ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-324/2021 от 25.08.2020 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 3а-324/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 августа 2020 года г. Челябинск

Челябинский областной суд в составе председательствующего Феофиловой Л.В., при секретаре Ахмировой А.Р., при ведении протокола помощником судьи Кудряшовым А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к территориальной избирательной комиссии г. Златоуста Челябинской области (с возложением полномочий окружной избирательной комиссии), ФИО2 о признании незаконным решения территориальной избирательной комиссии, отмене регистрации кандидата,

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратился в Челябинский областной суд с административным исковым заявлением к территориальной избирательной комиссии г. Златоуста Челябинской области (с возложением полномочий окружной избирательной комиссии) ФИО2 о признании незаконным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии г. Златоуста с возложением полномочий окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа Челябинская область – ФИО3 одномандатный избирательный округ № 193 по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва (далее – ТИК г. Златоуста) от 04 августа 2021 года № 23/132-5 «О регистрации ФИО2, выдвинутого политической партией «Политическая партия «<данные изъяты>» кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу Челябинская область -ФИО3 одномандатный избирательный округ № 193», отмене регистрации ФИО2, выдвинутого политической партией ««<данные изъяты>» кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу Челябинская область – ФИО3 одномандатный избирательный округ № 193.

В обоснование заявленных требований указал, что он и ФИО2 являются зарегистрированными кандидатами в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва. В период предвыборной кампании ФИО2 распространил на территории Златоустовского одномандатного избирательного округа № 193 агитационный материал - плакаты с его изображением и текстом следующего характера: «Этой власти нужен доктор ФИО4 пенсионеров». Полагает, что вышеуказанные агитационные материалы в нарушение пункта 10 статьи 62 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» оплачены из средств избирательного фонда кандидата ФИО2, тогда как оплата расходов на проведение предвыборной агитации за федеральный список кандидатов, выдвинутых политической партией, из средств избирательных фондов других политических партий, их региональных отделений, избирательных фондов кандидатов запрещается.

Определением суда от 20 августа 2021 года из числа заинтересованных лиц исключен ФИО2 и привлечен к участию в деле в качестве соответчика.

Определением суда от 23 августа 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена политическая партия «<данные изъяты>».

Представитель административного истца ФИО5, действующая на основании доверенности от 12 ноября 2015 года, в судебном заседании на удовлетворении административных исковых требований настаивала. В судебном заседании основания административного иска дополнила предположением об оплате агитационного материала иными лицами.

Представитель административного ответчика ФИО2 ФИО6, действующая на основании доверенности от 19 августа 2021 года административные исковые требования полагала не подлежащими удовлетворению. Суду пояснила, что агитационные материалы были оплачены из средств политической партии, что подтверждено документально.

Представитель административного ответчика ТИК г. Златоуста ФИО7, действующая на основании Постановлений Избирательной комиссии Челябинской области от 23 декабря 2020 года № 197/1687-6, 197/1688-6 заявленные требования полагала не подлежащими удовлетворению.

В письменном отзыве указала, что Постановлением от 17 июля 2021 года № 24/213-8 ЦИК РФ заверила список кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, выдвинутых политической партией «<данные изъяты>», в том числе по одномандатному избирательному округу «Челябинская область – ФИО3 одномандатный избирательный округ № 193» ФИО2. 20 июля 2021 года ФИО2 в ТИК г. Златоуста подал документы о выдвижении его кандидатом в депутаты, 26 июля 2021 года представил документы о регистрации его кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, 04 августа 2021 года ТИК г. Златоуста принято оспариваемое решение.

Выписка операций по лицевому счету кандидата ФИО2 за период с 21 июля 2021 года по 18 августа 2021 года подтверждает отсутствие операций по поступлению и расходованию денежных средств на специальном избирательном счете кандидата ФИО2, уведомлений об изготовлении агитационных материалов от кандидата не поступало.

Представитель Избирательной комиссии Челябинской области ФИО8, действующая на основании доверенности от 11 января 2021 года, в удовлетворении заявленных требований просила отказать.

