ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-31/20 от 16.10.2020 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Дело № 3а-31/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Петропавловск-Камчатский «16» октября 2020 года

Камчатский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Горна В.Ф.,

при секретаре Ткаченко А.В.,

с участием представителя Центрального банка Российской Федерации Конжеровского А.Е., представителя Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края Лопковой Е.И., прокурора отдела прокуратуры Камчатского края Федорук И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Петропавловске-Камчатском административное дело по административному исковому заявлению Центрального банка Российской Федерации о признании недействующими отдельных положений перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год,

У С Т А Н О В И Л:

Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края от 5 декабря 2019 года № 165 определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год. Приказ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 10 декабря 2019 года и в печатном издании «Официальные Ведомости» от 31 декабря 2020 года № 269-274.

В указанный перечень в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включены здания расчетно-кассовых центров в с. Мильково, с. Тигиль и пгт. Палана, а также здание Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Камчатскому краю (пункты 671, 814, 865, 866, 1419).

Центральный банк Российской Федерации, осуществляющий полномочия по владению, пользованию и распоряжению указанным объектами недвижимости, обратился в суд с административным иском, которым просил признать недействующими пункты 671, 814, 865, 866, 1419 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, ссылаясь на несоответствие нормативного правового акта в приведенной части статьям 374, 375 НК РФ.

В обоснование указал, что владеет объектами недвижимости на праве, отличном от права собственности или права хозяйственного ведения, что исключает возможность их включения в указанный перечень, поскольку налоговая база в отношении таких объектов определяется не как кадастровая, а как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

В отзыве представитель Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края Лопкова Е.И. выразила несогласие с требованиями административного истца. Полагала, что нормативный правовой акт в оспариваемой части принят в рамках предоставленных Министерству полномочий, федеральному законодательству или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не противоречит. Указала, что формирование перечня происходит по принципу соответствия объекта недвижимости приведенным в ст. 378.2 НК РФ критериям, включение объекта в перечень не влечет возникновение у правообладателя безусловной обязанности рассчитывать налог на имущество исходя из его кадастровой стоимости. Привела доводы о том, что здание Главного управления Банка России по признаку его административного назначения соответствует критериям административно-делового центра. Здания расчетно-кассовых центров включены в перечень по результатам их обследования Комиссией по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в них для целей налогообложения (т. 1 л.д. 92-93).

В судебном заседании представитель Центрального банка Российской Федерации Конжеровский А.Е. заявленные требования поддержал.

Представитель Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края Лопкова Е.И. против удовлетворения искового заявления возражала по доводам, изложенным в отзыве.

Управление Федеральной налоговой службы России по Камчатскому краю, привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица, явку представителя в судебном заседании не обеспечило. В адресованных суду письменных пояснениях представитель налогового органа Золотавина Н.С. считала, что недвижимое имущества Банка России не подлежит включению в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (т. 1 л.д. 204-206).

Выслушав и дав оценку объяснениям сторон, исследовав материалы дела, с учетом заключения прокурора Федорук И.Ю. о необходимости частичного удовлетворения требований истца, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно положениям статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Региональный нормативный правовой акт, отдельные положения которого оспариваются истцом, регулирует отношения, связанные с определением налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.

Система налогов и сборов, общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе, основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов установлены Налоговым кодексом РФ (далее – НК РФ).

В силу пункта 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Из содержания приведенных выше правовых норм определение перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, находится в пределах усмотрения субъекта Российской Федерации, предоставленного ему при решении вопросов, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края является исполнительным органом государственной власти Камчатского края, осуществляющим функции по выработке и реализации региональной политики, по нормативному правовому регулированию, по контролю, по предоставлению государственных услуг, иные правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений Камчатского края.

Положением об этом Министерстве (утв. постановлением Законодательного Собрания Камчатского края от 17 февраля 2010 года № 710) установлено, что оно определяет перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378(2) НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (пункт 36 (2)); издает приказы и распоряжения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности (пункт 56).

Следовательно, оспариваемый приказ принят Министерством имущественных и земельных отношений Камчатского края с соблюдением предоставленных ему полномочий и требований законодательства к форме нормативного правового акта.

При проверке правомерности включения спорных объектов в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, суд руководствуется следующим.

