ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-321/2022 от 15.08.2022 Приморского краевого суда (Приморский край)

... Дело № 3а-321/2022

УИД 25OS0000-01-2022-000428-57

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 августа 2022 года город Владивосток

Приморский краевой суд в составе

председательствующего судьи Внуковой О.Н.,

при секретаре Перебейносове М.С.,

с участием прокурора Романовой О.Н.,

представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью «Промышленные энергосети Приморского края» - Погореловой Т.В.,

представителя административного ответчика агентства по тарифам Приморского края - Степаненко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Промышленные энергосети Приморского края» к Агентству по тарифам Приморского края о признании не действующими в части постановления агентства по тарифам Приморского края от 1 июня 2022 года № 23/5 « о внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 26 декабря 2019 № 67/9 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций Приморского края на период с 2020 по 2024 годы», постановления агентства по тарифам Приморского края от 1 июня 2022 № 23/6 « о внесении изменений в постановление агентства по тарифам Приморского края от 26 декабря 2019 №67/1 « Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций, оказывающих указанные услуги на территории Приморского края на 2020 год», и постановление агентства по тарифам Приморского края от 1 июня 2022 № 23/7 « о внесении изменений в постановление агентства по тарифам Приморского края от 25 декабря 2020 №69/1 « Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций, оказывающих указанные услуги на территории Приморского края на 2021 год»

установила:

административный истец обратился в суд с указанными требованиями, в обоснование указав, что Пятым апелляционным судом общей юрисдикции отменено решение Приморского краевого суда по административному исковому заявлению ООО «ПЭС ПК» к Агентству по тарифам Приморского края о признании постановлений Департамента по тарифам от 26 декабря 2019 года№67/9 и №67/1 в части, касающейся ООО «ПЭС ПК» - недействительными.

Судебная коллегия не согласилась с применением административным ответчиком тарифного коэффициента в размере 2,21, определенного по единой тарифной сетке согласно Рекомендациям о едином порядке оплаты труда по тарифным ставкам (должностным окладам) работников электроэнергетики, утвержденным Объединением РаЭл и ВЭП от 14 ноября 2005 года, так как в данные Рекомендации 10 апреля 2008 года были внесены изменения и дополнения, в соответствии с которыми по шестой ступени оплаты установлены иные тарифные коэффициенты, в связи с чем, применение в расчете среднемесячной оплаты труда тарифного коэффициента 2,21 является необоснованным. Кроме того, суд указал, что из пункта 1.1 Рекомендаций следует, что указанные тарифные коэффициенты предназначены для регулирования оплаты труда по тарифным ставкам (должностным окладам) работников организаций, осуществляющих деятельность по производству, передаче и сбыту электрической и тепловой энергии, трудовые отношения в которых регулируются Отраслевым тарифным соглашением в электроэнергетике. В соответствии с пунктом 1.2 Отраслевого соглашения в электроэнергетике на 2019-2021 годы, утвержденного Общероссийским отраслевым объединением работодателей электроэнергетики «Энергетическая работодательская ассоциация России», Общественной организацией «Всероссийский Электропрофсоюз» 21 декабря 2018 года (действовавшего на момент принятия оспариваемых постановлений) соглашение действует в отношении работодателей: являющихся членами Ассоциации «ЭРА России»; не являющихся членами Ассоциации «ЭРА России, но уполномочивших Ассоциацию участвовать от их имени в коллективных переговорах и заключить Соглашение; являющихся членами других объединений работодателей в соответствии с соглашениями о присоединении к нормам настоящего Соглашения, которые подписаны Сторонами Соглашения и этими объединениями работодателей; присоединившихся к настоящему Соглашению после его заключения в порядке, установленном разделом 10 настоящего Соглашения.

В связи с чем было определено признать недействующими с момента вступления в силу настоящего определения: столбец 4 «базовый уровень подконтрольных расходов» строки 24 приложения № 1 и строку 24 приложения № 2 постановления департамента по тарифам Приморского края от 26 декабря 2019 года №67/9 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций Приморского края на период с 2020 по 2024 годы»; столбец «НВВ сетевых организаций без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации» строки 30 таблицы № 1 приложения № 1 постановления департамента по тарифам Приморского края от 26 декабря 2019 года №67/1 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций, оказывающих указанные услуги на территории Приморского края на 2020 год». На Агентство по тарифам Приморского края возложена обязанность принять нормативные правовые акты, заменяющие признанные недействующими в части постановлений департамента по тарифам Приморского края от 26 декабря 2019 года №67/9, от 26 декабря 2019 года №67/1.

