ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-31/18 от 19.04.2019 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

Дело № 3а-4/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 апреля 2019 года город Севастополь

Севастопольский городской суд в составе:

судьи Артамоновой Т.А.,

при секретаре Дубровой А.В.,

с участием представителя административного истца – В.С.,

представителей административного ответчика – Д.А., В.В.,

представителей заинтересованных лиц – А.Н., А.И., Е.К.,

прокурора Махиня В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «220М» о признании нормативного правового акта не действующим в части,

установил:

09 ноября 2015 года Правительством Севастополя издано постановление № 1030-ПП «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя и внесении изменений в постановления Правительства Севастополя от 31 марта 2015 года № 246-ПП и от 29 мая 2015 года № 459-ПП», которым, помимо прочего, утверждена Методика определения начальной цены договора на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке, находящемся в собственности города Севастополя (приложение № 5). Данный нормативный правовой акт подписан Губернатором города Севастополя и опубликован 10 ноября 2015 года на официальном сайте Правительства Севастополя в сети Интернет (https://sevastopol.gov.ru/docs/253/42097/).

Впоследствии в названную методику неоднократно вносились изменения.

Так, постановлением Правительства Севастополя от 26 декабря 2018 года № 946-ПП постановлено:

1.4. В приложение № 5 внести изменения согласно приложению № 2 к настоящему постановлению.

Приложение № 2.

1.Пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1. Размер начальной цены договора на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке, находящемся в собственности города Севастополя, за календарный месяц рассчитывается по формуле:

Р = R x Кф x Кт x S, где:

Р - размер начальной цены договора на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке, находящемся в собственности города Севастополя (рублей в месяц, без НДС);

R - базовый размер платы за размещение нестационарного торгового объекта за 1 кв. м, равный 600 рублям за календарный месяц;

Кф - корректирующий коэффициент, учитывающий функциональное использование нестационарного торгового объекта:

Пункт 13. Услуги по ремонту, техническому обслуживанию и (или) мойке автомототранспортных средств - 0,50.

Кт - корректирующий коэффициент, учитывающий территориальное размещение нестационарного торгового объекта:

Пункт 4. Ленинский и Гагаринский муниципальные округа, за исключением территорий, отнесенных к зоне А, Нахимовский муниципальный округ, за исключением территорий, указанных в позиции 1 настоящей таблицы - 1,80».

Указанное постановление подписано Губернатором города Севастополя ФИО1 и опубликовано 26 декабря 2018 года на официальном сайте Правительства Севастополя в сети Интернет (https://sevastopol.gov.ru/docs/253/42097/).

Таким образом, порядок опубликования и обнародования оспариваемого в части нормативного правового акта соблюден.

Общество с ограниченной ответственностью «220 М» (далее - ООО «220М», Общество) обратилось в Севастопольский городской суд с уточненным административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим с момента принятия постановление Правительства Севастополя от 09 ноября 2015 г. № 1030-ПП «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя и внесении изменений в постановление Правительства Севастополя от 31 марта 2015 г. № 246-ПП и от 29 мая 2015 г. № 459-ПП» в редакции постановления Правительства Севастополя от 26 декабря 2018 года № 946-ПП, в части утверждения методики определения начальной цены договора на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке, находящемся в собственности города Севастополя (приложение № 5), а именно, установленных в формуле определения платы за размещение НТО значений: базовый размер платы за размещение НТО за 1 кв.м., равный 600 рублям; Кт – корректирующий коэффициент, учитывающий территориальное размещение НТО, равный 1,80, Кф - корректирующий коэффициент, учитывающий функциональное использование НТО, равный 0,5.

В обоснование иска ссылается на то, что Общество оказывает населению услуги по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств на 20 объектах (места на Схеме расположения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя №№ 1205-1224) на основании договоров на размещение нестационарных торговых объектов. Оплата по данным договорам рассчитывается согласно методике определения начальной цены договора на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке, находящемся в собственности города Севастополя. В результате внесения в методику изменений (в формулу и коэффициенты) размер платы за размещение НТО значительно увеличился, что повлекло нарушение прав административного истца на осуществление предпринимательской деятельности.

Указанная методика, по мнению административного истца, в оспариваемой части является необоснованной и противоречит основным принципам определения арендной платы, закрепленным в постановлении Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», а именно:

принципу принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;

принципу запрета необоснованных предпочтений (плательщикам арендной платы за землю перед плательщиками по договорам на размещение НТО);

пункту 8 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», согласно которому органам государственной власти субъектов РФ запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, могут привести к созданию дискриминационных условий.

В судебном заседании представитель административного истца В.С. административный иск с уточнениями поддержал по изложенным в них основаниям.

