ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-324/20 от 18.01.2021 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 3а-66/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 18 января 2021 г.

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего судьи Ночевника С.Г.,

при секретаре Кузнецове А.Ю.,

с участием прокурора Махмудова Э.Т.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Ленинградские областные коммунальные системы» о признании недействующим приказ комитета по тарифам и ценовой политики Ленинградской области от 13 декабря 2019 года № 439-п «О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 7 декабря 2018 года N 350-п "Об установлении тарифов на питьевую воду акционерного общества "Ленинградские областные коммунальные системы" (филиал "Невский водопровод" АО "ЛОКС") на 2019-2023 годы», обязании принять заменяющий нормативный правовой акт,

установил:

07.12.2018 комитетом по тарифам и ценовой политики Ленинградской области (далее – ЛенРТК) принят приказ N 350-п "Об установлении тарифов на питьевую воду акционерного общества "Ленинградские областные коммунальные системы" (филиал "Невский водопровод" АО "ЛОКС") на 2019-2023 годы», которым установлены долгосрочные параметры регулирования тарифов на 2019-2023 годы (приложение 1) и тарифы на питьевую воду на 2019-2023 годы (приложение 2).

В приложении 1 к приказу ЛенРТК от 07.12.2018 № 350 тариф на второе полугодие 2019 года и первое полугодие 2020 года указан в размере 16,68 руб./куб.м., а на второе полугодие 2020 года в размере 17,58 руб./куб.м.

13.12.2019 ЛенРТК принят приказ № 439-п «О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 7 декабря 2018 года N 350-п "Об установлении тарифов на питьевую воду акционерного общества "Ленинградские областные коммунальные системы" (филиал "Невский водопровод" АО "ЛОКС") на 2019-2023 годы» (далее – Приказ № 439-п), которым тариф на питьевую воду на второе полугодие 2019 года и первое полугодие 2020 года установлен в размере 16,66 руб./куб.м., а на второе полугодие 2020 года в размере 17,87 руб./куб.м.

Приказ № 439-п опубликован 20.12.2019 на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

13.03.2020 АО «ЛОКС» обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения ЛенРТК от 13.12.2019 об исключении из состава затрат на амортизацию, при расчете НВВ АО «ЛОКС», суммы 24677,7 тыс. руб. и обязании ЛенРТК устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный срок.

Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области суда от 15.09.2020 дело по заявлению АО «ЛОКС» передано по подсудности в суд общей юрисдикции.

В суде общей юрисдикции АО «ЛОКС» изменен предмет административного иска и к производству суда принято требование административного истца о признании недействующим Приказа № 439-п с момента вступления решения суда в законную силу и обязании ЛенРТК издать новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный судом недействующим, при рассмотрении заявки (предложения) АО «ЛОКС» о корректировке тарифа на 2021, при установлении НВВ на 2021 год, утверждении тарифа на 2021 год включить в НВВ дополнительно сумму амортизационных расходов в размере 24677,7 тыс. руб., недополученную АО «ЛОКС» в связи с необоснованным решением ЛенРТК от 13.12.2019.

В обоснование заявленных требований указано, что ЛенРТК при корректировке тарифа на 2020 г. признало необоснованным включение в НВВ АО «ЛОКС» расходов на амортизацию в размере 74436,87 тыс. руб. и учло расходы в размере 24040 тыс. руб. ссылаясь на отсутствие у ЛенРТК утвержденной инвестиционной программы. ЛенРТК исключило из расчета объекты основных средств, на которых были проведены мероприятия по модернизации (реконструкции) - насосная станция первого подъема, фильтры скорые двуслойные крупнозерновые и годовая сумма амортизации которых составила 4900,98 тыс. руб. Также ЛенРТК исключило без разбивки пообъектно амортизацию в размере 19776,69 тыс. руб., в том числе амортизацию по магистральному водоводу «Невский водопровод». При этом при утверждении тарифа на 2019, 2020-2023 сумма амортизации по указанным объектам была принята ЛенРТК в полном размере. Отсутствие инвестиционной программы не является основанием для произвольного исключения из НВВ расходов на амортизацию, поскольку АО «ЛОКС» является собственником имеющихся у него сооружений, сетей водоснабжения и может самостоятельно определять этапы их развития. Является необоснованным довод ЛенРТК о необходимости учета при расчете тарифа предельных индексов роста изменения платы на коммунальные услуги, поскольку в числе потребителей филиала «Невский водопровод АО «ЛОКС» населения нет.

