Дело №3а-325/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Кемеровский областной суд
в составе председательствующего Никулиной И.А.
при секретаре Шарафиеве П.Р.,
с участием прокурора Маслаковой О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Кемерово
21 мая 2018 года
административное дело по административному иску акционерного общества «Тандер» о признании частично недействующим нормативного правового акта,
установил:
Решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 24 декабря 2017 года N 16-198 утверждены Правила благоустройства территории Новокузнецкого городского округа (далее – Правила благоустройства).
Решение опубликовано 26 декабря 2013 года в Приложении к газете «Новокузнецк», N 95.
Частью второй Правил благоустройства установлены нормативы благоустройства территории города Новокузнецка.
Разделом 2 «Элементы благоустройства территории» части II Правил регламентировано оформление и оборудование зданий, строений, сооружений, согласно пункту 2.11.15 которой размещение дополнительного оборудования (системы технического обеспечения внутренней эксплуатации здания) и других технических элементов (наружных блоков систем кондиционирования и вентиляции, вентиляционных трубопроводов, антенн, видеокамер наружного наблюдения; таксофонов, банкоматов, часов, кабельных линий, пристенных электрощитовых и т.д.) на фасадах зданий, строений, сооружений должно быть согласовано с Комитетом, а для зданий, являющихся объектами культурного наследия, и зданий, строений, сооружений, расположенных в границах зоны охраны объектов культурного наследия, границах архитектурных ансамблей и охраняемых ландшафтов, - также с Управлением культуры на основании архитектурно-художественного условия, выданного уполномоченным органом. В случае размещения дополнительного элемента/оборудования вне границ занимаемого жилого/нежилого помещения, но в границах общего имущества многоквартирного дома должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с Жилищным кодексом РФ. В случае размещения дополнительного элемента/оборудования на фасаде нежилого здания должно быть получено согласие всех собственников помещений в этом здании либо согласие уполномоченного представителя этих собственников, либо в ином порядке, установленном собственниками (в ред. решений Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 29.06.2016 N 8/112, от 28.11.2017 N 10/109).
Акционерное общество «Тандер» (далее – АО «Тандер») обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим, в котором, с учетом уточнения, просит признать недействующим в связи с несоответствием статьям 1 и 3, части 1 статьи 209, части 1 статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьям 36, 40 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ пункт 2.11.15 раздела 2 части II Правил благоустройства территории Новокузнецкого городского округа, утвержденных решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 24.12.2013 № 16/198 (в редакции решения Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 28.11.2017 № 10/109), в части возложения оспариваемым пунктом Правил благоустройства на Общество, как арендатора и собственника нежилых помещений, обязанности по согласованию размещения на фасадах зданий, строений, сооружений поименованного в нем дополнительного оборудования с Комитетом градостроительства и земельных ресурсов Новокузнецкого городского округа, а также с собственниками помещений в многоквартирных жилых домах и собственниками помещений в нежилых зданиях.
Требования мотивированы тем, что АО «Тандер», как предприятие, осуществляющее деятельность по розничной торговле (торговая сеть «Магнит»), является собственником 23 и арендатором 30 нежилых помещений в Новокузнецком городском округе.
В целях реализации прав владения и пользования принадлежащим Обществу имуществом, АО «Тандер» размещает необходимое для эксплуатации помещений оборудование (системы технического обеспечения внутренней эксплуатации зданий и других технических элементов – наружных блоков систем кондиционирования и вентиляции, вентиляционных трубопроводов, антенн, видеокамер наружного наблюдения; таксофонов, банкоматов, часов, кабельных линий, пристенных электрощитовых и т.п.), в том числе на фасадах зданий.
Оспариваемый пункт Правил благоустройства, обязывающий проводить предписанные им согласования, нарушает и может нарушить права и законные интересы АО «Тандер» по причине создания не предусмотренных законом ограничений в реализации прав владения и пользования имуществом, находящемся в законном владении Общества, а также по причине привлечения Общества к административной ответственности по статье 26-2 Закона Кемеровской области об административных правонарушениях.
