ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-325/2022 от 16.03.2022 Московского областного суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Московская область

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи СмышляевойО. В.,

при помощнике судьи Новик К.В.,

с участием прокурора Быхановой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-325/2022 по административному исковому заявлению <данные изъяты> о признании недействующего с момента вступления в силу решения суда Постановления Правительства Московской области «Об утверждении Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области» в части,

УСТАНОВИЛ:

<данные изъяты> обратились с суд с уточненным в ходе рассмотрения дела иском к <данные изъяты> о признании недействующего с момента вступления в силу решения суда Постановления Правительства Московской области «Об утверждении Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области» в части.

В обоснование иска указали, что в Схеме территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, в частности, в таб. «2.1.7. Планируемые характеристики обычных автомобильных дорог регионального значения» в строке <данные изъяты> запланирована реконструкция автомобильной дороги регионального значения ММК - Аносино - Павловская Слобода на территории городского округа Истра <данные изъяты>.

Согласно ответу Мособлгеотреста планируемая дорога регионального значения ММК - Аносино - Павловская Слобода будет иметь следующие характеристики: дорога III категории с установлением ширины полосы отвода в 46 м, ширины дорожного полотна в 100 метров, площади автодороги в 105,3 га. В настоящее время ширина существующего дорожного полотна имеет гораздо более скромные размеры и всех собственников недвижимости, расположенной по обеим сторонам, устраивает.

Согласно Национальному Стандарту «Классификация автомобильных дорог» (ГОСТ 52398-2005 Группа Т52) утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2005 г. N296-ст обычная автодорога III категории (в которую и отнесена в настоящее время автодорога ММК - Павловская Слобода - Аносино) должна иметь следующие характеристики: 2 полосы движения каждая шириной 3,5 метра с необязательной центральной разделительной полосой. Существующая автодорога укладывается в сложившуюся географию проезда.

Реконструкция автодороги затрагивает права собственников недвижимости, расположенной вдоль всей будущей трассы, что создает угрозу утраты дорогостоящей собственности.

<данные изъяты> является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>.

<данные изъяты> является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>

Схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области в части реконструкции данной автодороги является противоречащей законодательству.

Так, участок автомобильной дороги будет проходить непосредственно по двум земельным участкам<данные изъяты> административных истцов, делая невозможным использование <данные изъяты> объектов по прямому назначению <данные изъяты>.

Вместе с тем, перечисленные выше объекты недвижимости принадлежат им на праве собственности. Решений об их изъятии не принято. Нарушение прав <данные изъяты> подтверждается также судебными актами по административному делу № <данные изъяты> (Истринский городской суд Московской области), <данные изъяты> (Московский областной суд), <данные изъяты><данные изъяты>. <данные изъяты>, принадлежащий <данные изъяты>, частично выходит за пределы принадлежащего ей земельного участка ввиду исторически сложившегося землепользования. Кроме того, дорога и в настоящее время с двух сторон участка, граничащих с ней, находится за забором <данные изъяты>

<данные изъяты> обратилась за выкупом части земельного участка <данные изъяты> в порядке процедуры перераспределения земельных участков. Отказав в предоставлении земельного участка, администрация сослалась на оспариваемый нормативный правовой акт.

Распоряжением Правительства Московской области от <данные изъяты> создана согласительная комиссия для урегулирования замечаний, поступивших от органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, содержащих положения о несогласии с проектом внесений изменений в Схема территориального планирования Московской области. Замечаний от администрации городского округа Истра на данную комиссию в связи с размещением автотрассы МКК - Павловская Слобода - Аносино не поступало. Для обеспечения возможности размещения объектов транспортной инфраструктуры установлены зоны их планируемого размещения, которые являются ограничением использования данной территории в градостроительной деятельности до установления красных линий, границ зон планируемого размещения объектов транспортной инфраструктуры регионального и федерального значения в документации по планировке территории. Таким образом, схемой территориального планирования транспортного обслуживания Московской области определена стратегия градостроительного развития, которая лишает людей их собственности в будущем.

Схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области налагает обременения на принадлежащие административным истцам земельные участки и (или) объекты недвижимости, а следовательно, является актом, ограничивающим права административных истцов. В частности, о правах на строительство на земельных участках, о праве на перераспределение земельных участков с целью оформления <данные изъяты>, о праве на реконструкцию принадлежащих административных истцам на праве собственности объектам капитального строительства, расположенным на указанных земельных участках.

