ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-318/18 от 12.07.2002 Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания (Республика Северная Осетия-Алания)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

20 марта 2019 года г. Владикавказ

Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания Батагова А.Э.,

при секретаре Беркаевой М.Ш.,

с участием представителя административного ответчика Правительства Республики Северная Осетия-Алания Худзиева Т.К., действующего на основании доверенности от 23 августа 2018 года № 11 и диплома о высшем юридическом образовании серии ИВС 0362271, регистрационный номер 11604 от 12 июля 2002 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Качмазова Р.П. к Правительству Республики Северная Осетия-Алания, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Северная Осетия-Алания, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия-Алания, с привлечением в качестве заинтересованных лиц Администрации местного самоуправления Пригородного района Республики Северная Осетия-Алания, Министерства государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,

установил:

Качмазов Р.П. в лице своего представителя Бязрова Р.Р. обратился в Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания с административным исковым заявлением к Правительству Республики Северная Осетия-Алания (далее по тексту - Правительство РСО-Алания), Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Северная Осетия-Алания (далее по тексту - ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по РСО-Алания), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия-Алания (далее по тексту - Управление Росреестра по РСО-Алания), с привлечением в качестве заинтересованных лиц Администрации местного самоуправления Пригородного района Республики Северная Осетия-Алания (далее по тексту - АМС Пригородного района РСО-Алания), Министерства государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания (далее по тексту - Минимущество РСО-Алания) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ..., площадью ... кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид угодий - для производства сельскохозяйственной продукции, расположенного по адресу: ..., равной его рыночной стоимости по состоянию на 3 июня 2014 года в размере 2151000 рублей (далее по тексту - земельный участок с кадастровым номером ...

В обоснование административного иска Качмазов Р.П. указал, что ему на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером ... кадастровая стоимость которого на 3 июня 2014 года составляет 8198099 рублей. Между тем, рыночная стоимость данного земельного участка значительно ниже его кадастровой стоимости, что подтверждается отчетом индивидуального предпринимателя Мамаева С.П., приложенному к административному иску. По мнению Качмазова Р.П., указанные обстоятельства нарушают его имущественные права, поскольку имеет место необоснованное увеличение размера арендной платы подлежащей уплате истцом.

Определением Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 20 марта 2019 года к производству суда приняты уточнения к административному исковому заявлению Качмазова Р.П. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ... равной его рыночной стоимости в размере 2932000 рублей по состоянию на 3 июня 2014 года.

В судебном заседании Худзиев Т.К., представлявший интересы Правительства РСО-Алания на основании доверенности от 23 августа 2018 года № 11, просил в удовлетворении административного иска отказать.

В судебное заседание Качмазов Р.П., представители ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по РСО-Алания, Управления Росреестра по РСО-Алания, АМС Пригородного района РСО-Алания, Минимущества РСО-Алания, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились, об уважительных причинах неявки суду не сообщили.

На основании части 2 статьи 150, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка процессуальных сторон не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела по существу.

Выслушав объяснения представителя административного ответчика Правительства РСО-Алания, исследовав материалы дела, Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления Качмазова Р.П. по следующим основаниям.

Порядок производства по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости регламентирован в главе 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В положениях статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации закреплены две модели исчисления кадастровой оценки земельного участка - либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта оценки.

В силу статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Право на обращение арендатора недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с административным иском об определении кадастровой стоимости, соответствующей рыночной, в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, разъяснено в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости».

В соответствии с частью 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ) в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Таким образом, законодательство, подлежащее применению к возникшим правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в ЕГРН, посредством указания его рыночной стоимости. Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки земельных участков.

Исходя из материалов дела, следует, что на основании договора аренды земельного участка от 25 июня 2014 года № 2136 и акта приема-передачи от 25 июня 2014 года, АМС Пригородного района РСО-Алания предоставила Качмазову Р.П. в аренду земельный участок с кадастровым номером ... на срок до 6 июня 2039 года.

При расчете арендной платы за пользование земельным участком с кадастровым номером ... учитывается его кадастровая стоимость.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ... в размере 8198099 рублей определена по состоянию на 3 июня 2014 года, что следует из выписки ЕГРН, предоставленной ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по РСО-Алания за исходящим номером КУВИ-001/2018-164282 от 20 декабря 2018 года.

Приведенные результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ... по состоянию на 3 июня 2014 года просит пересмотреть административный истец Качмазов Р.П., при этом проверка достоверности установленной в отношении объекта оценки кадастровой стоимости, равно как и законность нормативного правового акта о ее утверждении, предметом рассмотрения по настоящему делу не являются.

Право физических лиц на оспаривание в суде результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности, закреплено в статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ.

Следовательно, административный истец Качмазов Р.П., являясь арендатором земельного участка с кадастровым номером ... имеет законный интерес в установлении его кадастровой стоимости в размере действительной рыночной стоимости по состоянию на 3 июня 2014 года.

В соответствии с абзацем пятым статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

При разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ и Федеральных стандартов оценки.

Оспаривая кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ... административный истец Качмазов Р.П. предоставил отчет от 24 декабря 2018 года № 331-18зк, составленный индивидуальным предпринимателем Мамаевым С.П., согласно которому, рыночная стоимость указанного земельного участка на 3 июня 2014 года составляет 2151000 рублей (далее по тексту - отчет об оценке рыночной стоимости от 24 декабря 2018 года № 331-18зк).

В силу части 1 статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.

В связи с противоречиями в представленных сторонами доказательствах, устранение которых требует специальных знаний в области оценочной деятельности, и существенным отличием рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке рыночной стоимости от 24 декабря 2018 года № 331-18зк, представленным административным истцом Качмазовым Р.П., от кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ..., определением Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 24 января 2019 года по административному делу назначена судебная оценочная экспертиза, направленная на установление рыночной стоимости указанного земельного участка.

Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 22 февраля 2019 года № 44-19/10, составленному экспертом Тагаевым Д.А., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ... по состоянию на 3 июня 2014 года составляет 2932000 рублей (далее по тексту - заключение судебной оценочной экспертизы от 22 февраля 2019 года № 44-19/10).

Оценив заключение судебной оценочной экспертизы от 22 февраля 2019 года № 44-19/10 в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд приходит к выводу о том, что указанное заключение подготовлено лицом, обладающим необходимыми познаниями на проведение подобного рода исследования и стажем работы, оснований не доверять выводам эксперта у суда не имеется, так как эксперт Тагаев Д.А. предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объеме на научной и практической основе, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности.

Принимая во внимание, что надлежащих доказательств об иной рыночной стоимости земельного участка вопреки положениям части 1 статьи 62, части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и распределенному судом между сторонами бремени доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении повторной судебной оценочной экспертизы сторонами не заявлено, суд устанавливает кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ... в размере 2932000 рублей по состоянию на 3 июня 2014 года.

Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанного земельного участка.

Руководствуясь статьями 175, 176, 177, 178, 179, 180, 181 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания

решил:

Административное исковое заявление Качмазова Р.П. удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ... площадью ... кв.м, расположенного по адресу: ..., в размере его рыночной стоимости равной 2932000 (два миллиона девятьсот тридцать две тысячи) рублей по состоянию на 3 июня 2014 года.

Принятое решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ...

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ... следует считать 25 декабря 2018 года.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания.

Судья А.Э. Батагов