ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-31/18 от 27.06.2018 Кировского областного суда (Кировская область)

Дело № 3а-31/2018

КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Киров 27 июня 2018 года

Кировский областной суд в составе судьи Сметаниной О.Н.,

при секретаре Калабиной А.Н.,

с участием прокурора Ворожцова В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ассоциации саморегулируемой организации «Объединение строителей Кировской области» к региональной службе по тарифам Кировской области о признании недействующим решения правления региональной службы по тарифам Кировской области от 24 октября 2017г. № 38/1-кс-2017 «Об установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения акционерного общества «Кировские коммунальные системы»,

у с т а н о в и л:

решением правления региональной службы по тарифам Кировской области (далее - правление региональной службы по тарифам) от 24 октября 2017г. № 38/1-кс-2017 установлены тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения акционерного общества «Кировские коммунальные системы» при подземной прокладке открытым способом сетей водоснабжения и водоотведения и при закрытой проходке методом прокола с устройством рабочего и приемного котлована.

Данное решение правления опубликовано 26 октября 2017г. на официальном сайте региональной службы по тарифам (www.rstkirov.ru) на основании части 2 статьи 12 Закона Кировской области от 14 октября 2013г. № 325-ЗО «О нормативных правовых актах органов государственной власти Кировской области», решения правления региональной службы по тарифам от 15 апреля 2016г. № 15/4-пр-2016 «Об источниках официального опубликования нормативных правовых актов».

Ассоциация саморегулируемая организация «Объединение строителей Кировской области» (далее - Ассоциация СРО «ОСКО») обратилась в суд с административным исковым заявлением к региональной службе по тарифам (с учетом уточнения оснований административного иска) о признании решения правления региональной службы по тарифам Кировской области от 24 октября 2017 г. № 38/1-кс-2017 недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, ссылаясь на то, что оспариваемый правовой акт принят с нарушением пункта 5 части 2 статьи 3 Федерального закона от 07 декабря 2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», пункта 7 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2006г. № 83.

Представитель административного истца Шастина Ю.С. в судебном заседании указала, что в состав тарифов незаконно включен налог на прибыль организации, поскольку сети инженерно-технического обеспечения должны передаваться в муниципальную собственность, а не являться собственностью акционерного общества, обязанного уплачивать налог на прибыль. Полагает экономически не обоснованным включение в тариф расходов на использование кредитных средств из расчета планируемого количества дней пользования заемными средствами – 290 дней.

Представитель региональной службы по тарифам Вычегжанин А.В. возражал против удовлетворения заявленных требований. Полагал, что все расчеты тарифов выполнены в строгом соответствии с действующим законодательством.

Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено акционерное общество «Кировские коммунальные системы» (далее - АО «ККС»).

Представители АО «ККС» Зайков Н.И., Чистов А.А. полагали, что Ассоциация СРО «ОСКО» не имела права обращаться в суд с иском в интересах членов саморегулируемой организации, считали исковые требования не подлежащими удовлетворению. Указывали, что включение в тариф налога на прибыль предусмотрено действующим законодательством. Изложенные в пункте 7 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения рекомендации не относятся к акционерному обществу, поскольку адресованы застройщикам (членам ассоциации) и органам местного самоуправления.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Ворожцова В.Н., полагавшего что административный иск не подлежит удовлетворению, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Постановлением администрации города Кирова от 28 июня 2013г. № 2480-П АО «ККС» наделено статусом гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории муниципального образования «Город Киров».

Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013г. № 406, Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013г. № 644, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013г. № 1746-э (далее - Методические указания № 1746-э).

Согласно положениям части 1 статьи 5, статьи 31 Закона о водоснабжении к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно, относится установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, в том числе тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения.

На основании пункта 3.1.3.1. Положения о региональной службе по тарифам Кировской области, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 01 сентября 2008г. № 144/365, установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения отнесено к полномочиям региональной службы по тарифам.

Оспариваемое решение правления региональной службы по тарифам от 24 октября 2017г. № 38/1-кс-2017 принято в правомочном составе, большинством голосов членов правления службы, с соблюдением процедуры его принятия (пункты 4.3 - 4.6 Положения о региональной службе по тарифам Кировской области, приказ региональной службы по тарифам от 24 декабря 2015г. № 528).

Из материалов дела следует, что Ассоциация СРО «ОСКО» является саморегулируемой организацией, созданной в форме ассоциации.

В соответствии с частью 2 статьи 40 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных данным кодексом и другими федеральными законами, органы, организации и граждане могут обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц.

