ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-327/2022 от 01.06.2022 Пермского краевого суда (Пермский край)

УИД: 59OS0000-01-2022-000153-32

№ 3а-327/2022

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

1 июня 2022 г. г. Пермь

Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Алексеева А.А.,

при секретаре Бобиной Д.А.,

с участием представителя административного истца Баяндиной К.В.,

представителя административного ответчика Сазоновой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Деловой Центр «Колизей» об оспаривании решений государственного бюджетного учреждения Пермского края «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края», установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества в размере их рыночной стоимости,

установил:

ООО «Деловой Центр «Колизей» обратилось в Пермский краевой суд с административным иском об оспаривании решения ГБУ ПК «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости от 20.01.2022 № ОРС-59/2021/004112 об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером **72, площадью 164,9 кв.м, расположенного по адресу: ****, в размере его рыночной стоимости 8154030 рублей по состоянию на 01.09.2021, решения ГБУ ПК «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости от 21.01.2022 № ОРС-59/2021/004117 об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером **86, площадью 355,4 кв.м, расположенного по адресу: ****, в размере его рыночной стоимости 16107783 рубля по состоянию на 01.09.2021, решения ГБУ ПК «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости от 21.01.2022 № ОРС-59/2021/004114 об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером **1330, площадью 117,2 кв.м, расположенного по адресу: ****, в размере его рыночной стоимости 6023199 рублей по состоянию на 01.09.2021, решения ГБУ ПК «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости от 21.01.2022 № ОРС-59/2021/004115 об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером **1332, площадью 265,7 кв.м, расположенного по адресу: ****, в размере его рыночной стоимости 12470238 рублей по состоянию на 01.09.2021. Одновременно просит установить кадастровую стоимость нежилых помещений в указанных размерах рыночной стоимости.

В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что является собственником названных объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых не соответствует их рыночной стоимости, что нарушает права и законные интересы истца, поскольку влечет увеличение налоговых обязательств. Решениями государственного бюджетного учреждения «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» от 20.01.2022 № ОРС-59/2021/004112, от 21.01.2022 № ОРС-59/2021/004117, от 21.01.2022 № ОРС-59/2021/004114, от 21.01.2022 № ОРС-59/2021/004115 отказано в удовлетворении заявлений об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере равном их рыночной стоимости. Административный истец полагает, что отчёт об оценке соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности» от 29.07.1998 № 135-ФЗ, Федеральным стандартам оценки, рыночная стоимость объектов оценки, определенная в отчете рассчитана верно.

Представитель административного истца Баяндина К.В. в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований по доводам административного искового заявления.

Представитель административного ответчика государственного бюджетного учреждения «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований в части признания незаконным решения об отказе в установлении кадастровой стоимости.

Заинтересованные лица Управление Росреестра по Пермскому краю, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата» Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала по Пермскому краю о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили.

Суд, заслушав лиц, принимавших участие в судебном заседании, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период применения данного закона с 1 января 2017 года до 1 января 2023 года.

В силу части 2 статьи 6 Федерального закона от 31.07.2020 № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 01.01.2023 устанавливается переходный период применения статей 22 и 22.1 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" с учетом следующих особенностей:

1) в течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости (далее - решение);

3) с даты, указанной в решении, в субъекте Российской Федерации:

а) применяются положения статьи 22.1 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости;

б) не применяются положения статьи 22 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке";

в) рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" не осуществляется.

Порядок перехода от применения статьи 22 к применению статьи 22.1 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» зависит от принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о дате перехода к применению положений статьи 22.1 названного закона.

На территории Пермского края такой датой является 01.01.2021, что следует из постановления правительства Пермского края от 11.12.2020 № 973-п «Об установлении даты перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

В соответствии с частью 1 статьи 22.1 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или му-ниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоя-щей статьей).

Согласно части 15 статьи 22.1 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

Пунктом 4.2 постановления Правительства Пермского края от 22.03.2017 № 121-п "О реализации положений Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, с 1 июля 2017 г. наделено государственное бюджетное учреждение Пермского края "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края".

Из материалов дела следует, что ООО «Деловой Центр «Колизей» является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами **72, **86, **1330, **1332, расположенных по адресу ****, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.

Правовой интерес административного истца в определении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости основан на положениях пункта 2 статьи 375, подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, частей 1 и 2 статьи 2 Закона Пермского края от13.11.2017 № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и внесении изменений в Закон Пермского края «О налогообложении в Пермском крае».

Кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами **72, **86 установлена апелляционным определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции № 66а-218/2020 от 09.06.2020 по состоянию на 01.01.2018: для нежилого помещения с кадастровым номером **72 в размере 8896000 рублей; для нежилого помещения с кадастровым номером **86 в размере 17123000 рублей.

Кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами **1330, **1332 установлена актом № 1861 от 18.05.2021 по состоянию на 29.04.2021: для нежилого помещения с кадастровым номером **1330 в размере 7561414,67 рублей; для нежилого помещения с кадастровым номером **1332 в размере 16822370,38 рублей.

22.12.2021 административный истец обратился в ГБУ «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» с заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений в размере их рыночной стоимости по состоянию на 01.09.2021, определенной в отчете об оценке от 21.12.2021 №57.И.1/ОСЭ-21 оценщика ООО «Р-Консалтинг».

27.12.2021 Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края направил заявителю уведомления о поступлении заявлений об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости и принятии их к рассмотрению.

Решениями Центра технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края от 20.01.2022 и 21.01.2022 ООО «Деловой Центр «Колизей» отказано в установлении кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами **72, **86, **1330, **1332, в размере их рыночной стоимости в связи с использованием неполных и (или) недостоверных сведений, нарушением требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке от 21.12.2021 № 57.И.1/ОСЭ-21. В мотивировочной части решения указано на недостатки отчета об оценке: несоответствие отчета требованиям статьи 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», пункту 5 Федерального стандарта оценки № 3, пункту 10 Федерального стандарта оценки № 1, подпунктам «а»,, «б», «в», «г» пункта 22 Федерального стандарта оценки № 7.

Порядок рассмотрения заявления об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости закреплен частями 9-11 статьи 22.1 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ:

- бюджетное учреждение в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления об установлении рыночной стоимости направляет заявителю уведомление о поступлении указанного заявления и принятии его к рассмотрению. Форма уведомления о поступлении заявления об установлении рыночной стоимости и принятии его к рассмотрению, требования к его заполнению, а также требования к формату такого уведомления и представляемых с ним документов в электронной форме утверждаются федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки;

- заявление об установлении рыночной стоимости подлежит рассмотрению в течение тридцати календарных дней со дня его поступления;

- бюджетное учреждение вправе принять следующие решения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости:

1) об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (далее - решение об установлении рыночной стоимости), указанной в отчете об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости;

2) об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в связи с использованием неполных и (или) недостоверных сведений, расчетными или иными ошибками, повлиявшими на итоговый результат определения рыночной стоимости такого объекта недвижимости, нарушением требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости (далее - решение об отказе в установлении рыночной стоимости).

В соответствии с установленным порядком Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края до истечения пяти рабочих дней со дня поступления заявлений об установлении рыночной стоимости направил ООО «Деловой Центр «Колизей» уведомления о поступлении указанных заявлений и принятии их к рассмотрению, после чего, до истечения тридцати календарных дней рассмотрел заявления и принял решения об отказе в установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости в связи с использованием неполных и (или) недостоверных сведений и нарушением требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке рыночной стоимости таких объектов недвижимости.

Решения Центра технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края от 20.01.2022 и 21.01.2022 об отказе в установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости суд находит обоснованным.

В соответствии с частями 2, 3 статьи 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

Пункт 5 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 299, предусмотрено, что при составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов: в отчете должна быть изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объекта оценки; информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена; содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователи отчета об оценке), а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов.

В силу пункта 10 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 297, объект-аналог - объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость.

Согласно подпунктам «а» - «г» пункта 22 Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО № 7)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 № 611, при применении сравнительного подхода к оценке недвижимости оценщик учитывает следующие положения:

а) сравнительный подход применяется для оценки недвижимости, когда можно подобрать достаточное для оценки количество объектов-аналогов с известными ценами сделок и (или) предложений;

б) в качестве объектов-аналогов используются объекты недвижимости, которые относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и сопоставимы с ним по ценообразующим факторам. При этом для всех объектов недвижимости, включая оцениваемый, ценообразование по каждому из указанных факторов должно быть единообразным;

в) при проведении оценки должны быть описаны объем доступных оценщику рыночных данных об объектах-аналогах и правила их отбора для проведения расчетов. Использование в расчетах лишь части доступных оценщику объектов-аналогов должно быть обосновано в отчете об оценке;

г) для выполнения расчетов используются типичные для аналогичного объекта сложившиеся на рынке оцениваемого объекта удельные показатели стоимости (единицы сравнения), в частности цена или арендная плата за еди-ницу площади или единицу объема.