Возложив обязанность по согласованию размещения на фасадах зданий дополнительного оборудования, Новокузнецкий городской Совет народных депутатов вышел за пределы своих полномочий, поскольку принятие решения, определяющего порядок размещения на фасадах зданий и сооружений дополнительного оборудования, процедуру получения разрешений и согласований такого размещения, равно как и установление уполномоченных органов власти, к чьей компетенции отнесено разрешение подобных вопросов, находится в сфере ведения федеральных органов власти либо органов власти субъекта РФ. Закон, регламентирующий порядок получения разрешений на установку дополнительного оборудования на фасадах зданий и сооружений, в Кемеровской области отсутствует.
Представитель административного истца ФИО1, действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования, с учетом уточнения, поддержала.
Представители Новокузнецкого городского Совета народных депутатов ФИО2 и ФИО3, действующие на основании доверенностей, в судебном заседании возражали против удовлетворения требований административного истца, полагали, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят в рамках компетенции представительного органа местного самоуправления городского округа, не противоречит федеральному закону и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, права административного истца не нарушает. Предоставили письменные возражения, приобщенные к материалам дела
Представители заинтересованных лиц - Главы г. Новокузнецка и Администрации Новокузнецкого городского округа ФИО4, Комитета градостроительства и земельных ресурсов Администрации г. Новокузнецка ФИО5, действующие на основании доверенностей, возражали против удовлетворения административных исковых требований по доводам письменных возражений, ссылаясь на то, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, прав АО «Тандер» не нарушает.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Маслаковой О.Г., полагавшей заявленные требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно требованию части 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи в полном объеме.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить действующему федеральному законодательству и законодательству субъекта Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Закон № 131-ФЗ)).
Согласно пункту 25 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).
Согласно абзацу 18 части 1 статьи 2 Закона N 131-ФЗ благоустройство территории поселения (городского округа) - это комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
В статье 2 Закона № 131-ФЗ дается понятие правил благоустройства территории муниципального образования как муниципального правового акта, устанавливающего на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.
Согласно частям 1 и 2 статьи 45.1 Закона № 131-ФЗ правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования. Правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы, в том числе, внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений. Частью 3 статьи 45.1 Закона № 131-ФЗ установлено, что законом субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены иные вопросы, регулируемые правилами благоустройства территории муниципального образования, исходя из природно-климатических, географических, социально-экономических и иных особенностей отдельных муниципальных образований.
Таким образом, утверждение правил благоустройства отнесено к исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления.
Представительным органом муниципального образования города Новокузнецка является Новокузнецкий городской Совет народных депутатов (статья 26 Устава). К полномочиям городского Совета депутатов также отнесено установление правил, обязательных для исполнения на территории городского округа, по вопросам, отнесенным к компетенции городского Совета народных депутатов федеральными законами, законами Кемеровской области и Уставом (пункт 1.1 части 2 статьи 28 Устава).
К вопросам местного значения города Новокузнецка согласно пункту 25 части 1 статьи 6 Устава города Новокузнецка, утвержденного постановлением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 27 декабря 2009 г. N 11/117, отнесено, в том числе, утверждение Правил благоустройства территории города Новокузнецка, устанавливающих требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, требования к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
В силу пункта 1 части 4 статьи 32 Устава города Новокузнецка городской Совет народных депутатов в пределах своих полномочий принимает нормативные и иные правовые решения.
Решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 24 декабря 2013 года N 16-198 утверждены Правила благоустройства территории Новокузнецкого городского округа.
Данное решение опубликовано в приложении к газете "Новокузнецк" N 95 (740) от 26 декабря 2013 года.
Решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 28.11.2017 N 10/109 в Правила благоустройства территории Новокузнецкого городского округа внесены изменения, решение опубликовано в приложении к газете "Новокузнецк" N 48(942) от 7 декабря 2017 года (том 1 листы 183-184).