В остальной части в удовлетворении административных исковых требований ООО «Промышленные энергосети Приморского края» отказано.

Во исполнение судебного решения, 01.06.2022г. на заседании правления Агентства по тарифам Приморского края Постановлением №23/5 были внесены изменения в постановление №67/9 от 26.12.2019г. «Долгосрочные параметры регулирования для ТСО ПК на период 2020 по 2024 годы...», приложение №2 строка 24 НВВ для ПЭС ПК на 2020 год с 12 005,36 тыс. рублей была снижена до 10 893,95 тыс. рублей, на 2021 год - с 10 872,63 рублей - до 9 755,74 рублей.

Постановлением №23/6 внесены изменения в постановление департамента по тарифам Приморского края от 26.12.2019г. №67/1 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций, оказывающих указанные услуги, на территории Приморского края на 2020 год» в таблицу №1 приложения №1 в строку №30 внесены изменения в части НВВ для ООО «ПЭС ПК» с 12 005,36 тыс. рублей до 10 893,95 тыс. рублей.

Кроме того, постановлением №23/7 внесены изменения в постановление агентства по тарифам Приморского края от 25.12.2020г. №69/1 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций, оказывающих указанные услуги, на территории Приморского края на 2021 год», так в таблицу №1 приложения №1 в строку №29 внесены изменения в части НВВ для ООО «ПЭС ПК» с 10 872.63 тыс. рублей до 9 755,74 тыс. рублей.

Тем самым существенно ухудшив положение административного истца.

При внесении изменений на 2020 год - исключив при расчете фонда оплаты труда ссылку на тарифное соглашение, агентство предлагает принять расходы на оплату труда в размере 10 611,64 тыс. рублей, при численности 26 человек, средней заработной плате 34011,65 рублей, данные цифры определены с учетом 2018 года, рекомендациями по нормированию труда №68 от 03.04.2000, однако в последующем указано, что, «применяя метод сравнения аналогов» предлагается принять 9820,45 тыс. рублей, и среднюю заработную плату 31 475,79 рублей.

При внесении изменений на 2021 год - расходы на оплату труда определили в размере 9 868,76 тыс. рублей, средняя заработная плата не определена, и при этом НВВ установлен в размере, меньшем фонду оплаты труда - 9 755,74 тыс. рублей.

Агентством неправомерно не были учтены предложенные заявителем суммы на ряд статей расходов, а именно исключены при расчете условных единиц электросетевого оборудования разъединители, информация о разъединителях была предоставлена в агентство при формировании тарифного дела в виде схем электрооборудования по каждому объекту, в то время как на основании ответов, предоставленных ФАС РФ, разъединители должны учитываться при подсчете условных единиц.

При расчете НВВ не были приняты в расчет затраты на обслуживание имущества по договорам от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «...» и от ДД.ММ.ГГГГ-А с ООО ...».

Ссылка административного ответчика на то, что общество не присоединилось к Отраслевому тарифному соглашению, поэтому средняя заработная плата по отрасли, определенная соглашением для ТСО не может быть учтена, а учтен уровень заработной платы исходя из предыдущих лет, незаконна.

Ссылка судов на то, что в самом Отраслевом соглашении в электроэнергетике на 2019-2021 г. определен порядок присоединения к данному Соглашению в разделе 10 несостоятельна, так как ТК РФ имеет большую юридическую силу в отличии от Отраслевого соглашения, которое не в праве устанавливать иной порядок присоединения, нежели установленный законодателем.

Немотивированное и незаконное уменьшение штатной численности ООО «ПЭС ПК» влечет дополнительные расходы для организации и невозможность выполнения принятых на себя обязательств.

Незаконно и необоснованно были уменьшены расходы на подконтрольные расходы «сырье, материалы, запасные части, инструмент, топливо», необоснованно снижены затраты на неподконтрольные расходы - аренду имущества.

