ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-315/2022 от 23.08.2022 Приморского краевого суда (Приморский край)

... Дело № 3а-315/2022

25OS0000-01-2022-000423-72

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 августа 2022 года город Владивосток

Приморский краевой суд

в составе председательствующего судьи Внуковой О.Н.,

при секретаре Перебейносове М.С.,

с участием прокурора Заика О.В.,

представителя административного истца Полякова А.С.,

представителя министерства промышленности и торговли Приморского края Лукьянова И.И.,

представителя министерства имущественных и земельных отношений Приморского края Пастухова П.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кривец Е.Н. к министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованные лица: министерство экономического развития Приморского края, министерство промышленности и торговли Приморского края, администрация Уссурийского городского округа, об оспаривании нормативного правового акта органа исполнительной власти Приморского края в части,

у с т а н о в и л :

Распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25.12.2019 года № 1022 - ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год.

Данное распоряжение размещено на официальном сайте Правительства Приморского края в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» /https://primorsky.ru),

Вышеуказанным нормативным правовым актом объект недвижимости принадлежащий административному истцу на праве собственности: нежилое помещение площадью 439,5 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый номер включен в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год» пунктом (стр. 559).

Административный истец обратилась в суд с требованиями о признании вышеуказанного нормативного правового акта недействующим в части, указав, что является собственником данного объекта недвижимости, включение которого в соответствующий Перечень, влечет за собой необходимость производить уплату налога на имущество в размере, исчисляемом исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Вместе с тем объект недвижимости с кадастровым номером , не обладает признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база должна определяться равной кадастровой стоимости, расположен на земельном участке с разрешенным видом использования - «для эксплуатации и обслуживания пяти этажного дома». Вид разрешенного использования земельного участка не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения. Наименование каждого из помещений у объекта недвижимости имеет площадь менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации), что подтверждается сведениями Технического паспорта на объект недвижимости по состоянию на 03.10.2016 года в виде Экспликации к поэтажному плану, являющейся составной частью Технического паспорта на объект недвижимости по состоянию на 03.10.2016 года, не предусматривают размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), так как предусмотрены для приема пациентов лечебного учреждения, кроме того, в соответствии с расчетом размера процента помещений от общей площади объекта недвижимости площади помещений по отдельности имеют менее 20 процентов от общей площади объекта недвижимости- 439, 5 кв.м., соответствующих мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимости уполномоченной организацией не проводилось, решений об определении вида фактического использования административным ответчиком до принятия оспариваемого в части нормативного правового акта не принималось. Подобный подход к определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения прямо противоречит положениям, предусмотренным пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ и Порядку, утвержденному постановлением Администрации Приморского края от 08 апреля 2015 года № 105-па.

В судебном заседании представитель административного истца поддержал заявленные требования по доводам и основаниям, изложенным в иске, настаивал на их удовлетворении полном объеме.

Представитель административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Приморского края возражал против удовлетворения административного иска, по доводам и основаниям представленного ранее отзыва, указав, что действия департамента земельных и имущественных отношений Приморского края по включению спорного объекта недвижимости в указанный Перечень, были законными и обоснованными. Объект включен в Перечень на 2020 год на основании информации, представленной уполномоченным органом исполнительной власти Приморского края. Порядком не предусмотрена обязанность уполномоченного органа определять вид фактического использования здания и помещений для целей налогообложения путем осмотра объектов недвижимости и последующим составлением актов осмотра в случае наличия других оснований для включения объектов недвижимости в указанный перечень. На момент формирования и утверждения Перечня, на 2020 год, Министерство не располагало предложениями от собственника о проведении обследования объекта. ( отзыв прилагается).

Представитель Министерства промышленности и торговли Приморского края в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился по доводам и основаниям, изложенным в письменных пояснениях на иск, а также пояснив, что, при формировании Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, использовалась информация, предоставленная муниципальными образованиями Приморского края. (пояснения прилагаются)

Представитель заинтересованного лица - министерства экономического развития Приморского края в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя, согласно представленного письменного отзыва выразить позицию по существу данного дела не представилось возможным (отзыв прилагается).

Представитель заинтересованного лица - администрации Уссурийского городского округа в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела был извещен.

В соответствии со статьей 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования подлежат удовлетворению (заключение прилагается), давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, суд приходит к следующему:

Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Из положений статей 72, 76 Конституции РФ, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

На основании статей 3 и 14 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.

Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 Налогового кодекса РФ).

В силу статьи 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.

Из подпункта 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса РФ следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 данной статьи.

Согласно пункту 1 статьи 403 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В силу подпункта 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Таким образом, формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ и конкретизирующими его положения актами.

Пунктом 5 постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года № 105-па « О регулировании отдельных вопросов, связанных с особенностями определения налоговой базы по налогу на имущество организаций» установлено, что департамент земельных и имущественных (в настоящее время Министерство имущественных и земельных отношений Приморского края) отношений Приморского края уполномочен формировать и утверждать перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость.

Распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25.12.2019 года № 1022 - ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год.

Данное распоряжение размещено на официальном сайте Правительства Приморского края в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» https://primorsky.ru).

Как установлено судом и следует из материалов дела, административный истец является собственником объекта недвижимости: нежилое помещение площадью 439,5 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый .

Как собственник объекта недвижимости, административный истец обязан платить налог на имущество физических лиц, являющийся местным налогом, устанавливаемый в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 НК РФ).

Вышеуказанным нормативным правовым актом объект недвижимости, принадлежащий административному истцу на праве собственности включен в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год» пунктом (стр. 559).

Суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий министерства имущественных и земельных отношений Приморского края с соблюдением требований к его форме, порядку принятия и к введению его в действие.

Нормативный правовой акт не оспаривается по мотивам отсутствия полномочий у административного ответчика на его принятие, а также по порядку его опубликования.

Вместе с тем, оценивая обоснованность включения объекта недвижимого имущества, принадлежащего административному истцу на праве собственности, в оспариваемый Перечень, суд полагает, что доводы административного иска нашли свое подтверждение.

В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно - деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Согласно пункту 3 названной статьи административно - деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.

При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Торговым центром (комплексом) в силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

С 1 января 2015 года статья 378.2 Налогового кодекса РФ дополнена пунктом 4.1, согласно которому отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящего пункта здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 1(1) Закона Приморского края от 28 ноября 2003 года № 82-КЗ «О налоге на имущество организаций» налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке администрацией Приморского края, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных (муниципальных) учреждений и предприятий); нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и торговых объектов либо которые фактически используются для размещения офисов и торговых объектов.

Таким образом, в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежат включению такие объекты, которые отвечают одному из критериев, установленным вышеуказанными правовыми нормами.

Судом установлено, что принадлежащий административному истцу объект недвижимости с кадастровым номером имеет наименование «нежилое помещение расположенное на первом этаже жилого пятиэтажного дома (жилой дом лит.А), расположен на земельном участке с разрешенным видом использования - «для эксплуатации и обслуживания пятиэтажного дома» (Информация размещенная на официальном сайте Росреестра края в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» (https://pkk.rosreestr.ru).

Вид разрешенного использования земельного участка не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.

В соответствии с техническим паспортом на нежилое помещение, помещение расположено на 1 этаже пятиэтажного дома, имеет общую площадь 439, 5 кв.м., согласно экспликации к поэтажному плану включает в себя: холл, нежилые помещения для персонала, коридоры, санузлы, манипуляционные, медицинские кабинеты врачей.

Таким образом сведений о помещениях, предусматривающих размещение торговых объектов, объектов общественного питания, объектов бытового обслуживания, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры в указанном объекте в материалах дела не имеется, в судебное заседание не представлено.

В соответствии с договором аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между Кривец Е.Н. и ООО «...», и действовавшему до ДД.ММ.ГГГГ, в аренду были переданы помещения площадью 69 кв.м, фактически используемые арендатором в коммерческих целях, однако указанная площадь составляет 15,7% от общей площади помещения, в связи с чем на основании ст. 378.2 НК РФ помещение площадью 439,5 кв.м не может быть признано предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения.

18 июля 2018г. административным истцом было получено решение администрации Уссурийского городского округа о согласовании перепланировки и переустройства нежилого помещения по <адрес>., которая была завершена в декабре 2021г о чем был составлен акт приемочной комиссии от 21 декабря 2021, договор аренды с ООО «...» был расторгнут 31 июля 2021г. После проведенной перепланировки и переустройства образованы отдельные нежилые помещения, в связи с чем нежилое помещение прекратило существование.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что наименование и назначение и технические характеристики нежилого помещения, расположенного в жилом доме, а также вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен жилой дом, не предполагают размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, как и предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, назначение спорного нежилого помещения не может быть признано безусловно определенным в целях применения положений ст. 378.2 Налогового кодекса РФ, в связи с чем, требовалось установление фактического использования объекта недвижимости.

Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения утвержден постановлением Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года № 105-па.

В соответствии с пунктами 1.2 и 1.4 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, мероприятия по определению вида фактического использования объектов нежилого назначения, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, осуществляются работниками краевой организации, уполномоченной на проведение мероприятий по определению вида фактического использования, подведомственной министерству имущественных и земельных отношений Приморского края. Результаты мероприятий по определению вида фактического использования обсуждаются Комиссией по рассмотрению вопросов, касающихся определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.

Решения об определении вида фактического использования объектов нежилого назначения принимаются министерством имущественных и земельных отношений Приморского края с учетом рекомендаций указанной комиссии, внесенных по итогам рассмотрения результатов проведения мероприятий по определению вида фактического использования.

Как следует из материалов дела, мероприятий по определению фактического использования спорного нежилого помещения на момент формирования и утверждения Перечня не проводилось.

