ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-321/20 от 19.03.2021 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Дело № 3а-59/ 2021

УИД21OS0000-01-2020-000249-80

Решение

именем Российской Федерации

19 марта 2021 года г. Чебоксары

Верховный Суд Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Филимоновой И.В., й

при секретаре судебного заседания Семенове Д.А.,

с участием представителя административного истца ОАО «Медтехника» ФИО1, представителя административного ответчика бюджетного учреждения Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ОАО «Медтехника» к Кабинету Министров Чувашской Республики, Министерству экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, бюджетному учреждению Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества, равной его рыночной стоимости,

установил:

ОАО «Медтехника», обратившись в суд с указанным административным исковым заявлением, с учетом уточнения, просило установить по состоянию на 1 января 2019 года кадастровую стоимость объекта недвижимости – земельного участка площадью 11787 +/-24 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере 14428500,81 руб.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что данный объект недвижимости принадлежит ему на праве собственности и его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2019 года определена в размере 19235878,11 руб., в то время как рыночная стоимость указанного объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2019 года составляет 14428500,81 руб., что подтверждается отчетом независимого оценщика ООО «Институт оценки и консалтинга» № 20-102 от 4 декабря 2020 года. Поскольку рыночная стоимость объекта значительно меньше кадастровой стоимости, а результаты определения кадастровой стоимости напрямую затрагивают его права и обязанности, так как от этого зависит исчисление земельного налога, административный истец просит установить кадастровую стоимость объекта недвижимости равной его рыночной стоимости в размере 14428500,81 руб. по состоянию на 1 января 2019 года.

В судебном заседании представитель административного истца ОАО «Медтехника» ФИО1 заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель бюджетного учреждения Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики ФИО2 разрешение указанного вопроса оставили на усмотрение суда.

Представитель Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, Кабинета Министров Чувашской Республики, представители заинтересованных лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, администрации города Чебоксары Чувашской Республики, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что объект недвижимости: земельный участок площадью 11787 +/-24 кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности ОАО «Медтехника» с 16 февраля 2015 года.

Согласно распоряжению Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики от 18 сентября 2017 года №913-р, принятому исходя из положений части 1 статьи 6 Федерального закона №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Федеральный закон № 237-ФЗ), в 2018 году на территории Чувашской Республики с применением норм, содержащихся в Федеральном законе №237-ФЗ, Методических указаниях о государственной кадастровой оценке, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 мая 2017 года №226, проведена государственная кадастровая оценка объектов капитального строительства (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов).

При этом полномочиями по определению кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 сентября 2016 года №391 наделено бюджетное учреждение «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 22 ноября 2019 года № 485 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости объектов капитального строительства (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов), расположенных в Чувашской Республике, подлежащие применению с 1 января 2020 года, в том числе утверждена кадастровая стоимость спорного земельного участка по состоянию на 1 января 2019 года, составляющая 19 235878,11 руб.

Сведения об этой кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 16 января 2020 года, а с вышеуказанным административным исковым заявлением административный истец обратился в суд 21 декабря 2020 года.

Рассматривая заявленные требования, суд руководствуется положениями следующих норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Так, по смыслу части 1 статьи 245,пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), пункта 2 части 1, части 2 статьи 3, частей 1, 3, 4, 7 статьи 22 Федерального закона №237-ФЗ, под кадастровой стоимостью объекта недвижимости понимается результат оценки объекта недвижимости, полученный на определенную дату, определяемый на основе ценообразующих факторов в соответствии с Федеральным законом №237-ФЗ и методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

Кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

Установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является одним из оснований для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, в том числе юридическими лицами, если эти результаты затрагивают их права или обязанности, в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде.

Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости обязательным не является.

На дату постановления судом по данному делу решения Федеральным законом от 31 июля 2020 года №269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон №269-ФЗ) соответствующие изменения внесены и в Федеральный закон №237-ФЗ.

В частности статья 22 Федерального закона №237-ФЗ признается утратившей силу с 1 января 2023 года (ч. 4 ст. 7 Федерального закона №269- ФЗ).

При этом, Федеральный закон №237-ФЗ дополнен статьей 22.1, из части 1 которой следует, что кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных ст. 22.1 Федерального закона №237-ФЗ).

В связи с этими изменениями до 1 января 2023 года устанавливается переходный период применения статей 22, 22.1 Федерального закона №237-ФЗ с учетом, в том числе следующих особенностей:

1) в течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона №237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости (далее - решение);

2) в течение переходного периода до дня, указанного в решении (в случае отсутствия принятого решения - до завершения переходного периода), в субъекте Российской Федерации положения статьи 22.1 Федерального закона №237-ФЗ не применяются;

3) с даты, указанной в решении, в субъекте Российской Федерации применяются положения статьи 22.1 Федерального закона №237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости; не применяются положения статьи 22 Федерального закона №237-ФЗ; рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» не осуществляется.

Рассмотрение заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, поданных до даты, указанной в решении, или до завершения переходного периода, если высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решение не принималось, осуществляется в соответствии со статьей 22 Федерального закона №237-ФЗ (п. 1, подп. «а» п. 2, подп. «а-в» п. 3 ч. 2, ч. 3 ст. 6 Федерального закона № 269-ФЗ).

Из вышеуказанных норм следует, что установление в отношении объекта недвижимости рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является одним из оснований для пересмотра результатов определения его кадастровой стоимости. При этом, поскольку высшим исполнительным органом государственной власти Чувашской Республики решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона №237-ФЗ не принято, то заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рассматривается судом.