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят органом местного самоуправления в пределах полномочий, предоставленных ему Федеральным законом от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", с соблюдением процедуры, порядка и формы принятия правового акта в целях формирования целостного архитектурно-эстетического облика городского округа город Новокузнецк, сохранения историко-градостроительной среды, сохранения архитектурного облика сложившейся застройки.
В приведенной связи довод представителя административного истца о принятии оспариваемого нормативного акта Советом народных депутатов Новокузнецкого городского округа с превышением отведенных законом полномочий является несостоятельным.
В обоснование своих требований и в подтверждение нарушения пунктом 2.11.15 Правил благоустройства своих прав истец ссылается на привлечение АО «Тандер» к административной ответственности по статье 26-2 Закона Кемеровской области от 16.06.2006 № 89-03 «Об административных правонарушениях в Кемеровской области», предусматривающей ответственность за нарушение правил оформления фасадов.
Доводы административного истца суд полагает необоснованными.
Пунктом 2.11.1 раздела 2 части 2 Правил благоустройства установлено, что проектирование оформления, изменения фасадов зданий, строений и сооружений (внешняя отделка, размещение входного узла, размещение дополнительного элемента/оборудования и т.д.) выполняется в форме паспорта внешней отделки фасадов зданий, строений, сооружений (далее - паспорт).
Наличие паспорта является обязательным для выполнения работ по оформлению, изменению внешнего вида здания, строения, сооружения.
Согласно подпункту 37 пункта 2.1 раздела 2 части 1 Правил - паспорт внешней отделки (колористическое решение внешних поверхностей фасада здания, строения, сооружения) - неотъемлемая часть проектной документации, выполняемая в составе проекта или отдельным документом, регламентирующая цветовое решение, размещение осветительных приборов ночной подсветки и праздничной иллюминации, и перечень материалов, применяемых для отделки фасадов зданий, сооружений, их частей. В составе паспорта внешней отделки определяется номенклатура элементов обустройства, как то: наружные блоки систем кондиционирования и вентиляции, вентиляционные трубопроводы, антенны, видеокамеры наружного наблюдения, таксофоны, банкоматы, кабельные линии, пристенные электрощиты, осветительные приборы, системы праздничной иллюминации, наружная информация (в том числе вывески, указатели), настенные панно и т.д.
Согласование внешней отделки здания, строения, сооружения осуществляется в соответствии с административным регламентом. Паспорт согласовывается в установленном порядке до начала строительства, реконструкции, ремонта и изменения внешнего вида фасадов зданий, строений и сооружений. После строительства, реконструкции, ремонта и изменения внешнего вида фасадов зданий, строений и сооружений Комитетом в течение 30 дней вносится в паспорт отметка о соответствии или несоответствии выполненных работ паспорту.
Проектирование размещения дополнительного элемента/оборудования выполняется в виде приложения к паспорту по установленной форме (приложение №2 «Размещение дополнительного элемента/оборудования»), согласовывается в установленном порядке до начала производства работ.
Согласование размещения дополнительного элемента/оборудования возможно в случае наличия согласованного паспорта, неотъемлемой частью которого является такое согласование.
Оспариваемый пункт 2.11.15 раздела 2 части II Правил указывает на необходимость согласования с Комитетом градостроительства и земельных ресурсов Новокузнецкого городского округа, собственниками помещений в многоквартирных жилых домах и собственниками помещений в нежилых зданиях размещением дополнительного оборудования на фасадах зданий, строений и сооружений, а на объектах культурного наследия и расположенных в зоне их охраны - с Управлением культуры.
Следует отметить, что подпункт 37 пункта 2.1 раздела 2 части I Правил, а также пункты 2.11.3 и 2.11.13 раздела 2 части II Правил, устанавливая понятие паспорта внешней отделки здания, сооружения, строения и определяя требования к его составлению, а также требования к оформлению входов в объекты торговли и обслуживания, федеральному законодательству не противоречат, данные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Кемеровского областного суда от 17 октября 2017 года по административному делу № 3а-499/2017 и в силу части 2 статьи 64 КАС РФ не подлежат повторному доказыванию.
