ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-322/19 от 22.05.2019 Брянского областного суда (Брянская область)

Дело № 3а-322/2019 (3а-797/2018)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 мая 2019 г. город Брянск

Брянский областной суд в составе

председательствующего Суярковой В.В.

при секретаре Коваленко А.Н.

с участием представителя административного истца ФИО1 -ФИО2, представителя административного ответчика Управления имущественных отношений Брянской области - ФИО3,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению имущественных отношений Брянской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Брянской области об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества в размере их рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, действуя через представителя ФИО2, обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества:

главного корпуса цеха № 8 с подстанцией ТП №13 и галереей к цеху № 1, общей площадью 18142,0 кв.м, с кадастровым номером: расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 1 января 2015 г. в размере его рыночной стоимости - 71 056 215 руб. 00 коп.;

здания компрессорной, общей площадью 687, кв.м, с кадастровым номером: расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 1 января 2015 г. в размере его рыночной стоимости - 1 736 785 руб. 00 коп.;

галереи между цехами №5 и № 15, общей площадью 156,4 кв.м, с кадастровым номером: , расположенной по адресу: Брянская <адрес>, по состоянию на 1 января 2015 г. в размере его рыночной стоимости - 1 799 233 руб. 00 коп;

здания цеха № 12, общей площадью 263,8 кв.м, с кадастровым номером: расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 1 января 2015 г. в размере его рыночной стоимости - 798 858 руб. 00 коп.;

кислородно-компрессорной станции, общей площадью 1975,3 кв.м, с кадастровым номером: расположенной по адресу: <адрес> по состоянию на 1 января 2015 г. в размере его рыночной стоимости - 7 623 077 руб. 00 коп.;

склада готовой продукции, общая площадью 15152,2 кв.м, кадастровый номер: расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 8 августа 2017 г. в размере его рыночной стоимости - 56 015 858 руб. 00 коп.;

составного цеха стеклотарного производства, галерея, общей площадью 4797,4 кв.м, кадастровый номер: расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 1 июня 2018 г. в размере его рыночной стоимости - 21 407 259 руб. 00 коп.

Кадастровую стоимость указанных объектов недвижимого имущества просит установить согласно отчетам об оценке рыночной стоимости объектов от 7 ноября 2018 г., от 7 ноября 2018 г., от 7 ноября 2018 г., выполненных ООО «Бизнес Фаворит».

В обоснование заявленных исковых требований административный истец ссылается на то, что кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества значительно превышает их рыночную стоимость. Данное обстоятельство нарушает его права и законные интересы, поскольку влечет неверное определение его налоговых обязательств, в частности, по уплате имущественного налога, исчисляемого на основании кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Согласно письменному отзыву представителя административного ответчика - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области ФИО4, не оспаривается право административного истца на установление кадастровой стоимости спорных объектов недвижимого имущества в размере их рыночной стоимости ни по основанию возникновения, ни по содержанию.

Согласно письменному отзыву представителя административного ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области ФИО5, Управление не возражает по существу заявленных административным истцом требований. Полагает, что Управление является ненадлежащим ответчиком по делу. При этом не оспаривает предоставленные истцом отчеты о рыночной стоимости спорных объектов недвижимого имущества.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 – ФИО2 поддержал заявленные требования, просил установить кадастровую стоимость объектов недвижимого имущества равной их рыночной стоимости согласно отчетам от 7 ноября 2018 г., от 7 ноября 2018 г., от 7 ноября 2018 г., выполненным ООО «Бизнес Фаворит». Просил считать датой обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости - дату обращения в суд, т.е. 24 декабря 2018 г.

В судебном заседании представитель административного ответчика Управления имущественных отношений Брянской области - ФИО3 не возражала против реализации административным истцом права на судебную защиту.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.

В судебное заседание не явились: административный истец ФИО1

Представитель административного ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области ФИО5 предоставила отзыв на административное исковое заявление, ходатайствовала о рассмотрении дела без её участия.

Представитель административного ответчика - Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области предоставил отзыв на административное исковое заявление.

Представитель заинтересованного лица - Брянской городской администрации ФИО6 предоставила отзыв на административное исковое заявление, ходатайствовала о рассмотрении дела без её участия.

С учетом положений статьи 150, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, административный истец ФИО1 является собственником следующих объектов:

главного корпуса цеха № 8 с подстанцией ТП №13 и галереей к цеху № 1, общей площадью 18142,0 кв.м, с кадастровым номером: расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи №02 от 1 февраля 2018 г., акта приема-передачи от 2 февраля 2018 г., свидетельство о государственной регистрации права собственности № от 1 марта 2018 г.;

здания компрессорной, общей площадью 687, кв.м, с кадастровым номером: расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи №02 от 1 февраля 2018 г., акта приема-передачи от 2 февраля 2018 г., свидетельство о государственной регистрации права собственности от 1 марта 2018 г.;

галереи между цехами №5 и № 15, общей площадью 156,4 кв.м, с кадастровым номером расположенной по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи №02 от 1 февраля 2018 г., акта приема-передачи от 2 февраля 2018 г., свидетельство о государственной регистрации права собственности от 1 марта 2018 г.;