В письменных объяснениях АО «ЛОКС» дополнительно указано на необходимость учета при принятии решения постановления Правительства Санкт-Петербурга от 11.12.2013 № 989, которым утверждения схема водоснабжения и водоотведения Санкт-Петербурга. Указанной схемой предусмотрено проведение мероприятий на объектах АО «ЛОКС» на сумму 4289, 2 млн. руб. Для реализации запланированных мероприятий с ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» 27.08.2013 заключен договор о снятии технологических ограничений. Инженерно-технические сети и объекты водоснабжения АО «ЛОКС» находятся на территории Ленинградской области и Санкт-Петербурга. Органами местного самоуправления Ленинградской области и Санкт-Петербурга технические задания на разработку инвестиционных программ не выдавались. Модернизация объектов основных средств осуществлена вне рамок инвестиционной программы, но в рамках договора от 27.08.2013. Сумма амортизационных расходов в размере 74436,87 является суммарной величиной амортизационных расходов по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Доля расходов на Ленинградскую область - 55,06 % или 40984,94 тыс. руб. В «Справке о состоянии основных средств» ЛенРТК указал амортизацию в размере 34993,60 тыс. руб., а в НВВ учел в размере 24040 тыс. руб.

В письменных возражениях административный ответчик указал, что заявленные административным истцом требования не подлежат удовлетворению. Представленный для ознакомления представителю АО «ЛОКС» проект экспертного заключения был впоследствии доработан в связи с получением от комитета по тарифам Санкт-Петербурга сводной калькуляции расходов АО «ЛОКС» по холодному водоснабжению, но сведения о величине расходов по статье затрат «амортизация» не менялись, а были указаны только дополнительные основания отклонения величины расходов по указанной статье затрат от предложения организации. Кроме того, у ЛенРТК отсутствует обязанность по ознакомлению представителей регулируемой организации с результатами экспертизы предложения об установлении тарифов и непосредственно с экспертным заключением. Из представленных АО «ЛОКС» документов следовало, что суммарно величина амортизации основных средств, относимых к объектам централизованной системы водоснабжения, в целом составляет 50452,94 тыс.руб. Согласно ф.11 «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов» за 2018 год величина начисленного за отчетный год износа основных фондов по виду деятельности «Распределение воды для питьевых и промышленных нужд» по Ленинградской области составляет 27173 тыс. руб., по Санкт-Петербургу 32396 тыс. руб. Из представленных инвентарных карточек учета объектов учета основных средств следует, что АО «ЛОКС» пересмотрело первоначальную стоимость основных средств после их модернизации. Вместе с тем, модернизация осуществляется в рамках инвестиционной программы, и амортизация является источником ее финансирования. Инвестиционная программа у АО «ЛОКС» отсутствует. Согласно справке АО «ЛОКС» о состоянии основных фондов и направленному в ЛенРТК предложению, годовая сумма амортизации составляет 74436,87 руб., из них на деятельность в Санкт-Петербурге 33449,03 тыс. руб., на деятельность в Ленинградской области 40987,84 тыс. руб. При этом в комитет по тарифам Санкт-Петербурга АО «ЛОКС» представил сведения об амортизации основных средств, относимых на регулируемую деятельность по Санкт-Петербургу, в размере 28482,56 тыс. руб. Если исключить объекты, не относящиеся к объектам централизованной системы водоснабжения; объекты, в отношении которых не представлены инвентарные карточки; объекты, чья стоимость увеличена в результате модернизации; объекты, по которым имеется ошибка в данных об амортизационной группе и сроке полезного использования, то сумма амортизации по расчетам ЛенРТК составляет 34993,60 тыс. руб. Кроме того, пояснений о планируемом использовании амортизационных отчислений на воспроизводство основных фондов АО «ЛОКС» в ЛенРТК не направило. Принимая во внимание противоречивые данные, содержащиеся в представленных АО «ЛОКС» документах, ЛенРТК провел экспертную оценку расходов на амортизацию. В целях достижения и соблюдения баланса экономических интересов организаций и абонентов, ЛенРТК пришел к выводу, что экономическая обоснованная величина расходов на амортизацию составляет 24040 тыс. руб. Примененный ЛенРТК подход не приводит к нарушению прав ЛенРТК, поскольку на основании п.15 Основ ценообразования экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов, при установлении тарифов, учитываются при установлении тарифов не позднее чем на 3й годовой период регулирования.

