение к системе теплоснабжения на 2020 год и последующие периоды регулирования.

Таким образом с 01.01.2020 установление платы за подключение к системе теплоснабжения равной 550 рублям (с НДС), в случае если подключаемая тепловая нагрузка объекта капитального строительства заявителя не превышает 0,1 Гкал/ч, действующим законодательством не предусмотрено.

В связи с тем, что соответствующие изменения в Методические указания на период рассматриваемых фактических обстоятельств внесены не были, при установлении платы за подключение к системе теплоснабжения орган регулирования должен был руководствоваться положениями нормативного правового акта, обладающего большей юридической силой - постановлением Правительства № 1075 «Основ ценообразования в сфере теплоснабжения».

Позиция ФАС России по данному вопросу также была доведена до органов государственного регулирования тарифов письмом от 03.02.2020 №АЦ/7104/20

Изменения в Методические указания в части приведения их в соответствие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу были внесены приказом ФАС России от 21.12.2020 № 1237/20.

Пунктом 173 Методических указаний, действующих на момент установления агентством платы за подключение (в редакции приказа ФАС России от 29.08.2019 № 1152/19), закреплено, что в случае отсутствия укрупненных сметных нормативов для отдельных видов объектов капитального строительства расходы на создание (реконструкцию, развитие) указанных объектов не должны превышать федеральные единичные расценки 2001 года с учетом индексов изменения сметной стоимости.

В соответствии с пунктом 167 Методических указаний плата за подключение в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки производится по представленным в орган регулирования прогнозным данным планируемых на календарный год расходах на подключение, определенных в соответствии с прогнозируемым спросом на основе представленных заявок на подключение в зонах существующей и будущей застройки на основании утвержденных в установленном порядке схемы теплоснабжения и (или) инвестиционной программы, а также с учетом положений пункта 173 Методических указаний.

Пунктом 173 Методических указаний ( до внесения изменений) определено, что расходы на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения объекта заявителя и расходы на создание (реконструкцию) источников тепловой энергии и (или) развитие существующих источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей, включаемые в состав платы за подключение, не должны превышать укрупненные сметные нормативы для объектов непроизводственной сферы и инженерной инфраструктуры. В случае отсутствия укрупненных сметных нормативов для отдельных видов объектов капитального строительства расходы на создание (реконструкцию, развитие) указанных объектов не должны превышать федеральные единичные расценки 2001 года, рекомендуемые Министерством регионального развития РФ в рамках реализации полномочий в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности, с учетом индексов изменения сметной стоимости.

Размер платы за подключение определяется как сумма расходов на проведение мероприятий по подключению объектов заявителей, которые определяются регулируемой организацией самостоятельно, но с учетом экономической обоснованности таких расходов.

Как следует из вышеприведенных норм, плата за подключение дифференцируется по диапазонам диаметров тепловых сетей: 50 - 250 мм и выше, по типу прокладки тепловых сетей- подземная (канальная и бесканальная) или надземная (наземная).

Для установления оспариваемой платы за подключение к системе теплоснабжения АО «ДГК» на территории Артемовского городского округа на 2021 год АО «ДГК» в агентство по тарифам был представлен пакет документов на основании заявки на подключение административного истца с подключаемой тепловой нагрузкой 0,04 Гкал/ч.

Для подключения заявителя АО «ДГК» необходимо проложить тепловую сеть надземной прокладки диаметром 50 мм. В обоснование был представлен локальный сметный расчет затрат понесенных в связи с прокладкой надземной тепловой сети, в федеральных единичных расценках 2001 года.

На момент установления платы укрупненные нормативы цены строительства для тепловых сетей были утверждены приказом Минстроя России от 30.12.2019 № 916/пр.

Стоимостные показатели для надземной прокладки тепловых сетей диаметром менее 80 мм в данном сборнике отсутствуют

Учитывая требования пункта 173 Методических указаний, агентством определены расходы на подключение по данному объекту на основании представленной локальной сметы.

Плата устанавливается на основании экономически обоснованных с точки зрения тарифного органа затрат регулируемой организации.

В связи с не предоставлением АО «ДГК» договора подряда, агентством были исключены накладные расходы и сметная прибыль как экономически не обоснованные.

Расчет платы произведен по формуле 119 Методических указаний:

(тыс. руб./Гкал/ч), (119)

где:

- расходы на создание (реконструкцию) тепловых сетей i-го диапазона диаметров j-го типа прокладки от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точек подключения объектов заявителей,

- плановые на очередной расчетный период регулирования расходы на создание (реконструкцию) тепловых сетей (за исключением создания (реконструкции) тепловых пунктов) i-го диапазона диаметров j-го типа прокладки (включая проектирование) от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точек подключения объектов заявителей, определяемые с учетом положений пункта 172 Методических указаний, тыс. руб.;

- плановая на очередной расчетный период регулирования суммарная подключаемая тепловая нагрузка объектов заявителей, для подключения которых требуется создание (реконструкция) тепловых сетей i-го диапазона диаметров j-го типа прокладки от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точек подключения объектов заявителей, Гкал/ч.

Согласно представленной локальной сметы расчет АО «ДГК» произведен в федеральных единичных расценках 2001 года и составил 655,534 тыс.руб.

С учетом отсутствия договора подряда на выполнение работ, агентством определены расходы на подключение по данному объекту на основании представленной локальной сметы без учета накладных расходов и сметной прибыли в размере 545, 30 тыс. руб.

Расчет платы произведен, как указано выше, в соответствии с формулой 119, а именно: 545, 30 тыс. руб./0,04 Гкал/час = 13 632, 50 тыс.руб./Гкал/час.

Доказательств того, что размер платы за подключение, установленный оспариваемым постановлением, необоснованно завышен, административным истцом не представлено, как и не представлено доказательств того, что работы по подключению к теплоснабжению возможно было рассчитать по укрупненным сметным нормативам, в то время как согласно пункту 3 части 2 статьи 62 КАС РФ административный истец обязан подтверждать факты, на которые он ссылается как на основание своих требований. Довод, о том что проверить возможность расчёта по укрупненным сметным нормативам не представлялось возможным, поскольку им ранее не была получена локальная смета и расчет административного ответчика не принимается судом, поскольку позиция административного ответчика по поводу невозможности применения расчета по укрупненным сметным нормативам была изложена ранее в письменном отзыве и получены истцом.

Давать правовую оценку, в том числе проводить проверку корректности и обоснованности локального сметного расчета, представленному АО «ДГК» регулирующий орган не уполномочен, для регулирующего органа существенное влияние оказывает характер выбора технических мероприятий по подключению объекта заявителей, в том числе объемы предполагаемых работ в связи с прокладкой, в данном случае, надземной тепловой сети.

Доводы представителя административного истца относительно установления экономически необоснованной платы, сводятся фактически к несогласию с ее размером.

При таких обстоятельствах суд полагает заявленные требования административного истца не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 178,180,215-217 Кодекса административного судопроизводства РФ суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований ФИО3 о признании нормативно правового акта недействующим - отказать.

Обязать агентство по тарифам Приморского края опубликовать сообщение о настоящем решении суда в официальном печатном издании данного органа исполнительной власти Приморского края, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.Н. Внукова