ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-31/2021 от 02.06.2021 Курганского областного суда (Курганская область)

Дело № 3а-31/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Курганский областной суд в составе:

председательствующего судьи Пшеничникова Д.В.

при секретаре Кузнецовой Д.О.,

с участием прокурора областной прокуратуры Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 2 июня 2021 года в г. Кургане Курганской области административное дело по административному иску ФИО1 о признании недействующим в части постановления Губернатора Курганской области от 15 октября 2019г. № 15 (в ред. от 2 апреля 2021г. № 31) «Об определении видов разрешенной охоты и параметров осуществления охоты в охотничьих угодьях на территории Курганской области, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением Губернатора Курганской области от 15 октября 2019г. № 15 «Об определении видов разрешенной охоты и параметров осуществления охоты в охотничьих угодьях на территории Курганской области, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения» определены виды разрешенной охоты в охотничьих угодьях Курганской области (приложение 1) и Параметры осуществления охоты в охотничьих угодьях на территории Курганской области, за исключением природных территорий федерального значения (приложение 2).

Постановлением Губернатора Курганской области от 2 апреля 2021г. № 31 «О внесении изменений в постановление Губернатора Курганской области от 15 октября 2019г. № 15» приложение 2 постановления от 15 октября 2019г. № 15 изложено в новой редакции.

Согласно подпункту 4 пункта 2 приложения 2 к постановлению от 15 октября 2019г. № 15 новой редакции (далее также Параметры осуществления охоты в новой редакции, Параметры охоты) при осуществлении промысловой, любительской и спортивной охоты на копытных животных установлен запрет добычи косули сибирской всех половозрастных групп в общедоступных охотничьих угодьях с 1 января по 10 января, с 1 октября по 31 октября.

Согласно подпункту 4 пункта 3, пункту 5, пункту 6 Параметров охоты в новой редакции установлен срок осуществления промысловой, любительской и спортивной охоты на волка в общедоступных охотничьих угодьях – с 15 сентября по 28 (29) февраля; установлен запрет коллективной охоты на волка и лисицу в общедоступных охотничьих угодьях, за исключением охоты на волка с использованием флажков; запрещено применение световых устройств, тепловизоров, приборов ночного видения для добычи охотничьих животных в общедоступных охотничьих угодьях, за исключением случаев добычи копытных животных и волка в темное время суток с вышек, расположенных на высоте не менее 2-х метров над уровнем земли.

Постановление Губернатора Курганской области от 2 апреля 2021г. № 31 «О внесении изменений в постановление Губернатора Курганской области от 15 октября 2019года № 15» с приложением к нему 5 апреля 2021г. опубликовано на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www/parvo.gov.ru) (номер опубликования и вступило в законную силу через десять дней после его официального опубликования.

ФИО1, являющийся охотником (охотничий билет серии 45 от <...>г.) обратился в Курганский областной суд с административным иском о признании противоречащим закону и недействующими подпункта 4 пункта 2, подпункта 4 пункта 3, пунктов 5 и 6 Приложения 2 к постановлению Губернатора Курганской области от 15 октября 2019г. № 15 (в ред. постановления от 2 апреля 2021г. № 31) «Об определении видов разрешенной охоты и параметров осуществления охоты в охотничьих угодьях на территории Курганской области, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения», указав, что данные положения противоречат федеральному законодательству и нарушают его права охотника.

По мнению административного истца, оспариваемые положения нормативного акта противоречат положениям ст.ст. 10, 23 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее также Федеральный закон № 209-ФЗ), а также Правилам охоты, утвержденных Приказом Минприроды России от 24 июля 2020г. № 477 «Об утверждении Правил охоты», поскольку при отсутствии к тому оснований в федеральном законодательстве вводят дополнительные ограничения охоты для общедоступных охотничьих угодий, тем самым ставя охотников и, в частности, административного истца, в неравные условия охоты по сравнению с условиями и параметрами охоты, которые существуют и установлены для закрепленных охотничьих угодий, а именно: оспариваемыми положениями на отдельные виды охотничьих ресурсов для общедоступных охотничьих угодий установлены сокращенные сроки охоты, введены дополнительные запреты и ограничения.

В судебном заседании ФИО1, имеющий высшее юридическое образование и лично представляющий свои интересы в административном деле, на заявленных административных требованиях настаивал по доводам, изложенным в административном иске. Кроме того, полагал, что нарушена процедура предварительного согласования установления дополнительных ограничений и запретов, формулировки которых в оспариваемом акте отличаются от тех, которые приводились в запросе федеральному органу исполнительной власти.

