ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-31/2021 от 08.04.2021 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Дело № 3а-31/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Кызыл 08 апреля 2021 года

Верховный Суд Республики Тыва в составе:

председательствующего - судьи Салчак А.А.

при секретаре Ондар Ч.Ч.,

с участием административного истца Сата А.В., представителя административного ответчика – мэрии г. Кызыла Монгуш А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сата А.В. к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Тыва, мэрии г. Кызыла о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

установил:

Сат А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Тыва, мэрии г. Кызыла о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, указывая, что вступившим в законную силу решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 15 октября 2012 года на мэрию г. Кызыла возложена обязанность по мере поступления денежных средств в бюджет муниципального образования городской округ «Город Кызыл» предоставить Сату А.В. на условиях договора социального найма жилое помещение на территории г. **, соответствующее установленным санитарным, гигиеническим нормам и техническим требованиям, общей площадью не менее 12,5 кв.м. 21 января 2013 года возбуждено исполнительное производство. До настоящего времени решение суда должником не исполнено. Длительность неисполнения судебного акта составила более 8 лет, в то время как в решении суда предусмотрено исполнение по мере поступления денежных средств в бюджет муниципального образования. За весь период с момента возникновения права на получение жилого помещения ему приходится снимать в аренду жилье на территории г. **, неся большие материальные затраты. Имеет 3 несовершеннолетних детей. Просит присудить компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 800 000 рублей, возместить расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Определением судьи Верховного Суда Республики Тыва от 18 марта 2021 года в качестве административного ответчика привлечен Департамент финансов мэрии г. Кызыла.

В судебное заседание представители административного ответчика - Департамента финансов мэрии г. Кызыла, заинтересованных лиц – межрайонного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов (ФССП) по Республике Тыва г. Кызыла, Управления ФССП по Республике Тыва не явились, извещены надлежащим образом.

Административный истец Сат А.В. в судебном заседании административное исковое заявление поддержал, просил удовлетворить его требования в полном объеме, пояснив, что длительность неисполнения судебного акта является явно неразумным, нарушает его права, за весь период неисполнения судебного акта по настоящее время он несет большие материальные затраты, связанные с арендой жилья.

Представитель Мэрии г. Кызыла Монгуш А.Д., не соглашаясь с административным иском, просила в удовлетворении иска Сату А.В. отказать, представила ответ Департамента финансов Мэрии о невозможности исполнения решения суда ввиду отсутствия денежных средств в бюджете города на приобретение жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ) взыскатели при нарушении права на исполнение судебного акта в разумный срок, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) лицо, полагающее, что государственным органом нарушено его право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В силу части 4 статьи 250 КАС РФ административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

Частью 1 статьи 36 Федерального Закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2-6.1 этой статьи.

Из материалов гражданского дела № 2-**/2012 следует, что решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 15 октября 2012 года, вступившим в законную силу 16 ноября 2012 года, на мэрию г. Кызыла судом возложена обязанность по мере поступления денежных средств в бюджет муниципального образования городской округ «Город Кызыл Республики Тыва» предоставить Сату А.В. на условиях договора социального найма жилое помещение на территории г. **, соответствующее установленным санитарным, гигиеническим нормам и техническим требованиям, общей площадью не менее 12,5 кв.м.

В целях принудительного исполнения указанного решения суда был выдан исполнительный лист серии ВС № **, который поступил в Управление Федеральной службы судебных приставов России по Республике Тыва 21 января 2013 года.

21 января 2013 года судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП возбуждено исполнительное производство № ** в отношении мэрии г. Кызыла (далее - должник) с предметом исполнения: обязать мэрию г. Кызыла по мере поступления денежных средств в бюджет муниципального образования городской округ «Город Кызыл» предоставить жилое помещение Сату А.В. на условиях договора социального найма на территории г. **, соответствующее установленным санитарным, гигиеническим нормам и техническим требованиям, общей площадью не менее 12,5 кв.м.