здания цеха № 12, общей площадью 263,8 кв.м, с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи №02 от 1 февраля 2018 г., акта приема-передачи от 2 февраля 2018 г., свидетельство о государственной регистрации права собственности от 1 марта 2018 г.;

кислородно-компрессорной станции, общей площадью 1975,3 кв.м, с кадастровым номером: расположенной по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи №02 от 1 февраля 2018 г., акта приема-передачи от 2 февраля 2018 г., свидетельство о государственной регистрации права собственности № от 1 марта 2018 г.;

склада готовой продукции, общая площадью 15152,2 кв.м, кадастровый номер: расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи №02 от 1 февраля 2018 г., акта приема-передачи от 2 февраля 2018 г., свидетельство о государственной регистрации права собственности от 1 марта 2018 г.;

составного цеха стеклотарного производства, галерея, общей площадью 4797,4 кв.м, кадастровый номер: расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи №02 от 1 февраля 2018 г., акта приема-передачи от 2 февраля 2018 г., дополнительного соглашения к договору купли-продажи №2 от 1 февраля 2018 г, от 31 мая 2018 г., свидетельство о государственной регистрации права собственности № от 1 марта 2018 г.

В соответствии с Приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2015 года № 1890 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Брянской области» по состоянию на 1 января 2015 г. определена кадастровая стоимость объектов с кадастровыми номерами:

Кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами 32:28:0042709:375, 32:28:0042920:20 была рассчитана на основании Приказа Минэкономразвития РФ от 18 марта 2011 № 113 «Об утверждении порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости» в соответствии с Приказом Управления имущественных отношений Брянской области «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Брянской области» № 1890 от 27 ноября 2015 г.

Данные об установленной кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества -

главного корпуса цеха № 8 с подстанцией ТП №13 и галереей к цеху № 1, с кадастровым номером: кадастровая стоимость, содержащаяся в ЕГРН, по состоянию на 22 ноября 2018 г. составляет 343709986 руб. 70 коп. Дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость, 1 января 2015 г. (т. 1 л.д. 21);

здания компрессорной, с кадастровым номером: кадастровая стоимость, содержащаяся в ЕГРН, по состоянию на 22 ноября 2018 г. составляет 13017480 руб. 53 коп. Дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость, 1 января 2015 г. (т. 1 л.д. 28);

галереи между цехами №5 и № 15, с кадастровым номером: , кадастровая стоимость, содержащаяся в ЕГРН, по состоянию на 22 ноября 2018 г. составляет 2963082 руб. 46 коп. Дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость, 1 января 2015 г. (т. 1 л.д. 31);

здания цеха № 12, с кадастровым номером: кадастровая стоимость, содержащаяся в ЕГРН, по состоянию на 22 ноября 2018 г. составляет 3497154 руб. 39 коп. Дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость, 1 января 2015 г. (т. 1 л.д. 13);

кислородно-компрессорной станции, с кадастровым номером: кадастровая стоимость, содержащаяся в ЕГРН, по состоянию на 22 ноября 2018 г. составляет 38039280 руб. 49 коп. Дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость, 1 января 2015 г. (т. 1 л.д. 17);

склада готовой продукции, кадастровый номер: кадастровая стоимость, содержащаяся в ЕГРН, по состоянию на 22 ноября 2018 г. составляет 243796170 руб. 60 коп. Дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость, 8 августа 2017 г. (т. 1 л.д. 34);

составного цеха стеклотарного производства, галерея, кадастровый номер: кадастровая стоимость, содержащаяся в ЕГРН, по состоянию на 22 ноября 2018 г. составляет 92385786 руб. 58 коп. Дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость, 1 июня 2017 г. (т. 1 л.д. 39).

На основании статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Вопросы государственной кадастровой оценки регулируются Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (с последующими изменениями).

Согласно положениям статьи 3 Федерального закона № 135-ФЗ под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.

Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное (ст.12 Закона об оценочной деятельности).

Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки, является отчет об оценке такого объекта.

В соответствии с положениями пункта <данные изъяты> части 2 статьи 246, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

По общему правилу, предусмотренному частью 1 статьи 390, частью 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении объекта налогообложения определяется, исходя из его кадастровой стоимости.

Таким образом, права и обязанности административного истца, как налогоплательщика, затронуты результатами определения кадастровой стоимости указанных объектов недвижимого имущества.

В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим кодексом.

Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.