В письменном отзыве на административное исковое заявление председатель Избирательной комиссии Челябинской области указал, что ФИО2 зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу Челябинская область -ФИО3 одномандатный избирательный округ № 193 в установленном порядке.

27 июля 20211 года избирательная комиссия Челябинской области приняла постановление № 229/1912-6 «Об открытии специального избирательного счета регионального отделения Политической партии «<данные изъяты>» в Челябинской области, а также постановление № 229/1911-6 «О регистрации уполномоченного представителя регионального отделения Политической партии «<данные изъяты>» в Челябинской области по финансовым вопросам.

Аналогичные представленной административным истцом фотографии агитационного материала перед распространением предоставлялись уполномоченным представителем регионального отделения Политической партии «<данные изъяты>» в Челябинской области по финансовым вопросам в избирательную комиссию Челябинской области: 06 августа 2021 года тираж 6 шт, 4 шт, 22 шт, 11 августа 2021 года тираж 1 шт, 1 шт, 16 августа 2021 года тираж 4 шт. с копиями документов об оплате изготовления предвыборных агитационных материалов из избирательного фонда регионального отделения Политической партии «<данные изъяты>» в Челябинской области с отметкой ПАО «<данные изъяты>».

Агитационные материалы с изображением зарегистрированного кандидата ФИО2 изготовлены в соответствии с законодательством о выборах.

Административный истец ФИО1, административный ответчик ФИО2 в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.

В соответствии со статьей 150, частью 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников процесса.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении административного иска отказать, суд приходит к следующему.

Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2021 года № 367 «О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва» на 19 сентября 2021 года назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва.

Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 28 апреля 2021 года № 4/28-8 «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва на избирательные комиссии субъектов Российской Федерации» полномочия окружной избирательной комиссии Златоустовского одномандатного избирательного округа № 193 возложены на территориальную избирательную комиссию г. Златоуста.

Как следует из материалов дела, ФИО1 и ФИО2 решениями территориальной избирательной комиссии города Златоуста Челябинской области от 06 августа 2021 года № 24/137-5 и от 04 августа 2021 года № 23/132-5 соответственно, зарегистрированы в качестве кандидатов в Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу Челябинская область – ФИО3 одномандатный избирательный округ № 193.

Согласно части 11 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального Закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее - Федеральный Закон от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ) законодательство о выборах депутатов Государственной Думы основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», настоящего Федерального закона, других федеральных законов.

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата (списка кандидатов) может быть отменена по основаниям, предусмотренным пунктами 7 - 9 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, за нарушения законодательства о выборах, допущенные после регистрации кандидата (списка кандидатов), а также за ряд значительных нарушений законодательства, которые имелись на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствовали регистрации кандидата (списка кандидатов), но о них не было и не могло быть известно избирательной комиссии, например, в связи с сокрытием кандидатом сведений о своей судимости.

В силу пункта 10 статьи 62 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ расходы на проведение предвыборной агитации осуществляются исключительно за счет средств избирательного фонда политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, избирательных фондов ее региональных отделений (при наличии таких избирательных фондов), избирательных фондов кандидатов в порядке и формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Оплата расходов на проведение предвыборной агитации за федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией, из средств избирательных фондов других политических партий, их региональных отделений, избирательных фондов кандидатов запрещается. Оплата расходов на проведение предвыборной агитации за кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, из средств избирательных фондов других кандидатов, избирательных фондов политических партий, их региональных отделений запрещается. Допускается оплата расходов из средств избирательного фонда политической партии, избирательных фондов ее региональных отделений на изготовление предвыборных агитационных материалов, размещаемых выдвинутым этой политической партией кандидатом на каналах организаций телерадиовещания и в сетевых изданиях.

Исчерпывающий перечень оснований для отмены регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу верховным судом республики, краевым, областным судом, судом автономного округа, судом автономной области по заявлению зарегистрировавшей кандидата окружной избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, установлены пунктом 12 статьи 99 Федерального Закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ, которым не предусмотрена ответственность в виде отмены регистрации кандидата за оплату расходов на проведение предвыборной агитации за кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, из средств избирательных фондов других кандидатов, избирательных фондов политических партий, их региональных отделений.