Представитель Губернатора Курганской области М.С., действующая на основании доверенности, с заявлением ФИО1 не согласились, указав, что оспариваемые положения соответствуют нормам федерального законодательства, приняты в установленном законом порядке уполномоченным должностным лицом и в пределах его компетенции, определенной Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», после согласования оспариваемых положений с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Заслушав пояснения участвующих в деле лиц и их представителей, заключение прокурора Н.М., полагавшей заявление ФИО1 не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Вопросы природопользования и сохранения природных ресурсов отнесены Конституцией Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции Российской Федерации).

По указанному предмету совместного ведения к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охоты и сохранении охотничьих ресурсов пунктом 6 статьи 32 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ в числе иных полномочий отнесено утверждение Правил охоты.

Этим же Федеральным законом субъектам Российской Федерации переданы отдельные полномочия Российской Федерации, в частности, определение видов разрешенной охоты и параметров осуществления охоты в охотничьих угодьях на территории субъекта Российской Федерации, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения; введение по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти ограничений охоты (п. 4 ч. 1, п. 2 ч. 4.2 ст. 33 Федерального закона № 209-ФЗ).

К ограничениям охоты статьей 22 указанного Федерального закона № 209-ФЗ отнесены сроки охоты, установление запрета охоты в отношении отдельных видов охотничьих ресурсов, установление допустимых для использования орудий охоты, способов охоты, которые должны соответствовать международным стандартам на гуманный отлов диких животных.

Правила охоты, как следует из положений статьи 23 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ, представляя собой основу осуществления охоты и сохранения охотничьих ресурсов, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и являются обязательными для исполнения в сфере охотничьего хозяйства.

Правилами охоты устанавливаются ограничения охоты, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона, а также требования к охоте на отдельные виды охотничьих ресурсов. На основе Правил охоты высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) определяет виды разрешенной охоты и параметры осуществления охоты в соответствующих охотничьих угодьях (ч. 5 ст. 23 Федерального закона № 209-ФЗ).

В настоящее время действуют Правила охоты, утвержденные 24 июля 2020г. приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 477 и введенные в действие с 1 января 2021г., которыми устанавливаются требования к осуществлению охоты и сохранению охотничьих ресурсов на всей территории Российской Федерации

Как следует из содержания пункта 16 Правил охоты высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) определяет виды разрешенной охоты и параметры осуществления охоты в соответствующих охотничьих угодьях, за исключением установления допустимого для использования охотничьего оружия и введения ограничений по его использованию, а также увеличения сроков охоты, указанных в настоящих Правилах.

Согласно п. 62.9 Правил охоты высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) могут вводиться ограничения по применению любых световых устройств, тепловизоров, приборов ночного видения для добычи охотничьих животных в соответствующих охотничьих угодьях субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 23 Федерального закона об охоте.

Приложением 1 к Правилам охоты определены сроки охоты на копытных животных, в частности, для охоты на косулю сибирскую (всех половозрастных групп) срок охоты установлен с 1 октября по 10 января.

Приложением 3 к Правилам охоты определены сроки охоты на пушных зверей, в частности, для охоты на волка и шакала срок охоты установлен с 1 августа по 31 марта.

Статьей 7 Федерального закона № 209-ФЗ охотничьи угодья подразделяются на закрепленные (используются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями на основаниях, предусмотренных настоящим Федеральным законом) и общедоступные, в которых физические лица имеют право свободно пребывать в целях охоты.

Оспариваемые заявителем положения нормативного акта, устанавливающие для общедоступных охотничьих угодий ограничения и запреты: на добычу косули сибирской всех половозрастных групп - с 1 по 10 января и с 1 по 31 октября, волка - с 15 сентября по 28 (29) февраля) и сокращение таким образом установленных федеральными Правилами общих периодов охоты на указанные виды животных; осуществление коллективной охоты на волка и лисицу, применение световых и иных устройств для добычи охотничьих животных в ночное время не являются произвольными, подробно обоснованы снижением численности отдельных видов животных и птиц, их распространенностью на территории общедоступных охотугодий, особенностями климатогеографических характеристик региона, наличием фактов незаконной, в том числе «попутной» добычи объектов животного мира, что приведено в пояснительной записке к обращению от 13 ноября 2020г. о согласовании ограничений охоты.

В соответствии с требованиями ст. 33 Федерального закона № 209-ФЗ до принятия оспариваемых ограничений они были согласованы с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, что подтверждается письмом службы от 24 декабря 2020г.