Административным истцом в качестве доказательства действительной рыночной стоимости вышеуказанных объектов недвижимого имущества представлены отчеты об оценке рыночной стоимости от 7 ноября 2018 г., от 7 ноября 2018 г., от 7 ноября 2018 г., выполненные ООО «Бизнес Фаворит», согласно которым рыночная стоимость

главного корпуса цеха № 8 с подстанцией ТП №13 и галереей к цеху № 1, общей площадью 18142,0 кв.м, с кадастровым номером: расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 1 января 2015 г. составляет 71 056 215 руб. 00 коп.;

здания компрессорной, общей площадью 687, кв.м, с кадастровым номером: расположенного по адресу: <адрес>, составляет 1 736 785 руб. 00 коп.;

галереи между цехами №5 и № 15, общей площадью 156,4 кв.м, с кадастровым номером: 32 расположенной по адресу: <адрес>, составляет 1 799 233 руб. 00 коп;

здания цеха № 12, общей площадью 263,8 кв.м, с кадастровым номером: расположенного по адресу: <адрес>, составляет 798 858 руб. 00 коп.;

кислородно-компрессорной станции, общей площадью 1975,3 кв.м, с кадастровым номером: расположенной по адресу: <адрес>, составляет 7 623 077 руб. 00 коп.;

склада готовой продукции, общая площадью 15152,2 кв.м, кадастровый номер: расположенного по адресу: <адрес> составляет 56 015 858 руб. 00 коп.;

составного цеха стеклотарного производства, галерея, общей площадью 4797,4 кв.м, кадастровый номер: расположенного по адресу: <адрес>, составляет 21 407 259 руб. 00 коп.

В связи с возникшими сомнениями в обоснованности отчетов об оценке и достоверности определения рыночной стоимости принадлежащих истцу объектов недвижимого имущества по делу проведена судебная оценочная экспертиза, направленная на установление рыночной стоимости объектов недвижимого имущества и включающая проверку отчетов от 7 ноября 2018 г., от 7 ноября 2018 г., от 7 ноября 2018 г., выполненных ООО «Бизнес Фаворит», на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности. Производство экспертизы поручено экспертам ООО «Брянский центр оценки и экспертизы».

Согласно заключению эксперта ФИО7 от 22 апреля 2019 года, отчеты от 7 ноября 2018 г., от 7 ноября 2018 г., от 7 ноября 2018 г., выполненные ООО «Бизнес Фаворит», соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки. Оценщиком не допущено нарушений требований федеральных стандартов оценки, предъявляемых к форме содержания отчета, к описанию объекта оценки, к методам расчета рыночной стоимости конкретного объекта оценки, а также иных нарушений, которые могли бы повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости. Информация, использованная оценщиком, является достоверной, достаточной, проверяемой.

Стороны по делу доказательств, свидетельствующих о том, что экспертное заключение является недостоверным, содержит ничем не обоснованные научные выводы и математические и методологические ошибки, не представили, ходатайств о назначении повторной или дополнительной судебной оценочной экспертизы не заявили.

При таких обстоятельствах, с учетом указанных правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, позиции сторон, суд приходит к выводу о том, что стоимость спорных объектов недвижимого имущества должна быть установлена в размере их рыночной стоимости, определенной ООО «Бизнес Фаворит» в отчетах № от 7 ноября 2018 г., № от 7 ноября 2018 г от 7 ноября 2018 г.

По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.

Следовательно, решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Из материалов административного дела следует, что ФИО1 обратился в суд с указанным административным заявлением 24 декабря 2018 года.

С учетом изменений, внесенных в Налоговый кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 3 августа 2018 года №334-ФЗ, кадастровая стоимость, измененная на основании решения суда об установлении рыночной стоимости объекта налогообложения, принятого после 1 января 2019 года (в том числе по иску, поданному до 1 января 2019 года), и внесенная в Единый государственный реестр недвижимости, подлежит учету при определении налоговой базы, начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ФИО1 к Управлению имущественных отношений Брянской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Брянской области об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества в размере их рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость:

главного корпуса цеха № 8 с подстанцией ТП №13 и галереей к цеху № 1, общей площадью 18142,0 кв.м, с кадастровым номером: расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 01.01.2015 года в размере его рыночной стоимости - 71 056 215 руб. 00 коп.;

здания компрессорной, общей площадью 687, кв.м, с кадастровым номером: , расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 01.01.2015 года в размере его рыночной стоимости - 1 736 785 руб. 00 коп.;

галереи между цехами №5 и № 15, общей площадью 156,4 кв.м, с кадастровым , расположенной по адресу: Брянская <адрес>, по состоянию на 01.01.2015 года в размере его рыночной стоимости - 1 799 233 руб. 00 коп;

здания цеха № 12, общей площадью 263,8 кв.м, с кадастровым номером: расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 01.01.2015 года в размере его рыночной стоимости - 798 858 руб. 00 коп.;

кислородно-компрессорной станции, общей площадью 1975,3 кв.м, с кадастровым номером: , расположенной по адресу: Брянская <адрес>, по состоянию на 01.01.2015 года в размере его рыночной стоимости - 7 623 077 руб. 00 коп.;

склада готовой продукции, общая площадью 15152,2 кв.м, кадастровый номер: , расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 08.08.2017 года в размере его рыночной стоимости - 56 015 858 руб. 00 коп.;

составного цеха стеклотарного производства, галерея, общей площадью 4797,4 кв.м, кадастровый номер расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 01.06.2018 года в размере его рыночной стоимости - 21 407 259 руб. 00 коп.

Датой подачи заявления считать 24 декабря 2018 года.

Вновь установленная кадастровая стоимость вышеуказанного объекта недвижимости подлежит внесению в Единый государственный реестр недвижимости.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Брянского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья В.В. Суяркова

Мотивированное решение изготовлено 27 мая 2019 г.