ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-31/2021 от 15.02.2021 Ульяновского областного суда (Ульяновская область)

Дело № 3а-31/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Пулькиной Н.А.

при секретаре Кезиной О.А.,

с участием прокурора Холодилиной Ю.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Государственный научный центр - Научно-исследовательский институт атомных реакторов» о признании недействующим приказа Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 15 октября 2020 года № 50-П «О внесении изменений в приказ Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 14 декабря 2017 года № 06-531»,

УСТАНОВИЛ:

Текст Приказа опубликован  в официальном печатном издании Ульяновской области – газета «Ульяновская правда» № 96 от 21 декабря 2017 года.

Текст приказа опубликован в газете «Ульяновская правда» № 101 (24273) от 30 декабря 2019 года.

Решением Ульяновского областного суда от 2 июня 2020 года, вступившим в законную силу 30 сентября 2020 года, удовлетворено административное исковое заявление акционерного общества «Государственный научный центр – Научно-исследовательский институт атомных реакторов»: признан недействующим со дня принятия приказ Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от 12 декабря 2019 года № 06-339 «О внесении изменений в приказ Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 14 декабря 2017 года № 06-531», на Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области возложена обязанность по принятию нового заменяющего нормативного правового акта в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Текст приказа опубликован в газете «Ульяновская правда» № 77 (24351) от        20 октября 2020 года.

Акционерное общество «Государственный научный центр – Научно-исследовательский институт атомных реакторов» (далее также общество, административный истец, АО ГНЦ НИИАР) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия Приказа № 50-П от 15 октября 2020 года, в обоснование своих требований указав, что оспариваемый приказ принят Агентством без учета выводов суда апелляционной инстанции, изложенных в апелляционном определении Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 30 сентября 2020 года, вынесенном по итогам рассмотрения в апелляционном порядке апелляционных жалоб Агентства и АО ГНЦ НИИАР на решение Ульяновского областного суда от 2 июня 2020 года. В частности, суд апелляционной инстанции признал обоснованными доводы апелляционной жалобы АО ГНЦ НИИАР и признал незаконным вывод суда первой инстанции об исключении из расчета необходимой валовой выручки расходов на электроэнергию АО ГНЦ НИИАР стоимости услуг по передаче электроэнергии  при  установлении тарифа на техническую воду для АО ГНЦ НИИАР. Агентство вопреки выводам суда апелляционной инстанции при установлении тарифа Приказом № 50-П указанное обстоятельство не учло, в связи с чем размер тарифа, установленный оспариваемым приказом, вновь занижен.

В судебном заседании представитель АО ГНЦ НИИАР ФИО1 заявление поддержала по изложенным в нем доводам.

Представитель Агентства по регулирования цен и тарифов Ульяновской области ФИО2 решение оставил на усмотрение суда, пояснив, что при принятии Приказа № 50-П тарифный орган руководствовался решением Ульяновского областного суда от 2 июня 2020 года. Учитывая необходимость соблюдения срока исполнения судебного решения в части издания нового нормативного правового акта, оспариваемый приказ был принят без учета выводов суда апелляционной инстанции, изложенных в апелляционном определении от 30 сентября 2020 года.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Холодилиной Ю.О., полагавшей, что административный иск подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере водоснабжения и водоотведения относится, в том числе, установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

Согласно ч. 2 и ч. 8 ст. 31 Федерального закона № 416-ФЗ в сфере холодного водоснабжения подлежит регулированию тариф на техническую воду.

Решением Ульяновского областного суда от 2 июня 2020 года, вступившим в законную силу 30 сентября 2020 года, признан недействующим со дня принятия приказ Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от   12 декабря 2019 года № 06-339 «О внесении изменений в приказ Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 14 декабря 2017 года      № 06-531».

Текст приказа опубликован в газете «Ульяновская правда» № 77 (24351) от        20 октября 2020 года.

Полномочия Агентства по утверждению предельного уровня цены на тепловую энергию предусмотрены Положением об Агентстве по регулированию цен и тарифов Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 26 марта 2020 года № 6/138-П.

Согласно пункту 1.3 Порядка подготовки и издания правовых актов исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области  от 12 июля 2013 года № 288-П, правовые акты исполнительных органов, имеющие нормативный характер, издаются в форме приказов.

Таким образом, оспариваемый      приказ принят уполномоченным органом с соблюдением формы и порядка принятия нормативных правовых актов, официального опубликования и по этим основаниям административным истцом не оспаривается.

Согласно ч.2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

При принятии решения 2 июля 2020 года судом было установлено занижение величины НВВ, в связи с чем приказ Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от   12 декабря 2019 года № 06-339 «О внесении изменений в приказ Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 14 декабря 2017 года № 06-531» был признан недействующим.