Установленный в пункте 5 приложения 2 к постановлению запрет коллективной охоты на волка и лисицу в общедоступных охотничьих угодьях, относимый к параметрам охоты на пушных зверей в охотугодьях Курганской области по признаку численности участников, по своему характеру направлен на сохранение численности охотничьих животных, в том числе снижение браконьерства, исключению случаев незаконной попутной добычи группой охотников с использованием оружия с нарезным стволом копытных животных, что достаточно распространено на территории области (ежегодно незаконно добывается от 176 до 309 особей косули сибирской, от 26 до 50 лосей, от 6 до 19 кабанов). При этом, как следует из пояснительной записки к проекту ограничений, численность волка в общедоступных охотничьих угодьях, составляющих 22,2 % от общей площади охотничьих угодий, крайне незначительна (в пределах 6 особей), волк в общедоступных охотугодьях не обитает вовсе либо встречается эпизодически (в трех охотугодьях). Кроме того, введенное данным пунктом ограничение групповой охоты на волка и лисицу не лишает заявителя и иных лиц реализовать свое право индивидуально.

Суд не может согласиться с доводами административного истца о несоблюдении условия о согласовании вводимых ограничений, находя, что содержание заявления о согласовании и прилагаемая к нему пояснительная записка по каждому из предлагаемых к согласованию вопросу не вызывают его (заявления) двоякого либо неоднозначного толкования и понимания применительно к тем положениям Правил охоты, действие которых в рамках предоставленных субъекту полномочий предлагалось ограничить; в совокупности с приводимым в пояснительной записке обоснованием предлагавшихся ограничений и запретов, смысловое содержание последних не могло быть истолковано либо понято федеральным органом исполнительной власти в ином контексте, нежели это впоследствии нашло свое отражение в оспариваемых правовых нормах.

Таким образом, утвержденные высшим должностным лицом субъекта – Губернатором Курганской области параметры охоты в части оспариваемых ФИО1 ограничений и запретов не противоречат требованиям законодательства, имеющего большую юридическую силу, приняты в пределах компетенции должностного лица, с соблюдением условий их согласования с федеральным органом исполнительной власти; оспариваемые положения утверждены с соблюдением надлежащей правовой формы принятия нормативного акта, который доведен до всеобщего сведения.

Вопреки доводам административного иска, в Федеральном законе № 209-ФЗ и действующих Правилах охоты запрет на определение высшим должностным лицом субъекта параметров и ограничений осуществления охоты в зависимости от видов охотничьих угодий – общедоступных либо закрепленных отсутствует, в связи с чем суд находит безосновательными утверждения заявителя о том, что дифференциация введенных запретов в зависимости от вида охотничьих угодий противоречит нормам федерального законодательства. Отсутствовал такой запрет и в ранее действовавших Правилах охоты (утв. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16 ноября 2010 г. № 512), признанных утратившими силу с 1 января 2021г.

Закрепленное п. 46 действующих Правил охоты право субъекта при установлении сроков весенней охоты на отдельные виды пернатой дичи руководствоваться территориальным принципом деления территории субъекта Российской Федерации на зоны (с указанием муниципальных районов), по мнению суда, не опровергает вывода об отсутствии установленного в Правилах общего запрета на определение параметров охоты в зависимости от видов охотничьих угодий, поскольку п. 46 выступает исключением из общего подхода в регулировании, аналогичный п. 39.1 ранее действовавших Правил охоты, утративших силу с 1 января 2021г.

Также суд не усматривает противоречий оспариваемых норм положению ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 209-ФЗ о запрете ограничения конкуренции, поскольку оспариваемое правовое регулирование не затрагивает вопросов экономической деятельности, осуществляемой организациями и гражданами в предпринимательской сфере, которую заявитель ошибочно отождествляет с реализацией физическими лицами своих прав в области охоты.

Как правильно отметил представитель административного ответчика в отзыве, охота, осуществляемая гражданами с целью удовлетворения своих личных потребностей, не связанных с предпринимательской деятельностью, не регулируется законодательством о защите конкуренции, на такие правоотношения граждан не распространяются положения ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 209-ФЗ о защите конкуренции.

При изложенных выше обстоятельствах в удовлетворении административного иска судом отказывается.

В соответствии с ч. 4 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в числе прочих должны содержаться: указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу; указание о распределении судебных расходов (п. 4 ч. 6 ст. 180 настоящего Кодекса).

В связи с отказом в удовлетворении административного иска и на основании ст. 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации уплаченная ФИО1 по чек-ордеру <...>г. государственная пошлина за подачу административного иска в размере 300 руб. взысканию в пользу административного истца не подлежит.

Сообщение о принятом судом решении в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном издании Курганской области - приложении «Документы» к Курганской областной общественно-политической газете «Новый мир» (п. 3 ст. 46 Закона Курганской области от 8 октября 2004г. № 444 «О нормативных правовых актах Курганской области»).

Руководствуясь ст.ст. 175-179, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного иска ФИО1 – отказать.

Сообщение о принятом решении в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в приложении «Документы» к Курганской областной общественно-политической газете «Новый мир».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме через Курганский областной суд.

Судья Д.В.Пшеничников