ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-325/20 от 19.06.2020 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Оренбург 19 июня 2020 года

Оренбургский областной суд в составе:

председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,

с участием прокурора Андреева А.В.,

при секретаре Харламовой Ю.Е.,

представителей административного истца публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» Черковой Т.П., Шарапова А.А.,

представителя административного ответчика департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов Стаценко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» в лице филиала «Оренбургэнерго» об оспаривании приказа департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 26 декабря 2019 г. №347-э/э «О внесении изменений в приказ департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 29 декабря 2017 года № 230-э/э», приказа департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 26 декабря 2019 года № 349-э/э «Об утверждении единых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Оренбургской области», приказа департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 26 декабря 2019 года №350-э/э «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями»,

установил:

Приказом департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 29 декабря 2017 года № 230-э/э установлены долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров деятельности территориальных сетевых организаций.

Приказом департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 26 декабря 2019 г. №347-э/э внесены изменения в приказ департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 29 декабря 2017 года № 230-э/э.

Приказом департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 26 декабря 2019 года № 349-э/э утверждены единые тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Оренбургской области.

Приказом департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 26 декабря 2019 года №350-э/э установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями.

Приказы № 347-э/э, № 349-э/э, № 350-э/э опубликованы в соответствии с пунктом 55.1 Закона Оренбургской области от 14 марта 2002 г. № 455/380-II-ОЗ «О правовых актах органов государственной власти Оренбургской области» на Портале официального опубликования нормативных правовых актов Оренбургской области и органов исполнительной власти Оренбургской области (www.pravo.orb.ru).

Все указанные акты опубликованы в установленном законом порядке и являются нормативными правовыми актами, что не оспаривается сторонами.

Публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» в лице филиала «Оренбургэнерго» (далее ПАО «МРСК Волги»), являющееся территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Оренбургской области, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими приказов департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 26 декабря 2019 года № 347-э/э, № 349-э/э, № 350-э/э.

В обоснование иска административный истец указал, что при установлении оспариваемых тарифов на 2020 год департаментом нарушен порядок расчёта экономически обоснованных расходов (неподконтрольных расходов), предусмотренный действующим законодательством.

При расчёте необходимой валовой выручки (НВВ) в сумму экономически-обоснованных расходов не включены: выпадающие доходы по технологическому присоединению (ТП) на 2019 и 2020 годы в размере 151 350 810 руб.; налог на прибыль в размере 380 149 840 руб.; услуги ПАО «ФСУ ЕЭС» по передаче электрической энергии в размере 12 931 600 руб.; тепловая энергия на хозяйственные нужды в размере 859 330 руб.; покупка потерь электрической энергии в размере 608 946 980 руб.

Административный истец просит признать недействующими с момента принятия с 1 января 2020 года:

1) приказ департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 26 декабря 2020 года № 347-э/э «О внесении изменений в приказ департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 29 декабря 2017 года №230-э/э» в части невключения в НВВ сетевой организации на долгосрочный период регулирования (без учёта потерь):

1.2.1 суммы компенсации выпадающих доходов от оказания услуг по технологическому присоединению за 2019 и 2020 годы в размере *** руб.;

1.2.2 расходов по налогу на прибыль в размере *** руб.;

1.2.3 расходов на оплату услуг ПАО «ФСК ЕЭС» в размере *** руб.;

1.2.4 расходов на покупную теплоэнергию в размере *** руб.;

1.2.5 расходов на покупку потерь в размере *** руб.;

2) приказ департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 26 декабря 2020 года № 349-э/э «Об утверждении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Оренбургской области на 2020 год»;

3) приказ департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 26 декабря 2020 года № 350-э/э «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между смежными сетевыми организациями на 2020 год»;

4) возложить на департамент Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу принять заменяющие нормативные акты в части, в которой они признаны незаконными.

В судебном заседании представители административного истца ПАО «МРКС Волги» Черкова Т.П., Шарапов А.А., действующие на основании доверенностей, административные исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.