Как установлено частью 1 статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом, часть 3 указанной статьи допускает принудительное отчуждение имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения. Равноценного возмещения истцам предложено не было. Кроме того, административные истцы категорически против произвольного отъема у них собственности. Законодатель предусматривает гарантии охраны права частной собственности. Таким образом, градостроительной документацией не обеспечивается учет баланса частных и публичных интересов, что является обязательным.

В соответствии с пп.8 п.1 ст.1 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. В соответствии с п.2 ст.7 Земельного кодекса РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно п.12 ст.9 ГрК РФ утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон. Согласно п.8 ст.36ГрК РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

На основании п.9 сг.36 ГрК РФ реконструкция указанных в ч.8 ст.36 ГрК РФ объектов капитального строительства может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции. Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом.

В данном случае участки административных истцов и объекты, расположенные на них, несмотря на то, что значатся в зоне «Ж-2» (зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами), оказались включенными в зону с особыми условиями использования территории «планируемого размещения объектов автомобильного транспорта», которая путем признания Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области частью генплана Московской области образует собой зону «планируемого размещения объектов автомобильного транспорта», не соответствующую по своей сути функциональной зоне, определенной Правилами землепользования и застройки и территориальной зоне, определенной Генпланом Московской области. Законных и обоснованных оснований для установления зоны «планируемого размещения объектов автомобильного транспорта» в виде расширения трассы ММК - Павловская Слобода – Аносино на месте их участков, а также на месте участков иных лиц, не имелось. Земельные участки истцов находятся в частной собственности с начала 1990-х гг., постройки находятся в частной собственности с того же периода времени, при установлении зоны «планируемого размещения объектов автомобильного транспорта» нарушены принципы градостроительного законодательства, а также не учтено фактически сложившееся землепользование.

Исходя из установленных в статье 2 ГрК РФ принципов законодательства в градостроительной деятельности, органы государственной власти при изменении правового регулирования не могут действовать произвольно без объективного и разумного обоснования, должны соблюдать баланс частных и публичных интересов, конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности. Создание зоны, влекущей за собой ограничение прав собственников земельных участков и иных заинтересованных лиц на неопределенный срок, должно иметь разумное и объективное обоснование, основанное на анализе баланса частных и публичных интересов, с соблюдением конституционных принципов, которые предполагают сохранение разумной стабильности правового регулирования. Какого-либо разумного обоснования необходимости расширения трассы ММК - Павловская Слобода - Аносино до размеров 100 метров с учетом исторического и фактического использования земельных участков вдоль трассы ответы административных ответчиков не содержат.

Административные истцы полагали, что нормативный акт в оспариваемой его части принят органом государственной власти субъекта Российской Федерации в нарушение требований п.2 ст.49 ЗК РФ, ст. 63, 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 2,9,14, 15, 16 Градостроительного кодекса РФ.

Просили суд признать недействующей с момента вступления в силу решения суда утвержденную Постановлением Правительства Московской области «Об утверждении Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области» (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Московской области от 12.12.2017 № 1048/45, от 17.04.2018 №238/15, от 09.10.2018 № 736/36, от 23.04.2019 № 225/12, от 25.12.2019 № 1037/45 от 30.12.2020 № 1065/44, с изменениями, внесенными решением Московского областного суда <данные изъяты>) Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области в части реконструкции автодороги <данные изъяты> ММК-Аносино-Павловская Слобода городского округа Истра до следующих параметров: дорога II категории с установлением ширины полосы отвода в 46 м, площади автодороги 105, 3 га, (дорога II категории, длиной 10,6 км, число полос движения 2, ширина полосы отвода 49 м, ширина планируемого размещения линейного объекта – 50 м, площадь планируемого размещения линейного объекта (автодороги) 53 га), <данные изъяты> таблицы 2.1.7 «Планируемые характеристики обычных автомобильных дорог регионального значения», опубликовании сообщения о принятии решения суда в газете Московской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Представители административных истцов в судебном заседании уточненные требования поддержали в полном объеме по доводам, изложенным в иске, уточнениям к иску.

Представители административных ответчиков в судебном заседании против удовлетворения требований возражали в соответствии с представленными отзывами на иск.

Представитель Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области представил письменный отзыв, в котором полагал административные исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Представитель <данные изъяты> оставил принятие решения по заявленным требованиям на усмотрение суда.