В соответствии с пунктом 1 статьи 372 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 того же Кодекса (п. 1 ст. 373 НК РФ).

Пунктом 1 статьи 374 НК РФ установлено, что объектами налогообложения признаются:

1) недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.

2) недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.

Согласно статье 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей (пункт 1).

Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса (пункт 2).

Законом Камчатского края от 22 ноября 2007 года № 688 «О налоге на имущество организаций в Камчатском крае» установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ в отношении следующих объектов недвижимого имущества:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них, включенные на соответствующий налоговый период в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определенный исполнительным органом государственной власти Камчатского края, осуществляющим функции по выработке и реализации региональной политики в сфере имущественных и земельных отношений Камчатского края;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, включенные на соответствующий налоговый период в Перечень (статья 3 (1).

Как следует из материалов дела, объект недвижимости с кадастровым номером , указанный в Перечне под номером 1419, по данным Единого государственного реестра недвижимости представляет собой трехэтажное здание площадью 1115,8 м2, расположенное по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ленинская, д. 22, наименование: «Главное управление Центрального банка Российской Федерации по Камчатскому краю», назначение: «нежилое», виды разрешенного использования: «административное» (т. 1 л.д. 28-35). Здание размещено на земельном участке с кадастровым номером , категория земель: «земли населённых пунктов», виды разрешенного использования: «для эксплуатации здания» (т. 1 л.д. 112). По данным представленного административным ответчиком технического паспорта здания его назначение: «административное», наименования помещений подвального этажа: «туалет, веткамера, помещения Г.О., кладовая, коридор, раздевалка, бассейн, сауна, лестничная клетка»; первого этажа: «учебный класс, технические помещения, электрощитовая, тепловой узел, тамбур, основное, машинный зал, станция газового пожаротушения, вестибюль, кабинет, лестничная клетка, подсобное, комната отдыха, пост охраны, коридор»; второго этажа: «кабинет, подсобное, туалет, лестничная клетка, санузел, коридор, вестибюль» (т. 1 л.д. 213-231).

Объект недвижимости с кадастровым номером указанный в Перечне под номером 671, по данным Единого государственного реестра недвижимости представляет собой одноэтажное здание площадью 250,4 м2, расположенное по адресу: Камчатский край, Мильковский район, с. Мильково, ул. Ленинская, д. 33, наименование: «Расчетно-кассовый центр с. Мильково Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Камчатскому краю», назначение: «нежилое», виды разрешенного использования: «данные отсутствуют» (т. 1 л.д. 36-39). Здание размещено на земельном участке с кадастровым номером , категория земель: «земли населённых пунктов», виды разрешенного использования: «общественное управление» (т. 1 л.д. 142). По данным технического паспорта здания его назначение и использование: «здание Расчетно-кассового центра с. Мильково Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Камчатскому краю», наименования расположенных в нем помещений: «подсобное, основное» (т. 1 л.д. 127-141). Акт обследования вида фактического использования объекта недвижимого имущества от 26 июня 2018 года содержит заключение об использовании здания в качестве офисного помещения (т. 2 л.д. 16-19).

Объект недвижимости с кадастровым номером , указанный в Перечне под номером 814, по данным Единого государственного реестра недвижимости представляет собой одноэтажное здание площадью 177,1 м2, расположенное по адресу: Камчатский край, Тигильский район, с. Тигиль, ул. Партизанская, д. 11, наименование: «Расчетно-кассовый центр с. Тигиль Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Камчатскому краю», назначение: «нежилое», виды разрешенного использования: «данные отсутствуют» (т. 1 л.д. 40-43). Здание размещено на земельном участке с кадастровым номером , категория земель: «земли населённых пунктов», виды разрешенного использования: «общественное управление» (т. 1 л.д. 165). По данным технического паспорта здания его наименование: «расчетно-кассовый центр», использование: «по назначению», наименования расположенных в нем помещений: «кабинет экономиста, кабинет электрика, кабинет начальника, туалет, подсобное помещение, предкладовая, кладовая ценностей, коридор, архив, касса, бухгалтерия, кабинет заведующего хозяйством, электрощитовая, пост охраны, тамбур» (т. 1 л.д. 154-164). Акт обследования вида фактического использования объекта недвижимого имущества от 17 мая 2018 года содержит заключение о наличии признаков, свидетельствующих об использовании объекта в целях размещения офисных помещений (т. 2 л.д. 23-25).