Представитель департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов Стаценко А.А., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения административного иска.

Выслушав пояснения представителей сторон, заключение прокурора Оренбургской областной прокуратуры, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (статья 2 Закона об электроэнергетике).

К таким актам, в частности, относятся Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила государственного регулирования цен), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», и Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 г. № 20-э/2.

В силу части 1 статьи 6 Закона об электроэнергетике общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики являются, в том числе соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, обеспечение государственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики, необходимого для реализации принципов, установленных данной нормой.

В соответствии с частью 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике и пунктом 63 Основ ценообразования органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, и тарифы взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями.

Полномочиями на установление тарифов на передачу электрической энергии наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (часть 4 статьи 23.1, часть 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике).

Таким органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в Оренбургской области в соответствии с Положением о департаменте Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов, утверждённого Указом Губернатора Оренбургской области от 16 декабря 2005 г. № 141-ук (в редакции от 17 марта 2020 г.), является департамент Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов (далее Департамент).

В силу положения части 1 статьи 21 Закона об электроэнергетике Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике устанавливает критерии и порядок отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

Правила государственного регулирования определяют основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, предусмотренных Основами ценообразования.

В соответствии с пунктом 35 указанных Правил регулирования цены (тарифы) и (или) их предельные уровни подлежат применению в соответствии с решениями регулирующих органов, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных нормативными правовыми актами в области электроэнергетики.

В силу требований пункта 4 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций на срок не менее чем пять лет (на срок не менее чем три года при установлении впервые указанных цен (тарифов), их предельных уровней) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые территориальными сетевыми организациями с 1 января 2012 года, осуществляется только в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций, в том числе с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, подлежат государственному регулированию (пункт 1 статьи 6, пункт 2 статьи 20, пункты 1 и 4 статьи 23 Закона об электроэнергетике).

Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим территориальным сетевым организациям, тарифы взаиморасчетов между сетевыми организациями устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (пункт 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике, пункт 63 Основ ценообразования).

В соответствии с подпунктами 55, 55.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» в лице филиала – «Оренбургэнерго» является территориальной сетевой организацией и оказывает услуги по передаче электрической энергии на территории Оренбургской области.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ПАО «МРСК Волги» зарегистрировано 29 июня 2007 года межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 19 по Саратовской области, основным видом деятельности является передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям.

Приказом ФСТ России от 27 июня 2008 года № 237-э «О включении (исключении) организации в (из) реестр(а) субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль», ПАО «МРСК Волги» - «Оренбургэнерго» осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в раздел I «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии и является субъектом естественных монополий.

В связи с осуществлением филиалом ПАО «МРСК Волги» - «Оренбургэнерго» регулируемого вида деятельности в отношении филиала ПАО «МРСК Волги» - «Оренбургэнерго» на день обращения административного истца в суд действовали следующие приказы:

- приказ департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 29 декабря 2017 года № 230-э/э, которым установлены долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров деятельности территориальных сетевых организаций:

Наименование сетевой организации в Оренбургской области

Год

Базовый уровень подконтрольных расходов

Индекс эффективности подконтрольных расходов

Коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов

Величина технологического расхода (потерь) электрической энергии (уровень потерь электрической энергии при ее передаче по сетям)

Показатель средней продолжительности прекращений передачи электрической энергии на точку поставки (Пsaidi)

Уровень качества реализуемых товаров (услуг)

Показатель средней частоты прекращений передачи электрической энергии на точку поставки (Пsaifi)

Показатель уровня качества осуществляемого тех. присоединения к сети (Птпр.)

млн. руб.

%

%

ВН

СН1

СН2

НН

час

шт.