Участвующие в судебном заседании представители АО «ЛОКС» ФИО1 и ФИО2 настаивали на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в административном исковом заявлении и дополнительно представленных письменных объяснениях.

Представитель административного ответчика ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований. Поддержала доводы, изложенные в письменных отзывах.

Участвующий в деле прокурор отдела прокуратуры Ленинградской области в заключение указал, что требования административного истца подлежат удовлетворению, поскольку ЛенРТК произвел расчет амортизации с существенными нарушениями действующего законодательства.

Выслушав объяснения представителей административного истца и административного ответчика, заслушав заключение прокурора, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно положениям ст.26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и ст.5 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения отнесено установление тарифов на водоснабжение.

В Ленинградской области органом исполнительной власти субъекта в области государственного регулирования тарифов является комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, положение о котором утверждено постановлением Правительства Ленинградской области от 28.08.2013 № 274 (далее – Положение о ЛенРТК).

Согласно п.2.3 Положения о ЛенРТК к полномочиям ЛенРТК в сфере водоснабжения отнесено установление тарифов на питьевую воду.

Следовательно, оспариваемые нормативные правовые акты приняты административным ответчиком в пределах предоставленной ему законом компетенции.

Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения осуществляется в соответствии с Законом о водоснабжении и водоотведении, Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Основы ценообразования, Правила регулирования), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения".

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 приказом ФСТ России от 16.07.2014 N 1154-э утвержден Регламент установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, согласно которого установление тарифов производится путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов. Открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов осуществляется по предложению регулируемой организации. Предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности и необходимых обосновывающих материалов, указанных в пункте 17 Правил регулирования. Орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении. Решение об установлении тарифов принимается органом регулирования тарифов по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования тарифов. Орган регулирования тарифов обеспечивает размещение решения об установлении тарифов с приложением протокола в течение 7 рабочих дней со дня принятия решения об установлении тарифов на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Аналогичные положения предусмотрены и в Порядке деятельности правления комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, утвержденном приказом комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 09.10.2017 № 122-п (далее - Порядок деятельности ЛенРТК).

В п.4 Порядка деятельности ЛенРТК указано, что решения, принятые правлением по вопросу установления тарифов на питьевую воду, оформляются в виде приказов ЛенРТК.

Судом установлено, что 26.04.2019 АО «ЛОКС» обратилось в ЛенРТК с заявлением об установлении тарифов на услуги водоснабжения (питьевая вода), оказываемые филиалом «Невский водопровод» АО «ЛОКС» на 2020 г. в следующем размере: первое полугодие 2020 г. – 16,68 руб./куб.м., второе полугодие 2020 г. – 39,17 руб./куб.м.

06.05.2019 ЛенРТК уведомил АО «ЛОКС» о том, что предложение о корректировке НВВ и тарифов на услугу водоснабжение (питьевая вода) на 2020 принято ЛенРТК к рассмотрению в рамках ранее открытого дела об установлении тарифов № 25-В.

05.12.2019 АО «ЛОКС» обратилось в ЛенРТК с заявлением об ознакомлении с экспертным заключением до установления тарифа на 2020 г.

Из ответа ЛенРТК от 06.12.2019 следует, что представитель АО «ЛОКС» может ознакомиться 11.12.2019 с материалами к заседанию правления ЛенРТК

13.12.2019 АО «ЛОКС» представило замечания к экспертному заключению.