Срок для исполнения решения суда в отношении мэрии г. Кызыла в решении Кызылского городского суда Республики Тыва от 15 октября 2012 года не указан, следовательно, решение суда должно было быть исполнено до 21 марта 2013 года включительно.

На день рассмотрения настоящего административного дела судебное решение о предоставлении жилого помещения Сату А.В. не исполнено.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11), следует, что при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, часть 3.1 статьи 319 АПК РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).

Период предоставленной судом отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта включается в общую продолжительность исполнения судебного акта (статья 358 КАС РФ, статья 324 АПК РФ, статья 434 ГПК РФ).

Таким образом, общая продолжительность исполнения судебного акта со дня поступления исполнительного листа в службу судебных приставов (21 января 2013 года) до дня поступления заявления Сата А.В. о компенсации в суд, уполномоченный его рассматривать (15 марта 2021 года), составила 8 лет 1 месяц 22 дней.

На основании пункта 5 части 9 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязанность исполнить требования неимущественного характера, интересы субъекта Российской Федерации представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.

Пунктом 1 статьи 49 и подпунктом 15 пункта 1 статьи 50 Устава городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», принятого решением Хурала представителей г. Кызыла от 5 мая 2005 года № 50, предусмотрено, что мэрия г. Кызыла (исполнительно-распорядительный орган городского округа «Город Кызыл Республики Тыва») наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Тыва, мэр г. Кызыла осуществляет от лица Мэрии города Кызыла функции главного распорядителя финансовых средств, предусмотренных местным бюджетом для осуществления полномочий в соответствии с настоящим Уставом.

Согласно Положению о Департаменте финансов мэрии город Кызыла и предельной численности работников, утверждённому решением Хурала представителей г. Кызыла от 6 сентября 2011 года № 328, Департамент финансов мэрии города (далее - Департамент) является уполномоченным органом мэрии города Кызыла по управлению средствами бюджета городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», обеспечивающим проведение единой финансовой политики города, осуществляющим функции по организации исполнения бюджета города.

Поскольку обязанность предоставить Сату А.К. жилое помещение возложена на мэрию города Кызыла, соответственно, мэрия г. Кызыла, Департамент финансов мэрии г. Кызыла являются надлежащими ответчиками по данному административному делу.

В связи с изложенным, требования административного истца к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Тыва являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

В части 3 статьи 1 Федерального закона № 68-ФЗ указано, что присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Как установлено судом и следует из материалов исполнительного производства, исполнительное производство № ** возбуждено 21 января 2013 года.

Вышеуказанным постановлением судебного пристава-исполнителя мэрии г. Кызыла установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии постановления.