Представитель Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области поддержала позицию административных ответчиков.

Прокурор в судебном заседании дал заключение, согласно которому полагал административные исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Иные лица, участвующие в деле, в суд не явились, извещены надлежащим образом.

Заслушав пояснения представителей административных истцов, административных ответчиков, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, материалы гражданского дела <данные изъяты>, суд приходит к следующим выводам.

Решение вопросов утверждения схем территориального планирования субъекта Российской Федерации, утверждения документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения, утверждения региональных нормативов градостроительного проектирования, осуществления государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пунктом 42 части 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

Как установлено частью 1 статьи 15 Градостроительного кодекса Российской Федерации схема территориального планирования субъекта РоссийскойФедерации, в том числе внесение изменений в такую схему, утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Правительство Московской области является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти Московской области, наделенным общей компетенцией (часть 1 статьи 1 Закона Московской области № 230/2005-ОЗ «О Правительстве Московской области»).

В силу части 1 статьи 33 Закона Московской области № 230/2005-ОЗ «О Правительстве Московской области» Правительство Московской области в пределах своих полномочий издает постановления и распоряжения, обеспечивает их выполнение.

Постановления Правительства Московской области нормативные правовые акты, принимаемые Правительством Московской области по вопросам, отнесенным к его полномочиям.

Правительство Московской области утверждает документы территориального планирования Московской области (пункт 2 статьи 11 ЗаконаМосковскойобласти № 230/2005-ОЗ «О Правительстве Московской области»).

Схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области утверждена постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 № 230/8.

Постановление № 230/8 опубликовано на официальном интернет-портале Правительства Московской области http://www.mosreg.ru 25.03.2016,атакже в периодических изданиях «Ежедневные Новости. Подмосковье» от 22.04.2016 № 72, «Ежедневные Новости. Подмосковье» 26.04.2016 № 74, «Информационный вестник Правительства Московской области» от 28.07.2016 № 10.

Постановление № 230/8 принято в установленном порядке и в соответствии с полномочиями высшего исполнительного органа государственной власти Московской области.

Порядок принятия и опубликования нормативного правового акта соблюдены.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно частям 1, 2 статьи 14 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования субъекта Российской Федерации являются схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации. Подготовка схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации может осуществляться применительно ко всей территории субъекта Российской Федерации или к ее частям.

Статьей 9 Закона Московской области № 36/2007-ОЗ «О генеральном плане развития Московской области» установлено, что подготовка документов территориального планирования Московской области осуществляется в составе следующих схем: схемы территориального планирования Московской области - основные положения градостроительного развития, схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области.

Согласно части 4 статьи 14 Градостроительного кодекса РФ в положениях о территориальном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования субъекта Российской Федерации, указываются сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов регионального значения, их основные характеристики, их местоположение (указываются наименования муниципального района, поселения, городского округа, населенного пункта), а также характеристики зон с особыми условиями использованиятерриторий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов.

На картах планируемого размещения объектов регионального значения отображаются планируемые для размещения объекты регионального значения (часть 5 статьи 14 Градостроительного кодекса РФ).

Схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области является составной частью Генерального плана развития Московской области как системы нормативных правовых актов Московской области, определяющих политику органов государственной власти Московской области в сфере стратегического планирования пространственного развития Московской области и задает условия развития региональных транспортный инфраструктур, согласованных с развитием инфраструктур федерального значения.

Схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области направлена на реализацию приоритетных стратегических пространственных преобразований необходимых для реализации политики пространственного развития Московской области.

Приоритетные пространственные преобразования в Московской области предусматривают реконструкцию и строительство федеральных, областных и местных автомобильных дорог, включая Центральную кольцевую автомобильную дорогу, развязок автомобильных дорог на разных уровнях, автодорожных обходов крупных городов, пересечений на разных уровнях федеральных и областных автомобильных дорог и центральных улиц в городах с железными дорогами, развитие речных портов, аэропортов и терминальных комплексов.

Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Московской области утвержден постановлением Правительства Московской области от 05.08.2008 № 653/26 (<данные изъяты>), согласно которому автомобильная дорога ММК – Аносино – Павловская слобода относится к автомобильным дорогам регионального значения (<данные изъяты>).

