Дело № 3а-31/2020
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
27 января 2020 года Санкт-Петербург
Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Витушкиной Е.А.,
при секретаре Яцкевич Т.В.
с участием прокурора Егоровой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «СТАТУС ЭР» о признании недействующим листа 22 приложения № 1 к Закону Санкт-Петербурга от 19.12.2018 № 763-161 «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О Генеральном плане Санкт-Петербурга» в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 78:07:0003163:2629, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул.Лодейнопольская, к функциональной зоне Р2.
установил:
21 декабря 2005 года Законодательным Собранием Санкт-Петербурга принят и Губернатором Санкт-Петербурга 22 декабря 2005 года подписан Закон Санкт-Петербурга N 728-99 "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга" (далее Закон Санкт-Петербурга о Генеральном плане), который опубликован 23 декабря 2005 года в издании "Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга", N 51.
Статьей 1 Закона Санкт-Петербурга о Генеральном плане утвержден Генеральный план Санкт-Петербурга, включающий, в том числе,
материалы, устанавливающие цели и задачи территориального планирования Санкт-Петербурга, основные параметры развития Санкт-Петербурга и виды функциональных зон на территории Санкт-Петербурга, в том числе:
карту границ функциональных зон с отображением параметров планируемого развития указанных зон и границ Санкт-Петербурга согласно приложению 2 к настоящему Закону Санкт-Петербурга, которая представляет собой графический объект (исходя из масштаба 1:25000), раскладку листов для масштаба (1:25000), условные обозначения.
В указанный Закон Санкт-Петербурга о Генеральном плане были внесены изменения Законами Санкт-Петербурга от 12.05.2008 № 274-44, 19.01.2009 № 820-7, 30.06.2010 № 412-93, 29.11.2013 № 617-110, 13.07.2015 № 421-82, 06.07.2017 № 442-85, касающиеся, в том числе, исключения из названия нормативного правового акта слов "и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга».
19 декабря 2018 года Законодательным Собранием Санкт-Петербурга принят и подписан Губернатором Санкт-Петербурга Закон Санкт-Петербурга № 763-161 «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О Генеральном плане Санкт-Петербурга» (далее – Закон Санкт-Петербурга № 763-161, оспариваемый акт), который опубликован на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru - 21.12.2018.
Названным актом внесены изменения в Закон Санкт-Петербурга о Генеральном плане, в том числе, среди прочего, Приложение № 2 к Закону Санкт-Петербурга о Генеральном плане «Карты границ функциональных зон с отображением параметров планируемого развития указанных зон и границ Санкт-Петербурга" изложено в новой редакции согласно приложению № 1 к настоящему Закону Санкт-Петербурга.
В приложении № 1 к оспариваемому акту на листе 22 земельный участок с кадастровым номером N 78:07:0003163:2629, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, ул. Лодейнопольская, отнесен к функциональной зоне Р2.
Указанным положением изменена функциональная зона названного земельного участка с ранее установленной «3ЖД» «Зона среднеэтажной и многоэтажной многоквартирной жилой застройки с включением объектов общественно-деловой застройки, а также объектов инженерной инфраструктуры, связанной с обслуживанием данной зоны», на «Р2» "Зона зеленых насаждений общего и ограниченного пользования с включением объектов, допустимых в соответствии с законодательством об охране зеленых насаждений, включая плоскостные спортивные сооружения».
ООО "СТАТУС ЭР» обратилось в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим лист 22 Приложения 1 к Закону Санкт-Петербурга от 19 декабря 2018 года № 763-161 «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О Генеральном плане Санкт-Петербурга» в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 78:07:0003163:2629, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул.Лодейнопольская, к функциональной зоне Р2, как несоответствующий положениям статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, установленным Законом Санкт-Петербурга от 19.09.2007 № 430-85 «О зеленых насаждения общего пользования» и Закона Санкт-Петербурга от 28.06.2010 № 396-88 «О зеленых насаждения в Санкт-Петербурге» критериям отнесения территорий к территориям общего и ограниченного пользования, принятый без учета фактически сложившегося землепользования и в противоречие выводам решения Санкт-Петербургского городского суда от 26.03.2018 по делу № 3а-79/2018, нарушающий права и законные интересы административного истца в предпринимательской деятельности.