Предложение АО «ЛОКС» было проанализировано ЛенРТК и результаты анализа отражены в экспертном заключении, утвержденным 13.12.2019.

13.12.2019 правлением ЛенРТК рассмотрен вопрос о внесении изменений в приказ ЛенРТК от 07.12.2018 № 350-п и принято решение об утверждении тарифа на водоснабжение (питьевая вода).

Следовательно, порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта административным ответчиком соблюден.

Согласно ст.7 областного закона Ленинградской области от 11.12.2007 N 174-оз «О правовых актах Ленинградской области» датой принятия правового акта отраслевого, территориального, иного органа исполнительной власти Ленинградской области считается день подписания правового акта руководителем соответствующего органа исполнительной власти Ленинградской области.

Как указано в ч.4 ст.7 областного закона Ленинградской области от 11.12.2007 N 174-оз «О правовых актах Ленинградской области» правовые акты отраслевых, территориальных и иных органов исполнительной власти Ленинградской области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу по истечении 10 дней с даты их официального опубликования, если более поздний срок в них не предусмотрен. Иные правовые акты отраслевых, территориальных и иных органов исполнительной власти Ленинградской области вступают в силу со дня их подписания руководителем отраслевого, территориального или иного органа исполнительной власти Ленинградской области, если в них не указано иное.

Согласно ст.8 областного закона Ленинградской области от 11.12.2007 N 174-оз «О правовых актах Ленинградской области» правовой акт Ленинградской области считается официально опубликованным, если он был опубликован в полном объеме в любом из официальных периодических печатных изданий Ленинградской области либо размещен (опубликован) в полном объеме на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) или на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области в сети "Интернет" (www.lenobl.ru).

Как указано в п.24 Правил регулирования, орган регулирования обеспечивает размещение решения об установлении тарифов с приложением протокола заседания правления (коллегии) органа регулирования в течение 7 рабочих дней со дня принятия решения об установлении тарифов на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в случае отсутствия такого сайта - на официальном сайте, определяемом высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, а также осуществляет публикацию решения в источнике официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Оспариваемый приказ ЛенРТК размещен 20.12.2019 на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, что свидетельствует о соблюдение административным ответчиком установленного порядка официального опубликования Приказа № 439-п.

Проверяя соответствие содержания Приказа № 439-п нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд учитывает, что согласно пункту 77 Основ ценообразования величина расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в соответствии с методическими указаниями.

Пунктом 23 Основ ценообразования установлено, что при определении фактических значений расходов орган регулирования тарифов использует данные бухгалтерской и статистической отчетности регулируемой организации за соответствующий период, а также данные, полученные по результатам мероприятий по контролю.

В соответствии с пунктом 28 Методических указаний расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, относимые к объектам централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются при установлении тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на очередной период регулирования в размере, определенном в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Судом установлено, что с заявлением о корректировке тарифов на 2020 г. АО «ЛОКС», для обоснования размера расходов по статье затрат «Амортизация», представило следующие документы: материалы по обоснованию изменения балансовой стоимости основных фондов, в том числе акты ввода в эксплуатацию и инвентарные карточки объектов введенных в 2018 г.; журнал проводок за 2018 г. по вводу объектов в эксплуатацию; формы ОС-6, формы ОС-1, счета фактуры, товарные накладные; формы КС-14, договоры подряда; журнал-ордер по счету 02 Водоснабжение за 2018; инвентарные карточки; карточки счетов 20, 23,25,26 амортизация водоснабжение вода 2018; оборотно-сальдовую ведомость по сч.01 за 2018; статистическую отчетность формы № 11 за 2018 СПб и Лен.обл.

Из представленного для ознакомления представителю АО «ЛОКС» проекта экспертного заключения ЛенРТК следует, что АО «ЛОКС» заявило к учету в составе НВВ амортизацию в размере 74436,87 тыс. руб., а ЛенРТК принимает к учету в составе НВВ амортизацию в размере 38809, 74 тыс. руб. Основанием не принятия амортизации в заявленном АО «ЛОКС» размере указано: нарушение законодательства при заключении договора с ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» от 27.08.2013 № ДП-13/2013; не приняты инвентарные карточки шести объектов основных средств, в которых имеется указание на амортизацию, в связи с отсутствием инвестиционной программы.

