№3а-31\2019
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
19 апреля 2019 года г. Курск
Курский областной суд в составе:
председательствующего судьи Мигущенко Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Богдановой Н.А.,
с участием прокурора прокуратуры Курской области Михайловой Е.В.,
представителя административного истца ООО « Альфа Рязань » - по доверенности ФИО1,
представителя административного ответчикаКурской областной Думы по доверенности ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Альфа Рязань»» к Курской областной Думе о признании недействующим пункта 1 статьи 2 Закона Курской области от 09.09.2015 № 73-ЗКО «Об установлении дополнительных ограничений розничной продажи алкогольной продукции на территории Курской области»,
У С Т А Н О В И Л:
Закон Курской области от 09.09.2015 N 73-ЗКО «Об установлении дополнительных ограничений розничной продажи алкогольной продукции на территории Курской области» принят Курской областной Думой 04 сентября 2015 года.
Данный нормативный правовой акт опубликован на официальном сайте Администрации Курской области http://adm.rkursk.ru, 09.09.2015, официальном интернет - портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 11.09.2015, в газете «Курская правда», N 111, 15.09.2015, вступил в законную силу.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона Курской области от 09.09.2015 N 73-ЗКО «Об установлении дополнительных ограничений розничной продажи алкогольной продукции на территории Курской области», на территории Курской области не допускается розничная продажа алкогольной продукции на розлив в торговых объектах, расположенных в многоквартирных жилых домах, в пристроенных, встроенных, встроенно-пристроенных помещениях к жилым домам, в отдельно стоящих зданиях, сооружениях, расположенных во дворах многоквартирных жилых домов.
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) «Альфа Рязань» обратилось в Курский областной суд с административным исковым заявлением к Курской областной Думе о признании недействующим пункта 1 статьи 2 Закона Курской области от 09.09.2015 № 73-ЗКО «Об установлении дополнительных ограничений розничной продажи алкогольной продукции на территории Курской области».
В обоснование своих требований (с учетом их уточнения) заявитель ссылался на противоречие оспариваемой нормы положениям абзаца 2 пункта 9 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», требованиям определенности, ясности и недвусмысленности правового регулирования, а также статье 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
В судебном заседании представитель административного истца ООО «Альфа Рязань» ФИО1 заявленные требования поддержал по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении (с учетом их уточнения).
Представитель административного ответчика Курской областной Думы ФИО2в судебном заседании заявленные требования не признала, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях, и пояснила, что Закон Курской области от 09.09.2015 № 73-ЗКО принят уполномоченным органом, в порядке, установленном законодательством, и не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Михайловой Е.В., полагавшей необходимым в удовлетворении административного иска отказать, Курский областной суд приходит к следующим выводам.
Согласно частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут противоречить федеральным законам.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом Российской Федерации от 22.11.1995 года N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее по тексту Федеральный закон РФ от 22.11.1995 года N 171-ФЗ).
Государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области (статья 1 ФЗ РФ от 22.11.1995 года N 171-ФЗ).
В соответствии со ст. 3 этого же федерального закона, законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статья 16 Федерального закона Российской Федерации от 22.11.1995 года N 171-ФЗ устанавливает особые требования к розничной продаже алкогольной продукции, розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, а также потреблению (распитию) алкогольной продукции.
В соответствии с абзацем вторым пункта 9 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 года N 171-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Согласно статьи 2 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ), систему органов государственной власти субъекта РФ составляет: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, иные органы государственной власти субъекта РФ.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации (подпункт «б» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ).
В соответствии со статьями 12, 23, 30, 31 Устава Курской области (Закон Курской области от 02.10.2001 N 67-ЗКО), законодательным (представительным) органом государственной власти Курской области является Курская областная Дума, которая осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения области и предметам совместного ведения Российской Федерации и Курской области в пределах полномочий области; реализует свои полномочия путем принятия законов области, иных нормативных правовых актов Курской областной Думы и в других формах, установленных федеральными законами и законами Курской области.
Согласно п.3 ст.23, ст. 37 Устава Курской области Курская областная Дума состоит из 45 депутатов, законы области принимаются Курской областной Думой большинством голосов от установленного числа депутатов Курской областной Думы.
В силу ст. 23 Закона Курской области от 02.12.2002 N 57-ЗКО «О правовых актах, принимаемых Курской областной Думой», официальным опубликованием законов Курской области считается первая публикация их текстов в газете «Курская правда» и (или) газете «Курск» или первое размещение (опубликование) на официальном сайте Администрации Курской области (http://adm.rkursk.ru или http://администрация.курскаяобласть.рф), или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
Как следует из протокола № заседания Курской областной думы от 04.09.2015, проект оспариваемого закона принят единогласно, на заседании присутствовало 35 человек.
Судом установлено, что Закон Курской области от 09.09.2015 N 73-ЗКО «Об установлении дополнительных ограничений розничной продажи алкогольной продукции на территории Курской области» принят 04 сентября 2015 года Курской областной Думой - органом законодательной власти субъекта Российской Федерации в пределах имеющихся у него полномочий, с соблюдением требований законодательства, предъявляемых к форме нормативного правового акта, процедуре и порядку принятия, а также введения его в действие, опубликован на официальном сайте Администрации Курской области http://adm.rkursk.ru, 09.09.2015, официальном интернет - портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 11.09.2015, в газете «Курская правда», N 111, 15.09.2015, вступил в законную силу.
В настоящее время нормативный правовой акт действует в редакции Закона Курской области от 30.11.2017 N 87-ЗКО (опубликован на официальном сайте Администрации Курской области http://adm.rkursk.ru - 30.11.2017).