Представители административного ответчика по доверенностям Д.А., В.В., представитель заинтересованного лица Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя по доверенности А.Н. с иском не согласились по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Представитель Уполномоченного по защите прав предпринимателей в городе Севастополе А.И. административный иск поддержал по основаниям, изложенным в письменных пояснениях по делу.

Представитель заинтересованного лица - Департамента экономического развития города Севастополя Е.К., а также опрошенная в качестве специалиста Департамента Н.М. с иском не согласились, однако подтвердили, что проведённая Департаментом оценка регулирующего воздействия оспариваемого нормативного правового акта выявила, что вводимое правовое регулирование в целом приведёт к увеличению начальной (минимальной) цены договора на размещение НТО и, как следствие, повысит финансовую нагрузку на участников данного правового регулирования.

Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего необходимым оставить исковые требования без удовлетворения, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 9 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, а также статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено данным Федеральным конституционным законом.

Согласно пункту 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ закреплено, что одним из принципов, на которых основывается настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства, является принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Федеральный законодатель, определяя основания использования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, наряду с общими основаниями предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотренными главой V.I ЗК РФ, в главе V.6 этого же Кодекса установил особое правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частности, при размещении на них нестационарных торговых объектов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 указанного кодекса земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления либо договора.

Подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ предусмотрено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов.

В силу пункта 1 статьи 39.36 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ).

Согласно подпункту 69 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из 3 федерального бюджета), относится решение вопросов реализации государственной политики в области торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, проведения информационно- аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, разработки и реализации мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, и осуществления иных полномочий, предусмотренных Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ) закреплено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности реализуют государственную политику в области торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, а также разрабатывают и принимают законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности.

Согласно частям 1-3 статьи 10 указанного федерального закона размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Из анализа приведенных законоположений следует, что федеральный законодатель предусмотрел возможность выбора порядка предоставления земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов, как с предоставлением земельного участка, так и без такого предоставления, в том числе на конкурентной основе.

Указанное предписание означает, что реализация права на размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляемая в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, возможна не только на основании договора аренды земельного участка, но не исключает возможность заключения иного договора. При этом размещение нестационарных торговых объектов, являясь одним из способов использования земельных участков, предполагается платным, поскольку иное не предусмотрено ни федеральным законом, ни законом субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.

В рамках реализации перечисленных выше полномочий Правительство Севастополя 09.11.2015 постановлением № 1030-ПП утвердило Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя (Приложение № 1), согласно пункту 1.6 которого торговая деятельность (оказание услуг населению) с использованием НТО осуществляется:

1) на землях и земельных участках (частях земельных участков), находящихся в собственности города Севастополя, не переданных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, - в соответствии со Схемой и договором на размещение НТО, который заключается в соответствии с настоящим Порядком, а относительно мест размещения НТО, расположенных в границах пляжной территории, в отношении которой заключен договор о благоустройстве пляжа, - в соответствии с отдельным правовым актом Правительства Севастополя;

2) на землях и земельных участках (частях земельных участков), находящихся в собственности города Севастополя, переданных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, - в соответствии со Схемой и договором аренды земельного участка (части земельного участка) или иным договором, который заключается в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Севастополя.

В названном Порядке размещения нестационарных торговых объектов, помимо прочего, содержится указание на то, что размер платы по договору на размещение НТО определяется согласно утвержденной Правительством Севастополя методике определения начальной цены договора за размещение НТО на земельном участке, находящемся в собственности города Севастополя (пункт 14.14 Порядка). В случае заключения договора на размещение НТО на основании аукциона, начальная цена предмета аукциона также определяется организатором аукциона в соответствии с указанной методикой, а для индивидуальных предпринимателей дополнительно применяется понижающий коэффициент 0,5 (пункт 6.9 Порядка).

Как установлено в ходе разбирательства и усматривается из материалов дела, ООО «220М» оказывает населению услуги по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств на 20 объектах (места на Схеме расположения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя №№ 1205-1224) на основании заключенных без проведения торгов договоров на размещение нестационарных торговых объектов (в 2015 году и в 2016 году – с Департаментом Ленинского района города Севастополя, с 2017 года – с Главным управлением потребительского рынка и лицензирования Севастополя).

При этом, согласно разделу 3 названных договоров, плата за размещение НТО определена в них следующим образом: в 2015-2016 годах – в виде фиксированной денежной суммы за год, в 2017-2018 годах – в виде фиксированной суммы за календарный месяц. Также в названных договорах, начиная с 2016 года, содержится пункт о том, что в случае изменения методики определения начальной цены договора на размещение НТО на земельном участке, находящемся в собственности города Севастополя, размер платы за размещение объекта подлежит изменению с даты вступления в силу нормативного правового акта, изменяющего такую методику, но не чаще одного раза в год (пункт 3.7 договоров 2016 года).