Таким образом установленные оспариваемыми постановлениями от 01.06.2022г. необходимая валовая выручка и индивидуальные тарифы на 2020-2024 годы утверждены с нарушением требований действующего законодательства, не являются экономически обоснованными, что влечет нарушение прав административного истца при осуществлении предпринимательской деятельности.

Агентством также нарушен порядок назначения заседания правления, уведомления административного истца о предстоящем заседании правления, уведомление о проведении заседания правления было направлено в адрес общества только 30.05.2022г., таким образом административный истец уведомлен о проведении заседания правления с нарушением 10-дневного срока. Административному истцу не была предоставлена возможность ознакомления с материалами тарифного дела, при внесении изменений в постановления и корректировке сумм расходов по статье «фонд оплаты труда» экспертная группа не назначалась, то есть расчеты не производились, обоснование примененных методов отсутствует. Агентство направило в адрес общества электронном виде только смету расходов.

В судебном заседании представитель административного истца поддержал заявленные требования в полном объеме, приведя доводы аналогичные указанным в административном исковом заявлении

Представитель административного ответчика в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился по доводам изложенным в возражениях на административное исковое заявление и дополнениях к возражениям, а также пояснив, что апелляционным определением от 01.04.2022 решение Приморского краевого суда от 17.06.2021 отменено и принято по делу новое решение. Во исполнение определения Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 01.04.2022 по делу № За-8/2021 01.06.2022 агентством приняты оспариваемые постановления.

Учитывая, что пересмотр НВВ осуществляется по решению суда, а также то, что в настоящее время ООО «ПЭС ПК» не является регулируемой организацией и не оказывает услуги по передаче электрической энергии, тарифное дело не открывалось, экспертная группа не назначалась. Анализ и расчет статьи расходов на оплату труда выполнен исходя из документов в рамках ранее открытых тарифных дел на 2020, 2021. На основании апелляционного определения Пятого апелляционного суда от 01 апреля 2022 года агентством выполнен расчет необходимой валовой выручки на 2020, 2021 годы с учетом перерасчета расходов на оплату труда персонала и отчислений на социальные нужды соответственно. Остальные статьи затрат, согласно вступившего в силу судебного акта, определены ответчиком в соответствии с действующим законодательством ( возражения прилагаются).

Выслушав объяснения представителя истца, представителя агентства по тарифам Приморского края, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению ( заключение прилагается), суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного Федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Согласно пункту 7 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов действует в соответствии с положением об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и составленным на основании типового положения, утвержденного Правительством Российской Федерации.

Органом исполнительной власти Приморского края, уполномоченным осуществлять функции государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе тарифов на услуги по подаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций, и региональный государственный контроль (надзор) за их применением, согласно Положению об агентстве по тарифам Приморского края, утвержденному постановлением Администрации Приморского края от 30 сентября 2019 года № 628-па, является департамент по тарифам Приморского края.

На основании постановления Администрации Приморского края от 20 августа 2019 года № 547-па «О формировании органов исполнительной власти Приморского края» департамент по тарифам Приморского края переименован в агентство по тарифам Приморского края.

Судом установлено, что 26 декабря 2019 года департаментом по тарифам Приморского края были приняты постановление № 67/1 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций, оказывающих указанные услуги на территории Приморского края на 2020 год» и постановление № 67/9 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций Приморского края на период с 2020 по 2024 годы».

В строке 30 таблицы № 1 приложения № 1 «Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям сетевых организаций Приморского края на 2020 год» к постановлению департамента по тарифам Приморского края от 26 декабря 2019 года № 67/1 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций, оказывающих указанные услуги на территории Приморского края на 2020 год» для общества с ограниченной ответственностью «Промышленные энергосети Приморского края» была установлена необходимая валовая выручка без учёта оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчёте) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации 12005,36 тыс. руб.

В строке 24 таблицы приложения № 1 «Долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций Приморского края на период с 2020 по 2024 годы, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций» к постановлению департамента по тарифам Приморского края от 26 декабря 2019 года № 67/9 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций Приморского края на период с 2020 по 2024 годы» для ООО «ПЭС ПК» установлен базовый уровень подконтрольных расходов 15,00 млн. руб.

