ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
13 марта 2019 года г. Владикавказ
Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания Батагова А.Э.,
при секретаре Кучиевой М.З.,
с участием представителя административного истца Чибировой З.С. - Мильдзихова О.О., действующего на основании доверенности от 22 декабря 2018 года № 15 АА0804557 и диплома о высшем юридическом образовании серии ВСА 0478646, регистрационный номер 2110 от 10 июля 2008 года, представителя административного ответчика Правительства Республики Северная Осетия-Алания Сабановой Л.А., действующей на основании доверенности от 21 ноября 2018 года № 03-22/6025 и диплома о высшем юридическом образовании серии ВСА 0478659, регистрационный номер 2114 от 10 июля 2008 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Чибировой Зарины Сергеевны к Правительству Республики Северная Осетия-Алания, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Северная Осетия-Алания, с привлечением в качестве заинтересованных лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия-Алания, Администрации местного самоуправления г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
установил:
Чибирова З.С. в лице своего представителя Мильдзихова О.О. обратилась в Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания с административным исковым заявлением к Правительству Республики Северная Осетия-Алания (далее по тексту - Правительство РСО-Алания), Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Северная Осетия-Алания (далее по тексту - ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по РСО-Алания), с привлечением в качестве заинтересованных лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия-Алания (далее по тексту - Управление Росреестра по РСО-Алания), Администрации местного самоуправления г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания (далее по тексту - АМС г. Владикавказа) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ..., площадью ... кв.м, расположенного по адресу: ... равной его рыночной стоимости в размере 2607000 рублей по состоянию на 26 октября 2018 года (далее по тексту - земельный участок с кадастровым номером ...
В обоснование административного иска Чибирова З.С. указала, что ей на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером ..., кадастровая стоимость которого на 26 октября 2018 года составляет 21256 409,28 рублей. Между тем, рыночная стоимость данного земельного участка значительно ниже его кадастровой стоимости, что подтверждается отчетом индивидуального предпринимателя Мамаева С.П., приложенному к административному иску. По мнению Чибировой З.С., указанные обстоятельства нарушают ее имущественные права, поскольку имеет место необоснованное увеличение размера арендной платы подлежащей уплате истцом.
Определением Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 13 марта 2019 года к производству суда приняты уточнения к административному исковому заявлению Чибировой З.С. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ... равной его рыночной стоимости в размере 4252000 рублей по состоянию на 26 октября 2018 года.
В судебном заседании Мильдзихов О.О., представлявший интересы административного истца Чибировой З.С. на основании доверенности от 22 декабря 2018 года № 15 АА0804557 и диплома о высшем юридическом образовании серии ВСА 0478646, регистрационный номер 2110 от 10 июля 2008 года, поддержал заявленные требования с учетом последующих уточнений.
В судебном заседании Сабанова Л.А., представлявшая интересы административного ответчика Правительства Республики Северная Осетия-Алания на основании доверенности от 21 ноября 2018 года № 03-22/6025 и диплома о высшем юридическом образовании серии ВСА 0478659, регистрационный номер 2114 от 10 июля 2008 года, просила в удовлетворении административного иска отказать.
В судебное заседание Чибирова З.С., представители ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по РСО-Алания, Управления Росреестра по РСО-Алания, АМС г. Владикавказа, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились, об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 2 статьи 150, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка процессуальных сторон не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела по существу.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела и предоставленные доказательства, Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления Чибировой З.С. по следующим основаниям.
Порядок производства по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости регламентирован в главе 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В положениях статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации закреплены две модели исчисления кадастровой оценки земельного участка - либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта оценки.
В силу статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Право на обращение арендатора недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с административным иском об определении кадастровой стоимости, соответствующей рыночной, в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, разъяснено в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости».
В соответствии с частью 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ) в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к возникшим правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в ЕГРН, посредством указания его рыночной стоимости. Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки земельных участков.
