Дело № 3а-34/2022 (3а-325/2021)
42OS0000-01-2021-000469-75
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Кемерово 27 января 2022 года
Кемеровский областной суд в составе председательствующего судьи Решетняка А.М.,
при секретаре Юргель Е.Е.,
с участием прокурора Роппель О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску индивидуального предпринимателя Скакуна Александра Андреевича о признании недействующими в части распоряжения Администрации Кемеровской области от 3 декабря 2019 года № 6-ра «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость», распоряжения Правительства Кузбасса от 23 декабря 2020 года № 21-ра «Об определении на 2021 год Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость»,
УСАНОВИЛ:
3 декабря 2019 года Администрацией Кемеровской области принято Распоряжение № 6-ра «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость» (далее – Распоряжение № 6-ра).
Пунктом 1 Распоряжения № 6-ра определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее – Перечень), пункт 227 которого содержит объект недвижимого имущества с кадастровым номером № (том 1 л.д.211-213).
23 декабря 2020 года Администрацией Правительства Кузбасса (ранее Администрация Кемеровской области) принято Распоряжение № 21-ра «Об определении на 2021 год Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» (далее – Распоряжение № 21-ра).
Пунктом 1 Распоряжения № 21-ра определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (далее – Перечень), пункт 289 которого содержит объект недвижимого имущества с кадастровым номером №(том 1 л.д.215-217).
Распоряжение № 6-ра опубликовано на сайте «Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области – Кузбасса» http://www.zakon.kemobl.ru, 3 декабря 2019 года (том 1 л.д.211), Распоряжение № 21-ра - 25 декабря 2020 года (том 1 л.д.214).
ИП Скакун А.А. обратился в суд с административным иском о признании не действующими с даты вступления в силу распоряжений №№ 6-ра, 21-ра в части включения здания с кадастровым номером № в пункт 227 Перечня на 2020 год и в пункт 289 Перечня на 2021 год.
Требования мотивирует тем, что он является сособственником вошедшего в вышеуказанные перечни здания с кадастровым номером №, расположенном на земельном участке с кадастровым номером № и видом разрешенного использования: «Под многоэтажное административное здание».
Считает, что принадлежащее ему здание с кадастровым номером № не обладает предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из их кадастровой стоимости, поскольку расположено на земельном участке с видом разрешенного использования не тождественному указанному в данной статье, назначение расположенных в здании помещений согласно документам технического учета (инвентаризации) не позволяет включить его в перечни оспариваемых распоряжений, в то время как фактическое использование здания и расположенных в нем нежилых помещений, не выяснялось.
В судебном заседании представитель административного истца Ермоленко Н.С., действующая на основании доверенности, по основаниям изложенным в исковом заявлении и с учетом их дополнений на заявленных требованиях настояла (том 1 л.д.6-10, л.д.243-247). Суду пояснила, что ни по одному их предусмотренных ст.378.2 НК РФ критериев, здание включению в перечни не подлежит, поскольку не является офисным, из технических паспортов не следует, что расположенные в здании помещения являются офисами, фактическое обследование со стороны ответчика не имело место, в совокупности помещения, которые могли быть отнесены к объектам торговли, общественного питания и (или) бытового обслуживания, не превышает 11% (7,50+3,48).
Представитель административного ответчика администрации Правительства Кузбасса Долгушина О.В. заявленные требования по основаниям, изложенным в объяснениях не признала(л.д.231-236), суду пояснила, что здание расположено на земельном участке вид разрешенного использования которого предусматривает размещение офисного здания делового, административного и коммерческого назначения, то есть подпадает под подпункт 1 пункта 3 статьи 378.2 НК РФ, по этому основанию и было включено в перечень, иные предусмотренные указанной статьей основания не проверялись и не применялись.
Административный ответчик Правительство Кузбасса, заинтересованные лица ООО «Интеллект-Капитал», ООО «Гамма», Бочкарев В.А., Булгаков В.В., своих представителей в судебное заседание не направили, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
От вышеуказанных заинтересованных лиц – иных сособственников здания, в суд поступили письменные отзывы относительно заявленных требований, в которых они с ними согласны (том 1 л.д.178, 182, 187, 190).
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессах Прокуратуры Кемеровской области Роппель О.В., полагавшей требования административного истца подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статья 14 и пункт 1 статьи 372 НК РФ).
В силу подпункта 1 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Согласно пункту 3 статьи 4 Закона Кемеровской области от 26 ноября 2003 г. № 60-ОЗ «О налоге на имущество организаций» (в редакции, действовавшей до 01 января 2020 года) органом, определяющим перечень объектов недвижимого имущества, к которым применяется налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества, являлась Администрация Кемеровской области.
В настоящее время, с учетом изменений, внесенных в вышеуказанный закон Законом Кемеровской области - Кузбасса от 09.04.2020 N 44-ОЗ, таким органом на территории Кемеровской области - Кузбасса является Администрация Правительства Кузбасса.
