Дело № 3а-320/ 2022
УИД 64OS0000-01-2022-000303-39
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 сентября 2022 года город Саратов
Саратовский областной суд в составе:
председательствующего Аршиновой Е.В.,
при секретаре Куняевой Н.С.,
с участием представителя административного истца - Белова И.Ф., представителя административного ответчика Степановой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в интересах Российской Федерации к министерству природных ресурсов и экологии Саратовской области о признании недействующим пункта 1 приказа министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 18 мая 2021 года № 184 «Об определении границ рыболовных участков»,
установил:
министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области 18 мая 2021 года издан приказ № 184 «Об определении границ рыболовных участков», которым определены границы рыболовных участков в пределах Саратовской области, в том числе границы на водохранилище на правом притоке реки Троснянка на балке Солонцовая на территории Балашовского муниципального района Саратовской области (пункт 1).
Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура в интересах Российской Федерации обратилась с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим пункт 1 приказа министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 18 мая 2021 года № 184 «Об определении границ рыбоводных участков» как несоответствующий закону, имеющему большую юридическую силу. В обоснование доводов административный истец ссылается на то, что Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой по результатам проведенной проверки выявлены нарушения федерального законодательства при определении границ рыболовного участка, расположенного на водохранилище на правом притоке реки Троснянка на балке Солонцовая на территории Балашовского муниципального района Саратовской области. Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области нарушена процедура принятия нормативного правового акта, а именно: границы рыболовного участка были определены в отсутствие заключения научной организации, осуществляющей деятельность в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, а также в области аквакультуры (рыболовства), не представлено документов, подтверждающих, что комиссией учитывалось мнение граждан, общественных объединений, юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов). Кроме того, водный объект пруд «Ново-Солоничный» в силу закона не является объектом для формирования рыбоводных участков на его территории.
В судебном заседании представитель административного истца поддержал административные исковые требования, дал объяснения аналогичные изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области, поддержав письменные возражения, просила в удовлетворении административного искового заявления отказать. Указала, что оспариваемый приказ принят уполномоченным органом, в пределах его компетенции, процедура принятия нормативного правового акта соблюдена. Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области 21 февраля 2021 года в адрес директора Саратовского филиала Федерального государственного бюджетного научного учреждения (далее - ФГБНУ) «Всероссийский научно-исследовательский институт рыболовного хозяйства и океанологии» Шашуловского В.А. направлялся запрос № 2234 о предоставлении заключения о возможности размещения рыбоводного участка, в том числе в границах географических координат. Однако был получен ответ о том, что выдача запрашиваемого заключения возможна только на договорной основе по установленному прейскуранту цен. При этом в состав комиссии включена кандидатура директора Саратовского филиала ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт рыболовного хозяйства и океанологии» Шашуловского В.А., который озвучил позицию о возможности размещения рыбоводного участка на обозначенном водном объекте, о чем в протоколе имеется его подпись. Кроме того, утверждение административного истца о том, что при определении границ рыбоводного участка не было учтено мнение перечисленных категорий граждан, является несостоятельным и основанным на неверном толковании законодательства, поскольку, согласно ответу на запрос администрация Балашовского муниципального района и Первомайского муниципального образования не возражали против размещения рыбоводного участка на водохранилище на правом притоке реки Троснянка на балке Солонцовая на территории Балашовского муниципального района Саратовской области, при этом интересы местного населения данным вопросом не затрагиваются. Также, полагает, что достаточных оснований тому, что водный объект, на территории которого определены границы рыбоводного участка, является прудом, административным истцом не приводится.
Иные лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в суд не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьей 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
Волжской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проведенной проверки установлено несоблюдение федерального законодательства при определении границ рыболовного участка, расположенного на водохранилище на правом притоке реки Троснянка на балке Солонцовая на территории Балашовского муниципального района Саратовской области, что привело к нарушению прав Российской Федерации как собственника водного объекта.
Обращение прокурора в суд с иском в интересах Российской Федерации соответствует части 1 статьи 39 КАС РФ, Закону Российской Федерации от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», разъяснениям, содержащимся в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».
Согласно части 1 и пункту 3 части 2 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты подразделяются в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей. К поверхностным водным объектам относятся, в том числе, водотоки (реки, ручьи, каналы) и водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища).
Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии. Береговая линия (граница водного объекта) для реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера определяется по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом, а для пруда, водохранилища - по нормальному подпорному уровню воды (части 3 и пункты 2, 3 части 4 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации).
Согласно Государственному стандарту Союза ССР 19179-73 «Гидрология суши. Термины и определения» водный объект - сосредоточение природных вод из поверхности суши либо в горных породах, имеющее характерные формы распространения и черты режима (пункт 6).
Гидрологический режим - совокупность закономерно повторяющихся изменений состояния водного объекта, присущих ему и отличающих его от других водных объектов (пункт 9). Водный режим - изменение во времени уровней, расходов и объемов воды в водных объектах и почвогрунтах (пункт 14).
Водоток - водный объект, характеризующийся движением воды в направлении уклона в углублении земной поверхности (пункт 15). Водоем - водный объект в углублении суши, характеризующийся замедленным движением воды или полным его отсутствием. Различают естественные водоемы, представляющие собой природные скопления воды во впадинах, и искусственные водоемы - специально созданные скопления воды в искусственных или естественных углублениях земной поверхности (пункт 18 и примечание к нему). Гидрографическая сеть - совокупность водотоков и водоемов в пределах какой-либо территории (пункт 28).
Река - водоток значительных размеров, питающийся атмосферными осадками со своего водосбора и имеющий четко выраженное русло (пункт 21). Озеро - естественный водоем с замедленным водообменом (пункт 176). Водохранилище - искусственный водоем, образованный водоподпорным сооружением на водотоке с целью хранения воды и регулирования стока (пункт 175).
Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 02 июля 2013 года № 148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве)» (далее – ФЗ «Об аквакультуре (рыболовстве») береговые линии (границы водных объектов) и (или) границы частей водных объектов, признаваемых рыбоводными участками, определяются в соответствии с требованиями Водного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок определения границ водных объектов и (или) их частей, участков континентального шельфа Российской Федерации и участков исключительной экономической зоны Российской Федерации, признаваемых рыбоводными участками (далее - границы рыбоводных участков), установлен соответствующими Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2014 года № 1183 (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом «в» пункта 2 данных Правил определение границ рыбоводных участков в отношении рыбоводных участков во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также во внутренних морских водах Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации, прилегающих к территории муниципального образования соответствующего субъекта Российской Федерации, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 11 Правил установлено, что на основании результатов рассмотрения предложений, а также инициативы органа государственной власти комиссия принимает решение об определении границ рыбоводного участка или об отказе в определении границ рыбоводного участка в случае несоответствия указанных предложений статье 4 Федерального закона «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» или пункту 9 настоящих Правил.
Решение комиссии оформляется протоколом, к которому прилагаются сведения о рыбоводных участках с указанием их границ, наименования водного объекта, муниципального образования (в случае если рыбоводный участок расположен на территории муниципального образования либо примыкает к территории муниципального образования), площади и вида водопользования, предусмотренного Водным кодексом Российской Федерации.
Орган государственной власти в течение 10 рабочих дней после подписания указанного в пункте 11 настоящих Правил протокола комиссии определяет границы рыбоводных участков посредством принятия правового акта, содержащего сведения о рыбоводных участках с указанием их границ, наименования водного объекта, муниципального образования (в случае если рыбоводный участок расположен на территории муниципального образования либо примыкает к территории муниципального образования), площади и вида водопользования, предусмотренного Водным кодексом Российской (пункт 12 Правил).
В силу положений подпункта «а» пункта 13 Правил орган государственной власти после принятия правового акта в течение 3 рабочих дней размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» правовой акт, а также протокол комиссии и схему водных объектов с нанесенными границами рыбоводных участков.
В целях определения границ рыбоводных участков орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает комиссию по определению границ рыбоводных участков (пункт 3 Правил), порядок деятельности которой определен приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 11 марта 2015 года № 94.
В соответствии с пунктом 12.6.1 Положения о министерстве природных ресурсов и экологии Саратовской области, утвержденного 08 октября 2013 года № 537-П постановлением Правительства Саратовской области, к полномочиям министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области в сфере аквакультуры (рыболовства) относится определение территории Саратовской области береговых линий (границ водных объектов) и (или) границ частей водных объектов, признаваемых водными участками.
Для осуществления возложенных на министерство задач и функций министерство имеет право издавать правовые акты (приказы, распоряжения) по вопросам компетенции министерства (подпункт 4 пункта 14 Положения о министерстве).
Как видно из материалов дела, 03 марта 2021 года проведено заседание комиссии по определению границ рыбоводного участка, созданной на основании приказа министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 15 мая 2015 года № 219. На основании протокола заседания комиссии приказом министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 18 мая 2021 года № 184 определены границы рыбоводного участка, расположенного на водохранилище на правом притоке реки Троснянка на балке Солонцовая на территории Балашовского муниципального района Саратовской области (пункт 1).
Приказ министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 18 мая 2021 года № 184 «Об определении границ рыболовных участков» обладает признаками нормативного правового акта, поскольку направлен на регулирование общественных отношений в сфере осуществления аквакультуры, затрагивающих неопределенный круг лиц, рассчитан на неоднократное применение, так как позволяет заниматься рыбоводством на выделенных рыбоводных участках неопределенному кругу лиц, направлен на изменение или прекращение существующих правоотношений, обязателен для неопределенного круга лиц в связи с использованием рыболовного участка, издан управомоченным органом государственной власти - министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области.
Протокол заседания комиссии и оспариваемый приказ от 18 мая 2021 года № 184 в соответствии с пунктом 13 Правил были размещены на сайте министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии со статьей 5 Закона Саратовской области № 64-ЗСО от 26 июня 2006 года в редакции от 02 февраля 2021 года «О порядке обнародования и вступления в силу правовых актов органов государственной власти Саратовской области» постановления Губернатора области и Правительства области, нормативные правовые акты иных органов исполнительной власти области подлежат официальному опубликованию в течение десяти дней со дня их подписания.
На основании статьи 6 Закона Саратовской области № 64-ЗСО от 26 июня 2006 года в редакции от 02 февраля 2021 года «О порядке обнародования и вступления в силу правовых актов органов государственной власти Саратовской области» официальным опубликованием законов области, постановлений областной Думы, имеющих нормативный характер, постановлений Губернатора области и Правительства области, нормативных правовых актов иных органов исполнительной власти области считается первая публикация их полного текста в газете «Саратовская областная газета «Регион 64», в «Собрании законодательства Саратовской области», первое размещение (опубликование) на сайте сетевого издания «Новости Саратовской губернии» (www.G-64.RU), сайте сетевого издания «Регион 64» (www.RE64.RU), «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru). В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02 апреля 2014 года № 198 «О порядке опубликования законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru)» опубликование законов и иных нормативных правовых актов органов государственной власти области на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) осуществляется в течение десяти дней со дня их подписания.
Приказ министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 18 мая 2021 года № 184 «Об определении границ рыбоводных участков» опубликован 20 мая 2021 года на сайте сетевого издания «Новости Саратовской Губернии» (www.G-64.RU).
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области (письмо от 21 июля 2022 года № 64/05-5513) на запрос суда сообщено, что приказ министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 18 мая 2021 года № 184 поступил в Управление 27 мая 2021 года. Вместе с тем данный акт не был включен в федеральный регистр, так как не соответствует критериям включения в федеральный регистр (пункт 9 разъяснений по применению Порядка о ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 04 марта 2021 года № 27).
Согласно подпункту «б» пункта 5 Правил указано, что орган государственной власти при определении границ рыбоводных участков учитывает, в том числе, заключения научных организаций, осуществляющих деятельность в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, а также в области аквакультуры (рыбоводства).
В силу пункта 10 Порядка деятельности комиссии по определению границ рыболовных участков, утвержденного Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 11 марта 2015 года № 94, секретарь Комиссии запрашивает заключения научных организаций, осуществляющих деятельность в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, а также в области аквакультуры (рыбоводства).
Представитель министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области считает, что процедура принятия нормативного правового акта не нарушена, поскольку приказом министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 15 мая 2015 года № 219 создана комиссия по определению границ рыболовных участков, в состав которой включена кандидатура заместителя руководителя Саратовского филиала ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт рыболовного хозяйства и океанологии» Шашуловского В.А. В ходе заседания комиссии Шашуловский В.А. озвучивал позицию ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт рыболовного хозяйства и океанологии» о возможности или невозможности размещения рыболовного участка на том или ином водном объекте, что, по сути, является заключением, которое органу государственной власти надлежит учитывать при определении границ рыболовных участков. Кроме того, правовые акты, имеющие большую юридическую силу, не содержат требований относительно порядка и формы получения указанных заключений. Министерством природных ресурсов и экологии по Саратовской области направлялось обращение в Саратовский филиал ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт рыболовного хозяйства и океанологии» о предоставлении заключения о возможности размещения рыболовных участков, расположенных на территории Саратовской области, на которое был получен ответ о том, что выдача запрашиваемого заключения возможна только на договорной основе по установленному прейскуранту цен.
Вместе с тем из сообщений ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт рыболовного хозяйства и океанологии», Положения о Саратовском филиале ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт рыболовного хозяйства и океанологии», Устава ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт рыболовного хозяйства и океанологии» следует, что Саратовский филиал ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт рыболовного хозяйства и океанологии» в 2019 году реорганизован путем присоединения к ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт рыболовного хозяйства и океанологии». Согласно приказам ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт рыболовного хозяйства и океанологии» № 71 от 14 февраля 2019 года и № 131 от 06 марта 2019 года деятельность филиала, не связанная с выполнением Государственного задания, должна осуществляться в рамках приносящей доход деятельности, согласно утвержденном прейскуранту. Выдача заключений о возможности размещения рыболовных участков на водных объектах зоны ответственности Саратовским филиалом ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт рыболовного хозяйства и океанологии» не включена в Государственное задание, выполняемое в рамках бюджетного финансирования. Выдача заключения о возможности размещения рыболовных участков на территории Саратовской области возможна только на договорной основе. Саратовский филиал ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт рыболовного хозяйства и океанологии» и его представитель, присутствующий на заседании комиссии по определению границ рыболовных участков министерства природных ресурсов Саратовской области не определяет и не проверяет графические координаты границ формируемого рыболовного участка. Таким образом, включение в состав комиссии согласно пункту 3 Правил определения границ водных объектов и (или) их частей, участков континентального шельфа Российской Федерации и участков исключительной экономической зоны Российской Федерации, признаваемых рыболовными участками, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2014 года № 1183 научных организаций и (или) федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих деятельность в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, а также в области аквакультуры (рыболовства) не является выполнением пункта 5 указанных правил. Следовательно, участие в данной комиссии не заменяет и не приравнивается к заключению научной организации.
Таким образом, министерством природы и экологии Саратовской области нарушена процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта при определении границы рыболовного участка на водохранилище на правом притоке реки Троснянка на балке Солонцовая на территории Балашовского муниципального района Саратовской области.
Кроме того, в обоснование нарушения процедуры принятия приказа министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 18 мая 2021 года № 184 в оспариваемой части административный истец также ссылается на то, что комиссией не учитывалось мнение граждан, общественных объединений, юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов).
Анализируя пункт 3 части 3 статьи 3 ФЗ «Об аквакультуре (рыболовстве)», подпункт «а» пункта 5, пункты 6, 7 Правил, пункт 10 Порядка деятельности комиссии по определению границ рыболовных участков, утвержденного Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 11 марта 2015 года № 94, суд приходит к выводу о том, что граждане, общественные объединения, юридические лица, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, объединения юридических лиц имеют право при подготовки решений, реализация которых может оказать воздействие на водные объекты при их использовании и охране, в порядке и в формах, которые установлены законодательством Российской Федерации ознакомится с информацией, размещенной на официальном сайте органа государственной власти, в чьи полномочия входит определение границ рыбоводных участков, а также направить в данный орган свои предложения и замечания (пункт 7 Правил) либо непосредственного обратиться в данный орган с заявлением об установлении или изменении таких границ (подпункт «а» пункта 5 Правил).
Требований, возлагающих на комиссию обязанность запрашивать у граждан, общественных объединений, юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, объединений юридических лиц соответствующие предложения и информацию относительно образуемого рыболовного участка, в том числе места его размещения, нормативные правовые акты не содержат.
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии в указанной части нарушений, связанных с порядком принятия приказа № 184 от 18 мая 2021 года в оспариваемых положениях.
В соответствии с частью 3 статьи 4 ФЗ «Об аквакультуре (рыболовстве)» в обводненных карьерах и прудах (в том числе образованных водоподпорными сооружениями на водотоках), а также на водных объектах, используемых в процессе функционирования мелиоративных систем, включая ирригационные системы, рыбоводные участки не выделяются.
По сообщению Нижне-Волжского бассейнового водного управления от 28 октября 2021 года № 2201 сведения о пруде «Ново-Солоничный» на территории Балашовского района Саратовской области в государственном водном реестре отсутствуют.
Несмотря на отсутствие в государственном водном реестре сведений о данном водном объекте, спорный водный объект по своим признакам и механизму образования является прудом, что следует из сообщений администрации Балашовского муниципального района Саратовской области, в соответствии с которыми из предоставленных графических координат видно, что рыболовный участок находится на территории Первомайского муниципального образования Балашовского муниципального района, ГТС пруда «Ново-Солоничный» в 3,5 км ВСВ пос. Первомайский, в б. Солонцовая (б Ветлянка-Хопер-Терса-р. Медведица). Данный пруд используется как резервуар для пожаротушения. Организованных зон отдыха населения на пруду нет. Пруд «Ново-Солоничный» входит в земельный участок, который стоит на земельном участке с кадастровым номером 64:06:180401:125, общей площадью 897 537 кв.м.
На запрос Саратовской межрайонной прокуратуры Саратовским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Приволжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (от 13 октября 2021 года за исх. № 1841) сообщено, что на публичной кадастровой карте земельный участок с кадастровым номером 64:06:180401:125 накладывается на акваторию водного объекта-пруда без названия, расположенного в 2,1 км к востоку-северо-востоку от п. Первомайский Балашовского муниципального образования. Водный объект представляет собой балочный пруд. Пруд в гидрологическом отношении не изучен, никакой справочной информацией о нем Саратовский ЦГМС не располагает
Кроме того, при направлении министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области документов в адрес Волго-Каспийского территориального управления Росрыболовства (18 мая 2021 года за исх. № 5760) предоставлялась лицензия на водопользование в отношении спорного водного объекта - пруд «Ново-Солоничный».
В приложении к приказу комитета охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области от 19 июня 2009 года № 1219 «Об утверждении перечня объектов, подлежащих региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов» (утратил силу 23 ноября 2021 года) под номером 48 в реестре указан водный объект - пруд «Ново-Солоничный».
Следовательно, водный объект - пруд «Ново-Солоничный» не может является объектом для формирования рыболовных участков на его акватории.
При таких обстоятельствах административное исковое заявление Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в интересах Российской Федерации о признании недействующим приказа министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 18 мая 2021 года № 184 «Об определении границ рыболовных участков» в части определения границы рыболовного участка на водохранилище на правом притоке реки Троснянка на балке Солонцовая на территории Балашовского муниципального района Саратовской области (пункт 1) является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
С учетом того, что приказ министерства экологии и природных ресурсов по своему правовому содержанию является нормативным правовым актом, принят в оспариваемой части с нарушением процедуры, противоречит приведенным выше положениям федерального законодательства, имеющим большую юридическую силу, он подлежит признанию недействующим в оспариваемой части, исходя из разъяснений, содержащихся в пункте пункт 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», со дня его принятия министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Признать недействующим со дня принятия приказ министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 18 мая 2021 года № 184 «Об определении границ рыболовных участков» в части определения границы рыболовного участка на водохранилище на правом притоке реки Троснянка на балке Солонцовая на территории Балашовского муниципального района Саратовской области (пункт 1).
Решение суда в течение одного месяца после вступления в законную силу в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит опубликованию в средстве массовой информации, в котором был опубликован оспариваемый нормативный правовой акт.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.В. Аршинова