Административный иск мотивирован тем, что административный истец, который является арендатором этого земельного участка с целью строительства на нем жилого дома и имеет разрешение на строительство сроком действия до 14.06.2022 года, в связи с изменением функциональной зоны лишен возможности завершить строительство жилого дома и ввести его в эксплуатацию, т.к. в зоне Р2 строительство многоквартирных домов не предполагается.
Административный истец полагает, что законных и обоснованных оснований для установления зоны Р2 в отношении земельного участка не имелось, поскольку в его границах отсутствуют какие-либо элементы рекреационных зон и зеленые насаждения, ранее на этой территории также располагался объект капитального строительства, земельный участок находится в частной собственности, решением Санкт-Петербургского городского суда от 26 марта 2018 года по делу № 3а-79/2018 признано незаконным включение этого земельного участка в состав территории земельных насаждений общего пользования, установленный в приложении к Закону Санкт-Петербурга от 19.09.2007 № 430-85 «О зеленых насаждениях общего пользования»; при изменении функциональной зоны территории нарушены принципы градостроительного законодательства, а также не учтено фактически сложившееся землепользование.
Представители административного истца, являющиеся также представителями заинтересованных лиц ФИО1 и ФИО2, ФИО3 и ФИО4 в судебное заседание явились, поддержали доводы административного иска, представили письменные пояснения (т.2 л.д. 96-100,149-159)
Представители административных ответчиков, Законодательного Собрания Санкт-Петербурга ФИО5 и Губернатора Санкт-Петербурга ФИО6 и ФИО7 в судебное заседание явились, представили возражения на административный иск (т.2 л.д.1-8,106-110), в удовлетворении административного иска просят отказать, ссылаясь на то, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят в пределах предоставленной представительному органу субъекта федерации компетенции, с соблюдением порядка принятия, не противоречит имеющим большую юридическую силу нормативным правовым актам, не нарушает права административного истца.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего удовлетворить административный иск, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений (часть 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ)).
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).
Согласно частям 1 и 4 статьи 3 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
К градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 4 ГрК РФ).
Градостроительная деятельность в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе регулируется Градостроительным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных статьей 63 ГрК РФ (часть 1 статьи 63 ГрК РФ).
Как указано в части 3 статьи 63 ГрК РФ, документами территориального планирования субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя являются генеральные планы городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. Генеральные планы городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя включают сведения, предусмотренные статьей 23 Кодекса, а также карты планируемого размещения объектов регионального значения на территории города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга. Генеральные планы городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя утверждаются законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в соответствии с требованиями, установленными Кодексом.
В соответствии со статьей 2 Закона Санкт-Петербурга от 24 ноября 2009 г. N 508-100 "О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге" в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого акта (далее - Закон о градостроительной деятельности), к полномочиям Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в сфере регулирования градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге относится, среди прочего, утверждение Генерального плана Санкт-Петербурга либо изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга или отклонение и направление проекта Генерального плана Санкт-Петербурга Губернатору Санкт-Петербурга на доработку (пункт 1); установление порядка организации и проведения публичных слушаний по проекту Генерального плана Санкт-Петербурга, проекту изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга, проекту Правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга, проекту изменений в Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга, документации по планировке территории Санкт-Петербурга (пункт 2).