Одновременно суд пришел к выводу о правомерном исключении тарифным органом из расходов на электроэнергию собственного производства стоимости услуг по передаче электроэнергии.        

Как усматривается из материалов дела, на основании решения Ульяновского областного суда от 2 июля 2020 года, пересмотренного в апелляционном порядке       30 сентября 2020 года, на заседании Правления Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области 15 октября 2020 года принято решение в отсутствие мотивированного апелляционного определения утвердить проект приказа                   «О внесении изменений в приказ Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 14 декабря 2017 года № 06-531».

Между тем, вывод суда, изложенный в решении от 20 июля 2020 года, об исключении из расходов на электроэнергию собственного производства стоимости услуг по передаче электроэнергии судом апелляционной инстанции признан неверным.

В соответствии с п. 20 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 года № 1178, для организаций, осуществляющих производство (передачу) электрической энергии сторонним потребителям (субабонентам) и для собственного потребления, распределение расходов по указанному виду деятельности между субабонентами и организацией производится пропорционально фактическому отпуску (передаче) электрической энергии.

Таким образом, законом разграничены расходы на передачу электрической энергии, как сторонним потребителям, так и для собственного потребления.

Тариф на услуги по передаче электроэнергии для сторонних потребителей является единым для всех потребителей Ульяновской области и утверждается на календарный год органом регулирования тарифов (приказ Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 25 декабря 2017 года №06-629 «Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электроэнергии на территории Ульяновской области на 2018 год»).

В то же время, услуги по передаче электроэнергии для собственного потребления не являются регулируемым видом деятельности, и расходы на такие  услуги не учитываются органом регулирования тарифов при установлении тарифа на услуги по передаче электроэнергии для сторонних потребителей.

В связи с этим, расходы на услуги по передаче электроэнергии для собственного потребления АО ГНЦ НИИАР не включены в тариф на услуги по передаче электроэнергии для сторонних потребителей, утвержденный приказом Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 25 декабря 2017 года №06-629 «Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электроэнергии на территории Ульяновской области на 2018 год».

Все расходы АО ГНЦ НИИАР на передачу электроэнергии для собственного производства (стоимость материалов, заработная плата персонала, текущий ремонт сетей) были отражены в бухгалтерском учете на сновании подтверждающих документов.

Согласно п. 49 Основ ценообразования расходы регулируемой организации на оплату услуг, оказываемых другими организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как произведение тарифов, установленных на товары (работы, услуги) таких организаций уполномоченными органами государственного регулирования рифов, и экономически (технологически, технически) обоснованных объемов приобретаемых у них товаров (работ, услуг) для осуществления регулируемых видов деятельности.

В материалы тарифного дела административным истцом были представлены документы, обосновывающие определение средневзвешенной себестоимости (цены) за 2018 год на услуги по передаче электроэнергии по внутренним сетям электроэнергии института, и в том числе на услуги по передаче электроэнергии, израсходованной на производство технической воды за 2018 год в размере 0,52 руб. за 1 кВт*ч.

Указанная стоимость была определена исходя из фактических расходов           АО ГНЦ НИИАР, понесенных в 2018 году на услуги по передаче электроэнергии.

Между тем, в нарушение пунктов 49, 20, 40(1) Основ ценообразования тарифным органом была незаконно исключена из расчета расходов на электроэнергию АО ГНЦ НИИАР стоимость услуг по передаче электроэнергии.

Таким образом, имеются основания для включения в расходы на электроэнергию для производства технической воды стоимости услуги по передаче электроэнергии собственного производства.

Неверное установление тарифным органом величины НВВ за счет исключения стоимости услуг по передаче электроэнергии привело к занижению тарифа на техническую воду для АО «ГНЦ НИИАР» на периоды с 1 июля по 31 декабря 2020 года и с 1 января по 30 июня 2021 года.

При таких обстоятельствах суд полагает необходимым признать оспариваемый приказ недействующим с момента принятия. 

На основании ст. 111 КАС РФ с Агентства в пользу административного истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 4500 руб.

На Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области следует возложить обязанность по принятию нового заменяющего нормативного правового акта в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление акционерного общества «Государственный научный центр Научно-исследовательский институт атомных реакторов» о признании недействующим приказа Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 15 октября 2020 года № 50-П «О внесении изменений в приказ Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 14 декабря 2007 года № 06-531» удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия приказ Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 15 октября 2020 года № 50-П «О внесении изменений в приказ Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 14 декабря 2007 года № 06-531».

Возложить на Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области обязанность по принятию нового заменяющего нормативного правового акта в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области в пользу акционерного общества «Государственный научный центр Научно-исследовательский институт атомных реакторов» государственную пошлину в размере 4500 руб.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                         Н.А. Пулькина