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Филиал ПАО "МРСК Волги" - "Оренбургэнерго"

2018

4003,6186

-

0,75

1,82

4,09

5,68

12,76

11,12324

2,2269

1

2019

Х

2

0,75

1,82

4,09

5,68

12,76

10,68736

2,1509

1

2020

Х

2

0,75

1,82

4,09

5,68

12,76

10,26855

2,0774

1

2021

Х

2

0,75

1,82

4,09

5,68

12,76

9,866164

2,0065

1

2022

Х

2

0,75

1,82

4,09

5,68

12,76

9,479542

1,9379

1

а также НВВ сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учёта оплаты потерь):

НВВ сетевых организаций

на долгосрочный период регулирования

(без учета оплаты потерь)

N п/п

Наименование сетевой организации в Оренбургской области

Год

НВВ сетевых организаций без учета оплаты потерь

тыс. руб.

1.

Филиал ПАО "МРСК Волги" - "Оренбургэнерго"

2018

8740420,28

2019

8800538,38

2020

8881531,32

2021

8969312,55

2022

9054848,69

- приказ департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 26 декабря 2019 г. №347-э/э, которым внесены изменения в приказ департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 29 декабря 2017 года № 230-э/э в связи с корректировкой необходимой валовой выручки на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год:

НВВ

сетевой организации на долгосрочный период регулирования

(без учета оплаты потерь)

N п/п

Наименование сетевой организации в Оренбургской области

Год

НВВ сетевых организаций без учета оплаты потерь

тыс. руб.

1.

Филиал ПАО "МРСК Волги" - "Оренбургэнерго"

2018

8156000,14

2019

8592117,53

2020

7850118,61

2021

7957534,06

2022

8312747,48

- приказ департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 26 декабря 2019 года № 349-э/э, которым утверждены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Оренбургской области на период с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2020г.

п/п

Тарифные группы потребителей электрической энергии

Единица измерения

Диапазоны напряжения

Всего

BH

CH-I

CH-II

HH

1

2

3

4

6

7

8

9

1

Прочие потребители (тарифы указываются без учета НДС)

I полугодие

1.1

Двухставочный тариф

1.1.1

- ставка за содержание электрических сетей

руб./МВт·мес.

х

1 210 547,63

1 380 240,42

1 119 542,50

1 623 792,85

1.1.2

- ставка на оплату технологического расхода (потерь) в электрических сетях

руб./МВт·ч

х

136,20

281,32

442,91

720,15

1.2

Одноставочный тариф

руб./кВт·ч

х

1,89446

2,68790

2,78868

3,28649

1.3

Величина перекрестного субсидирования, учтенная в ценах (тарифах) на услуги по передаче электрической энергии

тыс. руб.

3 293 317,80

2 214 239,14

612 600,08

422 933,94

43 544,64

1.4

Ставка перекрестного субсидирования

руб./МВт·ч

1049,23

1130,89

1183,48

795,70

330,66

2

Прочие потребители (тарифы указываются без учета НДС)

2.1

Двухставочный тариф

2.1.1

- ставка за содержание электрических сетей

руб./МВт·мес.

х

1 020 113,31

1 315 753,86

1 080 937,02

1 672 506,64

2.1.2

- ставка на оплату технологического расхода (потерь) в электрических сетях

руб./МВт·ч

х

143,83

297,07

467,71

760,48

2.2

Одноставочный тариф

руб./кВт·ч

х

1,66707

2,68790

2,78868

3,35877

2.3

Величина перекрестного субсидирования, учтенная в ценах (тарифах) на услуги по передаче электрической энергии

тыс. руб.

2 677 782,65

1 596 921,84

493 390,24

448 453,99

139 016,58

2.4

Ставка перекрестного субсидирования

руб./МВт·ч

867,47

879,63

973,34

821,54

635,76


п/п

Тарифные группы
потребителей электрической энергии (мощности)

Единица измерения

ВН

СН-I

СН-II

HH

1

2

3

4

5

1

Величины, используемые при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Оренбургской области в соответствии с приложением № 1к настоящему приказу:

1.1

Экономически обоснованные единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии (тарифы указываются без учета НДС)

1 полугодие

1.1.1

Двухставочный тариф

1.1.1.1

- ставка за содержание электрических сетей

руб./МВт·мес.