В результате судебной экспертизы эксперт Б. пришла к выводу, что отчет об оценке от 21.12.2021 №57.И.1/ОСЭ-21, выполненный оценщиком ООО «Р-Консалтинг»:

- не соответствует требованиям статьи 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», пункта 5 Федерального стандарта оценки № 3, пункта 10 Федерального стандарта оценки № 1, подпункта «б» пункта 22 Федерального стандарта оценки № 7 (по схожести объектов недвижимости - аналогов с объектами оценки по классу качества и площади);

- соответствует требованиям статьи 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», пункта 5 Федерального стандарта оценки № 3, подпунктам «а», «в», «г» пункта 22 Федерального стандарта оценки № 7 по полноте изложения доступных предложений объектов близких к объектам оценки; по использованию типичных для аналогичных объектов удельных показателей стоимости.

Оснований не доверять выводам эксперта, который предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, у суда не имеется, соответствующие возражения по экспертизе сторонами не представлены, ходатайства не заявлены.

Выводы эксперта свидетельствуют о том, что оспариваемые решения бюджетного органа являются законными, поскольку отчет об оценке от 21.12.2021 №57.И.1/ОСЭ-21, выполненный оценщиком ООО «Р-Консалтинг», содержит недостатки, влияющие на рыночную стоимость оцениваемых объектов недвижимости, вследствие чего не мог быть принят государственным учреждением для установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной.

Оспариваемые решения приняты Центром технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края, являющимся государственным бюджетным учреждением, в пределах компетенции предоставленной этому учреждению частью 1 статьи 22.1 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ и пунктом 4.2 постановления Правительства Пермского края от 22.03.2017 № 121-п "О реализации положений Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".

Оценивая требование административного истца об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 15 статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

В связи с тем, что выявленные недостатки представленного административным истцом отчета об оценке повлияли на итоговый результат оценки, экспертом ООО «Авангард» Б. определен размер рыночной стоимости объектов оценки по состоянию на 01.09.2021: нежилого помещения с кадастровым номером **72 – 8291172 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером **86 – 16883774 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером **1330 – 13041406 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером **1332 – 6023986 рублей.

Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения. Содержание экспертного заключения свидетельствует о том, что выводы эксперта объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объеме на научной и практической основе. Приведенные в заключении судебной экспертизы выводы эксперта не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение эксперта Б. относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами.

Заключение судебной экспертизы сторонами не оспорено, в связи с чем суд принимает его в качестве надлежащего доказательства размера рыночной стоимости перечисленных выше объектов недвижимости.

С учетом изложенного, суд устанавливает кадастровую стоимость нежилых помещений равной их рыночной стоимости по состоянию на01.09.2021: нежилого помещения с кадастровым номером **72 в размере 8291172 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером **86 в размере 16883774 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером **1330 в размере 13041406 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером **1332 в размере 6023986 рублей.

Заявления административного истца о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости поданы в бюджетное учреждение 22.12.2021, на что суд указывает в резолютивной части решения.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Деловой Центр «Колизей» к Государственному бюджетному учреждению Пермского края «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» о признании незаконными решений государственного бюджетного учреждения Пермского края «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» от 20.01.2022 № ОРС-59/2021/004112, от 21.01.2022 № ОРС-59/2021/004114, от 21.01.2022 № ОРС-59/2021/004115, от 21.01.2022 № ОРС-59/2021/004117 - отказать.

Установить кадастровую стоимость объектов недвижимости:

- нежилого помещения с кадастровым номером **72, площадью 164,9 кв.м, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 8291172 рублей по состоянию на 01.09.2021;

- нежилого помещения с кадастровым номером **86, площадью 355,4 кв.м, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 16883774 рублей по состоянию на 01.09.2021;

- нежилого помещения с кадастровым номером **1330, площадью 117,2 кв.м, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 6023986 рублей по состоянию на 01.09.2021;

- нежилого помещения с кадастровым номером **1332, площадью 265,7 кв.м, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 13041406 рублей по состоянию на 01.09.2021.

Датой подачи заявлений о пересмотре кадастровой стоимости считать 22.12.2021.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья (подпись)

Подлинник решения суда находится в материалах административного дела № 3а-327/2022 Пермского краевого суда.

Мотивированное решение суда изготовлено 08.06.2022.