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В силу статьи 373, статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие недвижимое имущество на праве собственности.

Административный истец в силу положений статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком земельного налога и в отношении спорного объекта недвижимости обязан уплачивать налоговые платежи исходя из его кадастровой стоимости. Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости спорного земельного участка затрагивают права и обязанности административного истца, поскольку от этого напрямую зависит размер налога, подлежащего уплате административным истцом.

В обоснование заявленных требований административным истцом был представлен отчет независимого оценщика ООО «Институт оценки и консалтинга» № 20-102 от 4 декабря 2020 года, согласно которому рыночная стоимость спорного объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2019 года, то есть на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, составляет 14428500,81 руб.

В ходе рассмотрения настоящего дела, возражений о возможности принятия представленного административным истцом отчета о рыночной стоимости объекта недвижимости, в качестве надлежащего доказательства, со стороны административных ответчиков не поступило.

Частью 5 статьи 247 КАС РФ установлено, что стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.

На основании части 1 статьи 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Как видно из представленного административным истцом отчета, определение рыночной стоимости земельного участка произведено в соответствии с требованиями Федерального закона №135-ФЗ от 29 июля 1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки» (ФСО № 1), утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 №297, Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО № 2), утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 298, Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке» (ФСО № 3), утвержденного Приказом МЭРТ РФ от 20 мая 2015 года № 299, Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости» (ФСО № 7), утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года № 611.

В соответствии с пунктом 5 ФСО №3, при составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов: в отчете должна быть изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объекта оценки; информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена; содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователей отчета об оценке), а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов.

Оценка рыночной стоимости спорного объекта исследования проведена с применением сравнительного подхода методом сравнения продаж (л.д.53- 54), на основании анализа архивных предложений о продаже земельных участков в Чувашской Республике по состоянию на дату исследования, подобранную из публичной информации, в качестве единиц сравнения выбраны 19 объектов-аналогов с расчетом согласования результатов оценки, полученных в результате расчетов сравнительным подходом.

Представленный отчет содержит описание основных ценообразующих факторов, к отчету приложены копии документов, использованных оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки, имеется необходимая информация об анализе рынка земельных участков, имеются ссылки на объявления о продаже аналогов и к объектам - аналогам применены соответствующие корректировки.

Отчет подготовлен оценщиком, имеющим стаж работы в области оценочной деятельности 20 лет, имеет квалификацию – оценщик 1 категории, который является членом саморегулируемой организации оценщиков ООО «Русское сообщество оценщиков», имеет диплом о профессиональной переподготовке Международной академии оценки и консалтинга по направлению «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)», квалификационный аттестат в области оценочной деятельности «Оценка недвижимости», профессиональная деятельность оценщика застрахована в СПАО «Ингосстрах» и ОАО «Альфастрахование», дополнительная ответственность оценщика застрахована в САО «ВСК».

Административный ответчик БУ «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, проанализировав расчет рыночной стоимости объекта исследования, не выявил нарушений требований федеральных стандартов оценки.

В соответствии с положениями статьи 82 и 84 КАС РФ суд, оценивая представленный отчет, приходит к выводу о том, что оснований не доверять ему не имеется, он содержит все необходимые сведения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, и соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, отвечает требованиям относимости, допустимости.

Доказательств, которые опровергали бы представленную административным истцом рыночную стоимость земельного участка, свидетельствовали бы о его рыночной стоимости в ином размере, административными ответчиками не представлено.

Также со стороны административных ответчиков не озвучены какие-либо замечания на предмет определения наличия в отчете нарушений требований федеральных стандартов оценки, предъявляемых к форме и содержанию указанного отчета, к описанию объекта оценки, к методам расчета рыночной стоимости конкретного объекта оценки, и иные нарушения, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости, в том числе правильно ли были определены факторы, влияющие на стоимость объекта недвижимости, допускались ли ошибки при выполнении математических действий, является ли информация, использованная оценщиком, достоверной, достаточной, проверяемой. Ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы административными ответчиками заявлено не было. Оснований для назначения судебной экспертизы по собственной инициативе судом не установлено.

С учетом изложенного суд, считает возможным принять в качестве доказательства отчет ООО «Институт оценки и консалтинга» № 20-102 от 4 декабря 2020 года, и приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления ОАО «Медтехника» об установлении кадастровой стоимости вышеуказанного объекта недвижимости равной его рыночной стоимости в размере 14 428500,81 руб.

В силу части 4 статьи 6 Федерального закона №269-ФЗ сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости в результате оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона №237-ФЗ, применяются с 1 января года, в котором, в том числе в суд, подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

При этом данные сведения применяются до момента вступления в силу результатов очередной кадастровой оценки, либо, если характеристики объекта недвижимости будут изменены до указанного момента, - до даты внесения соответствующих измененных характеристик в Единый государственный реестр недвижимости.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд

решил:

определить по состоянию на 1 января 2019 года кадастровую стоимость земельного участка площадью 11787 +/-24 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: <...>, в размере 14428500 (четырнадцати миллионов четыреста двадцати восьми тысяч пятисот) рублей 81 (восьмидесяти одной) копейки.

Датой обращения ОАО «Медтехника» в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной является 21 декабря 2020 года.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Верховный Суд Чувашской Республики.

Судья И.В. Филимонова

Мотивированное решение составлено 26 марта 2021 года.

Решение12.10.2021