Согласно таблице <данные изъяты> Планируемые характеристики обычных автомобильных дорог регионального значения, которая является неотъемлемой частью Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, указано наименование автомобильной дороги и ее показатели: «ММК – Аносино – Павловская слобода», номер автомобильной дороги <данные изъяты>, номер участка <данные изъяты>, реконструкция, категория – III, число полос движения – 2, ширина полосы отвода – 46 м, зона планируемого размещения линейного объекта – 100 м.

Оспариваемым правовым актом затрагиваются права административных истцов, являющихся собственниками объектов недвижимости, которые согласно Схеме входят в зону строительства региональной автодороги ММК-Аносино-Павловская Слобода Московской области. Указанные обстоятельства подтверждаются, в том числе, апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от <данные изъяты> по иску <данные изъяты> о признании незаконным решения об отказе в услуге по перераспределению земельного участка, государственная собственность на который не разграничена. В силу положений статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации это порождает право последних на обращение с настоящим иском в суд и рассмотрение дела по существу.

Судом установлено, что <данные изъяты> является собственником земельного участка с кадастровым номером 50<данные изъяты>.

<данные изъяты>. является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>

Как следует из частей 9,10 статьи 15 ГрК РФ внесение изменений в схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации должно осуществляться в соответствии с требованиями, предусмотренными настоящей статьей и статьями 9 и 16 настоящего Кодекса. Состав, порядок подготовки проектов схем территориального планирования субъекта Российской Федерации, порядок внесения изменений в такие схемы устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Законом Московской области от 07.03.2007 № 36/2007-ОЗ «О Генеральном плане развития Московской области», государственной программой «Архитектура и градостроительство Подмосковья» на 2017-2024 годы» подготовлен проект внесения изменений в Схему, предусматривающий уточнение мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры регионального значения во всех городских округах Московской области, в том числе, в части планируемой реконструкции автомобильной регионального значения ММК – Аносино – Павловская слобода (далее – проект внесения изменений в Схему).

Изменения внесены в целях оптимизации развития транспортных инфраструктур Московской области, создания современной, отвечающей требованиям роста качества жизни населения и роста экономики, транспортной системы Московской области, обеспечивающей перспективные объемы внутренних и внешних пассажирских и грузовых перевозок всеми видами транспорта, а также повышения уровня транспортного обслуживания территории городского округа Истра Московской области.

В соответствии частью 3 статьи 15 ГрК РФ проект схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации до ее утверждения подлежит обязательному согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, имеющих общую границу с субъектом Российской Федерации, обеспечившим подготовку проекта схемы территориального планирования, и органами местного самоуправления муниципальных образований, применительно к территориям которых подготовлены предложения по территориальному планированию, в порядке, установленном статьей 16 настоящего Кодекса.

В соответствии со пунктом 5 Положения о согласовании проекта схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации или проекта схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.03.2007 № 178, заказчик обеспечивает доступ к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в федеральную государственную информационную систему территориального планирования (далее - ФГИС ТП) и направляет уведомление об обеспечении такого доступа по форме согласно приложению в электроннойформеи (или) посредством почтового отправления в течение 3 календарных дней со дня обеспечения такого доступа.

Срок согласования проекта схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации не может превышать три месяца со дня поступления уведомления об обеспечении доступа к проекту схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации и материалам по их обоснованию в информационной системе территориального планирования в органы государственной власти и органы местного самоуправления (часть 5 статьи 16 Градостроительного кодекса РФ).

29.06.2020 проект внесения изменений в Схему размещен во ФГИС ТП для согласования в установленном законодательством порядке.

Уведомления для обеспечения доступа к проекту внесения изменений в Схему Комитетом по архитектуре и градостроительству Московской области направлены письмами <данные изъяты>.

Письмом от <данные изъяты> Администрация городского округа Истра Московской области согласовала проект внесения изменений в Схему.

Проект внесения изменений в Схему рассмотрен на заседании Градостроительного совета Московской области от 15.12.2020, на котором принято решение о согласовании проекта внесения изменений в Схему.

<данные изъяты> постановлением Правительства Московской области № 1065/44 внесены изменения в Схему территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденную постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 № 230/8.

Постановление № 1065/44 опубликовано на официальном Интернет-портале Правительства Московской области http://www.mosreg.ru 10.02.2021, а также в периодических изданиях «Ежедневные Новости. Подмосковье», № 73, 23.04.2021, «Информационный вестник Правительства МО», № 8, 28.04.2021.