Исходя из материалов дела, следует, что на основании договора аренды земельного участка от 5 апреля 2018 года № 39-18 и акта приема-передачи от 5 апреля 2018 года, АМС г. Владикавказа предоставило обществу с ограниченной ответственностью «Союз» (далее по тексту - ООО «Союз») в аренду земельный участок с кадастровым номером ... на срок до 5 апреля 2021 года.
На основании договора от 3 мая 2018 года уступки права требования по договору аренды земельного участка от 5 апреля 2018 года № 39-18 ООО «Союз» (цедент) уступило Чибировой З.С. (цессионарий) земельный участок с кадастровым номером ...
При расчете арендной платы за пользование земельным участком с кадастровым номером ... учитывается его кадастровая стоимость.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ... в размере 21256 409,28 рублей определена по состоянию на 26 октября 2018 года, что следует из выписки ЕГРН, предоставленной ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по РСО-Алания за исходящим номером КУВИ-001/2018-16442431 от 21 декабря 2018 года.
Приведенные результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ... по состоянию на 26 октября 2018 года просит пересмотреть административный истец Чибирова З.С., при этом проверка достоверности установленной в отношении объекта оценки кадастровой стоимости, равно как и законность нормативного правового акта о ее утверждении, предметом рассмотрения по настоящему делу не являются.
Право физических лиц на оспаривание в суде результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности, закреплено в статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ.
Следовательно, административный истец Чибирова З.С., являясь арендатором земельного участка с кадастровым номером ... имеет законный интерес в установлении его кадастровой стоимости в размере действительной рыночной стоимости по состоянию на 26 октября 2018 года.
В соответствии с абзацем пятым статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
При разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ и Федеральных стандартов оценки.
Оспаривая кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ... административный истец Чибирова З.С. предоставила отчет от 24 декабря 2018 года № 332-18зк, составленный оценщиком Мамаевым С.П., согласно которому, рыночная стоимость указанного земельного участка на 26 октября 2018 года составляет 2607000 рублей (далее по тексту - отчет об оценке рыночной стоимости от 24 декабря 2018 года № 332-18зк).
В силу части 1 статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В связи с противоречиями в представленных сторонами доказательствах, устранение которых требует специальных знаний в области оценочной деятельности, и существенным отличием рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке рыночной стоимости от 24 декабря 2018 года № 332-18зк, представленным административным истцом Чибировой З.С., от кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ..., определением Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 24 января 2019 года по административному делу назначена судебная оценочная экспертиза, направленная на установление рыночной стоимости указанного земельного участка.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 22 февраля 2019 года № 38-19/10, составленному экспертом Тагаевым Д.А., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ... по состоянию на 26 октября 2018 года составляет 4252000 рублей (далее по тексту - заключение судебной оценочной экспертизы от 22 февраля 2019 года № 38-19/10).
Оценив заключение судебной оценочной экспертизы от 22 февраля 2019 года № 38-19/10 в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд приходит к выводу о том, что указанное заключение подготовлено лицом, обладающим необходимыми познаниями на проведение подобного рода исследования и стажем работы, оснований не доверять выводам эксперта у суда не имеется, так как эксперт Тагаев Д.А. предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объеме на научной и практической основе, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности.
Принимая во внимание, что надлежащих доказательств об иной рыночной стоимости земельного участка вопреки положениям части 1 статьи 62, части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и распределенному судом между сторонами бремени доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении повторной судебной оценочной экспертизы сторонами не заявлено, суд устанавливает кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ... в размере 4252000 рублей по состоянию на 26 октября 2018 года. Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанного земельного участка.
Руководствуясь статьями 175, 176, 177, 178, 179, 180, 181 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания
решил:
Административное исковое заявление Чибировой З.С. к Правительству Республики Северная Осетия-Алания, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Северная Осетия-Алания, с привлечением в качестве заинтересованных лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия-Алания, Администрации местного самоуправления г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ..., площадью ... кв.м, расположенного по адресу: ..., в размере его рыночной стоимости равной 4252000 (четыре миллиона двести пятьдесят две тысячи) рублей по состоянию на 26 октября 2018 года.
Принятое решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ...
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ... следует считать 26 декабря 2018 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания.
Судья А.Э. Батагов