ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-31/18 от 19.07.2018 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Дело № 3а-31/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Кызыл 19 июля 2018 года

Верховный Суд Республики Тыва в составе:

председательствующего - судьи Железняковой С.А.

при секретаре Чимит Е.Ш., с участием переводчика Дондуп Б.В.,

административного истца Сонам Ч.С., представителей административных ответчиков – Министерства финансов Республики Тыва, Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва У. Б. представителя заинтересованного лица - Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва Ондара С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сонам Ч.С. к Министерству финансов Республики Тыва, Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

УСТАНОВИЛ:

Сонам Ч.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству финансов Республики Тыва, Управлению Федерального казначейства по Республике Тыва о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, указывая, что вступившим в законную силу решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 29 февраля 2016 года удовлетворено её исковое заявление к Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва (далее – должник, Агентство) о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения. Суд обязал Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва предоставить ей благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма, общей площадью не менее * кв.м., соответствующее установленным санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу. Судебным приставом-исполнителем МОСП г.Кызыла по РОВИП возбуждено исполнительное производство по исполнительному листу * от 5 мая 2016 года. По настоящее время судебное решение не исполнено. Общая продолжительность неисполнения судебного акта в разумный срок составила 2 года 2 месяца. Существенное затягивание сроков исполнения судебного решения имеет место по обстоятельствам, не зависящим от неё, а именно вследствие того, что не ведётся строительство домов. Вследствие нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок она понесла значительные убытки, которые выразились в аренде жилья. Снимает комнату * кв.м. в благоустроенной квартире и по настоящее время там проживает. В настоящее время она не работает, воспитывает ребёнка. Кроме того, является * поэтому для неё аренда жилья является затратной, так как почти 50% дохода уходит на аренду жилья. Просит присудить компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере * рублей, взыскать с административного ответчика уплаченную ею государственную пошлину в размере * рублей.

Определением суда от 27 июня 2018 года в качестве заинтересованных лиц по делу привлечены Федеральная служба судебных приставов, Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва.

Определением суда от 19 июля 2018 года произведена замена административного ответчика – Управления Федерального казначейства по Республике Тыва на надлежащего административного ответчика – Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва.

В судебном заседании административный истец Сонам Ч.С. поддержала административное исковое заявление.

Представители административных ответчиков – Министерства финансов Республики Тыва, Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва У. Б. заинтересованного лица - Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва Ондар С.С. просили отказать в удовлетворении административного иска.

Представитель заинтересованного лица - Федеральной службы судебных приставов в судебное заседание не явился, заинтересованное лицо надлежащим образом извещено о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники, а также подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, осужденные, оправданные, потерпевшие, гражданские истцы, гражданские ответчики в уголовном судопроизводстве, в предусмотренных федеральным законом случаях другие заинтересованные лица при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок, в том числе лица, не являющиеся подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия, при нарушении разумного срока применения меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделённые отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на судопроизводство в разумный срок, включая досудебное производство по уголовному делу и применение меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Из материалов гражданского дела следует, что решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 29 февраля 2016 года, вступившим в законную силу 12 апреля 2016 года, на Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва возложена обязанность предоставить Сонам Ч.С. на условиях договора социального найма жилого помещения благоустроенное жилое помещение на территории г. Кызыла Республики Тыва, общей площадью не менее * кв.м., соответствующее установленным санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В целях принудительного исполнения указанного решения суда 5 мая 2016 года Сонам Ч.С. был выдан исполнительный лист серии *

2 ноября 2016 года судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП по поступившему 19 октября 2016 года исполнительному листу возбуждено исполнительное производство в отношении Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва, с предметом исполнения: обязать Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва предоставить Сонам Ч.С. на условиях договора специализированного найма жилого помещения благоустроенное жилое помещение на территории г. Кызыла Республики Тыва, общей площадью не менее * кв.м., соответствующее установленным санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

На день рассмотрения настоящего административного дела судебное решение о предоставлении жилого помещения Сонам Ч.С. не исполнено.

В силу части 4 статьи 250 КАС РФ административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

Частью 1 статьи 36 Федерального Закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2-6.1 этой статьи.

