Дело № 3а-31/19
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Якутск 24 сентября 2019 года
Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе:
судьи Матвеевой М.К.
при секретаре Гороховой А.Ю.
с участием прокурора Никифоровой М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Акционерного общества «Теплоэнергосервис» о признании недействующим решения городского Совета депутатов муниципального образования «Город Ленск» Ленского района Республики Саха (Якутия) № 18-5 от 15 мая 2015 года «Об утверждении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования «Город Ленск» Республики Саха (Якутия), а так же соответствия видов разрешенного использования земельных участков, ставок и льгот по арендной плате за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории муниципального образования «Город Ленск» Республики Саха (Якутия) и за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования «Город Ленск» Республики Саха (Якутия)», в части установления в Приложении №3 ставки арендной платы в размере 3% за аренду земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства в целях обеспечения населения и организаций коммунальными услугами,
УСТАНОВИЛ:
15 мая 2015 года городским Советом депутатов муниципального образования «Город Ленск» Ленского района Республики Саха (Якутия) принято решение №18-5 «Об утверждении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования «Город Ленск» Республики Саха (Якутия), а так же соответствия видов разрешенного использования земельных участков, ставок и льгот по арендной плате за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории муниципального образования «Город Ленск» Республики Саха (Якутия) и за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования «город Ленск» Республики Саха (Якутия)» (далее - Решение городского совета депутатов).
Текст решения размещен на официальном сайте Муниципального образования «Город Ленск» Республики Саха (Якутия) www.gorodlensk.ru.
Приложением №3 указанного нормативного правового акта установлены ставки арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории муниципального образования «Город Ленск» Республики Саха (Якутия) и за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования «Город Ленск» Республики Саха (Якутия).
Акционерное общество «Теплоэнергосервис», осуществляющее свою деятельность по поставке коммунальных ресурсов физическим и юридическим лицам на территории МО «Город Ленск» Республики Саха (Якутия) и являющееся арендатором земельных участков в период действия договоров аренды для эксплуатации расположенных на участках инженерных (тепловых сетей), обслуживающих их сооружений обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании Решения городского совета депутатов недействующим в части установления в Приложении №3 ставки арендной платы с разрешенным использованием «коммунальное обслуживание» в размере 3,0%.
Требования мотивированы тем, что размер арендной платы за земельные участки, определенные с учетом базовой ставки в оспариваемом значении, являются существенным по отношению к кадастровой стоимости участков, вследствие чего нарушаются права и охраняемые законом интересы пользователя землей. Установленное значение базовой ставки не согласуется с принципом экономической обоснованности, закрепленным в постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее - Постановление Правительства РФ № 582).
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1, действующий на основании доверенности №№ ... от _______ года, поддержал административный иск в полном объеме.
Административный ответчик – городское собрание депутатов МО «Город Ленск» Ленского района Республики Саха (Якутия) и заинтересованное лицо – МО «Город Ленск» Ленского района Республики Саха (Якутия) в суд не явились, извещены надлежащим образом. Представили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие. В соответствии с требованиями статьи 150, части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся административного ответчика и заинтересованного лица.
Суду административным ответчиком и заинтересованным лицом представлены возражения на административное исковое заявление, которые являются идентичными, где выражено несогласие с доводами, изложенными в заявлении АО «Теплоэнергосервис». В частности указано, что Правительство Российской Федерации уполномочено устанавливать порядок определения размера арендной платы лишь в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, в связи с чем Правила определения размера арендной платы, утвержденные постановлением Правительства РФ №582 от 16 июля 2009 года не распространяются на отношения, связанные с использованием земель, находящихся в собственности субъектов РФ, муниципальных образований, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена. Кроме того, указано на пропуск АО «Теплоэнергосервис» трехмесячного срока обращения в суд.
Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора отдела по обеспечению участия прокурора в гражданском и арбитражном процессе Прокуратуры Республики Саха (Якутия) Никифоровой М.В., полагавшей заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
15 мая 2015 года городским Советом депутатов муниципального образования «Город Ленск» Ленского района Республики Саха (Якутия) принято решение №18-5 «Об утверждении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования «Город Ленск» Республики Саха (Якутия), а так же соответствия видов разрешенного использования земельных участков, ставок и льгот по арендной плате за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории муниципального образования «Город Ленск» Республики Саха (Якутия) и за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования «город Ленск» Республики Саха (Якутия)».
Оспариваемое решение размещено на официальном сайте Муниципального образования «Город Ленск» Республики Саха (Якутия) www.gorodlensk.ru.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Вопросы вступления в силу муниципальных правовых актов урегулированы статьей 47 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно названной норме муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (часть 1). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается Уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
Уставом муниципального образования «Город Ленск» Ленского района Республики Саха (Якутия) определен круг вопросов местного значения и структура органов местного самоуправления (статьи 5, 21).
Статьей 5 Устава муниципального образования «Город Ленск» Ленского района Республики Саха (Якутия) к вопросам местного значения городского поселения отнесено формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий городского совета депутатов МО «Город Ленск» Ленского района Республики Саха (Якутия), опубликован и вступил в силу в соответствии с федеральным законодательством и статьями 43 и 45 Устава МО «Город Ленск» Ленского района Республики Саха (Якутия). Порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта сторонами не оспаривается.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Как следует из подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».
Указанным нормативным актом размер арендной платы определяется, в том числе, исходя из принципа экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 11 мая 2004 г. № 209-О, при отсутствии единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога, который имеет сходную с арендной платой правовую природу в силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть, основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. С учетом схожести правового регулирования, данная позиция применяется и к вопросам установления базовых ставок арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена. Судебные органы, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий, должны выявлять, проводились ли при принятии нормативного правового акта анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков (осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки платы за землю на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков).
Таким образом, экономическая обоснованность размера арендной платы предполагает учет не только объема планируемых поступлений в бюджет от сдачи имущества в аренду, но и анализ и оценку экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка, а также оценку статуса арендатора, что обусловлено необходимостью соблюдения принципа необоснованных предпочтений и поддержки социально значимых видов деятельности.
Порядок определения размера арендной платы за использование находящихся на территории Республики Саха (Якутия) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, установлен Положением о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденным постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 января 2008 года №26 (далее также - Положение №26).
Согласно пункту 1.1 Положения №26 размер арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяется как произведение кадастровой стоимости земельного участка на базовую ставку арендной платы, утвержденную в установленном порядке органов местного самоуправления.
Базовая ставка арендной платы за земельные участки определяется как соответствующая процентная доля кадастровой стоимости земельного участка и не может быть ниже ставки земельного налога за аналогичный по целевому назначению и виду разрешенного использования земельный участок. При определении базовой ставки арендной платы руководствоваться принципом экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и документов, непосредственно подтверждающих проведение расчета величины базовой ставки.
Решением городского Совета депутатов от 15 мая 2015 года №18-5 в Приложении № 3 установлена ставка арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории МО «Город Ленск» РС(Я) и за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности МО «Город Ленск» РС(Я) в размере 3% в отношении земельных участков, предоставленных для размещения объектов капитального строительства в целях обеспечения населения и организаций коммунальными услугами, в частности: поставка воды, тепла, электричества, газа, предоставление услуг связи, отвод канализационных стоков, очистка и уборка объектов недвижимости (котельные, водозаборы, очистные сооружения, насосные станции, водопроводы, линии электропередачи, трансформаторные подстанции, газопроводы, линии связи, телефонные станции, канализация, стоянки, гаражи и мастерские для обслуживания уборочной и аварийной техники, мусоросжигательные и мусороперерабатывающие заводы, полигоны по захоронению и сортировке бытового мусора и отходов, места сбора вещей для их вторичной переработки, а также здания или помещения, предназначенные для приема населения и организаций в связи с предоставлением им коммунальных услуг).