Таким образом, внесение изменений в нормативный правовой акт принято в пределах полномочий Правительства Московской области, с соблюдением установленного порядка принятия, содержание нормативного акта не противоречит федеральному закону или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В таблице <данные изъяты> Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области (с учетом изменений от 30.12.2020) установлены планируемые характеристики обычных автомобильных дорог регионального значения, в том числе, ММК – Аносино – Павловская слобода, а именно: номер автодороги - <данные изъяты>, реконструкция, категория дороги – II, полос движения – 2, ширина полосы отвода – 49 м, ширина зоны планируемого размещения линейного объекта – 50 м.

Существующая автомобильная дорога общего пользования «ММК – Аносино – Павловская слобода» связывает <данные изъяты> обеспечивает транспортную доступность населенных пунктов городского округа Истра Московской области к автомобильной дороге федерального значения А-107 «Московское малое кольцо» с одной стороны, и автомобильной дороге регионального значения «ММК – Павловская слобода – Нахабино» с другой стороны.

В границах <данные изъяты> автомобильная дорога поставлена на кадастровый учет <данные изъяты>. Ширина полотна дороги составляет ориентировочно 13 м.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 № 257-ФЗ границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации норм отвода земель для размещения указанных объектов.

В соответствии с таблицей 18 постановления Правительства РФ от 02.09.2009 № 717 «О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса»осредненная норма отвода земель, необходимой для определения границ полос отвода автомобильных дорог II категории составляет 49 м, что соответствует параметрам реконструкции автомобильной дороги, предусмотренных Схемой территориального планирования транспортного обслуживания Московской области.

Исходя из изложенного, проведение мероприятий в соответствии со Схемой территориального планирования транспортного обслуживания Московской области предусмотрено для приведения автомобильной дороги регионального значения в нормативное техническое состояние за счет средств бюджета Московской области.

Земельные участки административных истцов с кадастровыми номерами <данные изъяты> расположены по адресу: <данные изъяты>

В соответствии со Схемой территориального планирования транспортного обслуживания Московской области земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> частично расположены в зоне планируемой реконструкции автомобильной дороги регионального значения ММК – Аносино – Павловская слобода.

Схемой территориального планирования транспортного обслуживания Московской области определяется стратегия градостроительного развития, планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на развитие территории, то есть на ее возможное изменение в будущем.

Для обеспечения возможности размещения объектов транспортной инфраструктуры установлены зоны их планируемого размещения, которые являются ограничением использования данной территории в градостроительной деятельности до установления красных линий, границ зон планируемого размещения объектов транспортной инфраструктуры регионального и федерального значения в документации по планировке территории.

Зона планируемого размещения линейного объекта определяет территорию, в пределах которой при разработке проекта планировке территории возможны изменения положения объекта.

Установление параметров размещения линейного объекта не нарушает права собственников земельных участков и объектов недвижимости, поскольку целями разработки указанного документа является обеспечение защиты прав и законных интересов не только собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и публичных интересов, связанных, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников и обладателей иных прав на земельные участки, что согласуется с положениями статей 2, 9 и 15 Градостроительного кодекса РФ.

Схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области не налагает и не может налагать обременения на принадлежащие административным истцам земельные участки и (или) объекты недвижимости.

Ссылка административных истцов в указанной части основана на неверном толковании норм права.

Как установлено частью 1 статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Часть 3 указанной статьи допускает принудительное отчуждение имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Положения статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации допускают ограничения гражданских прав на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, что вытекает из оснований части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации.

Таким образом, предусматривая гарантии охраны права частной собственности, вместе с тем, законодатель предусмотрел ограничения этих прав в определенных, допустимых законодателем случаях.

Одновременно с этим необходимо отметить, что, допуская возможность ограничения прав собственников, тем не менее законом установлен ряд гарантий в защиту их прав в целях соблюдения баланса частных и публичных интересов. В частности, положениями земельного законодательства предусмотрены порядок и условия изъятия для государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Градостроительного кодекса РФ реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования.

При разработке документации по планировке территории определяется точное положение линейного объекта с учетом существующих кадастровых границ и минимального изъятия земельных участков.

Документацией по планировке территории определяются земельные участки, подлежащие изъятию для государственных нужд.

В соответствии с Положением о Министерстве транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 21.02.2017 № 115/7, вопрос изъятия земельных участков и (или) объектов недвижимого имущества для государственных нужд в целях строительства автомобильных дорог относится к полномочиям данного Министерства.

Документация по планировке территории для реконструкции участка автомобильной дороги ММК – Аносино – Павловская Слобода <данные изъяты> в городском округе Истра Московской области утверждена постановлением Правительства Московской области от 04.08.2021 № 646/24.

Земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> расположены в границах утвержденной документации по планировке территории.

Все вышеперечисленные земельные участки расположены вне границ красных линий, вне зон планируемого размещения линейного объекта и вне зон планируемого размещения линейных объектов инженерной инфраструктуры, подлежащих реконструкции в связи с изменением их местоположения, и не подлежат изъятию.

Земельные участки административных истцов с кадастровыми номерами <данные изъяты> не входят в границы разработки указанного проекта планировки территории.

Таким образом, в отношении объектов истцов вопрос об изъятии не разрешен в оспариваемом нормативном акте и подлежит разрешению в будущем.

С учетом изложенного, ссылка истцов в обоснование иска на положения ст. 39 ЗК РФ является несостоятельной, поскольку данная статья устанавливает основания для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд

Статьей 56.3 ЗК РФ установлено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории, в противном случае принятие решения об изъятии земельных участков должно быть обосновано одним из перечисленных в п. 2 данной статьи документов.

Поскольку документ по планировки территории не разработан, ссылаться на положение данной статьи преждевременно.

В соответствии с государственной программой Московской области «Развитие и функционирование дорожно-транспортного комплекса на 2017-2026 годы», утвержденной постановлением Правительства Московской области от 25.10.2016 № 782/39 (ред. от 20.12.2021 № 1400/45), разработка документации по планировки территории для реконструкции автомобильной дороги «ММК – Аносино – Павловская слобода» <данные изъяты> предусмотрена в 2022 году.

Довод административных истцов о несоответствии Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области пунктам 5.10, 8.21СП 42.13330.2011не основан на законе, поскольку документ утратил силу с 01.08.2020.«СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89» утвержден приказом Минстроя России от 30.12.2016 N 1034/пр.

Вместе с тем пункты 5.10, 8.21 СП 42.13330.2016 не входит в соответствии с пунктом 29 постановления Правительства Российской Федерации от 04.07.2020 № 985 в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Вопреки доводам административных истцов, схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, сама по себе, не решает вопросов, касающихся судьбы принадлежащих истцам объектов недвижимости, а определяет стратегию градостроительного развития. Для обеспечения возможности размещения объектов транспортной инфраструктуры установлены зоны их планируемого размещения, которые являются ограничением использования данной территории в градостроительной деятельности до установления красных линий, границ зон планируемого размещения объектов транспортной инфраструктуры регионального и федерального значения в документации по планировке территории.

Иные доводы административных истцов и их представителей основанием для удовлетворения иска служить не могут, так как не основаны на законе.

При таких обстоятельствах, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, права административных истцов не нарушает, правовые основания для удовлетворения заявленного иска отсутствуют.

Руководствуясь ст. 177, 178, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления <данные изъяты> к <данные изъяты> о признании недействующей с момента вступления в силу решения суда утвержденную Постановлением Правительства Московской области «Об утверждении Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области» (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Московской области от 12.12.2017 № 1048/45, от 17.04.2018 №238/15, от 09.10.2018 № 736/36, от 23.04.2019 № 225/12, от 25.12.2019 № 1037/45 от 30.12.2020 № 1065/44, с изменениями, внесенными решением Московского областного суда <данные изъяты>) Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области в части реконструкции автодороги <данные изъяты> ММК-Аносино-Павловская Слобода городского округа Истра до следующих параметров: дорога II категории с установлением ширины полосы отвода в 46 м, площади автодороги 105, 3 га, (дорога II категории, длиной 10,6 км, число полос движения 2, ширина полосы отвода 49 м, ширина планируемого размещения линейного объекта – 50 м, площадь планируемого размещения линейного объекта (автодороги) 53 га), <данные изъяты> таблицы <данные изъяты> «Планируемые характеристики обычных автомобильных дорог регионального значения», опубликовании сообщения о принятии решения суда в газете Московской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу отказать в полном объеме.

На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление прокурором в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме

Судья О.В. Смышляева

Срок изготовления мотивированного решения – 29.03.2022 года