В силу статьи 10 Закона о градостроительной деятельности Генеральный план Санкт-Петербурга утверждается Законом Санкт-Петербурга в соответствии с требованиями, установленными Градостроительным кодексом Российской Федерации и названным Законом (пункт 1); к полномочиям Правительства Санкт-Петербурга в сфере регулирования градостроительной деятельности на территории Санкт-Петербурга относится принятие решения о подготовке проекта Генерального плана Санкт-Петербурга и внесении изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга (пункт 2) и принятие решения о направлении согласованного или не согласованного в определенной части проекта Генерального плана Санкт-Петербурга в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга (пункт 6): подготовка проекта Генерального плана Санкт-Петербурга осуществляется в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации с учетом нормативов градостроительного проектирования Санкт-Петербурга, нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для Санкт-Петербурга, результатов публичных слушаний по проекту Генерального плана Санкт-Петербурга, а также с учетом предложений заинтересованных лиц (пункт 3).
Согласно статьям 24 и 28 ГрК РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 данного Кодекса.
Порядок организации и проведения публичных слушаний по документации по планировке территории в Санкт-Петербурге урегулирован Законом Санкт-Петербурга от 20 июля 2006 года N 400-61 "О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге" (далее Закон Санкт-Петербурга N 400-61).
Из материалов дела следует, что проект оспариваемого акта подготовлен на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 12 декабря 2017 года № 1044 «О подготовке проекта закона Санкт-Петербурга «О внесении изменений в закон Санкт-Петербурга «О Генеральном плане Санкт-Петербурга», информационное сообщение о проведении публичных слушаний по проекту изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга опубликовано 22 мая 2018 года на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе «Законодательство», подраздел «Электронное официальное опубликование», проект рассмотрен на публичных слушаниях. Так, в Петроградском районе Санкт-Петербурга экспозиция документации произведена в период с 1 июня 2018 года по 21 июня 2018 года по адресу: г. Санкт-Петербург, Петроградский район, Большая Монетная ул., д. 17-19, в фойе первого этажа киноконцертного зала, публичные слушания проведены 22 июля 2018 года, по результатам публичных слушаний 28 июня 2018 года составлен протокол обсуждения проекта предлагаемых изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга, 02 июля 2018 года составлено заключение о результатах публичных слушаний (т.2 л.д.52-65).
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30 октября 2018 года № 836 проект Закона Санкт-Петербурга «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О Генеральном плане Санкт-Петербурга» одобрен и 07 ноября 2018 года внесен Губернатором Санкт-Петербурга на рассмотрение Законодательного Собрания Санкт-Петербурга (т.2 л.д.28-49)
Оспариваемый акт принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга с учетом внесенных перед вторым чтением проекта закона поправок (т.2 л.д.72-78), подписан Губернатором Санкт-Петербурга 19 декабря 2018 года, официально опубликован 21 декабря 2018 года на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга (www.gov.spb.ru) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с положениями пункта 2 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 16 июля 2010 года N 445-112 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Санкт-Петербурга".
Из материалов дела усматривается, что в ходе публичных слушаний по проекту оспариваемого акта поступили предложения жителей Петроградского района Санкт-Петербурга о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга о Генеральном плане Санкт-Петербурга, в том числе в виде изменения функциональной зоны ЗЖД на функциональную зону Р2 в отношении территории на углу ул.Лодейнопольская и ул.Петрозаводской в целях устранения дефицита рекреационных зон, увеличения площадей зеленых насаждений в Петроградском районе Санкт-Петербурга, уменьшения зоны уплотнительной застройки Петроградского района, и обеспечения прав жителей Петроградского района на благоприятную окружающую среду, которые были отклонены Комиссией по подготовке изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга 28 августа 2018 года (т.2 л.д.67-71,43-47).
Указанное предложение было рассмотрено Постоянной комиссией по городскому хозяйству, градостроительству и имущественным вопросам Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, которая решением от 29 ноября 2018 года рекомендовала депутатам Законодательного Собрания Санкт-Петербурга принять поправку об изменении в листе 22 приложения 1 к проекту оспариваемого акта функциональной зоны 3ЖД на функциональную зону Р2 в отношении территории, расположенной в квартале, ограниченной улицами Лодейнопольской, Пудожской, Петрозаводской и Чкаловским проспектом в Петроградском районе, между земельными участками 78:07:0003163:13, 78:07:0003163:16 и 78:07:0003163:2630 (т.2 л.д.50-51,72-75).
