ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-319/2022 от 25.08.2022 Тульского областного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 августа 2022 года город Тула

Тульский областной суд в составе:

председательствующего Семеновой Т.Е.,

при секретаре Головиновой О.О.,

с участием прокурора Федянина И.Д., Джерики Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-319/2022 (№3а-578/2021) по административному исковому заявлению ООО «Химавтоматика – Т» о признании недействующим в части Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется, как кадастровая стоимость, на 2022 год,

у с т а н о в и л:

30.11.2021 министерством имущественных и земельных отношений Тульской области издано распоряжение № 2795 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подп. 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год».

Данное распоряжение подписано заместителем министра имущественных и земельных отношений Тульской области, опубликовано 01.12.2021 на портале и официальном сайте правительства Тульской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», и согласно его пункту 4 вступило в силу со дня подписания.

Пунктом 1 распоряжения определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, согласно приложению (далее - Перечень на 2021 год).

В названный Перечень пунктом 7781 включен объект .

Объект недвижимости находится в собственности ООО «Химавтоматика – Т», которое обратилось в суд с административным иском о признании недействующим вышеуказанного Перечня в части включения в него этого объекта соответствующим пунктом. Административный истец сослался на противоречие нормативного акта в оспариваемой части положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, так как объект используется для организации производства, торговых объектов и объектов общественного питания в помещении нет.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности и ордеру адвокат Егорнова Е.В. заявленные требования поддержала по изложенным в административном иске основаниям.

Представитель административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности Кезик Н.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска.

Заинтересованное лицо администрация г.Тулы в суд представителя не направило, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещено, заявлений не поступало.

Выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему.

Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 названного кодекса).

Законом Тульской области от 24.11.2003 № 414-ЗТО (с последующими изменениями и дополнениями) на территории Тульской области установлен и введен налог на имущество организаций. В соответствии со статьей 1-1 данного Закона, введенной в действие Законом Тульской области от 29.05.2014 № 2121-ЗТО, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, в отношении, в частности, такого недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.

Согласно подпункту 1 пункта 1 и пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.

В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Как установил суд, оспариваемое распоряжение министерства имущественных и земельных отношений Тульской области опубликовано в соответствии с подп. 3 п. 7 ст. 378.2 НК РФ, постановлением правительства Тульской области от 17.02.2014 № 61 «Об источниках официального опубликования нормативных правовых актов и иной официальной информации правительства Тульской области и органов исполнительной власти Тульской области».

Оно издано уполномоченным органом в пределах его компетенции, согласно Положению о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, утвержденному Постановлением правительства Тульской области № 452 от 13.10.2016 (пп. 4 п.8), с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов, порядка принятия, правил введения в действие и опубликования, что стороной административного истца в процессе судебного разбирательства не оспаривалось.

Проверяя распоряжение в оспариваемой части на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Исходя из частей 1 и 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводство Российской Федерации, министерство имущественных и земельных отношений Тульской области обязано доказать законность включения объектов в оспариваемые Перечни объектов недвижимого имущества.

Как видно из материалов дела, объект недвижимости, имеющий , расположен по адресу: <адрес>, - по данным ЕГРН имеет наименование: «нежилые помещения», назначение: «нежилое», - площадь 4898.6 кв.м, с 2013 года находится в собственности административного истца.

Постановлением правительства Тульской области от 05.11.2014 № 559 утвержден Порядок установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, согласно которому вид фактического использования перечисленных объектов определяется министерством имущественных и земельных отношений Тульской области на основании соответствующей информации, представленной органами местного самоуправления Тульской области, при утверждении перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В материалы дела не представлено доказательств тому, что фактический осмотр помещения предшествовал принятию оспариваемого нормативно-правового акта.

Ссылаясь на наличие сведений о фактическом использовании объекта, предоставленных администрацией г.Тулы, административный ответчик не представил суду актов осмотра, содержащих идентифицирующие признаки объекта, результаты замеров, расчеты площадей.

Представитель административного истца в судебном заседании отрицала факт комиссионного осмотра помещения.

По смыслу приведенных предписаний федерального и регионального законодательства, применительно к рассматриваемому случаю в Перечни подлежало бы включению помещение, если бы разрешенное использование, наименование самого помещения или более 20% его площадей по данным ЕГРН или документам технического учета (инвентаризации) предусматривало размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо если бы оно находилось в здании, более 20% площадей которого имеет такое назначение или которое находится на участке с соответствующим видом разрешенного использования, то есть, в здании, являющимся торговым либо административно- деловым центром.

В свидетельстве о регистрации права собственности на объект от 25.02.2014 (л.д.52) указаны конкретные номера помещений на поэтажном плане строений, входящие в состав данного объекта. Так, к ним относятся:

в литере А:

помещения №1-7, 10, 11, 17-35 (подвал);

№1-3, 3а,3б, 4-10, 10а,11-14,14а, 18, 19,29,44-46,49,50 (1 этаж)

№2, 3, 5-9, 12-21, 32-35,46,46а, 47-49, 54-59,61-63, 66-75, 77, 78, 83-87 (2 этаж),

№1-12, 14-15,20-45 (4 этаж),

В литере Б,б

помещения №1-18, 18а, 19-34 (1 этаж),

№13-34, 34а, 35,35а, 35б, 36-65, 69-75, 75а, 85-92 (2 этаж),

№4-8, 8а, 9,10,10а,11-50 (3 этаж).