После ознакомления 10.12.2019 с экспертным заключением АО «ЛОКС» 13.12.2019 сообщило о несогласии с размером учтенных ЛенРТК в составе НВВ расходов по статье затрат «Амортизация», который составил 24040 тыс. руб., что на 24677,4 тыс. руб. ниже фактического уровня 2018 г. При этом ЛенРТК, с учетом ст.3 п.4 416 ФЗ, необоснованно снизил принятые как экономически обоснованные расходы в размере 38809,74 тыс. руб. на 14769,74 тыс.руб. При расчете амортизации ЛенРТК, со ссылкой на ст.256 НК РФ, исключил из расчета ряд объектов на основании того, что в инвентарных карточках указано «Распоряжение Правительства ЛО». Данный подход неправомерен, так как указанная норма не применяется в отношении имущества, полученного налогоплательщиком при приватизации. ЛенРТК необоснованно исключил из расчета по амортизации объекты, в результате мероприятий по реконструкции и модернизации которых увеличена их первоначальная стоимость. ЛенРТК не учтено, что действующее законодательство не запрещает вести инвестиционную деятельность без утверждения инвестиционной программы в органах местного самоуправления.

В экспертном заключении от 13.12.2019 указано, что АО «ЛОКС» на 2020 г. заявлена амортизация в размере 74436,87 тыс. руб., а принято ЛенРТК в размере 24040,00 тыс. руб.

В протоколе заседания правления ЛенРТК от 13.12.2019 № 43 указано, что в соответствии с п.80 Основ ценообразования, утвержденных постановлением № 406, корректировка НВВ произведена с учетом фактически достигнутого уровня неподконтрольных расходов. Расходы по статье «Амортизация основных средств, относимых к объектам ЦС водоснабжения» приняты в размере 24040,00 тыс. руб., что на 50396,87 тыс. руб. меньше предложения АО «ЛОКС».

Основанием для снижения заявленных АО «ЛОКС» расходов по статье затрат «Амортизация» указано, что АО «ЛОКС» оказывает услуги в сфере холодного водоснабжения (питьевая вода) потребителям Ленинградской области и Санкт-Петербурга. В результате анализа представленной комитетом по тарифам Санкт-Петербурга сводной калькуляции по холодному водоснабжению АО «ЛОКС» - корректировка 2020 г. и представленной АО «ЛОКС» в ЛенРТК калькуляции себестоимости питьевой воды на 2020 г. (корректировка), выявлены расхождения по статье «Амортизация». В сводной калькуляции комитета по тарифам Санкт-Петербурга указано предложение организации на 2020 г. в размере 28842,56 тыс. руб. В представленной АО «ЛОКС» в ЛенРТК калькуляции указано по статье «Амортизация» 74436,87 тыс. руб., в том числе, Ленинградская область в размере 40987,84 тыс. руб., Санкт-Петербург – 33449,03 тыс. руб. Кроме того, не принята амортизация в отношении шести объектов основных средств, первоначальная стоимость которых была изменена в связи с модернизацией, так как у АО «ЛОКС» отсутствует инвестиционная программа. С учетом выявленных расхождений, в соответствии со ст.3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ и Распоряжения Правительства РФ от 29.10.2019 № 2556-р, ЛенРТК откорректировал амортизацию.

Из Сводной калькуляции по холодному водоснабжению и водоотведению АО «ЛОКС» - корректировка 2020 г. (2019-2023 гг.), представленной комитетом по тарифам Санкт-Петербурга, следует, что на 2020 г. АО «ЛОКС» просил учесть в составе НВВ амортизацию основных средств и нематериальных тарифов в размере 28482,56 тыс.руб., а органом регулирования учтено 22837,57 тыс. руб.

В представленной в суд ЛенРТК «Справке о состоянии основных фондов» указано, что АО «ЛОКС» на 2020 г. заявлена амортизация в размере 74436868,58 руб., а принято ЛенРТК в размере 34993,60 тыс. руб.

