ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-320/2021 от 16.11.2021 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 3а-320/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 ноября 2021 года г. Челябинск

Челябинский областной суд в составе председательствующего Феофиловой Л.В., при секретаре Лаворко К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к Совету депутатов Андреевского сельского поселения Брединского муниципального района Челябинской области об оспаривании нормативного правового акта,

установил:

ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 обратились в Брединский районный суд с административным исковым заявлением к Совету депутатов Андреевского сельского поселения Брединского муниципального района Челябинской области, в котором просили:

признать недействующим решение Совета депутатов Андреевского сельского поселения Брединского муниципального района Челябинской области от 09 декабря 2020 года № 9 «Об отмене решения Совета депутатов Андреевского сельского поселения Брединского муниципального района Челябинской области от 07 февраля 2020 года № 5».

ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 также заявлены требования о признании недействующим решения Совета депутатов Андреевского сельского поселения Брединского муниципального района Челябинской области от 17 ноября 2020 года № 4 «Об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность главы Андреевского сельского поселения Брединского муниципального района Челябинской области».

В обоснование заявленных требований указали, что Советом депутатов Андреевского сельского поселения Брединского муниципального района Челябинской области 09 декабря 2020 года принято решение «Об отмене решения Совета депутатов Андреевского сельского поселения Брединского муниципального района Челябинской области № 5 от 07 февраля 2020 года», которым был утвержден протокол № 1 от 09 января 2020 года публичных слушаний о внесении изменений в Устав Андреевского сельского поселения Брединского муниципального района Челябинской области. Протокол № 1 от 09 января 2020 года утверждал проект решения Совета депутатов Андреевского сельского поселения о внесении изменений в Устав Андреевского сельского поселения Брединского муниципального района Челябинской области в части порядка избрания Главы администрации сельского поселения. Решение Совета депутатов от 09 декабря 2020 года было принято с существенным нарушением норм муниципального права, поскольку было принято без учета мнения жителей Андреевского сельского поселения, кроме того данное Решение нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку лишает жителей Андреевского сельского поселения конституционного права на прямые выборы главы Андреевского сельского поселения. Решение от 17 ноября 2020 года № 4 «Об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность главы Андреевского сельского поселения Брединского муниципального района Челябинской области» противоречит Решению № 5 от 07 февраля 2020 года, которым был утвержден Протокол № 1 от 09 января 2020 года публичных слушаний о внесении изменений в Устав Андреевского сельского поселения Брединского муниципального района Челябинской области в части установления порядка избрания главы Андреевского сельского поселения.

Решением Брединского районного суда Челябинской области от 16 апреля 2021 года в удовлетворении административных исковых требований ФИО1, ФИО2, ФИО4 и ФИО3 к Совету депутатов Андреевского сельского поселения Брединского муниципального района Челябинской области о признании недействующим решения Совета депутатов Андреевского сельского поселения Брединского муниципального района Челябинской области от 09 декабря 2020 года № 9, отказано. В мотивировочной части решения указано, что заявленное административными истцами ФИО3, ФИО2 и ФИО4 требование о признании недействующим решения Совета депутатов Андреевского сельского поселения Брединского муниципального района Челябинской области от 17 ноября 2020 года № 4 «Об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность главы Андреевского сельского поселения Брединского муниципального района Челябинской области» рассмотрению не подлежит, поскольку такое требование о признании недействующим указанного решения Совета депутатов Андреевского сельского поселения ранее рассмотрено судом.

Апелляционным определением Челябинского областного суда от 02 августа 2021 года решение Брединского районного суда Челябинской области от 16 апреля 2021 года отменено, дело направлено на рассмотрение в Челябинский областной суд.

В соответствии с частью 4 статьи 27 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) административное дело, направленное из одного суда общей юрисдикции или арбитражного суда в другой суд общей юрисдикции или арбитражный суд, должно быть принято к рассмотрению судом, в который оно направлено. Споры о подсудности между судами в Российской Федерации не допускаются.

Определением суда от 22 сентября 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Андреевского сельского поселения Брединского муниципального района Челябинской области.

Определением Челябинского областного суда от 16 ноября 2021 года принят отказ административного истца ФИО5 от административных исковых требований к Совету депутатов Андреевского сельского поселения Брединского муниципального района Челябинской области об оспаривании нормативных правовых актов. Производство по делу в части требований ФИО5 прекращено.

Определением Челябинского областного суда от 16 ноября 2021 года прекращено производство по делу в части требований ФИО2, ФИО3, ФИО4 к Совету депутатов Андреевского сельского поселения Брединского муниципального района Челябинской области в части о признании недействующим решения Совета депутатов Андреевского сельского поселения от 17 ноября 2020 года № 4 «Об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность главы Андреевского сельского поселения Брединского муниципального района».

Стороны и их представители, заинтересованные лица и их представители в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.

Председатель Совета депутатов Андреевского сельского поселения в письменном заявлении ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие, в удовлетворении заявленных требований просила отказать, указав, что принятием Советом депутатов Андреевского сельского поселения решения от 07 февраля 2020 года об утверждении протокола публичных слушаний от 09 января 2020 года № 1 изменения в Устав Андреевского сельского поселения не вносились, принятие такого решения действующим законодательством и Уставом не предусмотрено, в связи с чем оспариваемым решением не отменялось внесение изменений в Устав.

В соответствии со статьей 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.

Исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора прокуратуры Челябинской области, полагавшего административные исковые не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

В силу статьи 12 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно.

Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией РФ полномочия, установил в Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ) общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления (преамбула).