В части 2 статьи 36 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» указано, что если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в соответствующий срок, установленный исполнительным документом.

Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 29 февраля 2016 года установлен шестимесячный срок для исполнения решения суда со дня вступления его в законную силу, указанное решение суда вступило в законную силу 12 апреля 2016 года, следовательно, оно должно было быть исполнено до 12 октября 2016 года.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11), следует, что при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, часть 3.1 статьи 319 АПК РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).

Период предоставленной судом отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта включается в общую продолжительность исполнения судебного акта (статья 358 КАС РФ, статья 324 АПК РФ, статья 434 ГПК РФ).

Таким образом, общая продолжительность исполнения судебного акта со дня поступления исполнительного листа в службу судебных приставов (19 октября 2016 года) до дня поступления заявления о компенсации в суд, уполномоченный его рассматривать (26 июня 2018 года) составила 1 год 8 месяцев 8 дней.

На основании пункта 5 части 9 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделённые отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.

В статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации указано, что главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) – это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов (часть 2 статьи 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 4 статьи 4 Закона Республики Тыва от 4 декабря 2017 года № 338-ЗРТ « О республиканском бюджете Республики Тыва на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» утверждена ведомственная структура расходов республиканского бюджета на 2018 год согласно приложению 12. Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва указано в приложении № 12, следовательно, оно является главным распорядителем средств республиканского бюджета.

Министерство финансов Республики Тыва является исполнительным органом государственной власти Республики Тыва, осуществляющим реализацию единой государственной финансовой, бюджетной и налоговой политики Республики Тыва и координирующим в этой сфере деятельность иных органов исполнительной власти Республики Тыва (пункт 1 Постановления Правительства Республики Тыва от 20.02.2014 года № 60 «Об утверждении Положения о Министерстве финансов Республики Тыва и его структуры»).

Соответственно, Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва и Министерство финансов Республики Тыва являются надлежащими ответчиками по данному административному делу.

В части 3 статьи 1 Федерального закона № 68-ФЗ указано, что присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Частями 7 и 8 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трёхдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов.

Судебный пристав-исполнитель в трёхдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 15, частями 3 и 4 статьи 16 Федерального закона «Об исполнительном производстве» сроки исчисляются годами, месяцами и днями. В сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.

Если настоящим Федеральным законом не установлено иное, то течение срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которыми определено начало срока.

Срок, исчисляемый днями, оканчивается в последний день установленного срока.

При этом, если указанным Федеральным законом или иным федеральным законом не установлено иное, то в случаях, когда последний день срока приходится на нерабочий день, днём окончания срока считается первый следующий за ним рабочий день.

Таким образом, исходя из толкования указанных норм закона со следующего дня после дня подачи заявления до вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства должно пройти не более 6 рабочих дней.

Как установлено судом, заявление Сонам Ч.С. вместе с исполнительным листом поступили в службу судебных приставов 19 октября 2016 года, на заявлении имеется виза руководителя о передаче заявления судебному приставу-исполнителю Е. от 20 октября 2016 года, а постановление о возбуждении исполнительного производства вынесено 2 ноября 2016 года, то есть по истечении 9 рабочих дней после его поступления.

Копия постановления о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного листа выданного Кызылским городским судом Республики Тыва 5 мая 2016 года, вручена должнику в ноябре 2016 года, что подтверждается ответом Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва от 30 ноября 2016 года исх. , имеющимся в материалах исполнительного производства.

Вышеуказанным постановлением судебного пристава-исполнителя установлен должнику 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии постановления.

20 ноября 2016 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа до 25 ноября 2016 года. Копия постановления получена должником 21 ноября 2016 года.

В письме директора Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва от 30 ноября 2016 года, адресованном судебному приставу-исполнителю, сообщается о том, что на балансе специализированного жилищного фонда отсутствуют свободные жилые помещения. Сонам Ч.С. включена в список детей-сирот, нуждающихся в обеспечении жильём на территории г. Кызыла, номер очереди * Жилое помещение будет предоставлено Сонам Ч.С. по мере строительства (приобретения) домов для детей-сирот на территории г. Кызыла.