Из представленной ЛенРТК в суд «Справке о состоянии основных фондов» следует, что не подлежит учету в составе НВВ амортизация в отношении насосной станции первого подъема, лит.Д (инв. карточка ) и фильтров скорых 2-слойных крупнозен. 119 кв.м. (инв. карточки №) с указанием причины – «модернизация». Также, не учтена амортизация в отношении магистрального водовода «Невский водопровод» (инв. карточка ) с указанием основания – ошибка амортизационной группы, распоряжение Правительства, и сети трубопроводов самотечных линий на гол. пл. ВОС» (инв. карточки и ) с указанием основания – распоряжение Правительства ЛО.

При этом ЛенРТК принял амортизацию для следующих объектов: здание реагентного хозяйства (инв.карточка ) в размере 17121,84 руб., здание секций 5 и лаборат-произв. корпуса лит.М (инв.карточка ) в размере 70624,68 руб., водовод сырой воды Д1000 мм от Колпинс.НС-1 до НС1 (инв.карточка ) в размере 2532559,20 руб., огражд. на объекте насос. станция (инв.карточка ) в размере 442671,96 руб., ограждение площадки Невского водопр. со стор.Невы (инв.карточка ) в размере 118350,96 руб., биоэлектронная сист.произв.биолог.монитор. кач. вод. (инв.карточка 00162427) в размере 429999,96 руб., УФО в здании НС Орловские Ключи (инв.карточка ) в размере 9330166,79 руб., УФО в маш.отд. НС 2-го подъема (инв.карточка ) в размере 21582196,20 руб., насосный агрегат JE-4-160 (инв.карточка ) в размере 7532,96 руб., дизельный генератор (инв.карточка ) в размере 189661,48 руб., бензиновая электростанция (инв.карточка ) в размере 17005,65 руб., виброметр (инв.карточка ) в размере 5344,07 руб., бензорез (инв.карточка ) в размере 4486,55 руб., узел учета холодной воды (инв.карточка ) в размере 56410,85 руб., моноблок (инв.карточка ) в размере 26949,15 руб., мфу (инв.карточка ) в размере 76271,19 руб., источник бесперебойного питания (инв.карточка ) в размере 29384,37 руб., рабочая станция (инв.карточка ) в размере 14198,30 руб., коммутатор (инв.карточка ) в размере 23172,57 руб., концентратор (инв.карточка ) в размере 19492,41 руб.

В экспертном заключении ЛенРТК указано, что ввиду отсутствия у АО «ЛОКС» инвестиционных программ, ЛенРТК, со ссылкой на п.30 Правил регулирования тарифов и Постановление , не принял инвентарные карточки учета объектов модернизированных основных средств: (насосная станция первого подъема, лит.Д), (фильтры скорые 2-хслойные крупнозерн.119 м.кв.), (фильтры скорые 2-хслойные крупнозерн.119 м.кв.), (фильтры скорые 2-хслойные крупнозерн.119 м.кв.), (фильтры скорые 2-хслойные крупнозерн.119 м.кв.), (фильтры скорые 2-хслойные крупнозерн.119 м.кв.).

Допрошенная в качестве свидетеля ФИО8, консультант ЛенРТК, сообщила, что АО «ЛОКС» не представило инвентарные карточки в полном объеме. Не была принята амортизация по тем объектам основных средств, в инвентарных карточках которых была отметка о проведении амортизации. В экспертном заключении она не отразила, но также по причине наличия в инвентарных карточках сведений о модернизации (реконструкции) не была принята амортизации в отношении объектов «Магистральный водовод «Невский водопровод» (инв. карточка ), «сеть трубопроводов самотечных линий на гол. пл. ВОС» (инв. карточки и ). Указала, что амортизацию по ряду объектов, относящихся к офисной технике, не учитывала, так как посчитала, что указанная техника является излишней, но указанное обстоятельство в экспертном заключении не отразила. Пояснила, что указанная в «Справке о состоянии основных фондов» амортизация АО «ЛОКС» в размере 34993,60 тыс. руб. является экономическим обоснованным размером амортизации, подтвержденным сведениями из инвентарных карточек, в целом по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Для расчета НВВ АО «ЛОКС» в целях принятия Приказа № 439-п вышеуказанной сумма была уменьшена на 5644 тыс. руб. (разница между заявленным АО «ЛОКС» в комитет по тарифам Санкт-Петербурга размером амортизации (28402 тыс. руб.) и принятым комитетом размером амортизации (22737 тыс. руб.)) и на 5000 тыс. руб. (разница между сведениями о размере амортизации по Санкт-Петербургу представленными АО «ЛОКС» в ЛенРТК и в комитет по тарифам Санкт-Петербурга). Полученную величину в размере 24382,14 тыс. руб. уменьшила до 20400 тыс. руб., чтобы избежать резкого роста тарифа. С учетом доли Ленинградской области размер амортизации, подлежащий учету в НВВ АО «ЛОКС» по Ленинградской области, составляет 19246 тыс. руб., а учтен при принятии оспариваемого приказа в размере 13000 тыс. руб.