Названная поправка была принята депутатами Законодательного Собрания Санкт-Петербурга на заседании 5 декабря 2018 года при втором чтении проекта оспариваемого закона Санкт-Петербурга «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О Генеральном плане Санкт-Петербурга» (т.2 л.д.76-78).
Такая процедура принятия поправок согласуется с порядком организации и внесения поправок в принимаемые Законодательным Собранием Санкт-Петербурга нормативные правовые акты, установленном в Регламенте заседаний Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, утвержденном Постановлением Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 22 декабря 1994 года № 9 в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого акта.
Таким образом, оспариваемые положения приняты уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, с соблюдением установленной процедуры принятия и опубликования.
Оценивая доводы истца о противоречии оспариваемого нормативного правового положения действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд учитывает следующее.
Как установлено судом Законом Санкт-Петербурга о Генеральном плане Санкт-Петербурга до внесения в него изменений оспариваемым актом на листе 22 Приложения 2 "Карты границ функциональных зон с отображением параметров планируемого развития указанных зон и границ Санкт-Петербурга" земельный участок с кадастровым номером 78:07:0003163:2629 был отнесен к функциональной зоне «3ЖД» «Зона среднеэтажной и многоэтажной многоквартирной жилой застройки с включением объектов общественно-деловой застройки, а также объектов инженерной инфраструктуры, связанной с обслуживанием данной зоны».
Указанный земельный участок находится в частной собственности; административный истец является арендатором земельного участка на основании договора аренды от <дата> года № №... для строительства жилого дома (т.1 л.д. 33-49); 15.12.2016 года на основании обращения собственника земельного участка Комитетом по строительству и архитектуре Санкт-Петербурга был выдан градостроительный план земельного участка, предусматривающий возможность возведения на земельном участке жилого дома (т.1 л.д.52-64); 30 декабря 2016 года Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга административному истцу выдано разрешение на строительство № №..., предполагающее размещение на указанном земельном участке многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями и встроенно-пристроенным подземным гаражом, действие которого продлено до 14 июня 2022 года (т.1 л.д.68-72); в Едином государственном реестре недвижимости зарегистрированы договоры участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома на земельном участке по указанному адресу (т.1 л.д.134-162)
Оспариваемым Законом Санкт-Петербурга № 763-161 в приложении 1 лист 22 "Карты границ функциональных зон с отображением параметров планируемого развития указанных зон и границ Санкт-Петербурга" земельный участок с кадастровым номером 78:07:0003163:2629 отнесен к функциональной зоне Р2 (Зона зеленых насаждений общего и зеленых насаждений ограниченного пользования с включением объектов, допустимых в соответствии с законодательством об охране зеленых насаждений, включая плоскостные спортивные сооружения).
Регламентация градостроительной деятельности, как следует из положений статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. Поэтому, обладая достаточно широкой дискрецией в сфере градостроительства, органы государственной власти при изменении правового регулирования не могут действовать произвольно без объективного и разумного обоснования, должны соблюдать баланс частных и публичных интересов, конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, которые, как указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, предполагают сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.
Суд полагает, что оспариваемые положения нормативного правового акта, вносящего изменения в Генеральный план Санкт-Петербурга, не в полной мере соответствуют названным принципам.
Вопросы, связанные с размещением, использованием, воспроизводством, содержанием и учетом зеленых насаждений в Санкт-Петербурге, регулируются Законом Санкт-Петербурга от 28 июня 2010 г. N 396-88 "О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге" (далее также - Закон Санкт-Петербурга о зеленых насаждениях).
В статье 2 Закона Санкт-Петербурга о зеленых насаждениях указаны виды территорий зеленых насаждений, к числу которых отнесены: территории зеленых насаждений общего пользования - находящиеся в различных территориальных зонах территории общего пользования, занятые зелеными насаждениями, используемые в рекреационных целях неограниченным кругом лиц; территории зеленых насаждений ограниченного пользования - расположенные в различных территориальных зонах земельные участки (части земельных участков), находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга, занятые зелеными насаждениями, доступ на которые ограничен или может быть ограничен их правообладателями.
Согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В пункте 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В соответствии со статьей 15 Закона Санкт-Петербурга о зеленых насаждениях перечень территорий зеленых насаждений общего пользования утверждается законом Санкт-Петербурга.
Согласно статье 1 Закона Санкт-Петербурга от 08 октября 2007 года № 430-85 «О зеленых насаждениях общего пользования» территории зеленых насаждений общего пользования являются территориями общего пользования и могут включать: земельные участки, находящиеся в собственности Санкт-Петербурга; земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена; земельные участки, переданные в собственность внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга.
Из анализа названных правовых норм следует, что к территориям зеленых насаждений общего пользования, территориям зеленых насаждений ограниченного пользования в Санкт-Петербурге не могут быть отнесены территории, в границах которых находятся земельные участки, находящиеся в частной собственности.
В данном случае на момент внесения изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга оспариваемым Закона Санкт-Петербурга № 763-161, земельный участок с кадастровым номером 78:07:0003163:2629, включенный в границы функциональной зоны Р2, находился в частной собственности, имел вид разрешенного использования для строительства многоэтажного дома.
Следует также учитывать, что вступившим в законную силу 25 июля 2018 года решением Санкт-Петербургского городского суда от 26 марта 2018 года по делу № 3а-79/2018 был удовлетворен иск общества с ограниченной ответственностью «Статус Эр», признаны недействующими с момента вступления решения суда в законную силу положения Закона Санкт-Петербурга от 26 января 2018 года № 3-1 «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О зеленых насаждениях общего пользования», которыми рассматриваемый земельный участок, площадью 3954 кв. м, с кадастровым номером 78:07:0003163:2629, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, ул. Лодейнопольская, включен в перечень зеленых насаждений общего пользования (т.1 л.д.82-88).
Исходя из положений главы 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации Генеральный план Санкт-Петербурга является документом долгосрочного территориального планирования, в связи с чем его подготовка направлена не на отображение фактического использования территории, а на отражение планируемого развития соответствующей территории.
Однако, как было отмечено ранее, исходя из установленных в статье 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации принципов законодательства в градостроительной деятельности, органы государственной власти при изменении правового регулирования не могут действовать произвольно без объективного и разумного обоснования, должны соблюдать баланс частных и публичных интересов, конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности.
То есть, в рассматриваемом случае изменение функциональной зоны территории, влекущее за собой ограничение прав собственника земельного участка и иных заинтересованных лиц на неопределенный срок, должно иметь разумное и объективное обоснование, основанное на анализе баланса частных и публичных интересов, с соблюдением конституционных принципов, которые предполагают сохранение разумной стабильности правового регулирования, иначе, оно являлось бы произвольным.
Вместе с тем, суд полагает, что административными ответчиками не представлено доказательств соблюдения указанных принципов при принятии оспариваемого нормативного правового акта.
В соответствии с частью 5 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документов территориального планирования осуществляется на основании стратегий (программ) развития отдельных отраслей экономики, приоритетных национальных проектов, межгосударственных программ, программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований (при их наличии) с учетом программ, принятых в установленном порядке и реализуемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, инвестиционных программ субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса и сведений, содержащихся в федеральной государственной информационной системе территориального планирования (далее также - информационная система территориального планирования).
