ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-328/20 от 09.10.2020 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Дело № 3а–328/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ставрополь 9 октября 2020 года

Ставропольский краевой суд в составе председательствующего судьи Задорневой Н.П., при секретаре судебного заседания Матвиенко В.В.,

с участием представителей : административного ответчика - министерства имущественных отношений Ставропольского края – Базияна Д.О., заинтересованного лица - администрации г. Ставрополя – Карпенко А.А., с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском, арбитражном процессе прокуратуры Ставропольского края – Бош В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Проскурина И. А. к министерству имущественных отношений Ставропольского края о признании нормативных правовых актов недействующими в части,

установил :

Административный истец Проскурин И.А. обратился в Ставропольский краевой суд с административным иском, впоследствии дополненным, к министерству имущественных отношений Ставропольского края о признании недействующими со дня принятия :

- приказа министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 декабря 2017 года № 1122 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2018 год» в части пункта … Перечня на 2018 год;

- приказа министерства имущественных отношений Ставропольского края от 28 декабря 2018 года № 985 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год» в части пункта … Перечня на 2019 год;

- приказа министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 декабря 2019 года № 1317 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год» в части пункта … Перечня,

в которые включен объект недвижимого имущества с кадастровым номером …, расположенный по адресу : г. ….

В обоснование заявленных исковых требований административный истец указал, что указанный объект недвижимого имущества – здание с кадастровым номером …, общей площадью 337,3 кв.м., Этажность : 0, 1, 2, наименование – торговое, подвал, назначение : нежилое, принадлежит ему на праве собственности. Нежилое здание расположено на земельном участке по тому же адресу, принадлежащем истцу на праве собственности, с кадастровым номером …:5, площадью 632 кв.м., категория земель : земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под ИЖС.

Включение указанного здания в Перечни на 2018, 2019 и 2020 годы является незаконным, поскольку данный объект не обладает признаками объекта налогообложения, определенными в ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Оспариваемые решения противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу – п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 2 федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Административный иск подписан самим истцом Проскуриным И.А., которому в предварительном судебном заседании были разъяснены положения ч. 9 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (том 1 л.д. 57-59).

В судебное заседание 7 сентября 2020 года от административного истца Проскурина И.А. поступило ходатайство о рассмотрении данного административного дела в отсутствие его представителя (том 1 л.д. 67).

В судебное заседание представитель заинтересованного лица - МИФНС России № 12 по Ставропольскому краю, извещенный надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, не явился, представил ходатайство о рассмотрении настоящего административного дела в отсутствие представителя (том 1 л.д. 106).

При таких обстоятельствах суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенного и не явившегося в судебное заседание заинтересованного лица – МИФНС России № 12 по Ставропольскому краю, в порядке статьи 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В судебном заседании представитель административного ответчика – Базиян Д.О., возражал в удовлетворении иска, поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях на административный иск. Пояснил, что по сведениям Единого государственного реестра недвижимости спорный объект недвижимости с кадастровым номером … имеет наименование – «магазин и закусочная», что является основанием для включения в Перечни недвижимого имущества, утвержденные спорными приказами министерства имущественных отношений Ставропольского края, в соответствии с требованиями пункта 2 части 1 и пунктом 2 части 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица – администрации г. Ставрополя Карпенко А.А. возражала в удовлетворении заявленных административных исковых требований, пояснила, что в соответствии с выписками из ЕГРН и технической документацией на спорное здание вид разрешенного использования установлен для торговли и предоставления бытовых услуг, площадь торгового зала составляет 36,7 кв.м., 2 цеха - овощной и мясной, в соответствии с ГОСТ 30389-2013 также относятся к торговым помещениям, бильярдный зал, в соответствии с ГОСТом 50137-2016 относится к помещениям по предоставлению бытовых услуг, доказательств иного истцом не предоставлено, таким образом площадь помещений торгового и бытового назначения составляет около 140 кв.м., что значительно больше 20% от общей площади здания.

