ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-31/2021 от 08.09.2021 Верховного Суда Республики Калмыкия (Республика Калмыкия)

дело № 3а-31/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Элиста 8 сентября 2021 года

Верховный Суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего судьи Говорова С.И.,

при секретаре Манжиковой А.Э.,

с участием административного истца Минькеевой А.Б., представителя административного ответчика Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия Абушаевой К.Б., представителя административного ответчика Правительства Республики Калмыкия и представителя заинтересованного лица Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия - Хулхачиевой В.С., прокурора Лиджиевой В.П., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Минькеевой А.Б. к Народному Хуралу (Парламенту) Республики Калмыкия, Правительству Республики Калмыкия о признании не действующим пункта 2 статьи 5 Закона Республики Калмыкия от 13 июня 2019 года № 51-VI-З «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия», руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

у с т а н о в и л:

Минькеева А.Б. обратилась в Верховный Суд Республики Калмыкия с административным исковым заявлением к Народному Хуралу (Парламенту) Республики Калмыкия, Правительству Республики Калмыкия о признании не действующим пункта 2 статьи 5 Закона Республики Калмыкия от 13 июня 2019 года № 51-VI-З «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия» (далее также – Закон РК от 13.06.2019 г. № 51-VI-З, оспариваемый Закон РК). В обоснование требований указала, что с 1 января 2009 года замещала должность государственной гражданской службы – начальник Управления социальной защиты населения Минздравсоцразвития Республики Калмыкия по г. Элисте. 28 апреля 2017 года на основании пункта 8.3 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ) она уволена с государственной гражданской службы Республики Калмыкия в связи с упразднением государственного органа, на день увольнения стаж государственной службы составлял 23 года и 3 месяца. Решением Комиссии по назначению пенсии за выслугу лет Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия с 1 июля 2019 года ей на основании Закона РК от 13.06.2019 года № 51-VI-З назначена пенсия за выслугу лет в размере 51 % ежемесячного денежного содержания (при стаже государственной гражданской службы – 19 лет 4 месяца 7 дней). 1 сентября 2020 года Минькеева А.Б. обратилась в указанную Комиссию Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия с заявлением об установлении размера пенсии за выслугу лет с учетом ранее включенного в ее стаж государственной службы периода работы адвокатом в Астраханской областной коллегии адвокатов (с *.1994 г. по *.1998 г. – 3 года 11 месяцев 1 день). Решением Комиссии от 23 сентября 2020 года в удовлетворении данного заявления отказано на основании пункта 2 статьи 5 Закона РК от 13.06.2019 года № 51-VI-З, которым установлено, что в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы, засчитываются периоды работы на должностях федеральной государственной службы, государственной службы Республики Калмыкия, органов государственной власти и управления Калмыцкой АССР, и (или) Республики Калмыкия - Хальмг Тангч, и (или) Республики Калмыкия, муниципальной службы при суммарной продолжительности замещения должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия не менее 10 лет. Полагает, что положениями данного пункта статьи 5 Закона Республики Калмыкия нарушается ее право на пенсионное обеспечение, гарантированное Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в силу следующего. Статьей 19 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в российской Федерации» (далее также – Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ) закреплено, что в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих включаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации. В соответствии с данной нормой Указом Президента Российской Федерации от 20.09.2010 г. № 1141 утвержден Перечень должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, согласно пункту 20 которого в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих включаются отдельные должности руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, - в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет. Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2003 г. № 570 утвержден Порядок включения в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих периодов службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы, государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации.