В строке 24 таблицы приложения № 2 «Необходимая валовая выручка территориальных сетевых организаций Приморского края на долгосрочный период регулирования с 2020 по 2024 годы (без учета оплаты потерь)» к данному постановлению был определен размер необходимой валовой выручки для ООО «ПЭС ПК» на долгосрочный период регулирования с 2020 по 2024 годы (без учета оплаты потерь) 2020 - 12005,36 тыс. руб., 2021 21331,15 тыс. руб., 2022 - 20556,69 тыс. руб., 2023 - 20712,02 тыс. руб., 2024 - 20868,71 тыс. руб.

В постановление департамента по тарифам Приморского края от 26 декабря 2019 года № 67/9 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций Приморского края на период с 2020 по 2024 годы» в последующем были внесены изменения постановлением агентства по тарифам Приморского края от 25.12.2020 № 69/10 «О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 26 декабря 2019 года № 67/9 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций Приморского края на период с 2020 по 2024 годы»

Данные постановления опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30 декабря 2019 года и в печатном издании «Приморская газета», спецвыпуск, № 1(1735), 1 января 2020 года.

ООО «ПЭС ПК» ООО «ПЭС ПК» в 2020-2021 годах являясь сетевой организацией, которая оказывала услуги по передаче электрической энергии, обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать не действующими с момента опубликования: постановление департамента по тарифам Приморского края от 26 декабря 2019 г. № 67/1 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций, оказывающих указанные услуги на территории Приморского края на 2020 год» в части приложения № 1 таблица № 1 «Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям сетевых организаций Приморского края на 2020 год» строка 30, постановление Департамента по тарифам Приморского края от 26 декабря 2019 года №67/9 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций Приморского края на период с 2020 по 2024 годы» в первоначальной редакции в отношении ООО «ПЭС ПК» в части приложения № 1 «Долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций Приморского края на период с 2020 по 2024 годы, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций» строка 24, Приложение № 2 «Необходимая валовая выручка территориальных сетевых организаций Приморского края на долгосрочный период регулирования с 2020 по 2024 годы (без учета оплаты потерь)» строка 24.

Решением Приморского краевого суда №3а-8/2021 в удовлетворении заявленных требований административного истца было отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции № 66а-394/2022 от 1 апреля 2022 решение Приморского краевого суда от 17 июня 2021 года отменено, административные исковые требования ООО «Промышленные энергосети Приморского края» удовлетворены частично.

Признан недействующими с момента вступления в силу настоящего определения:

столбец 4 «базовый уровень подконтрольных расходов» строки 24 приложения № 1 и строку 24 приложения № 2 постановления департамента по тарифам Приморского края от 26 декабря 2019 года № 67/9 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций Приморского края на период с 2020 по 2024 годы»;

столбец «НВВ сетевых организаций без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации» строки 30 таблицы № 1 приложения № 1 постановления департамента. По тарифам Приморского края от 26 декабря 2019 года № 67/1 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям

территориальных сетевых организаций, оказывающих указанные услуги на территории Приморского края на 2020 год».

На Агентство по тарифам Приморского края возложена обязанность принять нормативные правовые акты, заменяющие признанные недействующими в части постановлений департамента по тарифам Приморского края от 26 декабря 2019 года № 67/9, от 26 декабря 2019 года № 67/1.

В остальной части в удовлетворении административных исковых требований ООО «Промышленные энергосети Приморского края» отказано.

Основанием для частичного удовлетворения административных исковых требований ООО «Промышленные энергосети Приморского края» послужил необоснованный расчет агентством фонда оплаты труда, в связи с отсутствием оснований для применения тарифного коэффициента в расчете среднемесячной оплаты труда, поскольку истец не присоединён к отраслевому тарифному соглашению. Остальные статьи затрат, согласно вступившего в силу судебного акта, определены ответчиком в соответствии с действующим законодательством.

Согласно п.20 Основ ценообразования регулирующий орган принимает решения о пересмотре долгосрочных параметров регулирования, об установлении (изменении) регулируемых цен (тарифов) во исполнение вступившего в законную силу решения суда в месячный срок со дня вступления в силу решения суда.

Во исполнение определения Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 01.04.2022 по делу № За-8/2021 01.06.2022 агентством приняты постановления № 23/5 «О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края № 67/9 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций Приморского края на период с 2020 по 2024 годы».

Нормативный правовой акт размещен на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 07.06.2022, а также опубликован в печатном издании «Приморская газета», № 41(1980) от 09.06.2022.

