ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-328/2018 от 25.05.2018 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

дело № 3а-328/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 мая 2018 года город Казань

Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Ибрагимова Р.С. при секретаре судебного заседания Имамиевой Л.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению закрытого акционерного общества «Казанский завод искусственных кож» к Кабинету Министров Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,

УСТАНОВИЛ:

закрытое акционерное общество «Казанский завод искусственных кож» обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под административные, бытовые, производственные здания и сооружения), площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером ...., площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером ...., площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером ...., площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером ...., площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером ...., площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенных по адресу: <адрес>.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что кадастровая стоимость принадлежащих ему на праве собственности земельных участков с кадастровым номером .... по состоянию на 14 октября 2016 года составляет 10 878 064 рублей 35 копеек, с кадастровым номером .... по состоянию на 10 марта 2017 года - 218 229 195 рублей 24 копеек, с кадастровыми номерами ...., .... по состоянию на 30 мая 2017 года - 197 907 104 рублей 82 копеек и 20 322 090 рублей 42 копеек, с кадастровыми номерами ...., .... по состоянию на 04 октября 2017 года -146 517 459 рублей 06 копеек и 10 848 597 рублей 81 копейки.

В связи с определением рыночной стоимости спорных земельных участков просит установить кадастровую стоимость, указав ее равной рыночной стоимости в размере 4 946 900 рулей, 71 610 000 рублей, 71 709 400 рублей, 9 706 600 рублей, 50 404 000 рублей, 6 188 000 рублей соответственно.

Представитель административного истца в судебном заседании уточнив требования просил определить рыночную стоимость земельных участков в соответствии с результатами судебной экспертизы.

Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан административный иск в заявленном размере не признал, с величиной рыночной стоимости объектов недвижимости определенных по результатам судебной экспертизы, не согласился.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», исполнительный комитет муниципального образования горда Казани Республики Татарстан, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в суд не направили.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи.

В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).

Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон) предусмотрено право юридических лиц оспорить результаты определения кадастровой стоимости, если они затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В статье 24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» указано, что при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» указано, что с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

Как видно из материалов дела, закрытое акционерное общество «Казанский завод искусственных кож» является собственником земельных участков (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под административные, бытовые, производственные здания и сооружения), площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером .... (с 26 декабря 2016 года), площадью <данные изъяты> квадратных метров, с кадастровым номером .... (с 30 мая 2017 года), площадью <данные изъяты> квадратных метров, с кадастровым номером .... (04 октября 2017 года), площадью <данные изъяты> квадратных метров, с кадастровым номером .... (с 04 октября 2017 года), расположенных по адресу: <адрес>.

Также административному истцу принадлежали на праве собственности земельные участки (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под административные, бытовые, производственные здания и сооружения) площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером .... (в период с 13 марта до 30 мая 2017 года), площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером .... (в период с 30 мая по 04 октября 2017 года), расположенных по адресу: <адрес>.

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 ноября 2013 года № 927 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенного пункта города Казани, определенные по состоянию на 1 января 2013 года.

Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами ...., ...., ...., ...., ...., .... определена филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Татарстан на основании вышеназванного постановления соответственно по состоянию на 14 октября 2016 года в размере 10 878 064 рублей 35 копеек, по состоянию на 10 марта 2017 года - 218 229 195 рублей 24 копеек, по состоянию на 30 мая 2017 года - 197 907 104 рублей 82 копеек, по состоянию на 30 мая 2017 года - 20 322 090 рублей 42 копеек, по состоянию на 04 октября 2017 года - 146 517 459 рублей 06 копеек, по состоянию на 04 октября 2017 года - 10 848 597 рублей 81 копейки.

Аналогичные сведения о кадастровой стоимости земельных участков содержатся в выписках из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости (том 4 л.д. 12-17).

Не согласившись с величиной кадастровой стоимости земельных участков, закрытое акционерное общество «Казанский завод искусственных кож» обратилось в оценочную организацию для определения их рыночной стоимости.

В силу статьи 62, части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений. При этом обязанность доказывания оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости лежит на административном истце.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», на административного истца также возлагается обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой. Если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

При этом в случае возникновения у суда сомнений в обоснованности доводов административного истца эти обстоятельства выносятся на обсуждение, даже если административный ответчик на них не ссылался.

В подтверждение своих доводов закрытое акционерное общество «Казанский завод искусственных кож» представило отчеты об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости № 82-17, №83-17, №84-17, №85-17, №86-17, №87-17 от 19 декабря 2017 года, составленные обществом с ограниченной ответственностью «Центр оценки «Эдвайс», согласно которым рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами ...., ...., ...., ...., ...., .... составляет соответственно по состоянию на 14 октября 2016 года 4 946 900 рулей, по состоянию на 10 марта 2017 года - 71 610 000 рублей, по состоянию на 30 мая 2017 года - 71 709 400 рублей, по состоянию на 30 мая 2017 года - 9 706 600 рублей, по состоянию на 04 октября 2017 года - 50 404 000 рублей, по состоянию на 04 октября 2017 года - 6 188 000 рублей.

По ходатайству представителя административного ответчика определением Верховного Суда Республики Татарстан от 13 марта 2018 года назначена судебная экспертиза для проверки соответствия представленных административным истцом отчетов об оценке рыночной стоимости земельных участков требованиям законодательства об оценочной деятельности, правильности определения их рыночной стоимости.

