ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-322/20 от 23.03.2021 Свердловского областного суда (Свердловская область)

66RS0005-01-2020-001339-51 Дело № 3а-6/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Екатеринбург 23 марта 2021 года

Свердловский областной суд в составе:

председательствующего судьи Старкова М.В.,

при секретаре Икрянниковой М.О.,

с участием представителей:

административного истца – ФИО1,

административного ответчика (Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области) – ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело

по административному исковому заявлению ФИО3 об изменении архивной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <№> в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости по состоянию на 29 августа 2019 года

УСТАНОВИЛ:

приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 08 июля 2014 года № 2693 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенных на территории Свердловской области.

Этим же нормативным правовым актом (в его действующей редакции) утверждены удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков (их средние и минимальные значения для шести групп видов) в составе земель обозначенной категории для муниципальных районов и городских округов, расположенных на территории Свердловской области.

Для Белоярского городского округа (строка 6), для второй группы видов, минимальное значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков утверждено в размере 212 руб. 27 коп. / м2 (т. 1 л.д. 213-218).

ФИО3 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <№>. Распоряжением Правительства Свердловской области от 16 августа 2019 года № 402-РП для обозначенного земельного участка изменена категория земель. Земельный участок, предназначенный (как указано в тексте распоряжения) для размещения производственного объекта, переведён в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.

В связи с изменением категории земельного участка, филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Уральскому федеральному округу своим актом рассчитал и установил кадастровую стоимость земельного участка по состоянию на 29 августа 2019 года в размере 6176420 руб. 19 коп.(т. 1 л.д. 149).

Как видно из акта определения кадастровой стоимости, названный и уполномоченный орган, рассчитывая и устанавливая по состоянию на 29 августа 2019 года кадастровую стоимость в размере 6176420 руб. 19 коп., использовал значение площади земельного участка (29097 м2) умноженное на минимальное значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков Белоярского городского округа в размере 212 руб. 27 коп. / м2.

25 декабря 2019 года ФИО3 обращалась в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Свердловской области с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка. Представив отчёт об оценке (т. 2 л.д. 54), просила установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости. Решением Комиссии от 15 января 2020 года заявление было отклонено в связи с несоответствием представленного отчёта требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки.

После этого, считая неверным и ошибочным такие расчёт и установление кадастровой стоимости в размере 6176420 руб. 19 коп., ФИО3 обратилась 03 марта 2020 года в Октябрьский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области с административным исковым заявлением. Определением районного суда административное дело, подлежащее рассмотрению в порядке главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, передано по подсудности и поступило 10 июля 2020 года в Свердловский областной суд.

Уточнив свои требования, утверждая о недостоверности сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, поскольку земельный участок неверно отнесён ко второй группе видов, а потому использование минимального значения удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков Белоярского городского округа в размере 212 руб. 27 коп. / м2 является необоснованным и ошибочным, ФИО3 просила суд изменить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> в размере 6176420 руб. 19 коп. по состоянию на 29 августа 2019 года.

Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Уральскому федеральному округу (административные ответчики), отрицая использование недостоверных сведений об объекте оценки при определении его кадастровой стоимости в размере 6176420 руб. 19 коп. по состоянию на 29 августа 2019 года, о возражениях против установления архивной кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости не сообщили.

В судебное заседание, за исключением представителей административного истца и Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, иные представители не явились. О месте и времени судебного заседания были надлежаще извещены, в том числе публично, путём размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Свердловского областного суда. Учитывая положения части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, надлежащее извещение не явившихся административных ответчиков, суд считает возможным рассмотреть административное дело при имеющейся явке.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав и оценив собранные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в судебном порядке (статья 2418 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и статья 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости (статья 2418 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и статья 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

С учётом разъяснений, изложенных в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости допускается предъявление требования об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки.

К недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешённое использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчёте кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки (пункт 13 вышеназванного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации).

Резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости. В резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления (пункт 25 вышеназванного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации).

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель определяют Правила проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года № 316.

Государственная кадастровая оценка земель основывалась на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

Приказом Федеральной службы земельного кадастра от 20 марта 2003 года № П/49 утверждена Методика государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения (далее – Методика), которая, в целях упорядочивания нормативной правовой базы в сфере государственной кадастровой оценки земельных участков, приказом от 21 сентября 2017 года № 469 признана не подлежащей применению.

Методика, группируя земельные участки, предусматривала и устанавливала шесть видов групп земельных участков для данной категории земель.