Объект недвижимости с кадастровым номером , указанный в Перечне под номером 865, по данным Единого государственного реестра недвижимости представляет собой двухэтажное здание площадью 553,2 м2, расположенное по адресу: Камчатский край, Тигильский район, пгт. Палана, ул. Поротова, д. 14, наименование: «Расчетно-кассовый центр пгт. Палана Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Камчатскому краю», назначение: «нежилое», виды разрешенного использования: «данные отсутствуют» (т. 1 л.д. 44-47). Здание размещено на земельном участке с кадастровым номером , категория земель: «земли населённых пунктов», виды разрешенного использования: «общественное управление» (т. 1 л.д. 189). По данным технического паспорта здания его назначение: «расчетно-кассовый центр», использование: «по назначению», наименования расположенных в нем помещений первого этажа: «касса пересчета, предкладовая, кладовая ценностей, комната отдыха и хранения личных вещей кассиров, коридор, кладовая расходных и упаковочных материалов, приходная касса, индивидуальная кабинка клиента, тамбур-шлюз, кассовый зал, помещение поста охраны, щитовая, лестничная площадка, вестибюль, тамбур, кабинет, туалет, комната гигиены, зав. Сберкассы, архив, кабинет обслуживания юридических лиц, отдел кредитования, операционный зал, кладовая ценностей, предкладовая, клиентская, кассовый узел; на втором этаже: «кабинет начальника, приемная, кабинет главного экономиста, компьютерный зал, лестничная клетка, туалет, комната гигиены, подсобное помещение, кабинет заведующего хозяйством, кабинет главного экономиста, служебное помещение для хранения секретных документов, телекоммуникационный узел, операционный зал, подсобное помещение, помещение ввода РДД, ИПБ, телетайп, архив, бухгалтерия» (т. 1 л.д. 175-188). Акт обследования вида фактического использования объекта недвижимого имущества от 11 апреля 2018 года содержит заключение о соответствии здания критериям ст. 378.2 НК РФ (т. 2 л.д. 9-10).

Объект недвижимости с кадастровым номером , указанный в Перечне под номером 866, по данным Единого государственного реестра недвижимости представляет помещение площадью 141,2 м2, расположенное на первом этаже здания расчетно-кассового центра п.г.т. Палана по адресу: Камчатский край, Тигильский район, пгт. Палана, ул. Поротова, д. 14, наименование: «Офис № 7465/01», назначение: «нежилое помещение», виды разрешенного использования: «данные отсутствуют» (т. 1 л.д. 48-50). По данным технического паспорта его наименование: «Дополнительный офис № 7465/01 пгт. Палана Тигильского отделения № 7465 Сбербанка РФ», документ, подтверждающий право владения: «договор аренды № 40 от 25 марта 2005 года», наименования расположенных в нем помещений: «кабинет, коридор, туалет, комната гигиены, завед. сберкассы, архив, кабинет обслуживания юридических лиц, отдел кредитования, вестибюль, тамбур, операционный зал, кладовая ценностей, предкладовая, клиентская, кассовый узел» (т. 1 л.д. 241-245). Акт обследования вида фактического использования объекта недвижимого имущества от 13 апреля 2018 года содержит заключение о соответствии помещения критериям ст. 378.2 НК РФ (т. 2 л.д. 1-6).

По сведениям Единого государственного реестра недвижимости правообладателем приведенных выше объектов является Центральный банк Российской Федерации.

Оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о необоснованном включении в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, объектов под номерами 1419 (здание Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Камчатскому краю), 671 (здание расчетно-кассового центра с. Мильково), 814 (здание расчетно-кассового центра с. Тигиль), 865 (здание расчетно-кассового центра пгт. Палана).

По данным административного ответчика, здание Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Камчатскому краю включено в перечень как административно-деловой центр по критерию его административного назначения. С таким выводом согласиться нельзя.

Согласно пункту 3 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Установлено, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером «для эксплуатации здания» прямо не предусматривает размещение в его пределах офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения. Довод представителя ответчика о нахождении этого земельного участка в территориальной зоне историко-культурного центра, которая в соответствии с правилами землепользования и застройки Петропавловск-Камчатского городского округа предполагает возможность размещения административных зданий местного и регионального значения, не может быть принят во внимание, поскольку критерием отнесения объекта к категории административно-делового центра является вид разрешенного использования земельного участка, а не территориальная зона, в пределах которой такой объект расположен.