Постановление № 23/6 от 01.06.2022 «О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края № 67/1 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций, оказывающих указанные услуги, на территории Приморского края на 2020 год».

Нормативный правовой акт размещен на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 07.06.2022, а также опубликован в печатном издании «Приморская газета», № 41(1980) от 09.06.2022.

Постановлением департамента по тарифам Приморского края от 25 декабря 2020 № 69/1 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций, оказывающих указанные услуги, на территории Приморского края на 2021 год», в строке 29 таблицы № 1 «Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям сетевых организаций Приморского края на 2021 год» приложения № 1 «Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям сетевых организаций Приморского края, поставляемой прочим потребителям на 2021 год» для ООО «Промышленные энергосети Приморского края» были установлены: необходимая валовая выручка без учёта оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчёте) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации в размере 10872,63 тыс. руб., учтенные расходы сетевых организаций, связанные с осуществлением технологического присоединение к электрическим сетям, не включаемые в плату за технологическое присоединение в размере -35,29, величина потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, учтенная при формировании регулируемых цен (тарифов) -1,7091

С учетом принятого Пятым апелляционным судом общей юрисдикции от 01.04.2022 по делу № За-8/2021 решения, агентством по тарифам Приморского края 01.06.2022 также принято постановление № 23/7 «О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края № 69/1 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций, оказывающих указанные услуги, на территории Приморского края на 2021 год», в соответствии с которым в таблицу № 1 «Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям сетевых организаций Приморского края на 2021 год» приложения № 1 «Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям сетевых организаций Приморского края, поставляемой прочим потребителям на 2021 год» в строку 29 внесены изменения – для ООО «Промышленные энергосети Приморского края», необходимая валовая выручка без учёта оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчёте) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации установлена в размере 9755,74 тыс. руб.,

Нормативный правовой акт размещен на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 07.06.2022, а также опубликован в печатном издании «Приморская газета», № 41(1980) от 09.06.2022.

Указанные постановления агентства по тарифам приняты уполномоченным органом в пределах компетенции, с соблюдением формы и вида нормативного правового акта, правил введения его в действие, включая соблюдение процедуры официального опубликования и в этой части не оспаривается.

В соответствии с пунктом 25 Правил регулирования тарифов орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.

Решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов.

Согласно пункту 30 Правил регулирования тарифов орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями не подтверждена.

Установлено, что нового тарифного дела органом регулирования при принятии оспариваемых постановлений не открывалось с учетом того, что пересмотр НВВ осуществлялся по решению суда, экспертная группа не назначалась, анализ и расчет статьи расходов на оплату труда выполнен исходя из документов в рамках ранее открытых тарифных дел на 2020, 2021, кроме того в настоящее время общество не является регулируемой организацией и не оказывает услуги по передаче электрической энергии.

Во исполнение апелляционного определения в постановления Агентства №№ 67/1, 67/9 внесены изменения обжалуемыми постановлениями №23/5 и №23/6 только в связи с пересчетом фонда оплаты труда. НВВ рассчитан с учетом пересчета фонда оплаты труда и отчислений на социальные нужды

Так фонд оплаты труда в соответствии с пунктом 12 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э «Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки», учитывается при расчете базового уровня подконтрольных расходов.

Расходы на оплату труда относятся к подконтрольным расходам и входят в базовый уровень подконтрольных расходов.

Базовый уровень подконтрольных расходов относится к долгосрочным параметрам регулирования, которые в соответствии с абзацем 17 пункта 12 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», не пересматриваются в течение долгосрочного периода регулирования.

Для административного истца долгосрочный период регулирования установлен с 2020 по 2024

2020 год являлся первым годом долгосрочного периода, на который был определен базовый уровень подконтрольных расходов, 2021 год является вторым годом долгосрочного периода регулирования.

С 2022 года административный истец не осуществляет регулируемый вид деятельности.

В соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

По мнению общества административный ответчик определяя расходы на оплату труда, должен был руководствоваться положениями Отраслевого тарифного соглашения поскольку административный истец не заявлял письменный мотивированный отказ присоединиться к Отраслевому тарифному соглашению, следовательно, на него распространяется действие вышеуказанного соглашения в сфере оплаты труда.

