ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-31/20 от 10.03.2020 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)

УИД 19OS0000-01-2020-000016-53

Дело № 3а-31/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Абакан 10 марта 2020 г.

Верховный Суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Редько Е.П.,

при секретаре Маховой Ю.А.,

с участием прокурора Пименовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «СУЭК-Хакасия» к Совету депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия о признании не действующим решения Совета депутатов Усть-Абаканского района от 23 декабря 2019 г. № 94 «Об утверждении размера коэффициента вида разрешенного использования земельных участков для расчета арендной платы за использование земель промышленности на территории муниципального образования Усть-Абаканский район в 2017 году»,

У С Т А Н О В И Л:

23 декабря 2019 г. Советом депутатов Усть-Абаканского района принято решение № 94 «Об утверждении размера коэффициента вида разрешенного использования земельных участков для расчета арендной платы за использование земель промышленности на территории муниципального образования Усть-Абаканский район в 2017 году» (далее – Решение № 94).

Общество с ограниченной ответственностью «СУЭК-Хакасия» (далее - ООО «СУЭК-Хакасия») обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании не действующим указанного решения, мотивируя требования тем, что по договорам аренды от 31 декабря 2008 г. № 171АП, 174АП, 175АП является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами 19:10:100509:2, 19:10:140601:3, 19:10:140601:18.

Указывает, что расчет арендной платы за 2017 год произведен на основании оспариваемого решения, которым установлен коэффициент в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка в размере 2,10. Полагает, что при принятии решения Советом депутатов Усть-Абаканского района в нарушении статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, положений Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582, не был соблюден принцип экономической обоснованности, что привело к существенному увеличению размера арендной платы (за 2017 год в 105 раз). Считает, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает права ООО «СУЭК-Хакасия» как арендатора земельных участков.

В судебном заседании представитель административного истца ООО «СУЭК-Хакасия» ФИО1 требования административного искового заявления поддержал по основаниям и доводам, изложенным в нем.

Представитель административного ответчика Совета депутатов Усть-Абаканский район Республики Хакасия ФИО2 требования административного искового заявления не признала, поддержала доводы письменных возражений на административное исковое заявление, в которых указала, что спорный нормативный правовой акт был принят в пределах полномочий представительного органа, оспариваемый коэффициент Кв утвержден с учетом экономического обоснования, что соответствует требованиям действующего законодательства. Просила в удовлетворении требований отказать.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заслушав заключение участвующего прокурора Пименовой Е.А., полагавшей, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, всесторонне исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного производства Российской Федерации (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В силу части 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Статья 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признает и гарантирует местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Часть 1 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) закрепляет, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

На основании пункта 3 части 1 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района относятся к вопросам местного значения муниципального района.

Решением Совета депутатов муниципального образования Усть-Абаканский район от 20 июня 2005 г. № 52 принят Устав муниципального образования Усть-Абаканский район (далее - Устав).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 7 Устава в структуру органов местного самоуправления муниципального района входит представительный орган муниципального образования - Совет депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия (далее по тексту - Совет депутатов).

Частью 1 статьи 20 Устава закреплено, что Совет депутатов является постоянно действующим представительным органом муниципального района.

В силу части 2 статьи 20 Устава Совет депутатов состоит из 19 депутатов, избираемых на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами Республики Хакасия.

Срок полномочий Совета депутатов и его депутатов составляет 5 лет. Установленный срок полномочий не может быть изменен в течение текущего срока полномочий; Совет депутатов может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов; полномочия Совета депутатов прекращаются с момента начала первого правомочного заседания Совета депутатов нового созыва, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий; Совет депутатов осуществляет свои полномочия и принимает решения в коллегиальном порядке (части 3, 4, 5 поименованной статьи).

Согласно статье 22 Устава основной формой деятельности Совета депутатов является сессия.

Часть 1 статьи 64 Устава закрепляет, что Совет депутатов по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Республики Хакасия, Уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования.

Решения Совета депутатов, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Совета депутатов, если иное не установлено Федеральным законом № 131-ФЗ.

Решения принимаются на сессии Совета депутатов открытым или тайным голосованием (часть 2 поименованной статьи Устава).

Часть 6 статьи 64 Устава определяет, что нормативный правовой акт, принятый Советом депутатов, направляется Главе района для подписания и обнародования в течение 10 дней. Глава района имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый Советом депутатов.

Муниципальные правовые акты вступают в силу в день их принятия (часть 1 статьи 67 Устава). Официальным опубликованием муниципального правового акта считается опубликование их полных текстов в газетах «Усть-Абаканские известия», «Усть-Абаканские известия официальные». Датой официального опубликования признается дата первого опубликования полного текста муниципального правового акта в одном из указанных изданий (часть 4 статьи 64 Устава).

Аналогичные положения содержатся в регламенте Совета депутатов, утвержденном решением Совета депутатов Усть-Абаканского района от 23 мая 2018 г. № 31.