По мнению административного истца, аналогичные правовые гарантии предусмотрены и для государственных гражданских служащих Российской Федерации. Так, в частности, Указом Президента Российской Федерации от 19.11.2007 г. № 1532 "Об исчислении стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации" утвержден Перечень периодов работы государственной службы и иных периодов замещения должностей и Порядок исчисления стажа государственной гражданской службы Российской Федерации. В силу п. п. 2 и 4 Порядка, утвержденного данным Указом Президента Российской Федерации, в стаж гражданской службы на основании решения руководителя государственного органа, лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, либо представителя указанных руководителя или лица, осуществляющих полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, могут засчитываться периоды замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых необходимы государственным гражданским служащим Российской Федерации для выполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом государственного гражданского служащего Российской Федерации. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет. Решением Комиссии Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия по установлению стажа государственной гражданской службы № * от 31 марта 2009 года Минькеевой А.Б. на основании ее заявления в стаж государственной гражданской службы включен период ее работы в Астраханской областной коллегии адвокатов с *.1994 г. по *.1998 г. – 3 года 11 месяцев 1 день. На основании протокола заседания данной Комиссии приказом представителя нанимателя от 2.04.2009 г. № * ей как начальнику Управления социальной защиты населения Минздравсоцразвития Республики Калмыкия по г. Элисте установлена ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет в размере 30% с 1 апреля 2009 года и установлен стаж государственной гражданской службы на 31.03.2009 г. – 15 лет 2 месяца 11 дней. Следовательно, по состоянию на день ее увольнения с государственной гражданской службы (28 апреля 2017 года) стаж государственной гражданской службы составил 23 года и 3 месяца, что влечет назначение ей пенсии за выслугу лет в большем размере (69%) по сравнению с фактически назначенной пенсией (51%). Приводя указанные фактические данные, исходит из того, что одним из принципов гражданской службы, в силу положений статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, является единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации, а согласно статье 6 данного Федерального закона взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов обеспечивается на основе единства системы государственной службы Российской Федерации и принципов ее построения и функционирования, а также посредством соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, основных государственных социальных гарантий. Законом Республики Калмыкия от 7 февраля 2005 года № 181-III-З «О государственной гражданской службе Республики Калмыкия» к числу основных государственных гарантий гражданских служащих отнесено государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных Федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации; преамбулой данного Закона предусмотрено, что отношения в сфере государственной гражданской службы, не урегулированные настоящим законом, регулируются Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; в соответствии с пунктом 6 статьи 29 данного Закона пенсионное обеспечение государственных служащих Республики Калмыкия за выслугу лет сохраняется до вступления в силу Федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу и их семей; статьей 18 данного Закона в числе основных государственных гарантий гражданских служащих закреплено государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу. По мнению административного истца, положение пункта 2 статьи 5 оспариваемого Закона РК от 13.06.2019 г. № 51-VI-З нарушает единство системы государственной гражданской службы, принципов ее построения и функционирования, противоречит приведенным выше федеральным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, поскольку необоснованно ограничивают круг лиц, замещавших государственные должности и должности государственной гражданской службы субъекта российской Федерации, в отношении которых установлены дополнительные гарантии по пенсионному обеспечению на условиях и в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, поскольку не позволяет произвести расчет размера ее пенсии за выслугу лет с учетом стажа работы в Астраханской областной коллегии адвокатов.

Представитель административного ответчика Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия Абушаева К.Б. в возражении на административное исковое заявление указывает на несогласие с заявленными административными исковыми требованиями, так как Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия действовал в пределах предоставленных полномочий. В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 15.12..2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Пунктом 11 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих (как федеральных, так и субъектов Российской Федерации) им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу. Поскольку такой закон до настоящего времени не принят, то, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (в Постановлении от 16 июля 2007 года № 12-П, в Определениях от 11 мая 2006 года № 88-Щ, от 3 апреля 2007 года № 332-О-П), субъект Российской Федерации, устанавливая условия назначения лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, пенсии за выслугу лет, предоставляемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительно к их трудовой (с 1 января 2015 года – страховой) пенсии, вправе определять, периоды какой трудовой деятельности, предшествовавшей гражданской службе, помимо предусмотренной непосредственно федеральным законодательством, подлежат зачету в стаж, дающий право на такую пенсию, исходя, в том числе из своих финансовых возможностей. Ссылается на то, что Указ Президента Российской Федерации от 19.11.2007 г. № 1532 не определяет порядок исчисления стажа в целях пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих, имеет иной предмет регулирования. Просит в удовлетворении административного иска отказать.

Представитель административного ответчика Правительства Республики Калмыкия, представитель заинтересованного лица Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия - Хулхачиева В.С. в возражении на административное исковое заявление ссылается на то, что Закон Республики Калмыкия от 13 июня 2019 года № 51-VI-З «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия» принят в рамках полномочий, определенных действующим законодательством, с учетом правового регулирования, предусмотренного Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (пункт 11 части 1 статьи 52), Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ (пункт 4 статьи 7). Полагает, что установленное оспариваемым региональным законом регулирование не противоречит также правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации в Определениях от 21 октября 2008 года № 643-О-О, от 1 декабря 1999 года № 189-О, от 11 мая 2006 года № 88-О, от 3 апреля 2007 года № 332-О-П, согласно которой, предоставляемые за счет средств бюджетов Российской Федерации пенсии за выслугу лет (доплаты к пенсии) – при наличии у государственного служащего определенного стажа государственной службы (выслуги лет) – являются дополнительным, помимо назначаемой на общих основаниях пенсии, обеспечением бывших государственных служащих субъектов Российской Федерации, в силу чего при изменении правил исчисления таких дополнительных выплат и их размера право на социальное обеспечение, в том числе конституционное право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушается. Указ Президента Российской Федерации от 19.11.2007 г. № 1532 не определяет порядок исчисления стажа в целях пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих, имеет иной предмет регулирования. Указывает, что решение Комиссии Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия, которым отказано Минькеевой А.Б. во включении периода работы ее адвокатом в стаж государственной гражданской службы обжаловано ею в судебном порядке, по результатам рассмотрения признано законным (решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 25 февраля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 29 апреля 2021 года). Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

В судебном заседании административный истец Минькеева А.Б. поддержала административные исковые требования.