Согласно пункту 1 статьи 123.8 Гражданского кодекса Российской Федерации ассоциации могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, соответствующие целям их создания и деятельности, предусмотренным уставами таких ассоциаций (союзов).

На основании пункта 5 части 1 статьи 6 Федерального закона от 01 декабря 2007г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» к основным функциям саморегулируемых организаций относится представление интересов членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Поскольку статьи 40, 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации допускают право ассоциации на подачу административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта в интересах как отдельных ее членов, так и неопределенного количества членов, предмет данного иска соответствует целям создания и деятельности Ассоциации СРО «ОСКО», предусмотренным ее уставом, доводы представителя заинтересованного лица об отсутствии права у административного истца на обращение в суд не могут быть приняты во внимание.

В соответствии с частью 13 статьи 18 Закона о водоснабжении плата за подключение (технологическое присоединение) рассчитывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение).

Согласно пункту 83 Основ ценообразования тариф на подключение (технологическое присоединение) включает в себя ставку тарифа за подключаемую (технологически присоединяемую) нагрузку и ставку тарифа за расстояние от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя до точки подключения (водопроводных и (или) канализационных сетей к объектам централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения (ставка за протяженность сети).

Размер ставки за протяженность сети дифференцируется в соответствии с методическими указаниями, в том числе в соответствии с типом прокладки сетей, и рассчитывается исходя из необходимости компенсации регулируемой организации следующих видов расходов: расходов на прокладку (перекладку) сетей водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии со сметной стоимостью прокладываемых (перекладываемых) сетей; налога на прибыль.

Порядок расчета ставок тарифа на подключение (технологическое присоединение) определен разделом X «Расчет платы за подключение (технологическое присоединение)» Методических указаний № 1746-э.

Из протокола заседания правления региональной службы по тарифам от 24 октября 2017г. следует, что при расчете тарифных ставок за протяженность сетей водоснабжения и водоотведения орган тарифного регулирования в статье «Налог на прибыль» учел затраты, определенные экспертами в расчете на 1 км сетей водоснабжения и водоотведения исходя из совокупной величины расходов и налоговой ставки на уплату налога на прибыль организаций, в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.

Незаконность включения налога на прибыль представитель административного истца обосновывает абзацем 3 пункта 7 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2006г. № 83 (далее - Правила определения и предоставления технических условий подключения), из которого следует, что органам местного самоуправления (органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации - гг.Москвы и Санкт-Петербурга) рекомендуется принимать созданные за счет правообладателя земельного участка за пределами границ земельного участка сети инженерно-технического обеспечения в муниципальную (государственную) собственность.

При анализе позиции административного истца следует учесть, что Правила определения и предоставления технических условий подключения регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия), включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения (пункт 1). Данные правила не распространяются на правоотношения между органом регулирования тарифов и регулируемой организацией.

Предписания абзаца 3 пункта 7 Правил определения и предоставления технических условий подключения, с которыми заявитель связывает нарушение своих прав, не содержат обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами, юридическими лицами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц. Данная норма устанавливает варианты желательного с точки зрения государства урегулирования общественных отношений, для обеспечения реализации которых адресаты данных рекомендаций проводят соответствующие их компетенции мероприятия с учетом своих условий, возможностей и резервов.

Доводы административного истца о несоответствии оспариваемого решения правления региональной службы по тарифам рекомендательной норме абзаца 3 пункта 7 Правил определения и предоставления технических условий подключения нельзя признать верными, поскольку Основы ценообразования прямо предусматривают необходимость учета налога на прибыль при расчете ставки тарифа за протяженность сети.

Ассоциацией СРО «ОСКО» заявлено о незаконности решения правления региональной службы по тарифам Кировской области от 24 октября 2017 г. № 38/1-кс-2017 по причине несоответствия пункту 5 части 2 статьи 3 Закона о водоснабжении в части включения в тариф на подключение расходов на использование кредитных средств из расчета 290 дней пользования заемными средствами, а не 275 дней.

В силу пункта 5 части 2 статьи 3 Закона о водоснабжении к числу общих принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения относится, в том числе установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения.

Реализация данного принципа направлена на обеспечение социальной оправданности тарифных границ, подтвержденной адекватными экономически обоснованными расходами.

Подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей заявителя, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения при наличии на день заключения договора о подключении технической возможности подключения (технологического присоединения) осуществляется в срок, который не может превышать 18 месяцев со дня заключения договора о подключении, если более длительные сроки не указаны в заявке заявителя, после направления заявителем уведомления о выполнении условий подключения (технологического присоединения) (пункт 106 Правил холодного водоснабжения и водоотведения).