17 июня 2013 года судебным приставом-исполнителем в рамках совершения исполнительных действий направлялись требования: начальнику Агентства по ЖКХ РТ направлено требование о предоставлении информации об имеющемся свободном жилом фонде Мэрии г. Кызыла на территории г. Кызыла, об имеющихся высвободившихся квартирах из жилого фонда Мэрии г. Кызыла на территории г. Кызыла (с указанием адреса места нахождения, размера площади объекта, вид права, документы-основание) в трёхдневный срок со дня поступления (ответ получен 26 июня 2013 года); руководителю ОАО «Кызылская ТЭЦ» - о предоставлении списка жилых помещений, лицевые счета которых закрыты из жилого фонда Мэрии г. Кызыла (с указанием адреса места нахождения, размера площади объекта, документы-основание) в трёхдневный срок со дня поступления (ответ получен 3 июля 2013 года); руководителю ОАО «Тываэнергосбыт» - о предоставлении списка жилых помещений, лицевые счета которых закрыты из жилого фонда Мэрии г. Кызыла (с указанием адреса места нахождения, размера площади объекта, документы-основание) в трёхдневный срок со дня поступления (ответ получен 2 июля 2013 года); начальнику отдела ФМС России по Республике Тыва - о предоставлении информации об имеющихся высвободившихся квартир на территории г. Кызыла из жилого фонда Мэрии г. Кызыла (с указанием адреса места нахождения, документы-основание) в трёхдневный срок со дня поступления (ответ получен 4 июля); руководителю Департамента земельных и имущественных отношений Мэрии г. Кызыла - о предоставлении информации об имеющемся свободном жилом фонде Мэрии г. Кызыла на территории г. Кызыла, об имеющихся высвободившихся жилых помещений из жилого фонда Мэрии г. Кызыла на территории г. Кызыла (с указанием адреса места нахождения, размера площади объекта, вид права, документы-основание) в трёхдневный срок со дня поступления требования (ответ получен 27 июня 2013 года); начальнику ООО УК «Жилсервис» - о предоставлении информации об имеющемся свободном жилом фонде Мэрии г. Кызыла на территории г. Кызыла, об имеющихся высвободившихся квартир из жилого фонда Мэрии г. Кызыла на территории г. Кызыла (с указанием адреса места нахождения, размера площади объекта, вид права, документы-основание) в трёхдневный срок со дня поступления требования (ответ получен 26 июня 2013 года); руководителю Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Тыва - о том, какие требования включаются в нормы «соответствующие установленным санитарным, гигиеническим нормам и техническим требованиям жилого помещения» с предоставлением ответа в трёхдневный срок со дня поступления запроса (ответ получен 28 июня); в Мэрию г. Кызыла - о предоставлении информации о выделенных денежных средств и о поступлении денежных средств на приобретение жилья детям-сиротам, оставшихся без попечения родителей и инвалидам (с указанием периода и размера выделенных, поступивших денежных средств и приложением подтверждающего платёжного документа); руководителю Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва - о предоставлении информации об имеющемся свободном жилом фонде Мэрии г. Кызыла на территории г. Кызыла, об имеющихся высвободившихся жилых помещениях из жилого фонда Мэрии г. Кызыла на территории г. Кызыла (с указанием адреса места нахождения, размера площади объекта, вид права, документы-основание) в трёхдневный срок со дня поступления требования, об участии должника Мэрии г.Кызыла в долевом строительстве жилых домов.

13 мая 2013 года судебным приставом-исполнителем отобрано объяснение у представителя мэрии г. Кызыла Х.

19 июня 2013 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с мэрии г. Кызыла исполнительского сбора в размере 5 000 рублей.

19 августа 2013 года руководитель мэрии г. Кызыла предупрежден судебным приставом-исполнителем об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ за злостное неисполнение решения суда, направлено требование о явке 21 августа 2013 года и представить документы об исполнении решения суда.

С 16 октября 2013 года до 21 ноября 2013 года судебным приставом-исполнителем мэрии г. Кызыла направлено требование об исполнении исполнительного документа до 18 октября 2013 года; вынесено постановление о взыскании с мэрии г. Кызыла исполнительского сбора в размере 5 000 рублей и направлено требование об исполнении исполнительного документа до 21 ноября 2013 года; должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа и мэр г. Кызыла предупрежден судебным приставом-исполнителем об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ за злостное неисполнение решения суда.

21 ноября 2013 года представитель мэрии г. Кызыла С. направила ответ на требование судебного пристава-исполнителя о том, что в настоящее время в Реестре муниципального жилищного фонда отсутствуют свободные жилые помещения, по мере освобождения жилых помещений решение суда будет исполнено.

Постановлением судебного пристава-исполнителя должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 27 февраля 2014 года.

21 февраля 2014 года судебным приставом-исполнителем мэрии г.Кызыла направлено требование о явке в административное здание МОСП г. Кызыла по РОВИП и об исполнении решения суда в срок до 27 февраля 2014 года до 10 часов 00 минут. Требование получено представителем должника 21 февраля 2014 года.

В течение 2014 года судебным приставом-исполнителем мэрии г.Кызыла направлены требования о явке в административное здание МОСП г. Кызыла по РОВИП и об исполнении решения суда в срок до 27 мая; до 10 июля; до 1 сентября; 17 ноября 2014 года до 10 часов 00 минут.