Таким образом, административный истец в рамках обязательного оформления паспорта внешней отделки фасада здания, строения, сооружения обязан произвести проектирование размещения дополнительного элемента/оборудования, которое выполняется в виде приложения к паспорту внешней отделки по установленной форме (приложение №2 «Размещение дополнительного элемента/оборудования») и согласовывается в установленном порядке до начала производства работ.
Статьей 26-2 Закона Кемеровской области от 16 июня 2006 года N 89-ОЗ "Об административных правонарушениях в Кемеровской области" установлена административная ответственность, в том числе для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в виде предупреждения или административного штрафа за нарушение установленных органами местного самоуправления правил оформления фасадов зданий.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что АО «Тандер» постановлениями административной комиссии Центрального района Новокузнецкого городского округа привлечено к административной ответственности по статье 26-2 Закона Кемеровской области "Об административных правонарушениях" за нарушение правил оформления фасадов зданий, расположенных в городе Новокузнецке по адресам: ул. Кирова, д.20, пом.1; ул. Франкфурта, д. 4, пом. 131; ул. Грдины, д.10Б; проспект Бардина, д. 4, пом. 72; ул. Кирова, д.103, пом. 414. Первые три помещения принадлежат истцу на правах аренды, в отношении двух последних АО «Тандер» является собственником.
Решениями судьи Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 11.01.2018 (дело 12-19/2018), от 09.02.2018 (дела 12-96/2018, 12-98/2018, 12-102/2018, 12-103/2018) постановления административной комиссии Центрального района Новокузнецкого городского округа оставлены без изменения.
При этом, как следует из решений Центрального районного суда города Новокузнецка, вина АО «Тандер» заключается в самовольном изменении фасада при отсутствии паспортов фасадов и соответствующего согласования с органами местного самоуправления. В виду того, что согласование размещения дополнительного оборудования является неотъемлемой частью паспорта фасада, основанием для привлечения истца к административной ответственности являлось отсутствие паспорта фасада.
Других доказательств нарушения прав и законных интересов АО «Тандер» применением оспариваемого пункта Правил благоустройства административным истцом суду не представлено.
Таким образом, доводы, приводимые истцом в обоснование нарушения своих прав привлечением к административной ответственности на основании спорного пункта, являются необоснованными, учитывая, что истец, не оформив в установленном порядке паспорта фасадов на занимаемые им объекты, проводил работы по изменению внешнего вида фасадов.
По существу, позиция административного истца со ссылкой на положения статей 209 и 606 Гражданского кодекса Российской Федерации сводится к несогласию с привлечением его к административной ответственности за нарушение правил оформления фасадов зданий на основе норм законодательства об административных правонарушениях.
Однако действующим процессуальным законодательством предусмотрены иные средства правовой защиты для рассмотрения и разрешения подобного рода споров. В этой связи доводы представителя административного истца о нарушении прав Общества в той части, что неисполнение возложенной оспариваемым пунктом обязанности согласования размещения дополнительного оборудования влечет дополнительные финансовые затраты, связанные с оплатой штрафов за нарушение законодательства об административных правонарушениях, также отклоняются судом, как несостоятельные.
Указывая на противоречие оспариваемой нормы федеральному законодательству, административный истец ссылается на необоснованное ограничение представительным органом прав юридического лица, как собственника и арендатора помещений, а также его прав на осуществление предпринимательской деятельности в связи с необходимостью согласования размещения дополнительного оборудования на фасадах зданий, сооружений с Комитетом градостроительства и земельных ресурсов муниципального образования, а также с собственниками многоквартирных жилых домов и собственниками помещений в нежилых зданиях.
По мнению суда, данные доводы также не имеют законного обоснования.