16 марта 2017 года судебным приставом-исполнителем составлен акт о том, что требование исполнительного документа не исполнено. 16 марта 2017 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с должника в размере 50 000 рублей. Копия постановления получена должником 17 марта 2017 года.

17 марта 2017 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа в срок до 17 апреля 2017 года. Копия постановления получена должником 17 марта 2017 года.

В письме директора Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва от 24 марта 2017 года, адресованном судебному приставу-исполнителю, сообщается о том, что продолжается строительство многоквартирных домов на территории г. Кызыла, запланировано обеспечить жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по программе 2015 и 2016 годов, на балансе специализированного жилищного фонда отсутствуют свободные жилые помещения. Жилое помещение Сонам Ч.С. будет предоставлено после завершения строительства вышеуказанных домов и передачи в специализированный жилищный фонд для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

28 апреля 2017 года судебным приставом-исполнителем в отношении Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

19 мая 2017 года постановлением заместителя начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава МОСП г. Кызыла по РОВИП Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей. Постановление вступило в законную силу 6 июня 2017 года.

23 июня 2017 года руководитель Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва предупреждена об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ. Копия предупреждения получена директором Агентства в этот же день.

15 сентября 2017 года судебным приставом-исполнителем должнику направлено требование исполнить решение суда в срок до 20 сентября 2017 года. Предоставить заверенные надлежащим образом документы, подтверждающие исполнение решения суда. В случае временной невозможности исполнения решения суда в тот же срок предоставить заверенные надлежащим образом документы, подтверждающие временную невозможность исполнения решения суда. Уведомление получено должником в этот же день.

15 сентября 2017 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока для исполнения требований исполнительного документа до 20 сентября 2017 года. Копия постановления получена должником 15 сентября 2017 года.

15 сентября 2017 года директор Агентства предупреждена об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ. Копия предупреждения получена директором Агентства 4 октября 2017 года.

В письме директора Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва от 20 сентября 2017 года, адресованном судебному приставу-исполнителю, указано о приостановлении исполнительного производства в связи с медленным темпом строительства домов на территории города Кызыла, обеспечение жилым помещением Сонам Ч.С. не представляется возможным. Жилое помещение Сонам Ч.С. будет предоставлено по мере передачи готовых домов с инженерной инфраструктурой в оперативное управление специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей республики.

25 октября 2017 года заместителем начальника отдела МОСП г. Кызыла по РОВИП должнику направлено уведомление о составлении протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ. Уведомление получено Агентством 25 октября 2017 года.

5 декабря 2017 года судебным приставом-исполнителем должнику направлено требование об исполнении решения суда в срок до 11 декабря 2017 года и о предоставлении заверенных надлежащим образом документов, подтверждающих исполнение решения суда. В случае временной невозможности исполнения решения суда в тот же срок предоставить заверенные надлежащим образом документы, подтверждающие временную невозможность исполнения решения суда.

В письме директора Агентства от 11 декабря 2017 года, адресованном судебному приставу-исполнителю, сообщается о том, что исполнить решение суда в установленные сроки до 11 декабря 2017 года невозможно из-за отсутствия жилого помещения из специализированного жилищного фонда. Фактически исполнить решение суда возможно после окончания строительства жилых домов и отнесения их к специализированному жилищному фонду путём передачи в распоряжение Агентства. Министерство земельных и имущественных отношений передало Агентству на праве оперативного управления всего 52 жилых помещения по распоряжению № 366 от 06.07.2015 года – 38 жилых помещений, по распоряжению № 490 от 24.08.2015 года – 14 жилых помещений, которые предоставлены другим лицам, состоящим на учёте. К письму приложены указанные распоряжения.

Актом приёма-передачи от 24 января 2018 года судебным приставом-исполнителем Я. исполнительное производство в отношении Сонам Ч.С. передано судебному приставу-исполнителю Ф.

6 февраля 2018 года судебным приставом-исполнителем должнику направлено требование об исполнении решения суда неимущественного характера до 14 февраля 2018 года и о предоставлении заверенных надлежащим образом документов, подтверждающих исполнение решения суда. В случае временной невозможности исполнения решения суда в тот же срок предоставить заверенные надлежащим образом документы, подтверждающие временную невозможность исполнения решения суда.