Из пояснений представителей административных ответчиков в суде следует, что на момент принятия оспариваемого акта и в настоящее время каких-либо программ развития спорной территории и предложений по ее дальнейшему использованию не имеется, при том, что в соответствии с пунктом 7 раздела 1 Приложения 1 к Закона Санкт-Петербурга о Генеральном плане расчетный срок Генерального плана Санкт-Петербурга (период реализации проектных решений Генерального плана Санкт-Петербурга, являющиеся основанием для разработки документации по планировке территории Санкт-Петербурга, а также территориальных и отраслевых схем размещения отдельных видов строительства, развития транспортной, инженерной и социальной инфраструктур, охраны окружающей среды, использования подземного пространства Санкт-Петербурга) - 1 марта 2021 года;
Как усматривается из протоколов заседания Постоянной комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и имущественным вопросам Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 22 ноября 2018 года, от 29 ноября 2018 года, и сопроводительной записки к поправкам к проекту оспариваемого акта, целью изменения функциональной зоны территории указано устранение дефицита рекреационных зон, увеличение площадей зеленых насаждений в Петроградском районе Санкт-Петербурга, а также уменьшение зоны уплотнительной застройки Петроградского района и обеспечение прав жителей Петроградского района на благоприятную окружающую среду, и улучшение качества проживания для жителей района (т.2 л.д.207-228,74-75)
Вместе с тем, какого-либо обоснования необходимости изменения функциональной зоны земельного участка с указанной целью с учетом исторического и фактического использования земельного участка, выданного в отношении земельного участка разрешения на строительство жилого дома, представленные суду материалы не содержат.
При этом, как следует из предоставленного административным истцом расчета, фактический показатель обеспеченности населения Петроградского района Санкт-Петербурга территориями зеленых насаждений значительно превышает установленный частью 3 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга от 28 июня 2010 года № 396-88 «О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге» минимальный норматив обеспеченности населения Петроградского района Санкт-Петербурга территориями зеленых насаждений (т.2 л.д.154-197).
Таким образом, при изменении функционального назначения территории, на которой расположен земельный участок с кадастровым номером 78:07:0003163:2629, допущено нарушение градостроительного законодательства, принципов градостроительного законодательства, закрепленных в статье 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и установленных региональным законодателем критериев отнесения территорий к территориям зеленых насаждений общего и ограниченного пользования.
Довод представителей ответчиков о том, что оспариваемый акт не нарушает права административного истца, поскольку не препятствует использованию административным истцом земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования, не может быть признан обоснованным. При этом суд принимает во внимание, что из системного толкования положений главы 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, регулирующей градостроительное зонирование, и части 6 статьи 55 этого же Кодекса следует, что изменение функциональной зоны в отношении земельного участка влечет за собой изменение градостроительных регламентов, определяющих правой режим земельных участков, и, в определенных случаях - отказ в выдаче разрешения на ввод построенного объекта в эксплуатацию.
Учитывая, что в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 128, части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом, суд полагает, что административный истец как арендатор земельного участка, осуществляющий на нем капитальное строительство, вправе оспаривать рассматриваемый нормативный правовой акт.
С учетом положений статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", оспариваемая норма подлежит признанию не действующей со дня вступления в силу настоящего решения.
Руководствуясь статьями 175, 177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «СТАТУС ЭР» о признании недействующим в части Закона Санкт-Петербурга от 19.12.2018 № 763-161 «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О Генеральном плане Санкт-Петербурга» - удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления в законную силу настоящего решения лист 22 приложения № 1 к Закону Санкт-Петербурга от 19 декабря 2018 г. № 763-161 «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О Генеральном плане Санкт-Петербурга» в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 78:07:0003163:2629, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул.Лодейнопольская, к функциональной зоне Р2
Возложить на Губернатора Санкт-Петербурга обязанность по опубликованию сообщения о принятом судом решении в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (gov.spb.ru).
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Санкт-Петербургский городской суд
Судья Санкт-Петербургского
городского суда Е.А. Витушкина