В письмах начальника Управления правового обеспечения Мэрии г. Кызыла от 14 ноября 2014 года и представителя Мэрии г. Кызыла от 16 декабря 2014 года, адресованных судебному приставу-исполнителю, сообщается о том, что судебные решения о предоставлении жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не исполняются из-за недостаточного финансирования Министерством финансов Республики Тыва переданных государственных полномочий по обеспечению жильём детей-сирот. По данному факту 6 июня 2012 года прокурором Республики Тыва на имя Главы - Председателя Правительства Республики Тыва внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, а также направлена информация Председателю Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва. В целях скорейшего решения вопроса об исполнении судебных решений направлены письма в прокуратуру Республики Тыва 20 июля 2014 года и города Кызыла 24 октября 2014 года.

9 февраля 2015 года судебным приставом-исполнителем мэрии г.Кызыла направлено требование об исполнении решения суда в срок до 12 февраля 2015 года, требование получено представителем должника в тот же день.

Мэр г. Кызыла предупреждён об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ.

В письме представителя Мэрии г. Кызыла от 9 апреля 2015 года, адресованном судебному приставу-исполнителю, сообщается о том, что в 2014 года в г. Кызыле жильё для детей-сирот не строилось. За счёт предусмотренных в республиканском и федеральном бюджете денежных средств на обеспечение жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2015 год планируется построить более ста жилых помещений. Список по распределению жилых помещений будет утверждён распоряжением Мэрии г.Кызыла после определения застройщика органами исполнительной власти республики и заключения государственного контракта. После утверждения списка по распределению жилых помещений Мэрией г. Кызыла будут поданы заявления в суд об отсрочке. По информации Агентства по делам семьи и детей РТ соглашение между Правительством РТ и Министерством образования РФ о предоставлении субсидий на строительство жилых помещений детям-сиротам не подписано, находится на стадии рассмотрения.

Определением Арбитражного суда Республики Тыва от 21 января 2016 года утверждено мировое соглашение, заключённое между Мэрией г. Кызыла, Агентством по делам семьи и детей Республики Тыва, Министерством строительства и модернизации коммунального хозяйства Республики Тыва и Министерством финансов Республики Тыва, по условиям которого Министерство строительства и модернизации коммунального хозяйства Республики Тыва обязалось построить за счёт бюджетных средств Республики Тыва 2015 -2016 годов 34 жилых помещения в срок до 1 декабря 2016 года, 15 жилых помещений до 31 декабря 2017 года, Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва после окончания строительства и оформления в собственность Республики Тыва жилых помещений обязалось предоставить 49 жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых имеются решения Кызылского городского суда об обязании Мэрии г. Кызыла предоставить жилые помещения.

В течение 2017 года, начиная с 15 марта 2017 года судебным приставом – исполнителем составлялся акт о том, что требование исполнительного документа не исполнено; вынесено постановление о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа до 15 апреля 2017 года. Получено должником 15 марта 2017 года, вплоть до сетября 2016 года.

Мэр г. Кызыла предупреждён об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ.

Определением Кызылского городского суда Республики Тыва от 15 сентября 2016 года мэрии г. Кызыла предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 31 декабря 2016 года.

25 августа 2017 года судебным приставом-исполнителем мэрии г.Кызыла направлено требование об исполнении решения суда в срок до 29 августа 2017 года, требование получено представителем должника в тот же день.

В письме заместителя мэра г. Кызыла от 28 августа 2017 года, адресованном судебному приставу-исполнителю, сообщается о том, что между Министерством финансов Республики Тыва, Министерством строительства и модернизации коммунального хозяйства Республики Тыва, Агентством по делам семьи и детей Республики Тыва, Мэрией г. Кызыла заключено мировое соглашение, которое утверждено определением Арбитражного суда Республики Тыва 22 января 2016 года. Согласно условиям мирового соглашения Министерство строительства и модернизации коммунального хозяйства Республики Тыва обязуется до 31 декабря 2016 года построить за счёт бюджетных средств Республики Тыва 49 жилых помещений, а Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва после окончания строительства и оформления в собственность Республики Тыва жилых помещений обязуется предоставить 49 жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в отношении которых имеются решения Кызылского городского суда Республики Тыва об обязании мэрии г. Кызыла предоставить жилые помещения.