Доказательств фактического использования помещения в целях размещения административных (офисных, торговых) объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания также не представлено.

Таким доказательством мог бы являться акт обследования объекта недвижимого имущества, составление которого предусмотрено пунктом 6 Порядка (в действующей редакции), однако такой акт до утверждения Перечня на 2020 год административным ответчиком не составлялся.

Сведений из Единого государственного реестра недвижимости как о спорном помещении, так и о соответствующих здании и земельном участке, которые бы подтверждали факт использования помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, административным ответчиком не представлено и в материалах дела не имеется.

При таких обстоятельствах суд считает, что спорное помещение не могло быть отнесено к недвижимому имуществу, признаваемому объектом налогообложения и предусмотренного статьей 378.2 НК РФ, и не подлежало включению в Перечень на 2020 год.

В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Принимая во внимание представленные доказательства, учитывая назначение и фактическое использование рассматриваемого нежилого помещения, вид разрешенного использования земельного участка, суд полагает, что со стороны административного ответчика не доказан факт соответствия объекта недвижимости, находящегося на праве собственности у Кривец Е.Н. критериям, поименованным в ст. 378.2 НК РФ.

Учитывая, что на момент включения нежилого помещения с кадастровым номером в Перечень 2020 год Министерство имущественных отношений Приморского края не располагало сведениями, достоверно свидетельствующими о назначении здания в качестве административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), а также о размещении в них офисов либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, а равно об использовании более 20 процентов их общей площади для этих целей, назначение и технические характеристики нежилого помещения, расположенного в жилом доме, а также вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен жилой дом, не предполагают размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, суд приходит к выводу, что нежилое помещение площадью 439,5 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> кадастровый необоснованно включено в Перечень на 2020 год.

При таких обстоятельствах требования истца в части необоснованности включения в Перечень спорного объекта недвижимости, подлежат удовлетворению.

Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия, признание отдельных его положений не действующим с момента принятия нормативного акта, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.

Таким образом, требования административного иска о признании недействующим в оспариваемой части нормативного правового акта со дня его принятия, также подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 4 статьи 215 КАС РФ, в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться: указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», в связи с тем, что нормами КАС РФ, АПК РФ не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов или актов, обладающих нормативными свойствами, вопрос об этих расходах разрешается судом на основании правил, предусмотренных главой 10 КАС РФ, главой 9 АПК РФ.

Судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, а также издержек, связанных с рассмотрением дела, представляют собой денежные затраты (потери), распределяемые в порядке, предусмотренном главой 10 КАС РФ.

По смыслу главы 10 КАС РФ принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу.

В соответствии со статьей 106 КАС РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, расходы на оплату госпошлины, а также расходы на оплату услуг представителей.

В соответствии со статьей 112 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

В судебном заседании установлено, что 8 июня 2022 года между ИП Кривец Е.Н. и Поляковым А.С. заключен договор об оказании юридических услуг, согласно которого «Исполнитель» обязуется: подготовить административное исковое заявление в Приморский краевой суд об оспаривании нормативного правового акта органа исполнительной власти Приморского края в части признания недействующим пункта Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год,; представлять интересы «Заказчика» в Приморском краевом суде.

Стоимость услуг по договору определена в размере 46 000

Согласно представленной расписке ДД.ММ.ГГГГКривец Е.Н. по вышеуказанному договору оплатила Полякову А.С. 46 000 рублей.

В пунктах 11, 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» указано, что в целях реализации задач судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 3, 45 КАС РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.

При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.

Как следует из материалов дела интересы административного истца представлял Поляков А.С, который принимал участие в подготовке дела к судебному разбирательству 4.08.2021, и в судебном заседании 23.08.2022.

Соотнося данную сумму расходов с объемом защищенного права административного истца, а также объем оказанных юридических услуг, степень сложности дела, объем материалов дела, время, необходимое на подготовку процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства дела, суд считает понесенные ИП Кривец Е.Н. расходы на представителя завышенными, в связи с чем полагает, что разумным, обеспечивающим баланс интересов сторон, будет являться взыскание расходов на оплату услуг представителя в размере 20 000 рублей.

Расходы административного истца по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей подтверждаются платежным поручением АО « Альфа банк» от 10.06.2022 года.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 178, 180, 215 - 217 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление Кривец Е.Н. об оспаривании нормативного правового акта органа исполнительной власти Приморского края в части– удовлетворить.

Признать пункт Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, утвержденного распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 25.12.2019 года № 1022 - ри, недействующими со дня принятия указанного распоряжения.

Сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит размещению в официальном издании органов государственной власти Приморского края.

Взыскать с министерства имущественных и земельных отношений Приморского края в пользу Кривец Е.Н. расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей, расходы по оплате услуг представителя в сумме 20000 рублей, всего к взысканию 20300 рублей

На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Внукова О.Н