Нарушений процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта не имеется, что не оспаривается и административным истцом.
В соответствии со статьей 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Оспариваемым Законом Курской области от 09.09.2015 № 73-ЗКО установлены дополнительные ограничения розничной продажи алкогольной продукции на территории Курской области.
Судом установлено, что основной деятельностью ООО «Альфа Рязань» является розничная торговля алкогольными напитками, в том числе в специализированных магазинах, расположенных на территории Курской области, на основании лицензии, выданной Комитетом потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области. Данные обстоятельства позволяют сделать вывод, что административный истец является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым Законом, и вправе обращаться с требованиемо признании данного нормативного правового акта не действующим.
Проанализировав нормы федерального законодательства и содержание Закона Курской области от 09.09.2015 N 73-ЗКО «Об установлении дополнительных ограничений розничной продажи алкогольной продукции на территории Курской области», суд приходит к выводу о том, что оспариваемый административным истцом пункт 1 статьи 2 Закона № 73-ЗКО соответствует требованиям законодательства, имеющего большую юридическую силу.
Ограничение, установленное оспариваемым пунктом 1 статьи 2 Закона Курской области от 09.09.2015 N 73-ЗКО: розничная продажа алкогольной продукции на розлив в торговых объектах, расположенных в многоквартирных жилых домах, в пристроенных, встроенных, встроенно-пристроенных помещениях к жилым домам, в отдельно стоящих зданиях, сооружениях, расположенных во дворах многоквартирных жилых домов, относится к дополнительным ограничениям условий и мест розничной продажи алкогольной продукции на территории области, что не противоречит абзацу второму пункта 9 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 года N 171-ФЗ.
Поскольку в законе субъекта конкретизирован запрет розничной продажи алкогольной продукции на розлив именно в торговых объектах, то есть в объектах, в которых не предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, доводы административного истца о том, что оспариваемый нормативный правовой акт в нарушение Федерального закона от 22.11.1995 года N 171-ФЗ устанавливает ограничения в области розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания нельзя признать обоснованными.
Подпунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 года N 171-ФЗ предусмотрено, что алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
Оспариваемой нормой не устанавливались дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи в отношении отдельных видов алкогольной продукции, либо по виду упаковки алкогольной продукции, в связи с чем, доводы административного истца об указанном также являются необоснованными.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении, за исключением установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами случаев, самостоятельно определяют, в частности, вид торговли (оптовая и (или) розничная торговля); специализацию торговли (универсальная торговля и (или) специализированная торговля); тип торгового объекта, используемого для осуществления торговой деятельности (стационарный торговый объект и (или) нестационарный торговый объект); ассортимент продаваемых товаров.
По смыслу данной правовой нормы из общего правила, предполагающего свободу предпринимательской деятельности в сфере торговли, федеральным законодательством могут быть установлены определенные изъятия.
Поскольку в данном случае такое изъятие в отношении розничной продажи алкогольной продукции установлено абзацем 2 пункта 9 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ, административный ответчик, приняв оспариваемый нормативный правовой акт, реализовал предоставленное право путем установления дополнительных ограничений по местам и условиям розничной продажи алкогольной продукции в торговых объектах.
Доводы административного истца об обратном суд считает несостоятельными, поскольку они основаны на ошибочном толковании статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ.
Также суд не находит оснований согласиться с доводами административного истца о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта требованиям статьи 15 Федерального закона 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в соответствии с которой федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Право субъектов Российской Федерации на установление дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, как уже было указано, предусмотрено Федеральным законом от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ, в связи с чем, установление оспариваемых дополнительных ограничений не может рассматриваться как создание дискриминационных условий хозяйствующих субъектов в сфере торговли в целом, и реализации алкогольной продукции в частности.
Указанный в пункте 1 статьи 2 Закона Курской области от 09.09.2015 N 73-ЗКО термин «на розлив» является ясным и однозначным, используется в законодательстве Российской Федерации, в том числе в Федеральном законе от 22.11.1995 года N 171-ФЗ, в связи с чем, применение данного термина в тексте оспариваемой нормы, не свидетельствует о неопределенности правового регулирования и неясности установленного региональным законодателем запрета.
Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемые положения нормативного правового акта не нарушают прав административного истца в указанных им аспектах, соответствуют требованию правовой определенности, так как по своему содержанию не допускают неоднозначного толкования, а основанные на нем, как полагает административный истец, постановления о привлечении ООО «Альфа Рязань» к административной ответственности и содержащие выводы о конкретных фактах и об основаниях ответственности общества, с которыми последнее не согласно, могут быть обжалованы в установленном законом процессуальном порядке.
Согласно части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
С учетом изложенного, поскольку суд пришел к выводу, что оспариваемый пункт 1 статьи 2 Закона Курской области от 09.09.2015 № 73-ЗКО «Об установлении дополнительных ограничений розничной продажи алкогольной продукции на территории Курской области» соответствует требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, в том числе абзацу 2 пункта 9 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», статье 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в удовлетворении требований ООО «Альфа Рязань» следует отказать.
Согласно части 1 статьи 111 КАС Российской Федерации основания для взыскания понесенных административным истцом расходов по оплате государственной пошлины отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Курский областной суд
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Альфа Рязань»» к Курской областной Думе о признании недействующим пункта 1 статьи 2 Закона Курской области от 09.09.2015 № 73-ЗКО «Об установлении дополнительных ограничений розничной продажи алкогольной продукции на территории Курской области» - отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Курский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, то есть с 24.04.2019 года.
Председательствующий судья: (подпись) Н.А. Мигущенко
Копия верна
Судья: