УИД 76OS0000-01-2019-000288-27
Дело № 3а-321\19
Принято в окончательной форме 03.12.19г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 ноября 2019 года гор. Ярославль
Ярославский областной суд в составе:
председательствующего судьи Преснова В.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Амелиной Я.Г. и помощником судьи Колюховой М.А.,
с участием прокурора Бекеневой Е.В.,
административного истца Овчинниковой Т.П. и ее представителей Колесниковой Ю.В. и Юнусовой Н.А., представителей административного ответчика Правительства Ярославской области на основании доверенностей Молокановой Н.В. и Морозовой Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Овчинниковой Татьяны Павловны к Правительству Ярославской области о признании недействующим в части Порядка выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 09 декабря 2013г. № 1601-п (в редакции постановления Правительства Ярославской области от 29 августа 2019 года № 637-п),
Установил:
Постановлением Правительства Ярославской области от 09 декабря 2013 года № 1601-п утвержден Порядок выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации (далее – Порядок).
Постановление с утвержденным порядком опубликовано в средстве массовой информации газете «Документ-Регион» 13 декабря 2013г. № 99.
Постановлением Правительства Ярославской области от 29 августа 2019 года № 637-п внесены изменения в постановление от 09 декабря 2013г. № 1601-п и в Порядок.
Постановление правительства Ярославской области от 29 августа 2019г. № 637-п размещено на Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 03.09.2019г. и опубликовано в газете «Документ-Регион» N 75, 06.09.2019г.
Пункт 3 Порядка содержит перечень документов, подтверждающих наличие либо отсутствие обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, при наличии которых по решению органа исполнительной власти Ярославской области, осуществляющего управление жилищным фондом Ярославской области, договор найма специализированного жилого помещения с указанными лицами может быть заключен на новый пятилетний срок.
К числу таких документов пунктом 3.2 Порядка отнесены и документы, подтверждающие доход нанимателя:
- оригинал (оригиналы) справки (справок) с места (мест) работы за последние 12 месяцев с указанием занимаемой должности;
- оригинал (оригиналы) сведений (справки (справок)) о полученных физическим лицом доходах и удержанных суммах налога с места (мест) работы за последние 12 месяцев;
- налоговая декларация по налогу на доход физических лиц с отметкой территориального налогового органа о ее принятии (для нанимателя, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя).
Абзацем 3 пункта 8 Порядка (введен постановлением Правительства Ярославской области от 29.08.2019г. № 637-п) предусмотрено, что если средний размер заработной платы нанимателя составляет менее величины прожиточного минимума, установленного на текущий момент для трудоспособного населения Ярославской области, и (или) не подтверждается непрерывный стаж работы нанимателя за последние 12 месяцев, устанавливается наличие обстоятельств.
В административном исковом заявлении Овчинникова Т.П. просит признать недействующими пункт 3.2, абзац 3 пункта 8 Порядка.
Административные исковые требования мотивированы тем, что Овчинникова Т.П. относится к числу лиц, в отношении которых применяется указанный порядок. Оспариваемые положения противоречат нормам права, имеющим большую юридическую силу, так как обязывают предоставлять справки о доходах только с места работы, где наниматель обязан быть трудоустроен официально, отсылки к иным источникам дохода региональный законодатель не делает, что послужило основанием для принятия решения в отношении административного истца о наличии указанных обстоятельств.
В судебном заседании административный истец Овчинникова Т.П. и ее представители Колесникова Ю.В. и Юнусова Н.А. административные исковые требования поддержали.
Представители административного ответчика Правительства Ярославской области на основании доверенностей Молокановой Н.В. и Морозовой Е.М. административные исковые требования не признали.
Прокурором Бекеневой Е.В. дано заключение о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований.
Выслушав указанных лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Овчинникова Т.П. является нанимателем жилого помещения специализированного найма по договору найма жилых помещений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Договор заключен 28 декабря 2013г.
Согласно договору найма Овчинниковой Т.П. предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>.
09 ноября 2018 года в отношении Овчинниковой Т.П. составлен акт о наличии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, что является основанием для отказа в заключении договора социального найма вышеуказанного жилого помещения.
Овчинникова Т.П. оспорила акт от 09 ноября 2018г. в судебном порядке, в удовлетворении исковых требований было отказано со ссылкой на нормы Порядка.
Тем самым, Овчинникова Т.П. относится к числу лиц, в отношении которых применен Порядок, в связи с чем она в соответствии с ч. 1 ст. 208 КАС РФ вправе оспорить данный нормативный правовой акт.
В соответствии с подпунктами 14,2, 14.3 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями; осуществления контроля за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществления контроля за распоряжением ими.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Срок действия договора специализированного найма жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ, составляет пять лет. В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок неоднократно по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с указанными лицами договор социального найма в отношении этого жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. Порядок выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания указанным лицам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 6<4> Закона Ярославской области от 09.11.2007 N 85-з «О порядке и условиях предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Ярославской области» порядок выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, при наличии которых договор найма специализированного жилого помещения с указанными лицами может быть неоднократно заключен на новый пятилетний срок, определяется Правительством Ярославской области.
Правительство Ярославской области принимает постановления, обязательные к исполнению в Ярославской области (статья 52 Устава Ярославской области).
Доказательств несоблюдения порядка принятия Порядка не имеется.
Тем самым, Порядок принят Правительством Ярославской области в соответствии с предоставленными ему полномочиями, с соблюдением порядка и формы принятия, требований о публикации нормативного правового акта в средстве массовой информации.
Вместе с тем имеются основания для признания оспариваемых положений Порядка недействующими.
Определяя порядок выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, региональный законодатель вправе определить перечень документов, необходимых для принятия уполномоченным органом решения о наличии или отсутствии таких обстоятельств.
Определение перечня документов, в том числе, подтверждающих доход нанимателя, требуется для решения уполномоченным органом исполнительной власти вопросов, связанных с неудовлетворительной адаптацией к самостоятельной жизни лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Пункт 3.2 Порядка содержит исчерпывающий перечень документов подтверждающих доход нанимателя (с места работы и доход индивидуальных предпринимателей).
Из буквального толкования пункта 3.2 Порядка следует, что допускается подтверждение только дохода, получаемого по трудовым отношениям и от предпринимательской деятельности.
Абзац 3 пункта 8 Порядка ставит решение вопроса об удовлетворительной (неудовлетворительной) адаптации нанимателя к самостоятельной жизни в зависимость от наличия среднего размера заработной платы нанимателя в размере не менее величины прожиточного минимума, установленного на текущий момент для трудоспособного населения Ярославской области, и (или) непрерывного стажа работы нанимателя за последние 12 месяцев.
Однако, данные нормы не учитывают возможность подтверждения получения иного дохода, признаваемого таковым законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6<4> Закон Ярославской области от 09.11.2007 N 85-з «О порядке и условиях предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Ярославской области» обстоятельствами, свидетельствующими о необходимости оказания лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, при наличии которых по решению органа исполнительной власти Ярославской области, осуществляющего управление жилищным фондом Ярославской области, договор найма специализированного жилого помещения с указанными лицами может быть неоднократно заключен на новый пятилетний срок, является неудовлетворительная адаптация нанимателя к самостоятельной жизни, в том числе отсутствие постоянного заработка, иного дохода в связи с незанятостью трудовой деятельностью, наличие отрицательной социальной среды, совершение правонарушений и антиобщественных действий.
Тем самым, региональный законодатель предусмотрел необходимость учета иного дохода, помимо заработной платы.
К числу иного дохода, подтверждение которого допускается пунктом 3.2 Порядка, отнесен только доход от предпринимательской деятельности, что нельзя признать соответствующим нормам права, имеющим большую юридическую силу.