15 февраля 2018 года судебным приставом-исполнителем направлен запрос в Министерство финансов Республики Тыва о предоставлении выписки из бюджета Республики Тыва о заложенных денежных средствах на строительство и приобретение жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и инвалидам на 2016, 2017, 2018 годы.

В письме первого заместителя министра министерства финансов Республики Тыва, адресованном судебному приставу-исполнителю, сообщается о том, что всего с 2011 по 2017 годы на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений направлено * тыс.рублей, в том числе за счёт федерального бюджета * тыс.рублей, за счёт республиканского бюджета – * тыс.рублей. Министерство финансов Республики Тыва ежегодно осуществляет финансирование на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Судебным приставом-исполнителем должнику направлено требование об исполнении решения суда неимущественного характера в срок до 20 июня 2018 года и о предоставлении заверенных надлежащим образом документов, подтверждающих исполнение решения суда. В случае временной невозможности исполнения решения суда в тот же срок предоставить заверенные надлежащим образом документы, подтверждающие временную невозможность исполнения решения суда. Копия требования получена должником 18 июня 2018 года.

Следует заметить, что судебное решение о предоставлении жилого помещения выносится при наличии закреплённого за гражданином законодательством Российской Федерации права на получение жилья, и длительное неисполнение таких судебных решений, нарушение принципа обязательности и неукоснительности исполнения вступившего в законную силу судебного акта подрывают авторитет органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и государства.

Относительно критерия соблюдения требования исполнения судебных решений в разумный срок Европейский Суд по правам человека отметил, что исполнение решения, касающегося предоставления квартиры, может занять более длительное время, чем выплата денежной суммы, учитывая степень сложности исполнительного производства, поведение сторон, а также предмет решения суда, подлежащего исполнению. Европейский Суд также установил, что если решение внутригосударственного суда касается такого предмета первой необходимости, как жильё, в котором лицо нуждается, задержка даже в один год несовместима с требованиями Конвенции. При этом государственный орган не вправе ссылаться на отсутствие денежных средств или иных ресурсов, таких как жильё, в качестве оправдания неисполнения судебного решения (Постановление Европейского Суда по делу "Левищев против Российской Федерации" от 29 января 2009 года, Постановление Европейского Суда по делу "Кукса против Российской Федерации" от 15 июня 2006 года, Постановление Европейского Суда по делу "Казанцева против Российской Федерации" от 23 октября 2008 года, Постановление Европейского Суда по делу "Кравченко и другие против Российской Федерации" от 16 сентября 2010 года, и Постановление Европейского Суда по делу "Копнин и другие против Российской Федерации" от 28 мая 2014 года и другие).

Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, с учётом приведённых выше правовых позиций Европейского Суда по правам человека, а также, принимая во внимание комплекс мер, принятых органами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, степень сложности исполнительного производства, предмет исполнения решения суда, отсутствие объективных причин задержки исполнения судебного акта, суд приходит к выводу о том, что общий срок исполнения судебного акта не отвечает требованию разумности, установленному статьёй 6 Конвенции от 4 ноября 1950 года «О защите прав человека и основных свобод», а действия Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва не являются достаточными и эффективными в целях исполнения решения суда.

Учитывая критерии, установленные в прецедентной практике Европейского Суда по правам человека, и, принимая во внимание все обстоятельства дела, суд полагает, что в данном случае длительность исполнения судебного акта является чрезмерной и не отвечающей требованию разумного срока. При этом за данную задержку исполнения решения административный истец ответственности не несёт.

При таких обстоятельствах суд считает установленным факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок, а административный иск Сонам Ч.С. к Министерству финансов Республики Тыва, Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва подлежащим удовлетворению.

Компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок (далее - компенсация), как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причинённого неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц (абзац 3 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года N 11).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 60 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11, в каждом конкретном случае суду надлежит обеспечивать индивидуальный подход к определению размера компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Размер компенсации должен определяться судом с учётом требований лица, обратившегося в суд с заявлением, обстоятельств дела или производства по исполнению судебного акта, по которым допущено нарушение, продолжительности нарушения, наступивших вследствие этого нарушения последствий, их значимости для лица, обратившегося в суд с заявлением о компенсации.

При определении размера присуждаемой компенсации суду следует также принимать во внимание практику Европейского Суда по правам человека, размер сумм компенсаций вреда, присуждаемых этим судом за аналогичные нарушения (часть 2 статьи 2 Закона № 68-ФЗ).

Административный истец просит присудить ей компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере * рублей, посчитав её с апреля 2016 года и исходя из суммы арендной платы в * рублей.

Суд данный расчёт не принимает во внимание, так как, во-первых, начало течения срока неисполнения судебного акта определено неверно, во-вторых, в Федеральном законе № 68-ФЗ речь идёт о компенсации за нарушение права на судопроизводства в разумный срок, а не о взыскании убытков, причинённых неисполнением судебного акта.

Исходя из требований Сонам Ч.С., принимая во внимание длительность неисполнения судебного акта, степень сложности исполнительного производства, предмет исполнения решения суда, учитывая комплекс мер, принятых органами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, то, что основанием для возложения обязанности по предоставлению жилого помещения явилось то, что Сонам Ч.С. является лицом, оставшимся без попечения родителей, и * стояла в очереди на получение жилого помещения с 14 февраля 2014 года, практику Европейского Суда по правам человека, принципы разумности и справедливости, суд определяет размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере * рублей.

Доводы представителей административных ответчиков о принятии всех необходимых мер для исполнения решения суда, о невозможности своевременного исполнения судебного акта в связи с отсутствием жилых помещений в специализированном жилищном фонде, а также в связи с тем, что отсутствуют противоправные действия со стороны административных ответчиков по исполнению решения суда, не имеют правового значения для разрешения вопроса о присуждении компенсации, поскольку исполнение судебного акта должно быть осуществлено в установленный законом срок и не ставится в зависимость от наличия или отсутствия жилых помещений в специализированном жилищном фонде Республики Тыва, от наличия или отсутствия вины государственных органов и должностных лиц этих органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, от вопросов финансирования и сложностей межбюджетных и договорных отношений, а в данном случае срок неисполнения судебного решения не отвечает критерию разумности.

Подпунктом «б» пункта 2 части 1 статьи 259 КАС РФ установлено, что резолютивная часть решения о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок должна содержать указание на это и сведения о размере компенсации; наименование органа, организации или должностного лица, на которых в соответствии с федеральным законом возложены обязанности по исполнению судебных актов о присуждении компенсации.

В пункте 3 части 2 статьи 5 Федерального закона № 68-ФЗ указано, что судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделённые отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.

Под финансовым органом, указанным в пункте 3 части 2 статьи 5 Федерального закона № 68-ФЗ, в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимаются Министерство финансов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).

Следовательно, в данном случае финансовым органом, на который должна быть возложена обязанность по исполнению судебного акта по присуждению компенсации, является Министерство финансов Республики Тыва.

В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ за счёт средств республиканского бюджета также Сонам Ч.С. подлежат возмещению её расходы по уплате государственной пошлины в сумме * рублей, поскольку оплата административным истцом указанной суммы подтверждается чеком-ордером от 13 июня 2018 года.

В силу части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда по административному делу о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175-180, 258-260 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административный иск Сонам Ч.С. к Министерству финансов Республики Тыва, Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворить частично.

Присудить Сонам Ч.С. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере * рублей, а также * рублей в счёт возмещения расходов по оплате государственной пошлины.

Исполнение решения суда возложить на Министерство финансов Республики Тыва за счёт средств республиканского бюджета путём перечисления взысканной денежной суммы на банковский счёт Сонам Ч.С. , открытый в Кызылском ОСБ ПАО Сбербанк **, ИНН * БИК * кор./счёт * код подразделения банка *

Решение подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

В удовлетворении остальной части исковых требований Сонам Ч.С. отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Тыва в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 20 июля 2018 года

Председательствующий С.А. Железнякова