18 октября 2017 года мэр г. Кызыла предупреждён об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ.

6 февраля 2018 года судебным приставом-исполнителем направлено мэрии г. Кызыла требование об исполнении решения суда неимущественного характера в полном объёме в 7-дневный срок со дня поступления настоящего требования должнику. Требование получено должником 7 февраля 2018 года.

В письме начальника Управления правового обеспечения мэрии г. Кызыла от 13 февраля 2018 года, адресованном судебному приставу-исполнителю, сообщается о том, что Мэрия г. Кызыла не имеет возможности исполнить решения суда, поскольку Министерством строительства Республики Тыва обязательства по строительству 49 жилых помещений по мировому соглашению, утверждённому Арбитражным судом Республики Тыва, до настоящего времени не исполнены.

В запросе судебного пристава - исполнителя от 15 февраля 2018 года, адресованном в Министерство финансов Республики Тыва, указано о предоставлении выписки из бюджета Республики Тыва о заложенных денежных средствах на строительство и приобретение жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и инвалидам на 2016, 2017, 2018 годы. Ответ получен 18 февраля 2018 года.

В письме заместителя министра министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва от 14 февраля 2018 года, адресованном судебному приставу-исполнителю, с приложением копий документов сообщено, что исполнить решения Арбитражного суда Республики Тыва в короткие сроки невозможно, так как с 2015 года Минстроем Республики Тыва выделены из республиканского бюджета Республики Тыва денежные средства ГКУ Республики Тыва «Госстройзаказ» на строительство 3 жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако ООО «**» и ООО «**» не выполнили свои обязательства в полном объёме в установленные сроки действия государственных контрактов. В данный момент ГКУ РТ «Госстройзаказ» ведётся досудебная претензионная работа с ООО «**», направлены требования и претензии о завершении строительно-монтажных работ на объекте и передаче в государственную собственность жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в г. Кызыле.

Судебным приставом-исполнителем направлено должнику требование исполнить решение суда в срок до 27 апреля 2018 года к 15 часам 00 минут в 4-дневный срок со дня поступления требования. Требование получено должником 24 апреля 2018 года.

24 апреля 2018 года мэр г. Кызыла предупреждён об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ.

В ответе начальника Управления правового обеспечения Мэрии г. Кызыла от 27 апреля 2018 года указано, что Мэрия г. Кызыла не имеет возможности исполнить решения суда до 27 апреля 2018 года, поскольку Министерством строительства РТ обязательства по строительству 49 жилых помещений по мировому соглашению, утверждённому Арбитражным судом Республики Тыва, до настоящего времени не исполнены. По устной информации Министерства строительства РТ на территории г. Кызыла для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, строятся 3 3-этажных многоквартирных дома. За счёт средств 2018 года объявлены торги, которые признаны несостоявшимися. Исполнение решений суда представляется невозможным по независящим от неё причинам.

На требования судебного пристава-исполнителя об исполнении исполнительного документа до 12 июля 2018 года, до 6 ноября 2018 года 8 июля 2018 года, до 12 ноября 2018 года, до 30 ноября 2018 года мэрией г. Кызыла ответы не направлялись.

6 декабря 2018 года в ответ на требование судебного пристава-исполнителя начальник Управления правового обеспечения Мэрии г. Кызыла сообщил, что в настоящее время свободных жилых помещений не имеется, в связи с чем не представляется возможным исполнить решение суда до 6 декабря 2018 года.