Представитель административного ответчика Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия Абушаева К.Б., представитель административного ответчика Правительства Республики Калмыкия, представитель заинтересованного лица Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия - Хулхачиева В.С. возражали против заявленных требований, просили в удовлетворении административных исковых требований Минькеевой А.Б. отказать.

Прокурор Лиджиева В.П. в заключении полагала, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска, поскольку оспариваемый административным истцом пункт 2 статьи 5 Закона Республики Калмыкия от 13 июня 2019 года № 51-VI-З «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия» соответствует положениям федерального законодательства, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии со статьей 33 Степного Уложения (Конституции) Республики Калмыкия Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия является высшим законодательным (представительным) органом государственной власти Республики, состоящим из 27 депутатов.

К ведению Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия, в числе прочего, относится принятие Степного Уложения (Конституции) Республики Калмыкия и поправок к нему, а также принятие законов Республики Калмыкия и постановлений, внесение в них изменений (п. 1 ст. 34 Степного Уложения (Конституции) Республики Калмыкия).

Пункт 2 статьи 6 Закона Республики Калмыкия «О народном Хурале (Парламенте) Республики Калмыкия» предусматривает, что к ведению Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия относится осуществление законодательного регулирования по предметам ведения Республики Калмыкия и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий Республики Калмыкия.

Судом установлено, что Постановлением Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия от 6.06.2019 года N 148-VI принят Закон Республики Калмыкия от 13 июня 2019 года № 51-VI-З «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия», который опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 17 июня 2019 года, принят компетентным и правомочным законодательным органом Республики Калмыкия, с соблюдением процедур его принятия и обнародования, установленных статьей 35 Степного Уложения (Конституции) Республики Калмыкия, Законом Республики Калмыкия «О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Калмыкия и постановлений Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия» от 25 апреля 2003 года № 320-II-З.

Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт принят Народным Хуралом (Парламентом) Республики Калмыкия, Правительство Республики Калмыкия является ненадлежащим ответчиком по заявленным административным истцом требованиям.

Из содержания положений Закона Республики Калмыкия от 13 июня 2019 года № 51-VI-З следует, что он регулирует правоотношения по установлению и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия.

Согласно пункту 2 статьи 5 данного Закона в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы, засчитываются периоды работы на должностях федеральной государственной службы, государственной службы Республики Калмыкия, органов государственной власти и управления Калмыцкой АССР, и (или) Республики Калмыкия - Хальмг Тангч, и (или) Республики Калмыкия, муниципальной службы при суммарной продолжительности замещения должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия не менее 10 лет.

По заявлению Минькеевой А.Б. указанная норма регионального Закона противоречит федеральному закону, является неполной по отношению к перечню периодов службы (работы) в должностях, предусмотренных федеральным законодательством, для целей назначения пенсии за выслугу лет, поскольку не предусматривает возможности включения периодов работы в должности адвоката в стаж государственной гражданской службы, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, чем нарушается принцип единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации, установленный статьями 4 и 6 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Между тем требования административного искового заявления Минькеевой А.Б. не могут быть удовлетворены по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, предусматривает, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (части 1 и 2 статьи 39).

В силу требований статей 14, 52 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ гражданскому служащему гарантируется государственное пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона N 166-ФЗ от 15.12.2001 года условия предоставления права на пенсию за выслугу лет государственным и муниципальным служащим субъектов Российской Федерации, финансируемых за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

В силу части 3 статьи 54 Федерального закона от 27.07.2004 года N 79-ФЗ стаж государственной гражданской службы Российской Федерации для назначения пенсии за выслугу лет гражданским служащим устанавливается в соответствии с федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей.

В настоящее время такой федеральный закон не принят.

Согласно п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение.

В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона N 184-ФЗ от 06.10.1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.

Таким образом, поскольку в настоящее время не принят федеральный закон, регулирующий вопросы пенсионного обеспечения государственных гражданских и муниципальных служащих в Российской Федерации, субъект Российской Федерации до принятия соответствующего федерального закона вправе осуществлять законодательное регулирование в этой сфере, то есть устанавливать за счет собственных средств порядок и условия пенсионного обеспечения граждан, замещавших должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.