Конституция Российской Федерации гарантирует право каждого гражданина на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (часть 1 статьи 34), свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (часть 1 статьи 44).
Таким образом, гражданам Российской Федерации гарантирована возможность занятия любой не запрещенной законом деятельности и получение дохода не только в результате трудовых отношений и предпринимательской деятельности, но и в рамках иных правоотношений.
Доходы от источников в Российской Федерации перечислены в статье 208 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из анализа части 1 статьи 208 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что ряд источников дохода носят регулярный характер: пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные налогоплательщиком в соответствии с действующим российским законодательством или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации; доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в Российской Федерации, дохода от авторских и смежных прав и другие.
При этом не все доходы могут подтверждаться документами, перечисленными в пункте 3.2 Порядка.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности законом могут быть предусмотрены условия осуществления гражданами такой деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно статье 2 Федерального закона от 27.12.2018 N 546-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» физические лица, осуществляющие виды деятельности, предусмотренные пунктом 70 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, вправе осуществлять такие виды деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя при условии соблюдения требований, указанных в пункте 70 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 70 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации к доходам физических лиц отнесены выплаты (вознаграждения), полученные физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, от физических лиц за оказание им следующих услуг для личных, домашних и (или) иных подобных нужд:
по присмотру и уходу за детьми, больными лицами, лицами, достигшими возраста 80 лет, а также иными лицами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации;
по репетиторству;
по уборке жилых помещений, ведению домашнего хозяйства.
В то время как пунктом 3.2 Порядка предусмотрена возможность подтверждения дохода от предпринимательской деятельности, если наниматель жилого помещения специализированного найма зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1286 Гражданского кодекса Российской Федерации по лицензионному договору одна сторона - автор или иной правообладатель (лицензиар) предоставляет либо обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования этого произведения в установленных договором пределах.
Лицензионный договор может быть возмездным (пункт 3 статьи 1286 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Иные вида дохода выплачиваются в порядке и на условиях предусмотренных иными нормами права – пенсии, стипендии и пр.
Предусмотренный перечень документов, а также императивное предписание абзаца 3 пункта 8 Порядка об установлении наличия обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, при отсутствии подтверждения только среднего размера и (или) непрерывного стажа работы нанимателя за последние 12 месяцев, ограничивает право лиц, в отношении которых применяется Порядок, на представление и учет сведений об иных законно получаемых доходов в результате деятельности, не связанной с трудовыми отношениями и предпринимательской деятельностью, которые характеризуют их имущественное положение и удовлетворительную адаптацию к самостоятельной жизни.
В результате такое регулирование нарушает права лиц, занимающихся не запрещенными иными видами деятельности, приносящими доход, кроме трудовой и предпринимательской (при условии регистрации в качестве индивидуального предпринимателя), а также женщин, занимающихся домашним хозяйством и воспитанием детей.
В силу изложенного административные исковые требования подлежат удовлетворению. При этом пункт 3.2 Порядка подлежит признанию недействующим, в той мере, которой не допускается подтверждение иного дохода.
Оспоренные положения нормативного правового акта применялись. На их основании были осуществлены прав и обязанности граждан, в связи с чем нормативный правовой акт в оспоренной части подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Суд не находит установленных в части 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для возложения обязанности на административного ответчика принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим в части.
На основании пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 35 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» сообщение о принятом решении, должно быть бесплатно опубликовано в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу в средстве массовой информации - газете «Документ-регион».
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Овчинниковой Т.П. удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 3.2 Порядка выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 09 декабря 2013г. № 1601-п (в редакции постановления Правительства Ярославской области от 29 августа 2019 года № 637-п) в той мере, которой не допускается подтверждение иного дохода.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу абзац 3 пункта 8 Порядка выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 09 декабря 2013г. № 1601-п (в редакции постановления Правительства Ярославской области от 29 августа 2019 года № 637-п).
Правительству Ярославской области опубликовать решение суда в средстве массовой информации «Документ-Регион» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ярославский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: В.С. Преснов