24 января 2019 года в ответ на требование судебного пристава-исполнителя начальник Управления правового обеспечения Мэрии сообщил, что в настоящее время свободных жилых помещений не имеется, в связи с чем не представляется возможным исполнить решение суда до 23 января 2019 года.

3 февраля 2019 года, 19 апреля 2019 года судебным приставом-исполнителем мэрии г. Кызыла направлены требования об исполнении исполнительного документа до 3 марта, до 16 мая 2019 года.

16 июля 2020 года мэр г.Кызыла предупреждён об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ.

2 сентября 2019 года судебным приставом-исполнителем мэрии г. Кызыла направлено требование об исполнении исполнительного документа до 23 сентября 2019 года.

4 октября 2019 года судебным приставом-исполнителем мэрии г. Кызыла направлено требование об исполнении исполнительного документа до 21 октября 2019 года.

Представителем мэрии г. Кызыла К.. направлен ответ на требование в МОСП г. Кызыла по РОВИП УФССП России по Республике Тыва без номера и даты о том, что не имеется возможности исполнить решение суда. С 1 января 2013 года полномочия по постановке на учет и предоставлению жилья детям-сиротам не являются обязательствами органов местного самоуправления, финансовые средства на исполнение мэрией г. Кызыла уже вынесенных ранее судебных решений не выделяются. Мэрия не имеет возможности исполнить решения суда.

Таким образом, начиная с 23013 года по 2020 год судебными приставами-исполнителями совершались исполнительные действия, предусмотренные Федеральным законом «Об исполнительном производстве», но в недостаточной мере, поскольку решение суда не исполнено.

29 января 2021 года судебным приставом-исполнителем мэрии г. Кызыла направлено требование об исполнении исполнительного документа до 10 февраля 2021 года.

2 февраля 2021 года мэр г. Кызыла предупреждён об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ.

28 января 2021 года судебным приставом-исполнителем направлен запрос министру труда и социальной политики Республики Тыва о предоставлении списка предоставленных детям-сиротам жилых помещений с 2014 года по 28 января 2021 года, а также информации о наличии на территории города Кызыла и Республики Тыва построенных, строящихся и планируемых к строительству жилых помещениях детям-сиротам.

29 января 2021 года судебным приставом-исполнителем направлен запрос министру строительства и жилищно-коммунального хозяйства (Минстрой) Республики Тыва о предоставлении информации о наличии на территории города Кызыла и Республики Тыва построенных, строящихся и планируемых к строительству жилых помещениях детям-сиротам.

29 января 2021 года судебным приставом-исполнителем направлен запрос министру финансов Республики Тыва о предоставлении сведений с 2018 года по 2020 год о финансировании денежных средств и перечислении их по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, а также о наличии на территории города Кызыла и Республики Тыва построенных, строящихся и планируемых к строительству жилых помещениях детям-сиротам.

Постановлением судебного пристава-исполнителя должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 10 февраля 2021 года.

3 февраля 2021 года судебным приставом-исполнителем мэрии г. Кызыла направлено требование о предоставлении сведений о построенных (недостроенных) специализированных жилых помещениях, предназначенных для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; список лиц и их количество (детей-сирот), в том числе и по решению суда, предъявленные и не предъявленные на исполнение ФССП по Республике Тыва, а также состоящие в очереди без судебного акта, предположительно имеющие реальную возможность получения жилого помещения в 2021 году на территории г. Кызыла.

В письме заместителя министра финансов Республики Тыва от 2 февраля 2021 года № АМ-289, адресованном руководителю Управления ФССП по Республике Тыва Достаю О.С., сообщается, что за период с 2018 года по 2020 годы в рамках госпрограммы «Социальная защита семьи и детей Республики Тыва» на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Минстрою Республики Тыва как главному распорядителю бюджетных средств, профинансировано ** тыс. рублей ** Для получения подробной информации о наличии на территории города Кызыла и Республики Тыва построенных, строящихся и планируемых к строительству жилых помещениях и плане их предоставления для данной категории лиц рекомендуется обратиться в Минстрой Республики Тыва и уполномоченный орган исполнительной власти, в Минтруд Республики Тыва.