Распоряжение Администрации Кемеровской области от 3 декабря 2019 года № 6-ра «Об определении на 2020 год Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость» и распоряжение Администрации Правительства Кузбасса от 23.12.2020 № 21-ра «Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» приняты уполномоченными органами в пределах компетенции, в установленной форме, опубликованы в соответствии с требованиями закона и по данным основаниям не оспариваются.
Согласно пункту 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 данного Кодекса.
Виды недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, названы в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в которой указаны:
административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1);
нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2 пункта 1).
Подпунктами 1 и 2 пункта 3 приведенной статьи предусмотрено, что в целях данной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, если здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, либо если здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно пункту 4 статьи 378.2 НК РФ торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Законом Кемеровской области «О налоге на имущество организаций» на основании главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации на территории Кемеровской области установлен и введен в действие налог на имущество организаций, определены ставка налога, порядок и сроки его уплаты.
Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 4 указанного Закона налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1 000 кв. м. и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении автономных, бюджетных и казенных учреждений).
Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 06.06.2016 № 226 утверждено Положение «О реализации Закона Кемеровской области от 26.11.2003 № 60-ОЗ «О налоге на имущество организаций» (далее Положение), определяющее порядок установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, порядок формирования и определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, и порядок взаимодействия при установлении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений и формировании такого перечня.
Пунктом 2.1 указанного Положения предусмотрено, что проведение мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений (далее - мероприятия) осуществляется в соответствии с ежегодно утверждаемым руководителем Администрации Кемеровской области или уполномоченным им лицом списком зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, в отношении которых необходимо определить вид фактического использования.
Должностные лица Администрации Кемеровской области, уполномоченные на проведение мероприятия, вправе проводить обследование, в том числе с использованием фотосъемки (при необходимости видеосъемки) здания (строения, сооружения), нежилых помещений, указанных в поручении, без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, являющимися собственниками указанных зданий (строений, сооружений), нежилых помещений (пункт 2.7 Положения).
По результатам проведения мероприятия в срок не позднее пяти рабочих дней с даты его окончания составляется протокол (пункт 2.8 Положения).
Мероприятие проводится должностными лицами Администрации Кемеровской области в отношении каждого здания (строения, сооружения), нежилого помещения не более одного раза в период с 1 января по 1 декабря каждого календарного года (пункт 2.10 Положения).
Судом установлено, что административный истец является собственником 7/250 и 4/100 доли в праве собственности на здание с кадастровым номером №, площадью 6 078, 3 кв.м, находящегося по адресу: <адрес> и земельный участок с кадастровым номером №, расположенного по тому же адресу. Другими сособственниками в праве общей долевой собственности на данные объекты недвижимости являются: Бочкарев В.А. (14/125 и 16/100 доли), Булгаков В.В. (1/4 доли), ООО «Интеллект - Капитал» (16/100 доли), ООО «Гамма» (1/4 доли) (том 1 л.д.35-66, 30-34 – сведения об основных характеристиках).
По данным, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, назначение: «Нежилое», наименование: «Здание», количество этажей «8, в том числе подземных 1» ( том 1 л.д.35 – 66).
Согласно техническому паспорту на здание, составленному по состоянию на 29.11.2012, его назначение: «Нежилое», наименование: «Административное здание» (том 1 л.д.110-151), в техническом паспорте здания, с назначением: «Нежилое», составленном по состоянию на 16.12.2016, наименование отсутствует (том 1 л.д. 68-109).
Земельный участок с кадастровым номером № имеет вид разрешенного использования «под многоэтажное административное здание» (том 1 л.д.30 – 34).
Из материалов дела (том 2 л.д.109, том 1 л.д.67) и объяснений представителя ответчика в судебном заседании следует, что единственным основанием для включения принадлежавшего административному истцу на праве общей долевой собственности объекта недвижимости в оспариваемые им Перечни послужило расположение его на земельном участке, вид разрешенного использования которого предусматривает размещение административного здания (подпункт 1 пункта 3 статьи 378.2 НК РФ). Обследование вышеуказанного объекта недвижимого имущества с целью определения его фактического использования при формировании Перечней не производилось.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что принадлежащее на праве общей долевой собственности административному истцу здание включено в оспариваемые им пункты перечней на 2020-2021 годы по критериям, установленным подпунктом 1 пункта 3 статьи 378.2 НК РФ Налогового кодекса Российской Федерации, а именно, по виду разрешенного использования земельного участка.
Вместе с тем, вид разрешенного использования земельного участка: «под многоэтажное административное здание», на котором расположен объект недвижимости с кадастровым номером №, исходя из буквального его прочтения, однозначно не позволяет прийти к выводу о размещении на нем объекта исключительно в целях, соответствующих приведенному налоговому законодательству и предусматривающих размещение на нем перечисленных в статье 378.2 НК РФ объектов.
При этом данные объекта из ЕГРН и документы технического учета (инвентаризации) в отношении нежилого здания, не содержат сведения, прямо указывающие на размещение в нем офисных, торговых объектов, объектов общественного питания или объектов бытового обслуживания не менее 20 процентов общей площади здания.