Вопрос правильности отнесения конкретного земельного участка (предназначенного для размещения производственного объекта) к определённой группе видов разрешённого использования, исходя из которой определяется кадастровая стоимость земельного участка, требовал специальных знаний, которыми суд не обладает. Поэтому определением суда от 18 сентября 2020 года по рассматриваемому делу была назначена и проведена экспертиза. Перед экспертом был поставлен вопрос о том, к какой из существующих шести групп земельных участков относился земельный участок с кадастровым номером <№> по состоянию на 29 августа 2019 года.

24 ноября 2020 года в суд поступило заключение эксперта.

В своём заключении эксперт пришёл к однозначному выводу и указал, что по состоянию на 29 августа 2019 года рассматриваемый земельный участок с кадастровым номером <№> не может быть отнесён ни к одной из существующих шести групп земельных участков.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <№> в размере 6176420 руб. 19 коп. по состоянию на 29 августа 2019 года действительно произошло использование недостоверных сведений. Поэтому требования административного истца, по существу, являются обоснованными. При этом, суд, разрешая заявленные требования, обязан не ограничиваясь выводом об установлении факта недостоверности сведений, самостоятельно установить и определить соответствующую кадастровую стоимость земельного участка, а в данном случае это возможно сделать только путём установления кадастровой стоимости равной её рыночному значению по состоянию на 29 августа 2019 года.

Иным способом, самостоятельно, используя утверждавшиеся удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков (их средние и минимальные значения для шести групп видов) этого сделать нельзя. При проведении экспертизы установлено, что по состоянию на 29 августа 2019 года рассматриваемый земельный участок с кадастровым номером <№> невозможно отнести ни к одной из существовавших шести групп земельных участков.

При возникновении вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при её проведении (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).

Определением суда от 23 декабря 2020 года по рассматриваемому делу была назначена и проведена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка.

По результатам проведённой судебной экспертизы в материалы административного дела 04 марта 2021 года поступило заключение эксперта.

В соответствии с полученным заключением эксперта по состоянию на 29 августа 2019 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> составляла 465552 руб.

У суда отсутствуют какие-либо основания сомневаться в правильности выводов проведённых экспертиз; экспертные заключения подготовлены лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, предупреждённым об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. При этом, итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого земельного участка не является произвольным, а содержит результаты исследования сегмента рынка, анализ иных факторов, влияющих на стоимость объекта оценки, при соблюдении принципов федеральных стандартов оценки. Определение рыночной стоимости с использованием сравнительного подхода является мотивированным и корректным; с допустимым и надлежащим выбором объектов-аналогов, а также последующим использованием факторов, которые наиболее полно описывают отличия объекта оценки от объектов-аналогов; и последовательным проведением корректировок по элементам сравнения. Полученное заключение мотивировано, выводы ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами, не содержит очевидных противоречий, отвечает требованиям относимости, допустимости, достоверности.

Оценив представленные заключения судебных экспертиз по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что они соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки. Принимая во внимание, что иных доказательств, которые опровергли бы выводы эксперта, в том числе и рыночную стоимость земельного участка, административными ответчиками в суд не представлено, суд соглашается с результатами, изложенными в экспертных заключениях.

Следовательно, при рассмотрении административного дела установлено и нашло своё подтверждение, что по состоянию на 29 августа 2019 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> составляла 465552 руб.; именно в таком размере, удовлетворяя требования, и следует установить кадастровую стоимость.

Как разъяснено в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» в резолютивной части решения суда по делу указываются дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости; данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости.

Если же на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, то в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определённой судом кадастровой стоимости.

Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 08 октября 2020 года № 3333 утверждены очередные результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории Свердловской области, по состоянию на 01 января 2020 года. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> утверждена в размере 140247 руб. 54 коп. по состоянию на 01 января 2020 года. В связи с этим, не затрагивая вопрос применения кадастровой стоимости, в решении следует указать период действия определяемой судом кадастровой стоимости.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 247-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление ФИО3 об изменении архивной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <№> в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости по состоянию на 29 августа 2019 года, удовлетворить.

Изменить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <№>. Установить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> по состоянию на 29 августа 2019 года на период её действия с 30 августа 2019 года и до 26 ноября 2020 года равной его рыночной стоимости в размере 465552 руб.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, которая применяется для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, считать 25 декабря 2019 года.

Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия.

Решение изготовлено 06 апреля 2021 года.

Судья

М.В. Старков