Участвующий в деле прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском, арбитражном процессе прокуратуры Ставропольского края Бош В.В. полагал заявленные исковые требования подлежащими отклонению как необоснованные, ссылаясь на отсутствие законных оснований для удовлетворения иска.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему выводу.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью либо в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Особенности производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов регламентированы главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 2 и 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Как следует из представленных административным истцом доказательств, расчет налога на имущество с кадастровым номером …, принадлежащее истцу на праве собственности, произведен исходя из кадастровой стоимости данного объекта недвижимости (том 1 л.д. 33), что свидетельствует о применении к административному истцу оспариваемых приказов министерства имущественных отношений Ставропольского края и наличии у истца права на обращение в суд в настоящим иском в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверяя соблюдение приведенных нормативных положений при принятии оспариваемых приказов министерства имущественных отношений Ставропольского края, суд установил следующее.

27 декабря 2017 года министерством имущественных отношений Ставропольского края издан приказ № 1122 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год», в который под № … включен объект недвижимого имущества с кадастровым номером …, расположенный по адресу : г. … (том 1 л.д. 154-157).

Данный приказ опубликован в сетевом издании «Официальный интернет портал правовой информации Ставропольского края» - www/pravo.stavregion.ru 27 декабря 2017 года, номер публикации : … (том 1 л.д. 158).

28 декабря 2018 года министерством имущественных отношений издан приказ № 985 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год», в который под № … включен объект недвижимого имущества с кадастровым номером …, расположенный по адресу : г. … (том 1 л.д. 159-162).

Данный приказ опубликован в сетевом издании «Официальный интернет портал правовой информации Ставропольского края» - www/pravo.stavregion.ru 29 декабря 2018 года, номер публикации : … (том 1 л.д. 163).

27 декабря 2019 года министерством имущественных отношений Ставропольского края издан приказ № 1317 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год», в который под № … включен объект недвижимого имущества с кадастровым номером …, расположенный по адресу : г. … (том 1 л.д. 164-167).

Данный приказ опубликован в сетевом издании «Официальный интернет портал правовой информации Ставропольского края» - www/pravo.stavregion.ru 30 декабря 2019 года, номер публикации : … (том 1 л.д. 168).

В соответствии с пунктами 16.1 – 16.3 Положением о министерстве имущественных отношений Ставропольского края, утвержденным постановлением Губернатора Ставропольского края от 6 марта 2012 года № 137, министерство имущественных отношений является уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по реализации статьи 378 Налогового кодекса Российской Федерации об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (том 1 л.д. 169-193).

Состав сведений, включенных в данные Перечни объектов недвижимого имущества, соответствует требованиям, определенные приказом Федеральной Налоговой Службы России от 28 ноября 2014 года № … «Об определении состава сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 м 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, и об утверждении формата их представления в электронной форме».

На основании изложенного суд приходит к выводу о соблюдении административным ответчиком порядка принятия оспариваемых нормативных правовых актов, в том числе требований, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативного правового акта, к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, правилам введения нормативного правового акта в действие, порядка его опубликования и вступления в силу, что не оспаривается административными истцами.

Проверяя соответствие пунктов Перечней, утвержденных оспариваемыми приказами в части включения в них объекта капитального строительства с кадастровым номером …, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2018, 2019 и 2020 годы, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральными законами и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Налоговым кодексом Российской Федерации разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.

Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Аналогичное положение содержится в пункте 1 статьи 3 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Статьей 13 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территории муниципальных органов этих муниципальных образований.

Порядок налогообложения физических лиц с 1 января 2015 года регулируется главой 32 «Налог на имущество физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации.

Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации (статья 400 данного Кодекса).

Объектами налогообложения для физических лиц в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации признается следующее имущество : жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здания, строение, сооружение, помещение.

В статье 402 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости. Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в Перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Законом Ставропольского края от 5 ноября 2015 года № 109-кз «Об установлении единой даты начала применения на территории Ставропольского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» такая дата определена – с 1 января 2016 года.

Статья 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливая виды недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, предусмотрела, что для включения объекта налогообложения в соответствующий перечень достаточно, чтобы он отвечал хотя бы одному из перечисленных в ней условий, то есть соответствия такого объекта совокупности всех критериев одновременно не требуется.

Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения :

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Торговым центром (комплексом), согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий :

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом : здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Исходя из приведенных федеральных норм для признания включения спорного объекта в Перечень законным необходимо установить, что здание либо :

- расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения и (или) размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

- назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20% общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Как следует из материалов дела, административный истец Проскурин И.А. является собственником недвижимого имущества с кадастровым номером ….

Актуальная выписка из Единого государственного реестра недвижимости свидетельствует о том, что объект недвижимости представляет собою нежилое здание, площадью 337,3 кв.м., назначение : нежилое здание, наименование – магазин и закусочная, этажность 3, в том числе подземных 1, расположенного по адресу : г. … (том 1 л.д. 119-124).

Указанное спорное нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером …:50, площадью 632 кв.м., категория земель : земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – ИЖС, расположенного по адресу : установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира : Ставропольский край, г. … (том 1 л.д. 79-85, 91-92, 94, 125-131).

Из содержания экспликации к техническому паспорту Здания по состоянию на 24 января 2005 года на нежилое здание (литер Б) – магазин и закусочная (литер Б) усматривается, что из общей площади здания 337,3 кв.м. помещение с назначением «торговый зал» составляет – 36,7 кв.м.; 2 помещения с назначением «кухня» составляет - 37,1 кв.м. и 10,8 кв.м.; 2 помещения с назначением «цех овощной» составляет - 2,9 кв.м. и 3,0 кв.м.; помещение с наименованием «мучной цех» составляет – 4,9 кв.м.; помещение «моечная» составляет 5,9 кв.м., что суммарно составляет – 101,3 кв.м., то есть 30% от общей площади Здания (том 1 л.д. 134-150).

Приведенные сведения документов технического учета свидетельствуют о том, что Здание обладает признаками, позволяющими отнести его к зданию (строению, сооружению) предназначенному для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания, а значит включение нежилого здания в Перечни объектов, налоговая база в отношении которых определяется исходя из кадастровой стоимости, является обоснованным.

Из объяснений представителя административного ответчика следует, что спорное здание административного истца включено в Перечни на 2018, 2019 и 2020 годы по критерию, предусмотренному подпунктом 2 части 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть по виду здания - «магазин и закусочная».

На основании установленных по делу обстоятельств и приведенных норм права суд считает правомерным доводы административного ответчика о том, что отнесение объекта недвижимости с кадастровым номером … с наименованием – «магазин и закусочная» к торговому центру (комплексу), предусматривает и допускает возможность его использования для размещения объектов торговли и общественного питания.

В связи с изложенным включение указанного нежилого здания в Перечни объектов недвижимого имущества (зданий, строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется из их кадастровой стоимости, полностью согласуется с положениями действующего налогового законодательства.

Довод административного истца об отсутствии по делу сведений по определению вида фактического использования спорного здания, по мнению суда, является несостоятельной, поскольку включение нежилого здания в Перечни производилось исключительно по предназначению нежилого здания для использования в целях размещения объектов торговли и общественного питания.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В связи с изложенным, по мнению суда, объект недвижимости с назначением : нежилое здание, наименование – магазин и закусочная, площадью 337,3 кв.м., с кадастровым номером … обоснованно включено в пункты Перечней недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2018, 2019 и 2020 годы, в связи с чем оснований к признанию оспариваемых приказов административного ответчика : от 27 декабря 2017 года № 1122; от 8 декабря 2018 года № 985; от 27 декабря 2019 года № 1317 недействующими в части со дня их принятия, не имеется.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь статьями 103, 106, 112, 175-180, 215, 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил :

в удовлетворении административных исковых требований Проскурина И. А. к министерству имущественных отношений Ставропольского края о признании недействующими со дня принятия :

- приказа министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 декабря 2017 года № 1122 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2018 год» в части пункта … Перечня на 2018 год;

- приказа министерства имущественных отношений Ставропольского края от 28 декабря 2018 года № 985 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год» в части пункта … Перечня на 2019 год;

- приказа министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 декабря 2019 года № 1317 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год» в части пункта … Перечня, в которые включен объект недвижимого имущества с кадастровым номером …, расположенный по адресу : г. … – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ставропольский краевой суд.

Решение в окончательной форме принято 19 октября 2020 года.

Председательствующий судья Задорнева Н.П.