384 794,85

701 470,29

739 785,46

1 414 577,27

1.1.1.2

- ставка на оплату технологического расхода (потерь) в электрических сетях

руб./МВт·ч

136,20

281,32

442,91

720,15

1.1.2

Одноставочный тариф

руб./кВт·ч

0,96963

1,51198

1,96995

3,48669

1.2

Экономически обоснованных единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии (тарифы указываются без учета НДС)

2 полугодие

1.2.1

Двухставочный тариф

1.2.1.1

- ставка за содержание электрических сетей

руб./МВт·мес.

439 743,92

780 075,73

698 325,67

1 263 272,29

1.2.1.2

- ставка на оплату технологического расхода (потерь) в электрических сетях

руб./МВт·ч

143,83

297,07

467,71

760,48

1.2.2

Одноставочный тариф

руб./кВт·ч

1,21436

1,72291

1,93912

3,18688

№ п/п

Наименование сетевой организации с указанием необходимой валовой выручки (без учета оплаты потерь), НВВ которой учтена
при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги
по передаче электрической энергии в Оренбургской области

НВВ сетевых организаций без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Оренбургской области

Учтенные расходы сетевых организаций, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемые в плату за технологическое присоединение

Величина потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, учтенная при формировании регулируемых цен (тарифов)

тыс. руб.

тыс. руб.

млн кВ/ч

1

Филиал ПАО "МРСК Волги"-Оренбургэнерго"

7 850 118,61

0,00

801,02

- приказ департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 26 декабря 2019 года №350-э/э, которым установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на период с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2020 г.:

Наименование сетевых организаций

1 полугодие

2 полугодие

Двухставочный тариф

Двухставочный тариф

ставки за содержание электрических сетей

ставка за оплату технологического расхода (потерь)

одноставочный тариф

ставки за содержание электрических сетей

ставка за оплату технологического расхода (потерь)

одноставочный тариф

руб.МВт. мес

руб.МВтч.

руб.кВт.ч

руб.МВт. мес

руб.МВтч.

руб.кВт.ч

Филиал ПАО «МРСК Волги» «Оренбургэнерго»

152 779,65

22,30

0,43757

159 987,02

51,34

0,49665

Исходя из представленного в суд тарифного дела ПАО «МРСК Волги» следует, что при расчёте необходимой валовой выручки на 2020 г. департаментом в статье экономически-обоснованных расходов не учтены выпадающие доходы по технологическому присоединению 2019 г. и 2020 г.

Суд полагает, что такой расчёт не соответствует действующему законодательству по следующим причинам.

В соответствии с пунктами 8, 12, 17, 22, 35 Правил регулирования цен (тарифов) организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в орган регулирования предложения (заявления) об установлении тарифов, с приложением обосновывающих документов. Регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении тарифов.

Согласно пункту 2 статьи 23.2 Закона об электроэнергетике, пункту 87 Основ ценообразования регулирующий орган включает в тариф на услуги по передаче электрической энергии расходы сетевой организации, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включенные в плату за технологическое присоединение. При осуществлении льготного технологического присоединения затраты сетевой организации, не покрываемые за счет платы за технологическое присоединение, подлежат компенсации через тариф на услуги по передаче электроэнергии как выпадающие доходы.

Согласно пункту 34 Основ ценообразования, расходы, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемые в соответствии с пунктом 87 настоящего документа в плату за технологическое присоединение, включаются в необходимую валовую выручку в размере, определяемом регулирующими органами в соответствии с методическими указаниями по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой (далее - методические указания по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям).

ПАО «МРСК Волги» рассчитало размер указанных выпадающих доходов в соответствии с пунктом 5 Методических указаний.

По данной статье расходов Оренбургэнерго заявлены выпадающие доходы 2019г. и 2020г. в общей сумме *** тыс.рублей. В подтверждение расходов представлены документы, обосновывающие затраты. Следовательно, регулируемый орган представил и обосновал экономические расходы, которые тарифный орган не принял, не представил суду опровержение расчётов и не обосновал свои доводы о превышении предельного роста тарифов в 2020 г. в случае включения выпадающих доходов в расчёт НВВ.