Указание в техническом паспорте на административное назначение здания Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Камчатскому краю также не позволяет отнести его к категории административно-делового центра. В данном случае правовое значение имеет назначение, разрешенное использование или наименование не здания, а помещений, расположенных в этом здании.

Содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета сведения не предусматривают размещение в здании офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки). Наличие помещений с наименованиями «основное», «кабинет» об использовании здания в целях административного назначения не свидетельствует, поскольку приведенные наименования по своему значению не являются тождественными понятию «офис».

Не может суд согласиться и с решением административного ответчика о включении в перечень зданий расчетно-кассовых центров в с. Мильково, с. Тигиль и пгт. Палана. Принимая такое решение, административный ответчик руководствовался подпунктом 2 пункта 1 ст. 378.2 НК РФ, в соответствии с которым налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Исследованные судом сведения Единого государственного реестра недвижимости, равно как и документация технического учета, не предусматривает размещение в зданиях расчетно-кассовых центров офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Как указывалось выше, наличие помещений с наименованиями «основное», «кабинет» прямо не указывает на то, что эти здания предназначены для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.

При оценке предоставленных административным ответчиком документов о фактическом использовании указанных объектов, суд руководствуется пунктом 5 статьи 378.2 НК РФ, в соответствии с которым в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Пунктом 9 названной статьи предусмотрено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Утвержденный в развитие этой правовой нормы Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в них, расположенных на территории Камчатского края, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (утв. постановлением Правительства Камчатского края от 22 мая 2017 года № 212-П), предусматривает, что обследование объекта недвижимого имущества проводится в случае, если документы, полученные в порядке, установленном пунктом 1 части 1.3 раздела 1 настоящего Порядка (выписки из Единого государственного реестра недвижимости в отношении объекта недвижимого имущества и земельного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества; копии правоустанавливающих документов на объект недвижимого имущества в случае, если указанные документы отсутствуют в ЕГРН; документы технического учета (инвентаризации) в отношении объекта недвижимого имущества), не позволяют достоверно определить вид фактического использования объекта недвижимости (пункт 3.1).

Результаты обследований рассматриваются Комиссией ежемесячно на заседаниях, на которых рассматриваются материалы обследований по каждому объекту недвижимости и принимаются предложения (рекомендации) уполномоченному органу о включении либо не включении объекта в Перечень или об исключении объекта из Перечня (пункт 3.10).

По смыслу приведенных выше правовых норм предложения комиссии о включении или не включении объектов недвижимости, которые явились предметом обследования, для уполномоченного органа носят рекомендательный характер.

Акты обследования здания расчетно-кассового центра пгт. Палана от 11 апреля 2018 года, расчетно-кассового центра с. Мильково от 26 июня 2018 года, расчетно-кассового центра с. Тигиль от 17 мая 2018 года содержат заключение о соответствии объектов недвижимости критериям статьи 378.2 НК РФ. Однако, конкретные данные, на основании которых можно сделать вывод об использовании не менее 20 процентов общей площади этих зданий для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, в актах не приведены. При таком положении содержащиеся в актах предложения, которые для уполномоченного органа носят рекомендательный характер, не могли служить достаточным основанием для включения спорных объектов в перечень.

Здания расчетно-кассовых центров расположены на земельных участках с видом разрешенного использования «общественное управление», что не позволяет отнести их и к категории административно-деловых центров. В соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков (утв. приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года № 540) данный вид предполагает размещение зданий, предназначенных для размещения органов и организаций общественного управления, включая здания государственных органов, государственного пенсионного фонда, органов местного самоуправления, судов, организаций, обеспечивающих их деятельность или оказывающих государственные или муниципальные услуги, здания дипломатических представительств иностранных государств и субъектов Российской Федерации, консульских учреждений в Российской Федерации.

Следует принять во внимание, что в силу части 2 статьи 75 Конституции Российской Федерации основной функцией Центрального банка Российской Федерации является защита и обеспечение устойчивости рубля, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Получение прибыли не является целью деятельности Банка России, что следует из содержания статьи 3 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Деятельность Банка России не связана с оказанием гражданам услуг, доступ лиц на объекты Банка России ограничен, в пределах этих объектов организован пропускной режим.