Допрошенная в качестве свидетеля ФИО9 сообщила, что работает в АО «ЛОКС» с 2016 г. Учетной политикой организации предусмотрен раздельный учет расходов по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в зависимости от объемов воды. Доля Ленинградской области 55%. В направленной в адрес комитета по тарифам Санкт-Петербурга калькуляции допустила ошибку в указании размера амортизации. В сентябре 2019 направила в комитет по тарифам Санкт-Петербурга информацию об исправлении ошибки в размере амортизации. Полагает, что при определении НВВ АО «ЛОКС» на 2020 г. следовало учесть амортизацию в размере не менее, чем фактический размер амортизации за 2018 г. – 48000 тыс. руб. и от этой величины определить долю амортизации приходящейся на Санкт-Петербург и на Ленинградскую область. Сообщила, что за счет амортизации АО «ЛОКС» приобретает объекты основных средств, при этом инвестиционные программы не предусматривают приобретение основных средств.

Из исследованных судом письменных доказательств и пояснений свидетелей следует, что при расчете НВВ АО «ЛОКС» на 2020 г. ЛенРТК следовало учесть долю амортизации, приходящуюся на Ленинградскую область, исходя из экономического обоснованного размера амортизации, указанного ЛенРТК в «Справке об объектах основных средств».

Однако без какого-либо обоснования ЛенРТК произвольно уменьшил экономически обоснованный размер амортизации АО «ЛОКС» более чем на 10953 тыс. руб., поскольку сам по себе факт указания организацией в поданных в органы регулирования тарифов двух субъектов РФ заявлениях различных сведений о подлежащем учету при корректировке тарифа размере амортизации, не может служить основанием для уменьшения размера амортизации, величина которой подтверждена сведениями бухгалтерского учета, в том числе инвентарными карточками.

При этом ни Основы ценообразования, ни Методические указания не предусматривают снижение размера амортизации в целях недопущения превышения предельного индекса роста размера платы за коммунальные услуги для населения.

Доводы административного ответчика об отсутствии основания для удовлетворения заявленных требований в связи с тем, что в силу положений п.15 Основ ценообразования фактически понесенные АО «ЛОКС» затраты на амортизацию будут впоследствии учтены, судом оцениваются критически.

Согласно пункту 15 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

В соответствии с абзацем 21 пункта 2 Основ ценообразования под экономически обоснованными расходами, не учтенными при установлении регулируемых тарифов в предыдущие периоды регулирования, понимаются расходы, связанные с незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией на осуществление производственной деятельности в течение предыдущего периода регулирования, изменением законодательства, а также расходы, не учтенные органом регулирования тарифов в предыдущий период регулирования тарифов, но признанные экономически обоснованными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов либо судом.

Следовательно, пункт 15 Основ ценообразования не предоставляет органу регулированию тарифов полномочий на произвольное, с нарушением требований Основ ценообразования, Методических указаний, определение размера статей затрат, подлежащих включению в НВВ организации со ссылкой на то, что необоснованно неучтенные расходы будут учтены впоследствии.

Доводы АО «ЛОКС» о необоснованном исключении расходов на амортизацию модернизированных (реконструированных) объектов основных средств судом отклоняются, поскольку у АО «ЛОКС» отсутствует утвержденная в установленном порядке инвестиционная программа.