Частями 1 и 4 статьи 7 названного Федерального закона установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 43 Закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят, в том числе нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.

В соответствии с частью 1 статьи 48 Закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц – органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, – уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).

Исходя из содержания приведенной правовой нормы, по общему правилу в порядке самоконтроля отменить нормативный правовой акт в случае выявления его противоречия закону полномочен орган местного самоуправления его принявший.

Подпунктом 2 части 8 статьи 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу.

В силу пункта 1 статьи 19 Устава Андреевского сельского поселения Челябинской области (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта), Собрание депутатов Андреевского сельского поселения является представительным органом поселения (том 1, л.д. 144-187).

Согласно пункту 2 статьи 33 Устава, глава поселения избирается Советом депутатов поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, сроком на 5 лет и возглавляет местную администрацию.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 21 Устава Андреевского сельского поселения Челябинской области к полномочиям Собрания депутатов Андреевского сельского поселения относится принятие устава поселения и внесение в него изменений и дополнений.

Статьей 56 Устава предусмотрено, что Устав принимается Советом депутатов поселения. Внесение изменений и дополнений в Устав поселения осуществляется в том же порядке, что и его принятие.

Проект Устава поселения, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав поселения не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии Устава поселения, внесении изменений и дополнений в Устав поселения подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного Советом депутатов поселения порядка учета предложений по проекту Устава, проекту муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 28 Закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ проект устава должен выноситься на публичные слушания, а также проект муниципального нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в устав.

Административные истцы полагают, что решением Совета депутатов Андреевского сельского поселения от 07 февраля 2020 года № 5 утвержден проект решения Совета депутатов Андреевского сельского поселения Брединского муниципального района о внесении изменений в Устав Андреевского сельского поселения Брединского муниципального района Челябинской области в части порядка избрания главы администрации Андреевского сельского поселения.

Как следует из материалов дела, решением Совета депутатов Андреевского сельского поселения от 07 февраля 2020 года № 5 утвержден протокол № 1 от 09 января 2020 года публичных слушаний по обсуждению проекта Решения Совета депутатов Андреевского сельского поселения «О внесении изменений в Устав Андреевского сельского поселения Брединского муниципального района Челябинской области» - глава 6 статья 3 пункт 2 (порядок избрания главы Андреевского сельского поселения), главе Андреевского сельского поселения ФИО1 поручено направить пакет документов в Министерство юстиции Челябинской области для внесения изменения в Устав Андреевского сельского поселения – глава 6 статья 3 пункт 2 (порядок избрания главы Андреевского сельского поселения) согласно утвержденному протоколу публичных слушаний № 1 от 09 января 2020 года (том 1, л.д. 97).

В материалы дела представлен протокол № 1 от 09 января 2020 года (том 1, л.д. 5-7), которым принято решение утвердить проект решения Совета депутатов Андреевского сельского поселения «О внесении изменений в Устав Андреевского сельского поселения Брединского муниципального района Челябинской области (глава 6 статья 33 пункт 2 – Порядок избрания главы Андреевского сельского поселения).

Иные документы, подтверждающие соблюдение установленной действующим законодательством и Уставом Андреевского сельского поселения Брединского муниципального района Челябинской области процедуры внесения изменений в Устав, в материалах дела отсутствуют.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.

Проанализировав содержание решения Совета депутатов Андреевского сельского поселения от 07 февраля 2020 года № 5, суд приходит к выводу об отсутствии у данного решения признаков, характеризующих нормативный правовой акт, на основании которого могут быть внесены изменения в Устав, как и иного нормативного правового акта, поскольку ни Законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, ни Уставом Андреевского сельского поселения Брединского муниципального района Челябинской области принятие нормативных правовых актов путем утверждения протокола публичных слушаний не предусмотрено, решение от 07 февраля 2020 года № 5 не содержит норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Доказательства, подтверждающие реализацию данного решения, в материалы дела не представлены.

Соответственно, оспариваемое решение Совета депутатов Андреевского сельского поселения от 09 декабря 2020 года № 9 «Об отмене внесения изменения в Устав о прямых выборах главы Андреевского сельского поселения» нормативным правовым актом также не является, поскольку на прекращение каких-либо правоотношений не направлено, принят представительным органом местного самоуправлении в пределах своей компетенции в порядке самоконтроля.

Учитывая изложенное, доводы административных истцов о нарушении процедуры принятия оспариваемого решения, его принятие без учета мнения жителей Андреевского сельского поселения, судом во внимание не принимаются, поскольку для принятия муниципальных правовых актов, не затрагивающих права неопределенного круга лиц, учет мнения жителей населенного пункта, в том числе посредством проведения публичных слушаний, не предусмотрен. Оспариваемое решение принято большинством голосов, при наличии кворума (том 2, л.д. 95-99).

Принимая во внимание, что оспариваемым правовым актом решение, вносящее изменения в Устав Андреевского сельского поселения Брединского муниципального района Челябинской области не отменялось, отменено решение об утверждении протокола публичных слушаний, не являющееся нормативным правовым актом, вносящим изменения в Устав, нарушение прав административных истцов отсутствует.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 177, 215 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к Совету депутатов Андреевского сельского поселения Брединского муниципального района Челябинской области о признании недействующим решения от 09 декабря 2020 года № 9 «Об отмене решения Совета депутатов Андреевского сельского поселения Брединского муниципального района Челябинской области от 07 февраля 2020 года № 5», отказать.

Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Челябинский областной суд.

Председательствующий Л.В. Феофилова

Мотивированное решение изготовлено 22 ноября 2021 года