Приведенные обстоятельства указывают на то, что здания Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Камчатскому краю и расчетно-кассовых центров с. Мильково, с. Тигиль и пгт. Палана ни по назначению и разрешенному использованию этих объектов, ни по их фактическому использованию, ни по виду разрешенного использования земельного участка, на которых они расположены, не могли быть включены в перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Вместе с тем, оснований для признания недействующим пункта 866, под которым в оспариваемый перечень включено нежилое помещение с кадастровым номером , площадью 141,2 м2, расположенное на первом этаже здания расчетно-кассового центра пгт. Палана, суд не находит.

По сведениям Единого государственного реестра недвижимости этот объект имеет наименование «Офис №7465/01». Из содержания договора аренды от 3 ноября 2017 года следует, что права владения и пользования этим нежилым помещением переданы ПАО Сбербанк для размещения в нем дополнительного офиса Камчатского отделения № 8556 (т. 2 л.д. 46-67). На дату рассмотрения дела судом действие договора аренды не прекращено.

Согласно Уставу публичного акционерного общества «Сбербанк России» Банк является юридическим лицом, имеет филиалы и другие обособленные подразделения (пункт 1.6). Банк является коммерческой организацией, основной целью которой является получение прибыли при осуществлении деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе при осуществлении банковских операций (пункт 1.7).

Согласно технической документации дополнительный офис № 7465/01 пгт. Палана Тигильского отделения № 7465 Сбербанка РФ включает в себя помещения с наименованиями: «кабинет по обслуживанию юридических лиц, операционный зал, клиентская, кассовый узел».

Фотоматериал, приобщенный к акту обследования вида фактического использования объекта недвижимости от 13 апреля 2018 года, подтверждает, что это помещение оборудовано стационарными рабочими местами, оргтехникой, средствами связи, банкоматом, в нем осуществляется банковская деятельность, проводятся банковские операции, ведется прием клиентов (т. 2 л.д. 1-6).

Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что наименование нежилого помещения с кадастровым номером в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости предусматривает размещение офиса и фактически используется для размещения офиса, что позволяет его отнести к объектам недвижимости, налоговая база в отношении которых определяется как их кадастровая стоимость.

Утверждение истца о несоответствии оспариваемых пунктов перечня статьям 374, 375 НК РФ, содержание которых приведено выше, суд находит необоснованным. Названные статьи закона не содержат правовых норм, регулирующих порядок формирования перечня объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

По смыслу пунктов 2 и 7 статьи 378.2 НК РФ перечень объектов недвижимости определятся в целях применения закона субъекта Российской Федерации о налоге на имущество организаций. Он не регулирует отношений, связанных с установлением налоговых ставок, налоговых льгот, либо особенностей определения налоговой базы, а представляет собой перечисление объектов недвижимости с указанием их кадастровых номеров и адресов.

Включение того или иного объекта недвижимости в перечень осуществляется по принципу соответствия объекта критериям, определенным пунктами 1 и 2 статьи 378.2 НК, доводы о чем правомерно приводит административный ответчик.

Следовательно, утверждение о несоответствии пунктов 671, 814, 865, 866, 1419 перечня статьям 374, 375 НК РФ по мотиву того, что поименованные в административном иске объекты недвижимости не принадлежат административному истцу на праве собственности или праве хозяйственного ведения, основано на неверном толковании норм материального права.

Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает его недействующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты (пункт 1 части 2 статьи 215 КАС РФ).

Принимая во внимание срочный характер действия нормативного правового акта признание его отдельных положений недействующими с иной даты не достигнет целей восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца.

В порядке пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии данного решения подлежит опубликованию в печатном издании «Официальные ведомости» в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление Центрального банка Российской Федерации удовлетворить частично.

Признать недействующими с момента принятия пункты 671, 814, 865, 1419 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края от 5 декабря 2019 года № 165.

В удовлетворении требований о признании недействующим пункта 866 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края от 5 декабря 2019 года № 165, отказать.

Сообщение о настоящем решении суда подлежит опубликованию в печатном издании «Официальные ведомости» в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, апелляционное представление в апелляционный суд общей юрисдикции через Камчатский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 19 октября 2020 года.

Судья В.Ф.Горн