Как следует из техпаспорта на комплекс нежилых строений, представленного суду, выполненного по состоянию на 12.10.2005, экспликаций строений лит.А и лит.Б по состоянию на 14.03.2002, с учетом данных технической инвентаризации отдельных помещений на 30.07.2004, 17.07.2012, 08.04.2013, помещения литера А имеют главным образом, назначение: тамбур, кладовая, кабинет, подсобная, туалет, венткамера, раздевалка, проходная, вестибюль, склад, шкаф, санузел, иных, - то есть, со всей очевидностью некоммерческое назначение. Понятие «кабинет» не равнозначно в данном случае понятию «офис».

По данным ЕГРН помещение расположено в пределах здания , площадью 6380.5 кв.м, 4 этажа, имеющего назначение : нежилое, - и наименование: Лабораторный корпус. Права на здание не зарегистрированы.

Понятие «торгового объекта» приведено в статье 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и пункте 14 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28.08.2013 № 582-ст.

Так, торговый объект - это здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

Анализ технического плана помещений здания в сопоставлении с указанным выше техническим паспортом позволяет утверждать, что здание состоит из литеров А и А1, площадями 4337 кв.м и 2043.5 кв.м, в состав которых, помимо указанных выше помещений, входят: офис, 19.2 кв.м, торгово-офисное помещение, 26.6 кв.м, магазин, 16 кв.м, магазин, 11.5 кв.м, торговый зал, 18.2 кв.м, торговый зал, 61.6 кв.м, торговая, 13.4 кв.м. Эти помещения по назначению относятся к торгово-офисной недвижимости.

В экспликациях отражены данные о перепланировке в нежилом помещении на 1 этаже литера А, общей площадью 273.3 кв.м, в состав которого входят: зона круглосуточного обслуживания, клиентский зал, кассовая кабина, зона обслуживания банкоматов, зона обслуживания клиентов, иные, - предусматривающие размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры

Однако совокупная площадь этих помещений составляет менее 20 % от площади здания.

Также по данным технической документации, в 2014 году имело место перепланировка помещения в литере А1. Назначение помещений, входящих в состав объекта: игровой зал, гостиничные номера, вестибюль, раздевалка, иные, - отнести их к торгово-офисным помещениям со всей однозначностью не позволяет.

По сообщению ФГБУ «ФКП Росреестра» от 24.08.2022, объект капитального строительства включает также строения лит.А2, А3, а-а6,а 10, однако из представленных суду материалов инвентарного дела не усматривается наличие строений А2, А3 на 2005 год (в плане усадебного участка объекты перечеркнуты), объекты а-а6, а10 значатся, как пристройки (навесы, тамбуры, иное). Достаточных оснований утверждать, что площадь этих строений на интересующий период (ноябрь 2021 года) входила в общую площадь здания, не имеется.

По данным ЕГРН все состоящие на кадастровом учете помещения, входящие в состав здания , , другие) имеют наименование и назначение: «нежилые помещения», - то есть, также не предусматривают размещение торгово-офисных объектов.

Таким образом, достаточных оснований утверждать о том, что помещение расположено в торговом или административно - деловом центре, что само по себе позволяло бы отнести все помещения в здании, включая рассматриваемый объект, к коммерческой недвижимости, не имеется.

Что касается литера Б, то, прежде всего следует отметить, что этот объект также, как литер А, по данным технического паспорта является отдельно стоящим зданием, отделенным от литера А проездом. Таким образом, помещение, поставленное на кадастровый учет, как единый объект с , по регистрационным данным расположено в двух отдельно стоящих зданиях. Не смотря на то, что согласно свидетельству о регистрации, часть помещения истца находится также и в лит.Б, привязка помещения к этому объекту на момент формирования Перечня, осуществлена не была. Тем не менее, по данным указанного выше технического паспорта и экспликаций, здание лит. Б не включает помещений, предусматривающих размещение торговых или офисных объектов.

Таким образом, при установленных обстоятельствах, учитывая, что налоговое законодательство в качестве одного из основных начал правового регулирования в названной сфере закрепило принцип толкования всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) (пункт 7 статьи 3 НК РФ), суд приходит к выводу, что предназначение помещения , составляющих его частей, предназначение зданий, в состав которых оно входит, без установления вида фактического использования и предоставления дополнительных сведений и расчетов о количестве площадей этого объекта, предусматривающих размещение офисов или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, не позволяли отнести данный объект, к объектам недвижимого имущества, поименованным в пункте 1 ст. 378.2 НК РФ.

Что касается земельного участка, на котором расположено здание лит.А, то данных о его кадастровом номере ЕГРН не содержит: здание не привязано к земельному участку.

По утверждению административного истца, сославшегося на данные публичной кадастровой карты, объект находится в пределах участков , , имеющих вид разрешенного использования: эксплуатация комплекса нежилых зданий.

Такой вид разрешенного использования не предполагает размещение торговой и административно - деловой недвижимости.

Следовательно, заявленные требования подлежат удовлетворению.

В связи с удовлетворением заявленных требований административного истца суд на основании ст. 111 КАС РФ считает необходимым при распределении судебных расходов взыскать с министерства имущественных и земельных отношений Тульской области в пользу административного истца 4500 руб. в возврат госпошлины.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 215 КАС РФ, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление удовлетворить.

Признать недействующим с момента принятия Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется, как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденный распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 30.11.2021 №2795, в части включения в него в пункт 7781 объекта недвижимого имущества

Обязать министерство имущественных и земельных отношений Тульской области опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в газете «Тульские известия» или разместить его в сетевом издании «Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»- http://npatula.ru, либо сетевом издании «Официальный интернет-портал правовой информации» - www.pravo.gov.ru, либо на портале правительства Тульской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://tularegion.ru).

Взыскать с министерства имущественных и земельных отношений Тульской области в пользу ООО «Химавтоматика – Т» судебные расходы по оплате государственной пошлины – 4500 руб.

Копия настоящего решения или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу подлежит направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Тульской области.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Тульский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: