ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-325/21 от 24.05.2021 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Дело № 3а-325/21

52OS000001-2021-000210-20

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Нижний Новгород 24 мая 2021 года

Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи Дуцевой Н.Е., при секретаре судебного заседания Ворониной О.Д., с участием представителя административного истца Артемьева М.А.,прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области Кокуриной Р.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гажева ФИО9 о признании недействующими в части Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год,

УСТАНОВИЛ:

25 ноября 2019 года министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области издан приказ № 326-25615/18 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год» (далее также - приказ от 25 ноября 2019 года № 326-13-369863/19, Перечень 2020).

Приказ от 25 ноября 2019 года № 326-13-369863/19 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.

В пункт <данные изъяты> раздела «[адрес]» Перечня 2020 включен объект недвижимости - нежилое помещение с кадастровым номером [номер], расположенное по адресу: [адрес].

В пункт <данные изъяты> раздела «[адрес]» Перечня 2020 включен объект недвижимости - нежилое помещение с кадастровым номером [номер], расположенное по адресу: [адрес].

19 ноября 2020 года министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области издан приказ № 326-13-631667/2020 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год» (далее также - приказ от 19 ноября 2020 года № 326-13-631667/2020, Перечень 2021).

Приказ от 19 ноября 2020 года № 326-13-631667/2020 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.

В пункт <данные изъяты> раздела «[адрес]» Перечня 2021 включен объект недвижимости - нежилое помещение с кадастровым номером [номер], расположенное по адресу: [адрес].

В пункт <данные изъяты> раздела «[адрес]» Перечня 2021 включен объект недвижимости - нежилое помещение с кадастровым номером [номер], расположенное по адресу: [адрес].

Гажев В.А. (далее также - административный истец) обратился в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими нормативных правовых актов в указанных частях.

Как указал административный истец, объект недвижимости - нежилые помещения, принадлежащие ему на праве собственности, не отвечают признакам, предусмотренным ст.378.2 НК РФ, поскольку являются складами.

В порядке досудебного урегулирования 03.11.2020, Гажев В.А. обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области с заявлениями об исключении вышеуказанных помещений из Перечня на 2020 год, которые 24.12.2020 были отклонены решением межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.

В это же время, приказом Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 19 ноября 2020 года №326-13-631667/2020 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год», вышеуказанные помещения были также включены в Перечень на 2021 год.

Административный истец считает, что Приказы министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2019 года № 326-13-369863/19 и от 19 ноября 2020 года № 326-13-631667/2020, противоречащими положениям ст.378.2 Налогового кодекса РФ в части отнесения вышеуказанных объектов недвижимого имущества и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, поскольку возлагают на него обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в завышенном размере.

Кроме того, Гажев В.А. указывает, что аналогичные административные исковые требования по исключению вышеуказанных нежилых помещений из Перечня на 2019 год, уже рассматривались Нижегородским областным судом и были удовлетворены решением от 18.01.2021 года по делу №3а-[номер]/21, вступившим в законную силу.

Административный ответчик - Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области - представил в суд отзыв на административное исковое заявление Гажева В.А., в котором указал, что спорные помещения с кадастровыми номерами 52:18:0010014:122 и 52:18:0010014:79 включены в Перечень объектов недвижимого имущества на 2019 год в соответствии с пп.2 п.4 ст.378 (фактическое использование - объект бытового обслуживания), в подтверждение чего представлены Акты обследований от 18.11.2020.

Согласно Актам обследования помещения от 18.11.2020 года спорные помещения с кадастровыми номерами [номер] и [номер] используются как автосервис по замене и установке стекол и сопутствующее помещение для автосервиса - место хранения автомобильных стекол.

Доступ в помещение с кадастровым номером [номер] осуществляется через смежное помещение с кадастровым номером [номер].

В помещении с кадастровым номером [номер] расположен сервис по замене и установке автостекол, их ремонту и тонировке. Подпомещение оснащено специальными устройствами, инструментами и оборудованием, предназначенным и используемым при замене и установке стекол. Также в помещении имеется рекламная вывеска «Автостекло РФ».

В помещении с кадастровым номером [номер] расположено место хранения автомобильных стекол, используемых в автосервисе при замене. Помещение оснащено полками и стеллажами, на которых хранятся автомобильные стекла.

Во время обследования объекта установлено, что во всем здании, в котором находится помещение, расположена компания - Общество с ограниченной ответственностью «Автостекло-НН». Основной вид деятельности: Торговля оптовая автомобильными деталями, узлами и принадлежностями, кроме деятельности агентов (45.31.1). Также, одними из дополнительных видов деятельности являются: Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств (45.20) и торговля розничная автомобильными деталями, узлами и принадлежностями (45.32).

Генеральным директором данного юридического лица является Гажев ФИО10, собственник обследуемого помещения.

По информации с официального сайта, компания занимается продажей автомобильных стекол, а также предоставляют услуги автосервиса по замене и установке, тонировке и ремонту автомобильных стекол. На сайте имеется прайс-лист на продажу автомобильных стекол и цены на услуги сервиса

На основании вышеизложенного, в соответствии со ст.378.2 НК РФ, считает, что объекты с кадастровыми номерами [номер] и [номер] были обоснованно включены в Перечень недвижимого имущества на 2020 и 2021 годы.

Просит в удовлетворении административных исковых требований Гажеву В.А. отказать (л.д.95-100).

В судебном заседании представитель административного истца Артемьев М.А., поддержал доводы административного искового заявления в полном объеме; прокурор отдела прокуратуры Нижегородской области Кокурина Р.В. полагала требования административного истца подлежащими удовлетворению.

Административный истец Гажев В.А., представитель административного ответчика в судебное заседание не явились, о дате рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.

Заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы административного искового заявления, рассмотрев материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 19 ноября 2014 года № 169 «О налоге на имущество физических лиц» установлены ставки налога в зависимости от кадастровой стоимости объекта налогообложения в следующих размерах:

для объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации – 2 процента (пункт 2.2);

Из материалов дела следует, что Гажеву В.А. на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества:

- нежилое помещение П2 с кадастровым номером [номер], расположенное по адресу: [адрес], что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 52АГ № [номер] от 10.03.2011, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости [номер] от 26.10.2020, а также выпиской из ЕГРН № КУВИ-002/2021-25893365 от 22.03.2021, представленной суду ФГБУ «ФКП Росреестра» по Нижегородской области (л.д.26, 31-34, 79-82).

Указанный объект недвижимости включен в пункты <данные изъяты>, <данные изъяты> раздела «[адрес]», соответственно, Перечней 2020г., 2021г.

- нежилое помещение П1 с кадастровым номером [номер], расположенное по адресу: [адрес], что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 52АГ [номер] от 26.02.2010, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости [номер] от 24.10.2020, а также выпиской из ЕГРН № КУВИ-002/2021-25893365 от 22.03.2021, представленной суду ФГБУ «ФКП Росреестра» по Нижегородской области (л.д.25, 27-30, 83-86).

Указанный объект недвижимости включен в пункты <данные изъяты>, <данные изъяты> раздела «[адрес]», соответственно, Перечней 2020г., 2021г.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что Гажев А.В. является надлежащим административным истцом.

В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Проанализировав указанные положения НК РФ во взаимосвязи с нормами Устава Нижегородской области, Закона Нижегородской области от 5 ноября 2014 года №140-З «О применении с 1 января 2015 года на территории Нижегородской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» (далее – Закон №140-З), Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года № 8-З «О нормативных правовых актах Нижегородской области», Закона Нижегородской области от 3 октября 2007 года № 129-З «О Правительстве Нижегородской области», постановления Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 года № 61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации», постановления Правительства Нижегородской области от 2 октября 2015 года № 635 «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения» (далее - Порядок), постановления Правительства Нижегородской области от 22 марта 2018 года № 183 «Об утверждении Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Нижегородской области», Положения о министерстве, суд приходит к выводу о том, что приказы Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № 326-13-369863/19 от 25.11.2019, № 326-13-631667/2020 от 19.11.2020, являющиеся нормативными правовыми актами органа государственной власти субъекта Российской Федерации, приняты как в пределах полномочий Нижегородской области, так и в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства к форме и виду, процедуре принятия и правилам введения в действие. Данные приказы размещены на официальном сайте Правительства Нижегородской области, Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области, Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Административным истцом компетенция Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области на издание оспариваемого нормативного правового акта не оспаривалась.

Проверив приказы № 326-13-369863/19 от 25.11.2019, и № 326-13-631667/2020 от 19.11.2020 в оспариваемых частях на предмет их соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

В силу положений пункта «ж» статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения в Российской Федерации.

Статьей 15 и пунктом 1 статьи 399 НК РФ предусмотрено, что налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса. Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Согласно статье 1 Закона №140-З на территории Нижегородской области порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, применяется с 1 января 2015 года.

Статьей 378.2 НК РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности, установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.

Так, согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении, следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;

4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Понятие административно-делового центра и торгового центра (комплекса), основания отнесения к ним отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений), а также фактическое использование зданий (строений, сооружений) и помещений в них для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания определены пунктами 3-5 статьи 378.2 НК РФ.

Согласно пункту 5 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

По смыслу ст.378.2 НК РФ в перечень объектов недвижимого имущества включаются существующие здания (помещения), не снятые с кадастрового учета.Постановлением Правительства Нижегородской области от 02.10.2015 № 635 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.

В соответствии с пунктом 3 названного Порядка уполномоченный орган осуществляет организационно-техническую работу по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.

В соответствии с пунктом 5 Порядка для определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений с целью составления Перечня используются:

- сведения государственного кадастра недвижимости и Единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (сведения Единого государственного реестра недвижимости, - в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 14.12.2017 № 910).

В целях уточнения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений дополнительно используются:

- документы технического учета (инвентаризации);

- иные документы органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, собственников объектов недвижимого имущества;

- информация об объектах недвижимости из открытых источников, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с частью 9 статьи 213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, в том числе, соответствует ли оспариваемый нормативный правовой акт или его часть нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

В силу ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений. В соответствии с п.3 ч.2 ст.62 КАС РФ лицо, обратившееся в суд, обязано подтвердить факты, на которые ссылается как на основание своих требований.

Судом установлено, что спорный объект недвижимого имущества - нежилое помещение с кадастровым номером [номер], назначение: нежилое, наименование: помещение, общей площадью 211,2 кв.м., расположенное по адресу: [адрес], что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости № КУВИ-002/2021-25893365 от 22.03.2021 (л.д.79-82).

Также судом установлено, что спорный объект недвижимого имущества - нежилое помещение с кадастровым номером [номер], назначение: нежилое, наименование: помещение, общей площадью 359,6 кв.м., расположенное по адресу: [адрес], что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости № КУВИ-002/2021-25893365 от 22.03.2021 (л.д.83-86).

Указанные помещения расположены в нежилом здании с кадастровым номером [номер], назначение: нежилое, наименование: склад материалов, общей площадью 670,9 кв.м., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости №КУВИ-002/2021-25893365 от 22.03.2021 (л.д.87-92).

Земельный участок с кадастровым номером [номер], на котором расположено здание с кадастровым номером [номер], в котором находятся принадлежащие административному истцу нежилые помещения П2 и П1 с кадастровыми номерами [номер] и [номер], имеет вид разрешенного использования «под прилегающую к складской площадке территорию, для иных видов жилой застройки», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости № КУВИ-002/2020-25819220 от 23.03.2021 (л.д.75-78).

Указанный вид разрешенного использования земельного участка не предполагает размещение на нем зданий административно-делового, коммерческого назначения, а также объектов общественного питания, бытовых или офисных помещений.

Согласно техническому паспорту, составленному на нежилое здание с кадастровым номером [номер], расположенное по адресу: [адрес], по состоянию на 14.10.2005, в помещении П2, общей площадью 211,2 кв.м., расположены помещения с назначениями: склад; в помещении П1, общей площадью 359,6 кв.м., расположены помещения с назначениями: склад (2) (л.д.45).

Административным ответчиком суду представлены Акты обследования спорных нежилых помещений.

Согласно Акту обследования помещения с кадастровым номером [номер] от 18.11.2020, указанное помещение на момент осмотра используется как сопутствующее помещение для автосервиса – место хранения автомобильных стекол.

Доступ в помещение осуществляется через смежное помещение с кадастровым номером [номер]. В помещении расположено место хранения автомобильных стекол, используемых в автосервисе при замене. Помещение оснащено полками и стеллажами, на которых хранятся автомобильные стекла.

Данное подпомещение, площадью 211,2 кв.м., отнесено к объектам бытового обслуживания, поскольку оно является сопутствующим (хранение автостекол) по отношению к смежному помещению, где расположен специализированный автомобильный сервис по замене и ремонту стекол.

Во время обследования объекта установлено, что во всем здании, в котором находится помещение, расположена компания – Общество с ограниченной ответственностью «Автосеткло-НН», основным видом деятельности которого является торговля оптовая автомобильными деталями, узлами и принадлежностями, кроме деятельности агентов (45.31.1). Одним из дополнительных видов деятельности являются: техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств (45.20) и торговля розничная автомобильными деталями, узлами и принадлежностями (45.32). Генеральным директором ООО «Автостекло-НН» является Гажев В.А., собственник обследуемого помещения (л.д.127-144).

Согласно Акту обследования помещения с кадастровым номером [номер] от 18.11.2020, указанное помещение на момент осмотра используется для бытового обслуживания – автосервис по замене и установке автомобильных стекол.

В подпомещении 1, согласно плану этажа, площадью 139,6 кв.м., расположен сервис по замене и установке автостекол, их ремонту и тонировке. Подпомещение оснащено специальными устройствами, инструментами и оборудованием, предназначенным и используемым при замене и установке стекол. Также в помещении имеется рекламная вывеска «Автосеткло РФ».

Во время обследования объекта установлено, что во всем здании, в котором находится помещение, расположена компания – Общество с ограниченной ответственностью «Автосеткло-НН», основным видом деятельности которого является торговля оптовая автомобильными деталями, узлами и принадлежностями, кроме деятельности агентов (45.31.1). Одним из дополнительных видов деятельности являются: техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств (45.20) и торговля розничная автомобильными деталями, узлами и принадлежностями (45.32). Генеральным директором ООО «Автостекло-НН» является Гажев В.А., собственник обследуемого помещения (л.д.197-216).

По мнению административного ответчика, исследуемые объекты удовлетворяют требованиям статья 378.2 Налогового кодекса РФ и подлежат включению в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Однако, исходя из положений п.5 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, во внимание принимается фактическое использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, а не фактическое использование смежного с ним помещения.

С учетом назначения помещений, суд приходит к выводу, что помещения П1 и П2, в целом не предназначены для размещения объектов административно-делового или коммерческого назначения, а также офисов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Акты обследования не могут быть признаны допустимыми доказательствами по делу в силу следующего.

Указанные акты датированы 18.11.2020, в то время как оспариваемый Перечень на 2020 утвержден Приказом от 25 ноября 2019 г.

Что касается Перечня на 2021 год, который утвержден 19 ноября 2020 года, то суд обращает внимание также на дату составления Актов обследования – 18.11.2020, а также то, что в указанными Актами установлено, что в обследуемых нежилых помещениях оборудования, предназначенного для выкладки и демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже, не обнаружено, также как и использование данного помещения под офисы и объекты общественного питания.

Кроме того, согласно материалам фотофиксации в Объектах отсутствуют зоны для посетителей, не установлены кассовые аппараты, нет прейскуранта цен; размещение вывески "Автостекло-НН" на Объекте само по себе не свидетельствует об осуществлении в этом помещении торговой деятельности при отсутствии соответствующих признаков такой деятельности в помещениях.

Таким образом, указанный Акт не может являться допустимым доказательством, подтверждающим указанные административным ответчиком обстоятельства.

Что касается автосервиса по замене и установке автомобильных стекол, то согласно статье 346.27 Налогового кодекса РФ, действующей до 01.01.2021, бытовыми услугами являются платные услуги, которые оказываются физическим лицам и коды которых в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности и Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации.

То есть необходимым условием для включения Объекта в Перечень по указанному административным ответчиком основанию являлось установление факта оказания услуг в сфере бытового обслуживания, то есть исключительно для удовлетворения личных потребностей граждан и оказания этих услуг непосредственно гражданам

Доказательств того, что услуги по замене и установке автостекол предоставлялись физическим лицам, административным ответчиком не представлено.

Иных достоверных и допустимых доказательств, подтверждающих обоснованность отнесения спорного здания к объектам недвижимости, отвечающим одному из условий, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, административный ответчик, на котором в силу положений части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лежит бремя доказывания законности оспариваемого акта, не представил.