Согласно пункту 98 Правил холодного водоснабжения и водоотведения внесение заявителем платы за подключение (технологическое присоединение) по договору о подключении осуществляется в следующем порядке:

35 процентов платы за подключение (технологическое присоединение) вносится в течение 15 дней со дня заключения договора о подключении;

50 процентов платы за подключение (технологическое присоединение) вносится в течение 90 дней со дня заключения договора о подключении, но не позднее даты фактического подключения (технологического присоединения);

15 процентов платы за подключение (технологическое присоединение) вносится в течение 15 дней со дня подписания сторонами акта о присоединении, фиксирующего техническую готовность к подаче ресурсов на объекты заказчика, но не позднее выполнения условий подачи ресурсов и (или) отведения (приема) сточных вод.

При подаче заявления в региональную службу по тарифам АО «ККС» представило расчет расходов по статьям затрат, формирующих размеры ставок тарифов за протяженность водопроводной и канализационной сетей на 2017-2019 годы с дифференциацией по типу прокладки сетей.

Предложение АО «ККС» содержит расходы по обслуживанию заемных средств (проценты по кредиту), что предусмотрено перечнем расходов, учитываемых при расчете платы за подключение (технологическое присоединение) к системам водоснабжения и водоотведения, содержащимся в приложении 8 Методических указаний № 1746-э.

Согласно протоколу заседания правления региональной службы по тарифам от 24 октября 2017г. при расчете тарифов на подключение (технологическое присоединение) в статье «Обслуживание заемных средств (проценты по кредиту)» затраты определены экспертами в расчете на 1 км сетей водоснабжения и водоотведения исходя из:

потребностей АО «ККС» в кредитных ресурсах, рассчитанных как разница между общей стоимостью строительства сетей и стоимостью подлежащего уплате заявителем в течении 90 дней аванса в размере 85% от общей стоимости строительства сетей, учитывая нормы Правил холодного водоснабжения и водоотведения и положений типовых договоров о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013г. № 645;

планируемого количества дней пользования заемными средствами 290 дней;

процентной ставки за пользование кредитом – 10,35%. установленной кредитным договором для финансирования текущей деятельности от 27 марта 2017г. №ВКЛ-032, заключенного с ПАО «Сбербанк России», с учетом положений пункта 15 Основ ценообразования.

Потребность в кредитных ресурсах регулируемой организации рассчитана региональной службой по тарифам как разница между общей стоимостью строительства сетей и стоимостью подлежащего уплате в течение 90 дней со дня заключения договора аванса в размере 85 %. Таким образом потребность в кредитных ресурсах определена в размере 15 % от общей стоимости строительства сетей.

Рассчитывая планируемое количество дней пользования заемными средствами региональная служба по тарифам мотивированно, с учетом требований пункта 106 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, взяла за основу срок подключения – 12 месяцев (365 дней), исключив из него 90 дней, в течении которых у АО «ККС» появляется аванс, и добавив 15 дней, в течении которых организация водопроводно-канализационного хозяйства после выполнения всех работ должна получить плату за подключение в полном размере.

Расчет региональной службы по тарифам экономически обоснован, тариф на подключение для АО «ККС» данной службой устанавливается впервые.

Доводы представителя административного истца о необоснованности расчетов региональной службы по тарифам, необходимости введения в них 275 дней пользования заемными средствами, являются не верными, противоречат пункту 98 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, не соответствуют законодательной воле, которая не направлена на ограничение права пользования организацией собственными денежными средствами в течение 15 дней со дня подписания сторонами акта о присоединении.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Поскольку оспариваемое решение правления региональной службы по тарифам от 24 октября 2017г. № 38/1-кс-2017 принято с соблюдением процедуры и полномочий принявшего его органа, а также требований к его форме, содержанию и официальному опубликованию, несоответствие в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не установлено, данный нормативный правовой акт не нарушает прав и законных интересов представляемых административным истцом организаций, то заявленные требования о признании его недействующим не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

в удовлетворении административного искового заявления Ассоциации саморегулируемой организации «Объединение строителей Кировской области» к региональной службе по тарифам Кировской области о признании недействующим решения правления региональной службы по тарифам Кировской области от 24 октября 2017 г. № 38/1-кс-2017 «Об установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения акционерного общества «Кировские коммунальные системы» отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Кировский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Сметанина О.Н.