Как следует из заключения эксперта ФИО1 общества с ограниченной ответственностью «Экспертно-консультационный центр «Оценщик» № 3-019/18 от 26 апреля 2018 года, вышеназванные отчеты соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Отвечая на поставленные судом вопросы, эксперт определил рыночную стоимость земельных участков с кадастровыми номерами ...., ...., ...., ...., ...., .... соответственно в размере по состоянию на 14 октября 2016 года 4 795 475 рулей, по состоянию на 10 марта 2017 года – 84 028 476 рублей, по состоянию на 30 мая 2017 года – 77 170 670 рублей, по состоянию на 30 мая 2017 года – 10 878 802 рублей, по состоянию на 04 октября 2017 года – 57 102 276 рублей, по состоянию на 04 октября 2017 года – 4 419 443 рублей.

Оценив заключение эксперта по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о соответствии данного документа требованиям, установленным частью 2 статьи 82 Кодекса. Заключение эксперта содержит подробное описание проведенного исследования с указанием примененных методов, обоснование сделанных в его результате выводов и ответы на поставленные судом вопросы, отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объектов недвижимости, определенную по состоянию на дату установления их кадастровой оценки.

Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны и обоснованны, исследования проведены всесторонне и в полном объеме в пределах имеющейся у эксперта специальности, оснований сомневаться в достоверности заключения эксперта у суда не имеется.

Доводы административного ответчика о несоответствии заключения эксперта требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и о недостоверности определенной экспертом рыночной стоимости земельных участков основаны на предположении и не подтверждаются относимыми и допустимыми доказательствами.

Данные о том, что экспертное заключение содержит недостоверные сведения, выбранные экспертом способы и методы оценки привели к неправильным выводам, так же как и подтверждения необъективности проведенного исследования и пристрастности эксперта, материалы дела не содержат.

Замечания административного ответчика не содержат данных о том, каким образом имеющиеся, по его мнению, нарушения могли существенно повлиять на размер рыночной стоимости объектов оценки. Доказательств, которые могли бы опровергнуть содержащиеся в заключении эксперта выводы, равно как и сведений об иной рыночной стоимости спорных земельных участков суду не представлено.

Ходатайство представителя Кабинета Министров Республики Татарстан о назначении по делу повторной судебной экспертизы в связи с наличием аффилированности между оценщиком и экспертом является необоснованным, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 83 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации повторная экспертиза назначается в случае возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта (комиссии экспертов) или наличия противоречий в выводах эксперта (комиссии экспертов).

По вышеуказанным основаниям, суд считает, что заключение, выполненное экспертом ФИО1 общества с ограниченной ответственностью «Экспертно-консультационный центр «Оценщик», не вызывает сомнений, которые бы могли послужить основанием для назначения повторной экспертизы.

При таких обстоятельствах суд считает требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости подлежащими удовлетворению в размере, определенном по результатам судебной экспертизы.

Установление измененной кадастровой стоимости объекта недвижимости не обеспечивает исправления недостоверных сведений об объекте, а представляет собой вновь определенную характеристику, подлежащую внесению в Единый государственный реестр недвижимости.

Согласно статье 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 05.07.2016) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.

С учетом даты подачи закрытым акционерным обществом «Казанский завод искусственных кож» заявления в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости следует считать 27 декабря 2017 года.

Таким образом, принимая во внимание, что с даты государственной регистрации права собственности на спорные объекты недвижимости результатами кадастровой оценки затрагиваются права и обязанности административного истца как налогоплательщика, указанные сведения о кадастровой стоимости подлежат применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 года (но не ранее государственной регистрации права на объект недвижимости) до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки (но не позже прекращения права собственности на объект недвижимости).

Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 174 - 178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление закрытого акционерного общества «Казанский завод искусственных кож» к Кабинету Министров Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков удовлетворить.

Определить кадастровую стоимость:

земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под административные, бытовые, производственные здания и сооружения) площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>, указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 14 октября 2016 года в размере 4 795 475 рулей;

земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под административные, бытовые, производственные здания и сооружения) площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>, указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 10 марта 2017 года в размере 84 028 476 рублей;

земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под административные, бытовые, производственные здания и сооружения) площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>, указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 30 мая 2017 года в размере 77 170 670 рублей;

земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под административные, бытовые, производственные здания и сооружения) площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>, указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 30 мая 2017 года в размере 10 878 802 рублей;

земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под административные, бытовые, производственные здания и сооружения) площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>, указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 04 октября 2017 года в размере 57 102 276 рублей;

земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под административные, бытовые, производственные здания и сооружения) площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>, указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 04 октября 2017 года в размере 4 419 443 рублей.

Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в отношении земельного участка с кадастровым номером .... с 1 января 2017 года, с кадастровым номером .... с 30 мая 2017 года, с кадастровыми номерами .... и .... с 04 октября 2017 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки; в отношении земельного участка с кадастровым номером .... с 13 марта до 30 мая 2017 года, земельного участка с кадастровым номером .... с 30 мая по 04 октября 2017 года.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 27 декабря 2017 года.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.

Судья Ибрагимов Р.С.

Справка: решение принято в окончательной форме 30 мая 2018 года.

Судья Ибрагимов Р.С.