Также суд принимает во внимание, что решением Нижегородского областного суда от 18.01.2021 (дело № 3а-[номер]/2021) дана надлежащая оценка всем доказательствам, представленным в деле, признаны недействующими соответствующие пункты Перечня на 2019 год и обязал Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области исключить спорные помещения из указанного Перечня. Указанное решение не обжаловалось и вступило в законную силу 25.02.2021(л.д.46-52).

По состоянию на момент принятия Перечней на 2020 и 2021 годы порядок использования помещений П1 и П2, их технические характеристики не изменились, соответственно вступившее в законную силу решение суда по административному делу №3а-[номер]/2021 в силу положений ч.2 ст.64 КАС РФ имеют преюдициальное значение в рамках рассмотрения данного административного дела.

При таких обстоятельствах суд находит, что правовых и фактических оснований для включения нежилых помещений с кадастровыми номерами [номер] и [номер], расположенных по адресу: [адрес], в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год и на 2021 год, не имелось.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст.84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что объекты недвижимого имущества - нежилые помещения П1 и П2 с кадастровыми номерами [номер] и [номер], расположенные по адресу: [адрес], исходя из их назначения, разрешенного использования, наименования в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, а также с учетом вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен этот объект, при отсутствии доказательств фактического использования объектов в качестве офисных, торговых, как объектоы бытового обслуживания или общественного питания, не относились к видам недвижимого имущества, признаваемым объектами налогообложения, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и, следовательно, не подлежал включению в Перечни.

Суд полагает, что административным ответчиком по настоящему делу не представлено доказательств того, что оспариваемые приказы Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2019 г. № 326-13-369863/19 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год» и 19 ноября 2020 года № 326-13-631667/2020 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год», в части включения в Перечни 2020, 2021 пунктов <данные изъяты>, <данные изъяты> и <данные изъяты>, <данные изъяты> раздела «[адрес]», соответственно, приняты в соответствии с действующим законодательством, имеющим большую юридическую силу, а именно, положениями статьи 378.2 НК РФ и Закона № 140-З.

В связи с чем, административное исковое заявление Гажева В.А. подлежит удовлетворению.

Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты подлежат признанию недействующими, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывает, что административный истец являлся плательщиком налога на имущество физических лиц в 2020 г., является таковым и в 2021 году, и то обстоятельство, что оспариваемые нормативные правовые акты имеют ограниченный срок действия (на 2020 год, на 2021 год). Признание отдельных положений оспариваемых нормативных правовых актов с момента вынесения решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца.

Следовательно, пункты <данные изъяты>, <данные изъяты> раздела «[адрес]» Перечня 2020 подлежит признанию недействующим со дня принятия приказа Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № Сл-326-25615/18 от 12.11.2018; пункты <данные изъяты>, <данные изъяты> раздела «[адрес]» Перечня 2021 подлежат признанию недействующими со дня принятия приказов Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № 326-13-369863/19 от 25.11.2019 и № 326-13-631667/2020 от 19.11.2020.

Согласно пункту 5.6 раздела 5 Постановления Правительства Нижегородской области от 14 февраля 2006 года № 41 «О Реестре нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области» нормативный акт органа исполнительной власти размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте органа исполнительной власти Нижегородской области.

В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 года № 61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации», министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области (переименовано в министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области) является уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области по направлению перечня в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.

Соответственно, сведения об изменениях, внесенных в перечни, в том числе, вследствие принятых судом судебных актов, также подлежат направлению министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.

В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивную часть решения подлежит включению указание о возложении на министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области обязанности разместить сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте административного ответчика, и направить сообщение о решении суда в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.

На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст. 175-180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Гажева ФИО11 удовлетворить.

Признать недействующими пункты <данные изъяты>, <данные изъяты> раздела «[адрес]» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утв. Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2019г. №326-13-369863/19 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год», со дня принятия.

Признать недействующим пункт <данные изъяты>, <данные изъяты> раздела «[адрес]» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утв. Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области 19 ноября 2020 года № 326-13-631667/2020 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год», со дня принятия.

Обязать министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области разместить сообщение о решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте административного ответчика; направить сообщение о решении суда в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Нижегородский областной суд.

Судья областного суда: Н.Е.Дуцева

Решение в окончательной форме принято 07 июня 2021г.

Судья областного суда: Н.Е.Дуцева