Дело № 3а-319/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Архангельск 17 августа 2022 г.
Архангельский областной суд в составе:
председательствующего судьи Вершинина А.В.,
при секретаре Быковой Т.А.,
с участием прокурора Ефимовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Самойловой В.И. о признании недействующими положений, предусмотренных 9 дефисом подпункта «ж» пункта 1, подпунктов «а», «б», «в» пункта 2 Приложения № 1 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 г. № 78-5-ОЗ «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений и порядке признания граждан малоимущими в Архангельской области», принятого Постановлением Архангельского областного Собрания депутатов от 20 сентября 2005 г. № 307,
установил:
Архангельским областным Собранием депутатов постановлением от 20 сентября 2005 г. № 307 принят, 20 сентября 2005 г. подписан Главой администрации Архангельской области закон Архангельской области от 20 сентября 2005 г. №78-5-ОЗ «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений и порядке признания граждан малоимущими в Архангельской области» (далее – Областной закон).
Областной закон содержит Приложение №1 «Виды доходов, учитываемых при признании граждан малоимущими для принятия на учет и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма».
В соответствии с дефисом 9 подпункта «ж» пункта 1 Приложения №1 Областного закона:
1) при определении размера дохода граждан в целях признания их малоимущими для принятия на учет и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма в доход гражданина-заявителя и членов его семьи (доход одиноко проживающего гражданина-заявителя) включаются следующие виды доходов:
ж) другие доходы гражданина-заявителя и членов его семьи или доходы одиноко проживающего гражданина-заявителя, в которые включаются:
- денежные эквиваленты полученных гражданином-заявителем, членами его семьи либо одиноко проживающим гражданином-заявителем льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований субъектов Российской Федерации, организациями;
В соответствии с подпунктами «а», «б», «в» пункта 2 Приложения № 1 Областного закона:
2) при определении размера дохода граждан в целях признания их малоимущими для принятия на учет и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма в доход гражданина-заявителя и членов его семьи (доход одиноко проживающего гражданина-заявителя) также включаются следующие виды доходов:
а) денежные эквиваленты предоставляемых гражданам льгот и компенсаций по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и транспортных услуг, установленных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований субъектов Российской Федерации и организациями, в виде предоставленных гражданам скидок с оплаты;
б) денежные выплаты, предоставляемые гражданам в качестве мер социальной поддержки и связанные с оплатой жилого помещения, коммунальных или транспортных услуг, а также компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, выплачиваемые отдельным категориям граждан (суммы предоставленных субсидий на оплату жилого помещения, коммунальных и транспортных услуг);
в) компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, выплачиваемые отдельным категориям граждан.
Областной закон в первоначальной редакции опубликован в изданиях «Волна», № 40, 11 октября 2005 г., «Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов четвертого созыва», № 5, 2005 г.
Впоследствии в Областной закон другими областными законами вносились изменения, которые также официально опубликованы (начиная с 28 марта 2016 г. – на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru.).
Самойлова В.И. обратилась в областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими указанных положений Областного закона, ссылаясь на то, что они противоречат федеральному законодательству, поскольку названные в них доходы являются государственной социальной помощью, оказываемой в виде денежных выплат, которая в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2003 г. № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» (далее – Федеральный закон от 5 апреля 2003 г. № 44-ФЗ) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи» (далее – Перечень № 512) не учитываются при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания граждан малоимущими. В 2021 году административному истцу не удалось подтвердить статус малоимущей семьи, поскольку ее семье были предоставлены субсидии на компенсацию расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, а также единовременная выплата по инвалидности и был применен оспариваемый нормативный правовой акт.
При этом, приведенные в административном исковом заявлении положения оспариваемого Областного закона фактически соответствуют дефису 9 подпункта «ж» пункта 1, подпунктам «а», «б», «в» пункта 2 Приложения № 1 Областного закона.
На то, что оспариваемый текст Областного закона: «- денежные эквиваленты полученных гражданином-заявителем, членами его семьи либо одиноко проживающим гражданином-заявителем льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований субъектов Российской Федерации, организациями» является дефисом 9 подпункта «ж» пункта 1, а не 11 дефисом указывает также Закон Архангельской области от 1 июля 2016 г. №442-27-ОЗ (принят Архангельским областным Собранием депутатов 29 июня 2016 г.) пункт 11 статьи 1 которого внес изменения в указанный текст, расположенный именно в 9 дефисе подпункта «ж» пункта 1.
В судебное заседание административный истец Самойлова В.И. не явилась, извещена о времени и месте судебного заседания.
Представитель административных ответчиков Архангельского областного Собрания депутатов (далее – областное Собрание) Тодоров И.Е., Губернатора Архангельской области Соколов А.С. в судебном заседании с требованиями не согласились.
Суд вынес определение о рассмотрении дела при имеющейся явке.
Прокурор областной прокуратуры Ефимова А.В. дала заключение о необходимости отказа в удовлетворении административного искового заявления, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Выслушав объяснения участвующих лиц, заключение прокурора, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Административный истец при обращении в суд предоставила распоряжение главы администрации муниципального образования «Боброво-Лявленское» от 15 октября 2021 г. №94 «Об отказе в признании Самойловой В.И. и членов ее семьи малоимущими», а также уведомление главы администрации муниципального образования «Боброво-Лявленское», указывающие на применение при определении дохода, приходящегося на нее и членов семьи, положений оспариваемого Областного закона.