3 и 4 февраля 2021 года начальником Управления правового обеспечения направлены ответы на требования судебного пристава-исполнителя том, что мэрия г. Кызыла не имеет возможности исполнить решения суда, поскольку Министерством строительства Республики Тыва обязательства по строительству 49 жилых помещений по мировому соглашению, утверждённому Арбитражным судом Республики Тыва, до настоящего времени не исполнены.

4 февраля 2021 года начальником Управления правового обеспечения направлены ответы на требования судебного пристава-исполнителя том, что мэрия не обладает информацией о наличии на территории города Кызыла и Республики Тыва построенных, строящихся и планируемых к строительству жилых помещениях.

В письме заместителя министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва от 9 февраля 2021 года № УК-01-10/02-727, адресованном судебному приставу-исполнителю Айдын-оол Т.В., сообщается, что по программе 2020 года «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» запланировано строительство и приобретение всего 614 помещений, в том числе по плану 2020 года – 500 помещений, по незавершенному строительству прошлых лет – 114 помещений. Строительная готовность 500 помещений по программе 2020 года: завершены работы по 207 помещениям, на стадии строительства 293 помещений. По 207 помещениям начата работа по передаче в государственную собственность: 156 переданы в государственную собственность, 10 помещений переданы в Росреестр РТ на регистрацию права собственности на ГКУ РТ «Госстройзаказ», по 41 помещению ведется сбор документации для передачи в государственную собственность. В целях завершения строительно-монтажных работ по незавершенным объектам прошлых лет выделены средства из республиканского бюджета в размере ** тысяч рублей, заключены 11 контрактов на 114 помещений. По программе 2021 года «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» запланировано строительство и приобретение 150 жилых помещений для детей-сирот. На сегодняшний день заключен контракт на 18 помещений в г. Кызыле с ООО «**» от 9 декабря 2020 года № 205-20. На стадии заключения контракты на 65 помещений, в том числе на 10 помещений в г. Шагонар с единственным поставщиком Управления федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) по Республике Тыва.

В течение периода времени с 2018 года в республике введны в эксплуатацию жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым Министерством труда и социальной политики Республики Тыва распределены жилые помещения согласно реестру детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданному Агентством по делам семьи и детей Республики Тыва в 2017 году по спискам из реестра, однако административный истец Сат А.В. в указанных списках не значится.

Судебное решение о предоставлении жилого помещения выносится при наличии закреплённого за гражданином законодательством Российской Федерации права на получение жилья, и длительное неисполнение таких судебных решений, нарушение принципа обязательности и неукоснительности исполнения вступившего в законную силу судебного акта подрывают авторитет органов государственной власти, должностных лиц и государства,

Относительно критерия соблюдения требования исполнения судебных решений в разумный срок Европейский Суд по правам человека отметил, что исполнение решения, касающегося предоставления квартиры, может занять более длительное время, чем выплата денежной суммы, учитывая степень сложности исполнительного производства, поведение сторон, а также предмет решения суда, подлежащего исполнению. Европейский Суд также установил, что если решение внутригосударственного суда касается такого предмета первой необходимости, как жильё, в котором лицо нуждается, задержка даже в один год несовместима с требованиями Конвенции. При этом государственный орган не вправе ссылаться на отсутствие денежных средств или иных ресурсов, таких как жильё, в качестве оправдания неисполнения судебного решения.

Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, то, что решение суда до сих пор не исполнено, с учётом приведённых выше правовых позиций Европейского Суда по правам человека, а также, принимая во внимание комплекс мер, принятых органами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, степень сложности исполнительного производства, предмет исполнения решения суда – жилое помещение, суд приходит к выводу о том, что общий срок исполнения судебного акта не отвечает требованию разумности, установленному статьёй 6 Конвенции от 4 ноября 1950 года «О защите прав человека и основных свобод», а действия Мэрии г. Кызыла не являются достаточными и эффективными в целях исполнения решения суда.