Судом апелляционной инстанции указано об отсутствии у агентства оснований применения тарифного коэффициента определенного по единой тарифной сетке согласно Рекомендациям о едином порядке оплаты труда по тарифным ставкам (должностным окладам) работников электроэнергетики, поскольку истец не присоединён к отраслевому тарифному соглашению.

Учитывая, что организация не присоединена к отраслевым тарифным

соглашениям, средняя заработная плата на 2020 год была принята агентством на уровне признанного факта за 2018 год с учетом проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности а также с учетом индексов потребительских цен сообщенных Минэкономразвития РФ.

Департаментом обоснованно была снижена нормативная численность персонала организации до 26 человек, которая определена исходя из протяженности электрических сетей, количества трансформаторных подстанций, выключателей и прочего оборудования.

Таким образом средняя заработная плата на 2020 год принята на уровне признанного факта за 2018 год с учетом индексов сообщенных Минэкономразвития РФ (104,5% - 2019 год, 103,8% - 2020 год) в размере: 31 355,53* 104,5% * 103,8 %=34 011,65 руб.

Расходы на оплату труда с учетом метода сравнения аналогов приняты в размере 9820,45 тыс. руб. исходя из численности персонала 26 человек и средней заработной платы 31 475,79 руб.

Эффективный уровень операционных подконтрольных расходов был рассчитан по формулам, определенным пунктом 10 методических указаний 421-э и по решению суда не пересчитывался.

По статье «отчисления на социальные нужды» принята сумма в размере 2985,42 тыс. руб., что составляет 30,4 % от фонда оплаты труда согласно представленному уведомлению. ( все сметы расходов и расчеты представлены в табличной форме).

Доводы административного истца о неправомерности исключения агентством при расчете условных единиц электросетевого оборудования в виде разъединителей, не принятия при расчете НВВ затрат на обслуживание имущества по договорам с ООО «Мерси Трейд» и с ООО Приморский бекон», незаконном уменьшении штатной численности ООО «ПЭС ПК», о необоснованном уменьшении расходов на подконтрольные расходы «сырье, материалы, запасные части, инструмент, топливо», подлежат отклонению, поскольку при принятии оспариваемых нормативных правовых актов принятых во исполнения решения суда, органу регулирования надлежало исполнить судебный акт только в части тех расходов, которые рассматривались судом, то есть только в той части, которая являлась предметом рассмотрения суда и была признана необоснованной.

Кроме того, данные доводы ранее были предметом проверки апелляционной инстанцией, и руководствуясь положениями части 1 статьи 64 КАС РФ, суд учитывает обстоятельства, установленные Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 1 апреля 2022, которым установлено, что тарифный орган обоснованно посчитал, что разъединители не подлежали учету при расчете условных единиц, а также обоснованно исключил арендованное имущество по указанным договорам при расчете НВВ поскольку ООО «ПЭС ПК» не представило документы, подтверждающие, что арендованное имущество по указанным выше договорам, относится к регулируемому виду деятельности, численность персонала определена в соответствии с Приказом Госстроя РФ от 3 апреля 2000 №68, исходя из протяженности электрических сетей, количества трансформаторных подстанций, выключателей и прочего оборудования, операционные подконтрольные расходы рассчитаны в соответствии с Методическими указаниями № 421-э., №98-э, а также в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 г. № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», судом ранее было установлено, что экспертной группой анализировались и учитывались фактические затраты 2018 года, исключены были не подтвержденные затраты и затраты, не относящиеся к регулируемому виду деятельности.

На основании апелляционного определения Пятого апелляционного суда от 01 апреля 2022 года агентством выполнена корректировка расчета необходимой валовой выручки на 2021 г. с учетом перерасчета расходов на оплату труда персонала и отчислений на социальные нужды соответственно по результатам принято постановление № 23/7 «О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края № 69/1 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций, оказывающих указанные услуги, на территории Приморского края на 2021 год».

Так для ООО «ПЭС ПК» долгосрочный период регулирования 2020-2024 г.г., 2021 год является вторым годом долгосрочного периода.

На второй и последующие годы долгосрочного периода регулирования в соответствии с действующим законодательством корректировка подконтрольных расходов осуществляется с учетом индекса эффективности подконтрольных расходов и коэффициента эластичности подконтрольных расходов, утвержденных постановлением департамента по тарифам Приморского края от 26.12.2019 г. № 67/9 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций Приморского края на период с 2020 по 2024 годы», по количеству активов, по максимально возможной корректировке валовой выручки с учетом достижения установленного уровня надежности и качества, а также индекса потребительских цен на соответствующий долгосрочный период.