Согласно п.28 Методических указаний переоценка основных средств и нематериальных активов, осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, учитывается при условии, что средства в виде амортизационных отчислений, получаемые в результате учета переоценки, являются источником финансирования инвестиционной программы регулируемой организации.

Пунктом 6 Правил разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения» предусмотрено, что проект инвестиционной программы разрабатывается на основе технического задания на разработку инвестиционной программы регулируемой организации (далее - техническое задание). Техническое задание разрабатывает и утверждает орган местного самоуправления поселения (городского округа).

Исходя из положений п.10 Правил разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ, в инвестиционную программу включаются мероприятия по строительству, а также мероприятия по модернизации и (или) реконструкции объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, обеспечивающие изменение технических характеристик этих объектов и предполагающие изменение первоначальной (полной) стоимости модернизируемого и (или) реконструируемого объекта, целесообразность реализации которых обоснована в схемах водоснабжения и водоотведения. К источникам финансирования инвестиционной программы отнесена амортизация.

Поскольку у административного истца на дату утверждения тарифа отсутствовала инвестиционная программа, разработанная, согласованная и утвержденная в соответствии с указанными Правилами, сумма амортизационных отчислений, получаемых в результате учета модернизации (реконструкции) обоснованно не включена ЛенРТК в расчет необходимой валовой выручки.

Доводы административного истца о невозможности разработки инвестиционной программы в связи с тем, что объекты водоснабжения находятся на территории нескольких субъектов РФ и органы местного самоуправления не выдают технические задания на разработку инвестиционной программы, судом отклоняются, поскольку АО «ЛОКС» не представлено допустимых и достоверных доказательств обращения в органы местного самоуправления с заявлением о выдаче технического задания для разработки инвестиционной программы и обоснованного отказа органа местного самоуправления в выдаче технического задания.

В соответствии с п.1 ч.2 ст.215 Кодекса административного судопроизводства РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов, которыми установлены тарифы, следует учитывать, что неправильный расчет одного вида затрат полностью изменяет величину необходимой валовой выручки.

Принимая во внимание, что произведенная ЛенРТК с нарушением требований Основ ценообразования и Методических указаний корректировка неподконтрольных расходов АО «ЛОКС» на 2020 г. по статье затрат «Амортизация» привела к неправильному определению НВВ, с учетом размера которой рассчитывается тариф, суд приходит к выводу об обоснованности административного иска и наличия основания для признания недействующим Приказа № 439-п.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд, руководствуясь ст.215 КАС РФ и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в п.38 Постановления от 25.12.2018 № 50, приходит к выводу о признании недействующим Приказа № 439-п со дня его принятия.

Частью 4 статьи 216 КАС РФ определено, что в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.

Принимая во внимания вышеприведенные положения процессуального законодательства, а также разъяснения, содержащиеся в п.2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 № 63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена», суд полагает необходимым возложить на ЛенРТК обязанность принять нормативный правовой акт, заменяющий недействующий Приказ № 439-П.

Иное означало бы возможность сохранения для взаиморасчетов за истекший период действия экономически необоснованных тарифов в нарушение принципов соблюдения баланса экономических интересов организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов, обеспечения стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения (пункты 4 и 6 части 2 статьи 3 Закона о водоснабжении и водоотведении).

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление акционерного общества «Ленинградские областные коммунальные системы» удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия приказ комитета по тарифам и ценовой политики Ленинградской области от 13 декабря 2021 года № 439-п «О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 7 декабря 2018 года N 350-п "Об установлении тарифов на питьевую воду акционерного общества "Ленинградские областные коммунальные системы" (филиал "Невский водопровод" АО "ЛОКС") на 2019-2023 годы».

Обязать комитет по тарифам и ценовой политики Ленинградской области принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный судом не действующим.

Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором подлежал опубликованию оспоренный нормативный правовой акт

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы через Ленинградский областной суд во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья С.Г. Ночевник

Решение в окончательной форме изготовлено 01 февраля 2021 года.