23 марта 2017 г. Советом депутатов Усть-Абаканского района принято решение № 40 «Об утверждении коэффициентов вида разрешенного использования для определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории муниципального образования Усть-Абаканский район».

В таблице «Величины коэффициентов вида разрешенного использования земельных участков из земель промышленности» приложения к вышеуказанному решению указано, что для земельных участков четвертой группы видов разрешенного использования, в том числе для земельных участков для разработки полезных ископаемых, предоставляемых организациям горнодобывающей, нефтегазовой промышленности после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель, восстановления ранее отработанных земель; земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи, наземных сооружений кабельных линий электропередачи, подстанций, распределительных пунктов, других сооружений и объектов энергетики; земельных участков для размещения железнодорожных путей; земельных участков для размещения автомобильных дорог, их конструктивных элементов и дорожных сооружений; земельных участков для размещения нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов, коэффициент вида разрешенного использования земельного участка составляет 2,62 (далее – коэффициент Кв).

Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 01 февраля 2018 г., вступившим в законную силу, признано не соответствующим иному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим с момента принятия решение Совета депутатов муниципального образования Усть-Абаканский район Республики Хакасия от 23 марта 2017 г. № 40 «Об утверждении коэффициентов вида разрешенного использования для определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории муниципального образования Усть-Абаканский район» в части утверждения коэффициента вида разрешенного использования в размере 2,62 для земельных участков для разработки полезных ископаемых, предоставляемых организациям горнодобывающей, нефтегазовой промышленности после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель, восстановления ранее отработанных земель; земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи, наземных сооружений кабельных линий электропередачи, подстанций, распределительных пунктов, других сооружений и объектов энергетики; земельных участков для размещения железнодорожных путей; земельных участков для размещения автомобильных дорог, их конструктивных элементов и дорожных сооружений; земельных участков для размещения нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов, установленного в таблице «Величины коэффициентов вида разрешенного использования земельных участков из земель промышленности», четвертая группа.

23 декабря 2019 г. Советом депутатов Усть-Абаканского район принято решение № 94 «Об утверждении размера коэффициента вида разрешенного использования земельных участков для расчета арендной платы за использование земель промышленности на территории муниципального образования Усть-Абаканский район в 2017 году».

Пунктом 1 указанного решения утвержден коэффициент вида разрешенного использования земельных участков из земель промышленности для расчета арендной платы за 2017 год за использование земельных участков, предоставленных организациям горнодобывающей отрасли для производственной деятельности и находящихся за указанными в лицензии на пользование недрами границами территории, выделенной для ведения работ, связанных с пользованием недрами, в размере 2,10.

Из протокола № 30 очередной сессии Совета депутатов Усть-Абаканского от 23 декабря 2019 г. следует, что в повестке дня указан вопрос № 4 «Об утверждении размера коэффициента вида разрешенного использования земельных участков для расчета арендной платы за использование земель промышленности на территории муниципального образования Усть-Абаканский район в 2017 году».

На заседании присутствовали 17 депутатов из 19, по данному вопросу решение принято единогласно.

Решение опубликовано 24 декабря 2019 г. в печатном издании – газете «Усть-Абаканские известия» № 57.

ООО «СУЭК-Хакасия» на основании заключенных 31 декабря 2008 г. с муниципальным образованием Усть-Абаканский район договоров № 171 АП, №174 АП, №175 АП является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами 19:10:100509:2, 19:10:140601:3, 19:10:140601:18 из земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения населенных пунктов.

Расчет арендной платы определен в приложении к названным договорам (пункт 3.3 договоров), из которого вытекает, что размер арендной платы исчисляется путем умножения: площади земельного участка, удельного показателя кадастровой стоимости, коэффициента, устанавливаемого уполномоченным органом муниципального района в зависимости от вида разрешенного использования и категории земельного участка, а также коэффициента инфляции.

Из встречного расчета арендной платы за использование ООО «СУЭК-Хакасия» в 2017 году, следует, что обществу произведен перерасчет арендной платы за 2017 год, именно на основании оспариваемого Решения № 94; в расчете указан период с применением коэффициента 2,10 – с 01 января 2017 г.

На основании пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

В силу подпункта 3 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582 утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Одним из принципов определения арендной платы согласно указанному акту является принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

Пунктом 2 Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582, утвержденных приказом Министерством экономического развития Российской Федерации от 29 декабря 2017 г. № 710 (далее – Методические рекомендации) в целях применения названного принципа рекомендуется при установлении порядка определения размера арендной платы предусматривать положения, направленные на достижение баланса интересов арендатора и арендодателя земельного участка, например, посредством установления экономически обоснованных ставок арендной платы или иных показателей, применяемых для определения арендной платы.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 11 мая 2004 г. № 209-О, при отсутствии единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога, который имеет сходную с арендной платой правовую природу в силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть, основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. С учетом схожести правового регулирования, данная позиция применяется и к вопросам установления базовых ставок арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена.

Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.

Таким образом, при принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.

Соблюдение одного из основных принципов определения арендной платы - принципа экономической обоснованности при установлении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы, - должно быть доказано путем представления обосновывающих документов содержащих анализ и оценку экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка, и рассчитываемых значений коэффициентов.

Исходя из указанного принципа, соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления обязан определять арендную плату не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне.

В отношении земельных участков, расположенных на территории Республики Хакасия, Правительством Республики Хакасия 23 января 2008 г. принято Постановление № 05, которым утвержден Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Республики Хакасия.

В пункте 2.2 названного Порядка содержится формула исчисления размера годовой арендной платы за земельный участок, согласно которой размер арендной платы состоит из кадастровой стоимости земельного участка умноженной на коэффициент, устанавливаемый уполномоченными органами муниципальных районов, городских округов и городских поселений в зависимости от вида разрешенного использования и категории земельного участка с учетом экономического обоснования, а также на коэффициент инфляции.

С 01 января 2018 г. формула исчисления размера годовой арендной платы за земельный участок в отношении земельных участков, расположенных на территории Усть-Абаканского района, относящихся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения не применяется.

Ранее действующая редакция названного Порядка от 07 октября 2014 г. не содержала исключений применения формулы исчисления размера годовой арендной платы в отношении определенных категорий земельных участков.

Арендованные административным истцом земельные участки с кадастровыми номерами 19:10:100509:2, 19:10:140601:3, 19:10:140601:18 относятся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.

Административным ответчиком представлено заключение специалиста № 10-к/2019 по экономическому обоснованию коэффициентов Кв для расчета годовой арендной платы за использование земельных участков по виду разрешенного использования: производственная деятельность (размещение объектов капитального строительства в целях добычи полезных ископаемых, их переработки, изготовления вещей промышленным способом) с учетом фактического вида использования, за исключением земельных участков, находящихся в границах горного отвода, определяемых в соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации «О недрах» от 21 февраля 1992 г. № 2395-1, с видом разрешенного использования «недропользование».

Иных документов, подтверждающих экономическое обоснование размера коэффициента не представлено.

Согласно заключению оценщика по экономическому обоснованию коэффициентов вида разрешенного использования (Кв), для расчета единого значения коэффициента Кв сведены данные по расчетам для групп земельных участков, различающихся видом использования. Для определения единого значения коэффициента Кв расчет производился как средневзвешенное значение. В качестве веса использована суммарная площадь земельных участков по группам. Доля рассчитана исходя из каждой группы фактического вида использования по площади каждой группы. Расчетные значения коэффициента по группе приведены в соответствующих заключениях по обоснованию коэффициентов Кв для групп. Взвешенное значение является произведением доли на соответствующий коэффициент, итоговое значение считается как сумма взвешенных значений коэффициентов. На основе проведенных расчетов и обоснований, значение коэффициента Кв, рекомендуемое к применению для расчета арендной платы на 2017 год равно 2,10.

Заключение специалиста не содержит многофакторный анализ доходности земельных участков, расположенных в Республике Хакасия; заключение не содержит анализа характеристик земельных участков в Усть-Абаканском районе и других муниципальных образований Республики Хакасия, аналоги приведены из другого субъекта Российской Федерации - Кемеровской области.

При расчете используются земельные участки иных категорий – земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов.

Таким образом, заключение специалиста не может быть признано надлежащим обоснованием оспариваемого коэффициента Кв в размере 2,10.

С учетом указанного, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение представительного органа муниципального образования противоречит вышеприведенным нормам Земельного кодекса Российской Федерации, подзаконному акту Правительства Российской Федерации и влечет нарушение прав административного истца, поскольку установление экономически необоснованного коэффициента привело к значительному повышению арендной платы.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что, если нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны не действующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. Если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Сведениями подтверждающими, что оспариваемый акт применялся в отношении административного истца, являются уведомления управления имущественных и земельных отношений администрации Усть-Абаканского района, которые в расчете арендной платы содержат коэффициент 2,10.

Так как оспариваемый нормативный акт до вынесения решения суда применялся и на его основании реализовывались права, в том числе административного истца, следовательно, нормативный акт подлежит признанию не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Часть 1 статьи 216 КАС РФ закрепляет, что в случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части этот акт или его отдельные положения не могут применяться с указанной судом даты.

Руководствуясь статьями 174-179, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «СУЭК-Хакасия» к Совету депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия удовлетворить.

Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Совета депутатов Усть-Абаканского района от 23 декабря 2019 г. № 94 «Об утверждении размера коэффициента вида разрешенного использования земельных участков для расчета арендной платы за использование земель промышленности на территории муниципального образования Усть-Абаканский район в 2017 году».

Направить для опубликования в газету «Усть-Абаканские известия» сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Е.П. Редько

В окончательной форме решение изготовлено 19 марта 2020 г.