Следовательно, административный истец является лицом, имеющим право оспаривать нормы Областного закона в соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно пункту «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится в том числе установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда (пункт 3 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из преамбулы Областного закона следует, что он разработан с целью единообразного применения положений Жилищного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области при определении размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее – учет), и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма.
В соответствии с частью 1 статьи 26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 184-ФЗ), полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации, определяются конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», законодательный орган субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Областное Собрание является постоянно действующим высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Архангельской области (пункт 1 статьи 20 Устава Архангельской области, пункт 1 статьи 4 Федерального закона № 184-ФЗ) и осуществляет свои полномочия посредством принятия областных законов по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 22 и подпункт «б» пункта 1 статьи 23 Устава Архангельской области, подпункт «б» пункта 1 статьи 5 Федерального закона № 184-ФЗ).
Областной закон принят на пятой сессии Архангельского областного Собрания депутатов четвертого созыва большинством голосов.
Таким образом, Областной закон принят по вопросам, находящимся в компетенции областного Собрания, в пределах его полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с соблюдением порядка его принятия. Порядок его принятия административным истцом не оспаривается.
Оспариваемые нормы Областного закона иным нормативным правовым актам более высокой юридической силы не противоречат.
В соответствии с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Реализуя дискреционные полномочия федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Согласно части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В соответствии с частью 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
На федеральном уровне приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 25 февраля 2005 года № 17 утверждены Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (далее – Методические рекомендации).
В соответствии с пунктом 3.2 Методических рекомендаций, при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина-заявителя рекомендуется учитывать все виды доходов, полученные гражданином-заявителем и каждым членом его семьи или одиноко проживающим гражданином-заявителем в денежной и натуральной форме, в том числе:
з) другие доходы семьи или одиноко проживающего гражданина-заявителя, в которые включаются:
- денежные эквиваленты полученных членами семьи гражданина-заявителя или одиноко проживающим гражданином-заявителем льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями.
Пунктом 3.3 Методических рекомендаций предусмотрено, что при принятии закона субъекта Российской Федерации, регулирующего порядок признания граждан малоимущими, в доходы граждан также рекомендуется включать следующие виды доходов, не указанные в Постановлении Правительства №512:
а) денежные эквиваленты предоставляемых гражданам льгот и мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и транспортных услуг, установленных органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, в виде предоставленных гражданам скидок с оплаты (то есть денежные эквиваленты льгот и компенсаций по оплате транспортных услуг, денежные эквиваленты льгот по оплате жилых помещений и коммунальных услуг);
б) денежные выплаты, предоставляемые гражданам в качестве мер социальной поддержки и связанных с оплатой жилого помещения, коммунальных или транспортных услуг (или) в виде денежных выплат, а также компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, выплачиваемые отдельным категориям граждан (суммы предоставленных субсидий на оплату жилого помещения, коммунальных и транспортных услуг);
в) компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, выплачиваемых отдельным категориям граждан.
Оспариваемые нормы дефиса 9 подпункта «ж» пункта 1, подпунктов «а», «б», «в» пункта 2 Приложения № 1 Областного закона приняты с учетом Методических рекомендаций и не противоречат им.
Доводы, изложенные в административном иске, о том, что оспариваемые нормы Областного закона противоречат федеральному законодательству, поскольку названные в них доходы являются государственной социальной помощью, оказываемой в виде денежных выплат, которая в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2003 г. № 44-ФЗ и Перечнем № 512 не учитывается при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания граждан малоимущими, суд признает ошибочными.
Федеральный закон от 5 апреля 2003 г. № 44-ФЗ устанавливает порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», но не в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, нормы которого предусматривают специальное правовое регулирование признания граждан малоимущими только для целей предоставления им социального жилья.
В соответствии с абзацем 12 подпункта «ж» пункта 1 Перечня № 512 при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе денежные эквиваленты полученных членами семьи льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями.
Административный истец ошибочно полагает, что социальные выплаты и компенсации в соответствии с абзацем вторым пункта 2 Перечня № 512 не должны учитываться в доходе семьи или одиноко проживающего гражданина, поскольку являются государственной социальной помощью.
В соответствии с абзацем вторым пункта 2 Перечня № 512 в доходе семьи или одиноко проживающего гражданина не учитывается государственная социальная помощь, оказываемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной социальной помощи в виде денежных выплат и натуральной помощи.
То есть в указанной норме речь идет не о любой социальной помощи, а только предоставляемой в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Предусмотренные оспариваемыми положениями Областного закона виды социальных выплат не относятся к государственной социальной помощи и включаются в расчет среднедушевого дохода в соответствии с последним абзацем подпункта «д» пункта 1 Перечня № 512 в качестве иных социальных выплат, установленных органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Поскольку оспариваемые нормы Областного закона, принятые во исполнение норм Жилищного кодекса Российской Федерации не противоречат иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд не находит оснований для признания их недействующими и удовлетворения административного иска.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Самойловой В.И. о признании недействующими положений, предусмотренных 9 дефисом подпункта «ж» пункта 1, подпунктов «а», «б», «в» пункта 2 Приложения № 1 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 г. № 78-5-ОЗ «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений и порядке признания граждан малоимущими в Архангельской области», принятого Постановлением Архангельского областного Собрания депутатов от 20 сентября 2005 г. № 307, отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Архангельский областной суд.
Мотивированное решение изготовлено 19 августа 2022 г.
Председательствующий:
судья Архангельского областного суда А.В. Вершинин