Статьей 1 ГК РФ установлены основные начала гражданского законодательства.
Согласно положениям пунктов 1 и 2 статьи 3 ГК РФ гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации, состоит из данного Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации. Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать данному Кодексу.
Статьи 209, 606 ГК РФ устанавливают содержание имущественных прав собственника (арендатора), включающих в себя права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Частью 1 статьи 606 ГК РФ определены общие положения об аренде.
В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (пункт 1). Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (пункт 2).
Согласно прямому указанию пункта 2 статьи 209 ГК РФ правомочия собственника по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия могут быть ограничены законом и иными правовыми актами и не должны нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не установлено законодательством.
В этом смысле оспариваемый пункт Правил благоустройства, устанавливающий обязанность согласования размещения дополнительных элементов на фасадах зданий и сооружений, к отношениям в сфере регулирования гражданского законодательства не относится, поскольку носит публично-правовой характер и устанавливает эту обязанность в целях обеспечения надлежащего состояния фасадов, в том числе путем соблюдения правил и норм технической эксплуатации зданий, строений и сооружений, а также в целях сохранения их архитектурно-художественного облика и города в целом.
Кроме того, оспариваемые положения нормативного правового акта регулируют публично-правовые отношения, возникшие в сфере размещения на фасадах зданий и сооружений дополнительного оборудования, и затрагивающие правомочия пользования, владения и распоряжения собственностью города. При этом они не затрагивают область частноправовых договорных отношений, регулируемых гражданским законодательством, на нормы которого ссылается административный истец в обоснование заявленных требований, и не могут рассматриваться как ограничивающие право собственности или иное законное право хозяйствующего субъекта на использование принадлежащего ему имущества. Как усматривается из представленных суду договоров аренды объектов недвижимости и документов, подтверждающих права собственности на истца на объекты, за нарушение правил оформления фасадов которых АО «Тандер» было привлечено к административной ответственности, на момент заключения договоров аренды и регистрации права собственности административный истец уже должен был выполнять требования оспариваемого нормативного акта. Никаких договоров об аренде или праве собственности на помещения в зданиях и сооружениях в черте городского округа город Новокузнецк, заключенных ранее, административным истцом в суд представлено не было, как и иных доказательств нарушения его прав оспариваемыми положениями нормативного акта.
Таким образом, оспариваемый пункт Правил благоустройства предъявляет общие требования к порядку размещения дополнительного оборудования на фасадах зданий и сооружений, как элементов внешнего вида фасада, и не ограничивает права истца, как хозяйствующего субъекта, на размещение такого оборудования, не ограничивает его предпринимательскую или иную экономическую деятельность.
Обязательность согласования размещения дополнительных элементов на фасадах зданий с органом местного самоуправления также следует из раздела 3.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170 (далее - Правила технической эксплуатации №107). Из содержания пунктов 3.5.1, 3.5.8 указанных Правил следует обязательность наличия, утвержденного городской (районной) архитектурной службой проекта фасада жилых зданий домов и недопустимость крепления к стенам зданий различных растяжек, подвесок, вывесок, указателей (флагштоков и других устройств), установку кондиционеров и спутниковых антенн без соответствующего разрешения.
Согласно преамбуле Правил технической эксплуатации указанные Правила определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.
Пунктом 6.11.3. «Национального стандарта Российской Федерации. ГОСТ Р 56192-2014. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания общего имущества многоквартирных домов. Общие требования.», утвержденного Приказом Росстандарта от 27.10.2014 №1444-ст. (далее - Национальный стандарт), установлена обязанность по подготовке на фасад многоквартирного дома паспорта фасада, который является частью технической документации. Согласно пунктам 6.11.4, 6.11.5 Национального стандарта полученные согласования (требования) должны быть включены в техническую документацию многоквартирного дома, при необходимости внесены изменения в инструкцию по эксплуатации и (или) в паспорт фасада дома. Установка дополнительного оборудования, элементов и конструкций (кондиционеров, навесов, козырьков, элементов декора и др.) производится на основании полученного разрешения и согласования с органами местного самоуправления, на землях которого расположен многоквартирный дом.