Установленная оспариваемым решением базовая ставка арендной платы в отношении земельных участков с видом разрешенного использования «Коммунальное обслуживание» (код 3.1) в размере 3,0 % от кадастровой стоимости, являясь одним из показателей расчета арендной платы, подразумевает необходимость экономического обоснования его размера и, соответственно, должна отвечать принципу экономической обоснованности.
Между тем, городским Советом депутатов МО «Город Ленск» РС(Я) не представлено документов, на основании которых принято решение об утверждении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности МО «Город Ленск» РС(Я), так же, как доказательств того, что городской Совет депутатов МО «Город Ленск» РС(Я) при определении размера арендной платы исходил из указанных выше принципов и критериев.
Обоснование, приведенное городским Советом депутатов в письменных возражениях по существу административного искового заявления, является правовой позицией административного ответчика по данному административному делу и не может заменить собой документы, подтверждающие соблюдение принципа экономической обоснованности.
В судебное заседание административный ответчик какие-либо заключения, экономические обоснования, справочный материал, докладные, расчеты, заключения специалистов, в том числе составленные сторонней организаций, для целей определения размера арендой ставки, не представил.
Каких-либо доказательств о том, что административным органом определялась доходность земельных участков с учетом их местоположения, наличия транспортной, коммунальной инфраструктуры материалы дела не содержат.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о несоблюдении принципа экономической обоснованности при установлении базовой ставки арендной платы за пользование земельными участками разрешенного пользования «Коммунальное обслуживание» (код 3.1) в размере 3,0 %, расположенных в г.Ленск, утвержденной решением городского Совета депутатов МО «Город Ленск» Ленского района Республики Саха (Якутия) №18-5 от 15 мая 2015 года.
Установление повышенного размера ставки арендной платы продиктовано исключительно интересами городского поселения в целях получении максимальной прибыли от арендных платежей.
При таких обстоятельствах решение городского Совета депутатов муниципального образования «Город Ленск» Ленского района Республики Саха (Якутия) №18-5 от 15 мая 2015 года, в оспариваемой части устанавливает базовую ставку арендной платы, не отвечающую принципам экономической обоснованности, и противоречащей положениям пункта 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582.
Поскольку судом установлено, что оспариваемое правовое регулирование вступило в противоречие с законодательством, имеющим большую юридическую силу, административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
В ходе судебного разбирательства по делу установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт применен в отношении истца и нарушает права и законные интересы АО «Теплоэнергосервис», является действующим в настоящее время.
Довод административного ответчика о пропуске административным истцом срока на обращение в суд, содержащийся в возражениях городского Совета депутатов МО «Город Ленск» РС(Я), не имеет правового значения для дела, поскольку в силу части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
В соответствии с пунктом 1 части 2, пунктами 1, 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты. Решение суда должно также содержать указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Лицами, участвующими в деле, не отрицалось и материалами дела подтверждается, что оспариваемое решение городского Совета депутатов (в части) применялась, а потому действовало, а потому его следует признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Акционерного общества «Теплоэнергосервис» – удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение городского Совета депутатов муниципального образования «Город Ленск» Ленского района Республики Саха (Якутия) № 18-5 от 15 мая 2015 года «Об утверждении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования «Город Ленск» Республики Саха (Якутия), а так же соответствия видов разрешенного использования земельных участков, ставок и льгот по арендной плате за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории муниципального образования «Город Ленск» Республики Саха (Якутия) и за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования «город Ленск» Республики Саха (Якутия)», в части установления в Приложении №3 ставки арендной платы в размере 3% за аренду земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства в целях обеспечения населения и организаций коммунальными услугами, с видом разрешенного использования «Коммунальное обслуживание».
Сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца после вступления в законную силу в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит опубликованию городским советом депутатов муниципального образования «Город Ленск» Ленского района Республики Саха (Якутия) в том же средстве массовой информации, в котором был опубликован указанный нормативный правовой акт.
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, апелляционное представление прокурора в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики ФИО2 Матвеева
Решение изготовлено в окончательной форме 25 сентября 2019 года.