В договорах 2018 года данный пункт звучит аналогичным образом: в случае изменения нормативных правовых актов города Севастополя, регулирующих исчисление размера платы за размещение НТО на земельном участке, находящемся в собственности города Севастополя, размер платы за размещение объекта подлежит изменению с даты вступления в законную силу соответствующих изменений, если иное не предусмотрено нормативным правовым актом, которым вносятся такие изменения (пункт 3.7).

Следовательно, на территории города Севастополя размер платы за размещение НТО рассчитывается в соответствии с утвержденной Правительством Севастополя методикой, является существенным условием соответствующего договора на размещение НТО, изменение размера платы посредством изменения методики расчета (формулы, коэффициентов) затрагивает права и интересы хозяйствующего субъекта, в связи с чем в случае несогласия с методикой определения начальной цены договора на размещение НТО на земельном участке, находящемся в собственности города Севастополя, хозяйствующий субъект имеет право оспорить названную методику в судебном порядке. Таким образом, административный истец является субъектом спорных правоотношений.

В свою очередь, как указывалось выше, федеральное законодательство не регулирует вопросы порядка и условий размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не регламентирует основания и форму юридического оформления прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в нестационарных торговых объектах, на использование земель или земельных участков в соответствии с правилами, установленными главой V.6 ЗК РФ, равно как не устанавливает запрет на возможность определения такого порядка и не исключает оформление прав, в том числе посредством заключения договора.

Следовательно, вопросы порядка и условий размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в части, не урегулированной федеральными законами, регулируются законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Таким образом, утверждение Правительством Севастополя оспариваемой методики расчета платы по договору на размещение нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя осуществлено в пределах компетенции и полномочий данного органа исполнительной власти.

В ходе судебного разбирательства, административный ответчик и разработчик оспариваемого нормативного правового акта настаивали на том, что к спорной плате за размещение НТО в силу отсутствия прямого указания в федеральном законодательстве неприменимы принципы, используемые для определения арендной платы.

Действительно, вопрос об определении размера платы по договору на размещение нестационарного торгового объекта на федеральном уровне не урегулирован.

Вместе с тем, исходя из принципа платности землепользования, с учетом схожести правоотношений об определении размера платы по договору на размещение нестационарного торгового объекта и правоотношений по поводу определения платы за пользование земельными участками, к спорным правоотношениям применимы основополагающие принципы определения платы за пользование земельными участками.

Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее – постановление Правительства РФ от 16.07.2009 № 582).

К числу таких принципов относится, в том числе, принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 2004 года № 209-О, в отсутствие единых правил дифференциацию ставок земельного налога в городе в зависимости от местоположения земельных участков и зон различной градостроительной ценности, как и определение границ этих зон, орган местного самоуправления обязан осуществлять не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть, основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне, без чего сам смысл дифференциации средней ставки земельного налога по местоположению и зонам территории города искажается.

Судебные органы при рассмотрении споров по поводу сумм земельного налога, подлежащих уплате пользователями земельных участков в городе, не ограничиваясь установлением лишь факта принятия органом местного самоуправления нормативного акта, которым установлены коэффициенты дифференциации ставки налога по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории, и проверкой правильности расчета сумм налога в соответствии с этим актом, должны, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципальных образований, выявлять, проводились ли при его принятии помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, то есть, осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков.

Таким образом, при принятии нормативного правового акта в названной сфере, в том числе применительно к сходным правоотношениям по определению платы за размещение НТО, помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных земельных участков должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.

Административный истец оспаривает установленное в формуле определения платы за размещение НТО значение базового размера платы за размещение НТО за 1 кв.м., равного 600 рублям, а также корректирующего коэффициента, учитывающего территориальное размещение НТО (Кт) в размере 1,80 и корректирующего коэффициента, учитывающего функциональное использование НТО (Кф) в размере 0,5, как не имеющие экономического обоснования.

Составляющее значение формулы (базовый размер платы за размещение НТО за 1 кв.м., равный 600 рублям) введено в оборот постановлением Правительства Севастополя от 20.04.2017 № 239-ПП взамен значения R (нормативная цена за 1 кв.м. земельного участка по оценочным зонам по виду разрешенного использования в рублях) в предыдущей формуле и используется в расчетах платы за размещение НТО.

В ходе рассмотрения дела разработчиком представлены письменные расчеты данного значения в размере 600 рублей, которые он полагает возможными принять в качестве экономического обоснования начальной цены договора на размещение НТО (т. 4 л.д. 3-14).

В частности, Главное управление потребительского рынка и лицензирования Севастополя указывает, что ввиду отсутствия кадастровой оценки земли на территории города Севастополя за основу базового размера платы за размещение НТО взят средний арифметический размер нормативной цены за квадратный метр земельного участка по оценочным зонам (за исключением оценочной зоны № 314 - в границах полосы отвода железной дороги) и по виду разрешенного использования – земли предпринимательства, бытового обслуживания, причалы для маломерных судов (Кф=2,5) с учетом добавочных коэффициентов, характеризующих стоимость участков определенного местоположения для Кф=2,5, за календарный месяц 360 рублей (355 рублей=1332148руб/313 оценочных зон с Кф 2,5/12 месяцев). При этом, нормативная цена за квадратный метр земельных участков по оценочным зонами и группам видов разрешенного использования (приложение № 2), коэффициенты видов разрешенного использования земельных участков (приложение № 4), добавочные коэффициенты, характеризующие стоимость участков определенного местоположения (приложение № 5) установлены постановлением Правительства Севастополя от 28.11.2014 № 515 на период с 01 января 2015 года до 01 января года, следующего за годом утверждения на территории города федерального значения Севастополя результатов массовой кадастровой оценки земельных участков.

Вместе с тем, указанный довод административного ответчика о соблюдении принципа экономической обоснованности со ссылкой на то, что базовый размер платы рассчитывался от нормативной цены участков, при установлении которой проводился многофакторный анализ доходности участков, подлежит отклонению, поскольку к среднему арифметическому размеру нормативной цены за квадратный метр земельного участка (360 рублей) применены коэффициенты по территориальному признаку по оценочным зонам 1, 1,5 0,8 и 0,53, переведённые пропорционально в значения 0,6, 0,9, 0,48 и 0,32, установленные без проведения соответствующих обосновывающих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также в отсутствие документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.

Аналогичная ситуация касается установления размера корректирующего коэффициента, учитывающего территориальное размещение НТО (Кт) в размере 1,80 и корректирующего коэффициента, учитывающего функциональное использование НТО (Кф) в размере 0,5.

Так, доводы Общества об отсутствии экономического обоснования введенного в методику постановлением Правительства Севастополя от 22.03.2018 № 176-ПП и содержащегося в оспариваемой редакции постановления Правительства Севастополя от 26.12.2018 № 946-ПП, корректирующего коэффициента, учитывающего территориальное размещение НТО, равного 1,80, для территорий Нахимовского, Ленинского и Гагаринского муниципальных округов, за исключением отнесенных к зоне А, заслуживают внимания в силу следующего.

В качестве экономического обоснования размера данного Кт разработчик методики ссылается на выводы анализа изменения цены по договорам на размещение НТО по результатам 12 аукционов за период с 11.08.2017 по 06.09.2017, согласно которым средний рост цены составил в 3 раза. В связи с этим все предыдущие корректирующие коэффициенты (Кт), учитывающие территориальное размещение НТО (0,6, 0,9, 0,48, 0,32) увеличены путем умножения на значение 3 (т. 4 л.д. 9-10).

Вместе с тем, изучение материалов торгов, использованных в указанных расчетах, показало, что предметом (лотом) 9 из 11 использованных при анализе результатов аукционов являлось право на заключение договоров на размещение НТО на земельных участках находящихся в собственности города Севастополя, хотя и расположенных в разных муниципальных округах города, но имеющих специализацию «продовольственная группа товаров», при том, что установленный в методике Кт в размере 1,80 применяется для мест размещения НТО с различной специализацией на территориях Нахимовского, Ленинского и Гагаринского муниципальных округов, в частности, и для административного истца, НТО которого имеет специализацию «услуги по ремонту, техническому обслуживанию и (или) мойке автомототранспортных средств».

Учитывая указанное обстоятельство, и тот факт, что разработчиком никак не обосновано количество аукционов (12), использованных для анализа изменения цены по договорам на размещение НТО, и принцип их выборки, использованный им подход (результаты аукционов за третий квартал 2017 года) в данном случае нельзя признать экономически обоснованным.

Ответчиком не представлено какого-либо экономического обоснования значения корректирующего коэффициента, учитывающего функциональное использование НТО (Кф), в размере 0,5. Ссылки на результаты «круглого стола», проведённого 30.10.2015 в Законодательном Собрании города Севастополя, на наличие схожих коэффициентов, принятых Симферопольским городским советом в решении от 07.07.2015 № 307, таким обоснованием не являются.

При этом, следует отметить, что представленные в дело расчеты оспариваемых значений является рассуждениями разработчика, подготовлены в письменном виде исключительно для суда в ходе настоящего разбирательства и фактически по своей сути являются математическими расчетами без учета доходности и других экономических факторов.

Представленные ответчиком пояснительные записки к проектам постановлений Правительства экономического обоснования также не содержат.

Указание в письме Минэкономразвития России от 05.04.2017 № Д05и-332 на то, что направленный в Департамент развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции проект постановления Правительства Севастополя от 09 ноября 2015 года № 1030-ПП «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя и внесении изменений в постановления Правительства Севастополя от 31 марта 2015 года № 246-ПП и от 29 мая 2015 года № 459-ПП» в целом отвечает требованиям действующего федерального законодательства, основанием для отказа в иске не является, поскольку данное письмо касается вопросов регулирования нестационарной торговли и непосредственного размещения НТО в муниципальных образованиях, и не содержит выводов относительно методики определения платы за размещение НТО.

Экспертные заключения Департамента экономического развития города Севастополя о проведении оценки регулирующего воздействия проектов постановлений Правительства Севастополя от 06.03.2017, 10.11.2017, 20.03.2018, 13.08.2018, 21.09.2018, 10.01.2019, сводные отчеты к ним в качестве доказательств экономического обоснования оспариваемых положений нормативного правового акта приняты быть не могут, поскольку в силу пунктов 1 и 1.1 статьи 26.3-3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьи 13 Закона города Севастополя от 29.09.2015 № 185-ЗС, постановления Правительства Севастополя от 03.04.2015 № 269-ПП оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и экспертиза нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих новые или изменяющих ранее предусмотренные нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также устанавливающих, изменяющих или отменяющих ранее установленную ответственность за нарушение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, проводится уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Более того, экспертное заключение от 20.03.2018 Департамента экономического развития города Севастополя о проведении оценки регулирующего воздействия проекта постановления Правительства Севастополя от 22.03.2018 № 176-ПП, которым для НТО со специализацией «услуги по ремонту, техническому обслуживанию и (или) мойке автомототранспортных средств» Кф установлен в размере 1,0, Кт - в размере 1,8, прямо содержит указание на то, что вводимое правовое регулирование в целом приведёт к увеличению начальной (минимальной) цены договора на размещение НТО и, как следствие, повысит финансовую нагрузку на участников данного правового регулирования.

Факт проведения публичных консультаций совместно с Севастопольской торгово-промышленной палатой, Севастопольским региональным отделением Общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» и другими общественными организациями, проведённые Департаментом экономического развития города Севастополя в рамках оценки регулирующего воздействия проекта оспариваемого нормативного правового акта, о соблюдении принципа экономической обоснованности платы за размещение НТО также не свидетельствует, при том, что результаты обсуждений никаким образом не зафиксированы.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной, определенной судом даты.

Исходя из изложенного выше, оспариваемое постановление Правительства Севастополя от 09 ноября 2015 года № 1030-ПП в редакции постановления Правительства Севастополя от 26 декабря 2018 года № 946-ПП в части установления базового размера платы за размещение нестационарного торгового объекта за 1 кв. м, равного 600 рублям за календарный месяц; корректирующего коэффициента, учитывающего функциональное использование нестационарного торгового объекта (Кф) в размере 0,50; корректирующего коэффициента, учитывающего территориальное размещение нестационарного торгового объекта (Кт) 1,80, противоречит нормативным правовым актам Российской Федерации, и подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175-178, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «220М» удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление Правительства Севастополя от 09 ноября 2015 года № 1030-ПП «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя и внесении изменений в постановления Правительства Севастополя от 31 марта 2015 года № 246-ПП и от 29 мая 2015 года № 459-ПП», в редакции постановления Правительства Севастополя от 26 декабря 2018 года № 946-ПП в части установления базового размера платы за размещение нестационарного торгового объекта за 1 кв. м, равного 600 рублям за календарный месяц; корректирующего коэффициента, учитывающего функциональное использование нестационарного торгового объекта (Кф) в размере 0,50; корректирующего коэффициента, учитывающего территориальное размещение нестационарного торгового объекта (Кт) 1,80.

Сообщение о принятии данного решения суда подлежит опубликованию на официальном сайте Правительства Севастополя http://sevastopol.gov.ru или в печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты Правительства Севастополя, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу или по истечении установленного срока в ближайшем номере указанного печатного издания.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором - принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы или представления через Севастопольский городской суд.

Судья Т.А. Артамонова

Мотивированное решение изготовлено 23 апреля 2019 года.