В Новокузнецком городском округе органом местного самоуправления, согласовывающим паспорт внешней отделки фасада, согласно пункту 4.12.10 Положения о Комитете градостроительства и земельных ресурсов администрации города Новокузнецка, утвержденного решением городского Совета от 30.09.2009 №8/92, является Комитет градостроительства и земельных ресурсов Новокузнецкого городского округа.
Таким образом, федеральным законодательством предусмотрено согласование установки дополнительного оборудования на фасадах зданий с органами местного самоуправления.
Согласно статье 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, в том числе фасады.
Владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников. В отношении решения вопросов владения и пользования общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме предусмотрен специальный порядок, а именно - решение вопросов путем проведения общего собрания собственников помещений (статья 44 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 246 и пунктом 1 статьи 247 ГК РФ владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников. На основании указанных норм пунктом 2.11.15 Правил благоустройства предусмотрена обязанность получения согласия всех собственников помещений в этом здании либо согласие уполномоченного представителя этих собственников в случае размещения дополнительного элемента/оборудования на фасаде нежилого здания.
Таким образом, требования пункта 2.11.15 не противоречат действующему законодательству в части установления обязанности хозяйствующих субъектов по согласованию размещения дополнительного оборудования на фасадах зданий и сооружений с собственниками помещений в многоквартирных домах и собственниками помещений в нежилых зданиях, и не имеют правовой связи с конституционными нормами, гарантирующими защиту права частной собственности. Доводы административного истца о том, что пункт 2.11.15 Правил благоустройства нарушает его права собственника и арендатора помещений в жилых многоквартирных домах и нежилых зданиях являются несостоятельными.
В приведенной связи утверждение административного истца со ссылками на ч. 2 ст. 40 ЖК РФ, пункт 14 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ о том, что для размещения на фасадах зданий дополнительного оборудования не требуется согласия иных собственников расположенных в них помещений является ошибочным, основанным на неверном толковании норм закона.
Устанавливая в оспариваемой части Правил определенные условия и ограничения, орган местного самоуправления осуществил в рамках предоставленных ему полномочий нормативно-правовое регулирование соответствующих отношений, определив на своей территории требования по согласованию размещения дополнительного оборудования на фасадах зданий, направленные на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение инженерно-технического, санитарного и эстетического состояния территории, не допустив при этом нарушений норм федерального законодательства. Оспариваемая норма Правил благоустройства не имеет дискриминационного характера и не нарушает конституционный принцип равенства.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, которым противоречило бы решение Совета народных депутатов Новокузнецкого городского округа, которым утверждены Правила благоустройства, в оспариваемой части, не имеется.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят Советом народных депутатов Новокузнецкого городского округа по предмету ведения в соответствии с полномочиями, предусмотренными законодательством, и в оспариваемой части федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не противоречит, прав и свобод административного истца не нарушает.
С учетом изложенного доводы административного истца о противоречии пункта 2.11.15 Правил благоустройства территории Новокузнецкого городского округа, утвержденных Решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 24 декабря 2017 года N 16-198 (в редакции решения от 28.11.2017 N 10/109) статьям 1 и 3, части 1 статьи 209, части 1 статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 36 и 40 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, настоящее решение или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.
Руководствуясь ст. 175-179, 215 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
отказать в удовлетворении административного иска акционерного общества «Тандер» о признании недействующим пункта 2.11.15 раздела 2 части II Правил благоустройства территории Новокузнецкого городского округа, утвержденных решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 24.12.2013 № 16/198 «Об утверждении Правил благоустройства территории Новокузнецкого городского округа» (в редакции решения от 28.11.2017 № 10/109).
Сообщение о данном решении опубликовать в газете «Новокузнецк» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Кемеровский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 28 мая 2018 года.
Председательствующий И.А. Никулина