Учитывая критерии, установленные в прецедентной практике Европейского Суда по правам человека, и, принимая во внимание все обстоятельства дела, суд полагает, что в данном случае длительность исполнения судебного акта является чрезмерной и не отвечающей требованию разумного срока. При этом за данную задержку исполнения решения административный истец ответственности не несёт.

При таких обстоятельствах суд считает установленным факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок, а административный иск Сат А.В. подлежащим удовлетворению.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 60 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11, в каждом конкретном случае суду надлежит обеспечивать индивидуальный подход к определению размера компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Размер компенсации должен определяться судом с учётом требований лица, обратившегося в суд с заявлением, обстоятельств дела или производства по исполнению судебного акта, по которым допущено нарушение, продолжительности нарушения, наступивших вследствие этого нарушения последствий, их значимости для лица, обратившегося в суд с заявлением о компенсации.

При определении размера присуждаемой компенсации суду следует также принимать во внимание практику Европейского Суда по правам человека, размер сумм компенсаций вреда, присуждаемых этим судом за аналогичные нарушения (часть 2 статьи 2 Закона № 68-ФЗ).

Административный истец просит присудить ему компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 800 000 рублей.

Исходя из требований Сата А.В., принимая во внимание длительность неисполнения судебного акта – 8 лет 1 месяц 22 дней, степень сложности исполнительного производства, предмет исполнения решения суда – жилое помещение, учитывая комплекс мер, принятых органами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, практику Европейского суда по правам человека, принципы разумности и справедливости, суд определяет размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 250 000 рублей.

Доводы возражения представителя Мэрии города Кызыла о невозможности своевременного исполнения судебного акта в связи с отсутствием свободных жилых помещений, отсутствием финансовых средств в бюджете для обеспечениями жилыми помещениями инвалидов не имеют правового значения для разрешения вопроса о присуждении компенсации, поскольку исполнение судебного акта должно быть осуществлено в установленный законом срок и не ставится в зависимость от наличия или отсутствия жилых помещений в муниципальном жилищном фонде, от наличия или отсутствия вины органов и должностных лиц этих органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, от вопросов финансирования и сложностей межбюджетных отношений, а в данном случае срок неисполнения судебного решения не отвечает критерию разумности.

Подпунктом «б» пункта 2 части 1 статьи 259 КАС РФ установлено, что резолютивная часть решения о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок должна содержать указание на это и сведения о размере компенсации; наименование органа, организации или должностного лица, на которых в соответствии с федеральным законом возложены обязанности по исполнению судебных актов о присуждении компенсации.

В пункте 3 части 2 статьи 5 Федерального закона № 68-ФЗ указано, что судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления, обязанность исполнить требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.

Под финансовым органом, указанным в пункте 3 части 2 статьи 5 Федерального закона № 68-ФЗ, в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимаются органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).

Следовательно, в данном случае финансовым органом, на который должна быть возложена обязанность по исполнению судебного акта по присуждению компенсации, является Департамент финансов мэрии города Кызыла.

В силу части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда по административному делу о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ за счёт средств республиканского бюджета Сату А.В. подлежат возмещению его расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей, поскольку оплата административным истцом указанной суммы подтверждается банковским чеком по операции от 4 марта 2021 года.

В силу части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда по административному делу о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175-180, 258-260 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск Сата А.В. удовлетворить частично.

Присудить Сату А.В. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 250 000 (двухсот пятидесяти тысяч) рублей, а также 300 рублей в счёт возмещения расходов по оплате государственной пошлины.

Исполнение решения суда возложить на Департамент финансов мэрии города Кызыла за счёт средств местного бюджета путём перечисления взысканной денежной суммы на банковский счёт Сата А.В.**

Решение подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

В удовлетворении остальной части административного иска отказать.

В удовлетворении требований Сата А.В. к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Тыва отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение вынесено 09 апреля 2021 года.

Председательствующий А.А. Салчак