При таких обстоятельствах суд считает, что исключение выпадающих доходов по ТП 2019 г. и 2020 г. из экономически-обоснованных расходов при расчёте НВВ на 2020 г. необоснованно и не отвечает основным принципам образования тарифов.

Доводы Департамента об учёте указанных расходов при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования, суд полагает необоснованными, поскольку нет подтверждённых оснований исключения этих расходов из расчёта НВВ на 2020 г.

Административные требования в этой части подлежат удовлетворению.

При расчёте необходимой валовой выручки на 2020 г. Департаментом по ценам и регулированию тарифов в статье экономически-обоснованных расходов также не учтены налог на прибыль, услуги ПАО «ФСК ЕЭС» по передаче электрической энергии; тепловая энергия на хозяйственные нужды и покупка потерь электрической энергии.

Согласно пункту 20 Основ ценообразования в необходимую валовую выручку включается величина налога на прибыль организаций по регулируемому виду деятельности, сформированная по данным бухгалтерского учета за последний истекший период. При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии учитывается величина налога на прибыль организаций, которая относится по данным раздельного учета к деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии и осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям.

Тарифный орган применил пункт 16 Основ ценообразования и произвел расчет плановых затрат по налогу на прибыль в соответствии с требованиями части 2 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации по ставке 20% от экономически обоснованной налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, учтенной в подконтрольных расходах. Согласно расчёту Департамента расходы по налогу на прибыль составили:

*** тыс. руб.

На основании пункта 7 Основ ценообразования, пункта 11 Методических указаний, Департаментом была произведена корректировка НВВ на 2020 год по филиалу «Оренбургэнерго», согласно которой величина фактически уплаченного налога на прибыль по филиалу за 2018 год в размере *** тыс.руб., скорректированная на сумму установленной плановой величины на 2018 год - *** тыс.руб., до суммы *** тыс.руб., включена в расчет НВВ на 2020 год по статье «Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов».

Указанные доводы административного ответчика подтверждены экспертным заключением к оспариваемому приказу от 26.12.2020 № 347-э/э в разделе «Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов / полученный избыток».

Включение на 2020 год суммы фактически уплаченного налога за истекший 2018 год по статье «Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов/полученного избытка», а не в группе неподконтрольных расходов по статье «Налог на прибыль» не нарушает права регулироваемой организации, в связи с чем суд считает доводы административного иска в части этих расходов необоснованными.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 18 Основ ценообразования к расходам, связанным с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, относятся расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность.

В соответствии с пунктом 23 Основ ценообразования и пунктом 11 Методических указаний расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, определяются исходя из цен (тарифов), установленных регулирующими органами или определенных в установленном Правительством РФ порядке, и объема оказываемых в расчетном периоде регулирования услуг.

Согласно пункту 11 Методических указаний при расчете необходимой валовой выручки в состав неподконтрольных расходов включаются расходы на оплату услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, оказываемых ПАО «ФСК ЕЭС».

ПАО «ФСК ЕЭС» оказывает ПАО «МРСК Волги» услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети. ПАО «ФСК ЕЭС» является регулируемой сетевой организацией, установление тарифов для которой осуществляется федеральным органом исполнительной власти.

В соответствие с пунктами 79-80 Основ ценообразования в отношении услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, Федеральная антимонопольная служба устанавливает цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, за исключением электрических сетей, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказываются территориальными сетевыми организациями в соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, утвержденными Приказом Федеральной службы по тарифам от 21 марта 2006 г. № 56-э/1 (Методические указания № 56-э/1).

Пунктом 5 Методических указаний №56-э/1 установлено, что тарифы, устанавливаются для субъектов оптового рынка, а также иных лиц, имеющих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании объекты электроэнергетики, технологически присоединенных в установленном порядке к единой национальной (общероссийской) электрической сети, используемой Организацией для оказания услуг по передаче электрической энергии, в том числе для сетевых организаций, технологически присоединенных в установленном порядке к ЕНЭС.