Как установлено в судебном заседании, постановлением ЦИК Российской Федерации от 17 июля 2021 года № 24/212-8 заверен Федеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, выдвинутых Политической партии «<данные изъяты>», в том числе по региональной группе № 21 (Курганская, Оренбургская, Челябинская области) ФИО2.

Постановлением ЦИК Российской Федерации от 17 июля 2021 года № 24/213-8 заверен список кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, выдвинутых Политической партии «<данные изъяты>» по одномандатным избирательным округам, в том числе по Челябинской области – ФИО3 одномандатный избирательный округ № 193 ФИО2.

20 июля 2021 года ФИО2 представил в ТИК г. Златоуста документы для уведомления о выдвижении кандидата, выдвинутого политической партией по одномандатному избирательному округу на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, 26 июля 2021 года представил документы для регистрации в качестве кандидата по одномандатному избирательному округу на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва.

04 августа 2021 года ТИК г. Златоуста принято оспариваемое решение.

В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривалось, что ФИО2 на территории избирательного округа размещены агитационные материалы – баннеры с его изображением и текстом «Этой власти нужен доктор ФИО4 пенсионеров».

В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на изготовление агитационного материала за счет средств избирательного фонда ФИО2, либо средств иных лиц, что запрещено положениями пункта 10 статьи 62 Федерального Закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ, на наличие иных нарушений законодательства о выборах не ссылается.

Согласно части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Каких-либо доказательств в подтверждение своих доводов о наличии оснований для отмены регистрации ФИО2 в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу Челябинская область - ФИО3 одномандатный избирательный округ № 193 административным истцом не представлено.

В судебном заседании установлено, что при регистрации в качестве кандидата по одномандатному избирательному округу на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 47 Федерального Закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ ФИО2 представлен документ, подтверждающий открытие специального избирательного счета избирательного фонда кандидата.

Постановлением избирательной комиссии Челябинской области от 27 июля 2021 года № 229/1912-6 открыт специальный избирательный счет регионального отделения Политической партии «<данные изъяты>» в Челябинской области.

Согласно представленной административным ответчиком выписке операций по счету ФИО2, за период с 21 июля 2021 года по 18 августа 2021 года операций по нему не производилось.

Избирательной комиссий Челябинской области в материалы дела представлены документы, подтверждающие оплату заинтересованным лицом печатного агитационного материала – баннеров различного формата и содержания, в том числе содержащих изображение ФИО2 и слоган «Этой власти нужен доктор ФИО4 пенсионеров» (уведомления, соответствующие требованиям пункта 2 части 5 статьи 68 Федерального Закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ, платежные поручения, экземпляры агитационного печатного материала), согласно которым за период с 06 августа 2021 года по 16 августа 2021 года Политической партией оплачено изготовление 38 баннеров.

Таким образом, нарушение требований законодательства о выборах при изготовлении, распространении или размещении агитационных материалов также не установлено.

Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований.

Руководствуясь статьи 244 КАС Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к территориальной избирательной комиссии г. Златоуста Челябинской области (с возложением полномочий окружной избирательной комиссии), ФИО2 о признании незаконным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии г. Златоуста с возложением полномочий окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа Челябинская область – ФИО3 одномандатный избирательный округ № 193 по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва от 04 августа 2021 года № 23/132-5 «О регистрации ФИО2, выдвинутого политической партией «Политическая партия «<данные изъяты>» кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу Челябинская область -ФИО3 одномандатный избирательный округ № 193», отмене регистрации ФИО2, выдвинутого политической партией ««<данные изъяты>» кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу Челябинская область – ФИО3 одномандатный избирательный округ № 193, отказать.

Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение пяти дней со дня оглашения через Челябинский областной суд.

Председательствующий Л.В. Феофилова

Мотивированное решение изготовлено 25 августа 2021 года