Подконтрольные расходы на 2021 определены по формуле 2 Методических указаний 98-э,

где подконтрольные расходы определены исходя из базового уровня подконтрольных расходов, утвержденных на 2020 год (14 167,82 тыс. руб.) с учетом сообщенного Минэкономразвития РФ на 2021 год индекса потребительских цен в размере 3,6 %, индекса эффективности подконтрольных расходов 3%, коэффициента эластичности подконтрольных расходов 75 % и количества фактических условных единиц в размере 704,5 у.е.

14 167,82 * 1,036 * (1 + 75% * ((704,5 - 704,5) / 704,49)) * (1-3%) = 14 237,52 тыс. руб.

На 2021 год расходы на оплату труда приняты в сумме 9 868,76 тыс. руб. средняя заработная плата проиндексирована на 1,00492 и составила 31 630,65 руб.

«Отчисления на социальные нужды» на 2021 год с учетом откорректированного фонда оплаты труда составили 3 000,10 тыс. руб., что составляет 30,4 % от фонда оплаты труда согласно представленному уведомлению (9 868,76 тыс. руб. * 30,4% = 3 000,10 тыс. руб.) ( расчеты также представлены в табличной форме).

Что касается довода административного истца о том, что агентством нарушен порядок назначения заседания правления, уведомления административного истца о предстоящем заседании правления, не предоставления возможности ознакомления с материалами тарифного дела, не назначения экспертной группы.

Согласно пункту 25 Правил регулирования решения об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сферах деятельности субъектов естественных монополий принимаются на заседании коллегиального органа регулирующего органа. Организация, осуществляющая регулируемую деятельность, за 10 дней до рассмотрения вопроса об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней должна быть извещена (с подтверждением получения извещения) о дате, времени и месте заседания коллегиального органа регулирующего органа и не позднее чем за 1 день до заседания ознакомлена с его материалами, включая проект решения.

Письмом от 23 мая 2022 года агентство уведомило ООО «ПЭС ПК» о проведении 1 июня 2022 года заседания правления агентства по вопросу внесения изменений в постановления №№ 67/9, 67/1 на основании определения апелляционного суда. Также было предложено принять участие в заседании правления посредством подключения к видеоконференцсвязи.

Данное письмо было направлено ООО «ПЭС ПК» по электронной почте 23 мая 2022.

Заседание правления состоялось 1 июня 2022, на котором присутствовал представитель ООО Промышленные энергосети Приморского края».

Нового тарифного дела органом регулирования, при принятии оспариваемых постановлений, не открывалось с учетом того, что пересмотр НВВ осуществлялся по решению суда, экспертная группа не назначалась поскольку фактически новая оценка затрат предприятия не производилась, расчет статьи расходов на оплату труда выполнен исходя из документов в рамках ранее открытых тарифных дел на 2020, 2021.

В адрес Общества направлялась в электронном виде смета расходов.

Принимая во внимание что административный истец реализовал право на оспаривание в судебном порядке соответствующих постановлений, суд приходит к выводу об отсутствии нарушений прав истца.

Довод агентства о том, что в настоящее время общество не является регулируемой организацией, в связи с чем права общества оспариваемыми постановлениями не затрагиваются, является несостоятельным, поскольку экономическая деятельность общества осуществлялась на основании определенных агентством тарифов, в Арбитражном суде имеются споры о расчетах с другими организациями за прошедшие периоды. Таким образом нормативные правовые акты, в которые внесены изменения оспариваемыми постановлениями, применялись и применяются в отношении административного истца, как в долгосрочном периоде регулирования его деятельности, так и по его завершении, тем самым затрагивая его права и законные интересы, что является основанием для защиты нарушенных прав в судебном порядке.

Руководствуясь статьями 175, 178, 179, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Промышленные энергосети Приморского края» к агентству по тарифам Приморского края о признании не действующими в части нормативно правовых актов - отказать.

Сообщение о данном решении суда подлежит опубликованию агентством по тарифам Приморского края в официальном печатном издании исполнительного органа государственной власти Приморского края в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.Н. Внукова