Так, в соответствии с техническим паспортом по состоянию на 16.12.2016 здание по адресу: <адрес>, общей площадью 6 078, 3 кв.м., имеет наименование «здание», назначение: «нежилое», включающее следующую классификацию помещений в нем: «помещение», «теплоузел», «коридор», «электрощитовая», «лифт», «санузел», «душевая», «подсобное», «комната», «душ», «лестничная клетка», «холл».
Само по себе понятие «помещение» не тождественно как понятию «офис», а других помещений, предусматривающих размещение сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), которые позволяли бы отнести данное здание к административно-деловому центру, в здании не имеется.
Суд также считает, что вышеуказанная классификация помещений не свидетельствует о размещении в здании торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, документами технического учета (инвентаризации) не подтверждается, что спорное здание подлежало включению в Перечни исходя из критерия предназначения расположенных в нем помещений.
И поскольку административным ответчиком в установленном порядке, не устанавливались обстоятельства наличия в здании с кадастровым номером № конкретных помещений, которые могут быть отнесены к поименованным в статье 378.2 НК РФ помещениям, площадь которых составила бы более 20 процентов площади здания путем проверки фактического использования расположенных в нем помещений, здание принадлежащее административному истцу, нельзя отнести к административно-деловому или торговому центру (комплексу).
В ходе судебного разбирательства стороной административного истца были представлены договоры аренды расположенных в здании помещений: от 16.10.2018, в соответствии с которым часть расположенных в здании помещений, передана <данные изъяты> во временное владение и пользование для использования в любой хозяйственной деятельности, кроме запрещенной действующим законодательством Российской Федерации; от 27.01.2020, в соответствии с которым часть расположенных в здании помещений, передана <данные изъяты> во временное владение и пользование с целью оказания услуг общественного питания; от 01.09.2020, в соответствии с которым часть расположенных в здании помещений, передана <данные изъяты> во временное владение и пользование с целью размещения медицинского учреждения и работников арендатора.
Как следует из пояснений представителя административного истца и представленного ей письменного расчета распределения площадей (том 2 л.д.15-23), который не оспаривался стороной административного ответчика, в 2020-2021 году на территории здания под отель занято 3 801, 30 кв.м. или 62, 54%, под медицинскую клинику 1 609, 60 кв.м. или 26, 48%, под ресторан 455,90 кв.м. или 7, 50%, субарендаторами 211, 50 кв.м. или 3, 48% от всей площади.
Таким образом, согласно представленным административным истцом сведениям, по фактическому использованию, ни к административно-деловому, ни к торговому центру (комплексу), здание отнести нельзя.
Административным ответчиком доказательств фактического использования здания в целях, соответствующих приведенному налоговому законодательству и предусматривающих размещение на нем перечисленных в статье 378.2 НК РФ объектов, то есть полученного в установленном порядке на дату принятия нормативного правового акта документа, подтверждающий реальное использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания – не представлено.
Поскольку в силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, однако административным ответчиком относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие вышеназванного объекта недвижимости условиям, установленным НК РФ и необходимым для включения его в перечни, не представлено, не содержится их и в материалах дела, административный иск подлежит удовлетворению.
При таких обстоятельствах административные исковые требования о признании недействующим пункта 227 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением Администрации Кемеровской области от 3 декабря 2019 года № 6-ра, пункта 289 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением Правительства Кузбасса от 23 декабря 2020 года № 21-ра, подлежат удовлетворению.
Определяя момент, с которого указанный нормативный правовой акт в оспариваемой части должен быть признан недействующим, суд руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации учитывает, что оспариваемые нормативные правовые акты имеют ограниченный срок действия (на 2020 год, на 2021 год), а потому признание оспариваемых положений нормативных правовых актов недействующими со дня его принятия, в полной мере будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца.
В настоящее время официальным источником опубликования актов Правительства Кемеровской области - Кузбасса, иных исполнительных органов государственной власти Кемеровской области - Кузбасса является, в том числе сайт «Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области – Кузбасса» http://bulleten-kuzbass.ru (пункт 2 Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 10 июня 2008 г. № 218 «Об официальном опубликовании и вступлении в силу актов Губернатора Кемеровской области - Кузбасса, Правительства Кемеровской области - Кузбасса, иных исполнительных органов государственной власти Кемеровской области – Кузбасса»), сообщение о принятии данного решения суда должно быть опубликовано на указанном сайте в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. 175 - 179, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Признать недействующим со дня принятия пункт 227 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением Администрации Кемеровской области от 3 декабря 2019 года № 6-ра.
Признать недействующим со дня принятия пункт 289 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением Правительства Кузбасса от 23 декабря 2020 года № 21-ра.
Сообщение о данном решении опубликовать на сайте «Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области - Кузбасса» www.zakon.kemobl.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Кемеровский областной суд.
В окончательной форме решение изготовлено 4 февраля 2022 года.
Председательствующий Решетняк А.М.