Согласно пункту 14 Основ ценообразования, расчетный объем производства продукции и (или) оказываемых услуг определяется исходя из формируемого Федеральной антимонопольной службой сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации.

Департаментом расходы по оплате услуг ПАО «ФСК ЕЭС» определены методом экономически обоснованных расходов и рассчитаны исходя из размера тарифов, установленных в отношении товаров и услуг организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, действующих на период проведения экспертизы (с 1 мая 2019 г. по 1 ноября 2019 г.) на сумму *** тыс. руб., что на момент расчёта соответствовало требованиям закона и действовавшим ставкам регулирования.

Величина расходов по статье «плата ФСК» относится к группе неподконтрольных расходов и является величиной планируемой. В соответствии с пунктами 9,11 Методических указаний в отношении ранее установленных планируемых величин ежегодно производится корректировка НВВ.

При установлении тарифов на 2020 год, учитывая результаты работы филиала «Оренбургэнерго» в 2018 году, при установлении размера НВВ на 2020 год по филиалу, департаментом произведена корректировка НВВ, в том числе по статье расходов «Оплата услуг ПАО «ФСК ЕЭС», исключены неподтвержденные предприятием затраты по факту 2018 года в размер *** тыс.руб.(экспертное заключение департамента в разделе «Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов/полученный избыток» стр. 9-12).

Суд соглашается с позицией административного ответчика в том, что при предоставлении организацией данных о фактической величине понесенных затрат по данной статье расходов за 2020 год, корректировка затрат на 2020 год по статье расходов «Оплата услуг ПАО «ФСК ЕЭС» может быть рассмотрена Департаментом по корректировке НВВ в 2021 году при выходе на государственное регулирование 2022 года, с учётом всех изменений, установленных на федеральном уровне ставок и тарифов за период, прошедший после утверждения оспариваемых в данном деле тарифов.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 18 Основ ценообразования в состав расходов, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаются в том числе расходы на покупку тепловой энергии (мощности).

Сумма расходов на покупку тепловой энергии (хозяйственные нужды) рассчитывается как произведение объемов потребленной тепловой энергии (Гкал) на цену (тариф) установленную для конкретного поставщика тепловой энергии. Цена на тепловую энергию является регулируемой, установление тарифов осуществляется региональным органом исполнительной власти.

Расходы по оплате тепловой энергии, в соответствии с требованиями пункта 11 Методических указаний, определяются методом экономически обоснованных расходов, то есть должны быть экономически обоснованными.

Согласно пунктам 22, 29 Основ ценообразования, расходы на покупку электрической и тепловой энергии (мощности) определены департаментом с учетом установленных на очередной период регулирования цены (тарифы).

На дату проведения экспертизы с 1 мая 2019 по 1 ноября 2019 фактическими и установленными ценами (тарифами) на тепловую энергию в разрезе поставщиков тепловой энергии, являлись цены (тарифы), установленные на текущий 2019 год.

Департамент в соответствии с указанными выше нормами произвел расчет плановых затрат по тепловой энергии на 2020 год в соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, то есть по фактическим данным, в сумме *** тыс.руб.

Доводы Департамента о том, что регулируемый орган не представил обосновывающие данные, подтверждающие расходы на сумму *** тыс.руб. административным истцом не опровергнуты, доказательства обратного суду не представлены, поэтому требования в части указанных расходов суд также считает необоснованными.

Порядок определения стоимости потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, включаемых в тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, установлен пунктом 81 Основ ценообразования.