В соответствии с вышеуказанными правовыми нормами в Республике Калмыкия принят Закон Республики Калмыкия от 13 июня 2019 года № 51-VI-З «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия», который устанавливает основания возникновения права на пенсию за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия и должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия, а также правовые основания ее назначения и выплаты, определяя в статье 9, что для целей реализации данного Закона Правительство Республики Калмыкия устанавливает: 1) порядок определения ежемесячного денежного вознаграждения и среднемесячного денежного содержания для исчисления пенсии за выслугу лет; 2) порядок обращения за пенсией за выслугу лет, ее назначения и выплаты. Пункт 2 статьи 5 вышеуказанного Закона устанавливает периоды службы (работы) включаемые в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет. Финансовое обеспечение расходов на выплату пенсий за выслугу лет, включая организацию их доставки, производится за счет средств республиканского бюджета (статья 10 Закона Республики Калмыкия от 13 июня 2019 года № 51-VI-З).

Таким образом, законодательный орган Республики Калмыкия реализовал предусмотренное статьями 31 и 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации право самостоятельно определять направления расходования средств своего бюджета и исполнить свои расходные обязательства за счет собственных доходов, исходя из возможностей бюджета, с учетом требований пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ.

В обоснование своей позиции Минькеева А.Б. ссылается на статью 19 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ, закрепляющую, что в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих включаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации, а также на Указы Президента РФ № 1141 от 20.09.2010 г. "О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих" и от 19.11.2007 г. N 1532 "Об исчислении стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрения за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации".

Между тем, положения пункта 2 статьи 5 оспариваемого регионального Закона не противоречат данным нормативным актам.

Как следует из буквального толкования положений статьи 19 Федерального закона № 166-ФЗ от 15.12.2001 г., наименования и содержания Указа Президента Российской Федерации № 1141 от 20.09.2010 г., данные нормативные правовые акты направлены на регулирование отношений, связанных с определением стажа государственной гражданской службы, необходимого для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, а не лиц, замещавших государственные должности и должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, каковым является Республика Калмыкия. Кроме того, вышеназванный Указ Президента Российской Федерации не содержит требований о включении периодов работы адвокатом в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности и должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, пенсия которым назначается в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и за счет средств субъекта Российской Федерации.

Также не основаны на материальном законе доводы административного истца о том, что на отношения по определению стажа государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации для назначения им пенсии за выслугу лет распространяется действие Указа Президента Российской Федерации от 19.11.2007 г. N 1532.

Вопреки доводам административного истца данный Указ Президента Российской Федерации, как следует из его наименования и содержания, направлен на реализацию положений частей 1, 2 статьи 54 Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ, и регулирует вопросы стажа гражданской службы для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрения за безупречную и эффективную гражданскую службу, а не периоды службы (работы) включаемые в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные гражданские должности.

В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (в Постановлении от 16 июля 2007 года № 12-П, в Определениях от 11 мая 2006 года № 88-Щ, от 3 апреля 2007 года № 332-О-П) субъект Российской Федерации, устанавливая условия назначения лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, пенсии за выслугу лет, предоставляемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительно к их трудовой (с 1 января 2015 года – страховой) пенсии, вправе определять, периоды какой трудовой деятельности, предшествовавшей гражданской службе, помимо предусмотренной непосредственно федеральным законодательством, подлежат зачету в стаж, дающий право на такую пенсию, исходя, в том числе, из своих финансовых возможностей

Как следует из наименования и содержания Закона Республики Калмыкия, отдельное положение которого оспаривается Минькеевой А.Б., данный нормативный правовой акт устанавливает основания, условия назначения пенсии за выслугу лет (в том числе определяет периоды службы (работы) включаемые в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет) лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия и должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия и, таким образом, имеет целевую направленность, касается компенсационной выплаты неработающим пенсионерам, которая, не предусмотрена федеральным законодательством; является дополнительной к установленным федеральным пенсиям для отдельных категорий граждан; выплачивается из средств республиканского бюджета.

Таким образом, не находят подтверждения доводы административного истца о несоблюдении принципа единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 4, пункт 4 статьи 6 Федерального закона № 79-ФЗ от 27.07.2004 г.), поскольку, как в данном Федеральном законе, так и в Законе Республики Калмыкия от 13.06.2019 г. № 51-VI-З предусмотрены правовые основания для назначения пенсии по выслуге лет для лиц, находящихся на государственной гражданской службе, следовательно, единство данных принципов не нарушается.

При таких обстоятельствах административное исковое заявление Минькеевой А.Б. удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

в удовлетворении административного искового заявления Минькеевой А.Б. к Народному Хуралу (Парламенту) Республики Калмыкия, Правительству Республики Калмыкия о признании не действующим пункта 2 статьи 5 Закона Республики Калмыкия от 13 июня 2019 года № 51-VI-З «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия» отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Верховный Суд Республики Калмыкия в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий С.И. Говоров

Решение в окончательной форме изготовлено 10 сентября 2021 года.