Согласно пункту 81 Основ ценообразования, стоимость потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, включаемых в тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, определяется для субъектов РФ, расположенных на территориях ценовых зон оптового рынка, на основании прогнозных рыночных цен на электрическую энергию (мощность), продаваемую на оптовом рынке, определяемых по субъектам РФ с учетом официально опубликованных советом рынка данных о прогнозных свободных (нерегулируемых) ценах на электрическую энергию, цен на электрическую энергию (мощность), установленных для квалифицированных генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии или торфа, и информации об основных макроэкономических показателях прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, одобренного Правительством РФ на расчетный период регулирования; с учетом сбытовой надбавки и величины платы за услуги, оказание которых неразрывно связано с процессом снабжения потребителей электрической энергией и цены (тарифы) на которые подлежат государственному регулированию.

Из тарифного дела следует, что Департаментом учтены расходы в размере *** тыс.руб. согласно представленным в тарифное дело обосновывающим документам, экспертиза расчетов проведена Департаментом в соответствии с действующим законодательством с 1 мая 2019 г. по 1 ноября 2019 г. с использованием тарифных составляющих, действующих на дату проведения экспертизы при расчете планового значения покупки потерь. Указанный расчёт соответствует требованиям действующих нормативных актов и подтверждён документально материалами тарифного дела и заключением экспертизы.

Доводы административного истца о применении приказов Департамента, которыми установлены сбытовые надбавки гарантирующим поставщикам в ноябре и декабре 2019 г. суд считает необоснованными, поскольку отчетные данные по факту оплаты потерь 2020 года будут предоставлены истцом в сроки, установленные законодательством до 1 мая 2021 года, и подлежат применению Департаментом с учётом приказов об установлении сбытовых надбавок за период с ноября 2019 год по ноябрь 2020 год для установления тарифов на 2021 год.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Поскольку судом установлено, что Департамент при расчёте необходимой валовой выручки необоснованно исключил из расходов выпадающие доходы по технологическому присоединению 2019, 2020 годов, требования административного иска в этой части подлежат удовлетворению.

Принимая во внимание, что необходимая валовая выручка ПАО «МРСК Волги» на 2020 г. установлена без учета экономически обоснованных расходов, то единые (котловые) и индивидуальные тарифы, установленные приказами Департамента от 26 декабря 2019 г. № 349-э/э и № 350-э/э также являются необоснованными.

Определяя момент, с которого оспариваемые приказы Департамента должны быть признаны недействующими, суд принимает во внимание, что поскольку нормативные правовые акты до принятия решения суда применялись и на основании этих актов были реализованы права граждан и юридических лиц, то в соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце 3 пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», они подлежат признанию не действующими с даты вступления решения суда в законную силу.

Согласно пункту 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» в случае если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части (часть 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Поскольку в связи с признанием оспариваемых приказов не действующими выявлена недостаточная правовая урегулированность спорных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца и иных лиц, в отношении которых они применялись, на департамент надлежит возложить обязанность принять новые нормативные правовые акты, их заменяющие, которые бы учитывал выводы, изложенные в мотивировочной части настоящего судебного решения, в течение одного месяца со дня вступления в силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 179, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» удовлетворить частично.

Признать недействующими с момента вступления решения в законную силу:

приказ департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 26 декабря 2019 г. №347-э/э «О внесении изменений в приказ департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 29 декабря 2017 года № 230-э/э» в части расчёта в статье экономически обоснованных расходов – выпадающих доходов по ТП 2019 г. и 2020 г.;

приказ департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 26 декабря 2019 года № 349-э/э «Об утверждении единых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Оренбургской области» в части утверждения единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Оренбургской области на 2020 год в отношении филиала ПАО «МРСК ВОЛГИ» «Оренбургэнерго»;

приказ департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 26 декабря 2019 года №350-э/э «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями» в части установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между сетевыми организациями на 202 года для филиала ПАО «МРСК ВОЛГИ» «Оренбургэнерго».

Обязать Департамент Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу принять заменяющие нормативные акты в части, в которой они признаны незаконными.

В удовлетворении остальной части административного иска ПАО «МРСК ВОЛГИ» «Оренбургэнерго» отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвёртый апелляционный суд общей юрисдикции через Оренбургский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Оренбургского

областного суда И.Ф.Селютина