ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-328/2023 от 09.11.2023 Пермского краевого суда (Пермский край)

УИД 59OS0000-01-2023-000316-44

Дело № 3а-328/2023

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

9 ноября 2023 г. г. Пермь

Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Спиридонова Е.В.,

при секретаре Жигуновой В.А.,

с участием представителя административного истца ФИО1,

представителей административного ответчика ФИО2, ФИО3, ФИО4,

представителя заинтересованного лица ООО «Краевая сетевая компания» ФИО5,

представителя заинтересованного лица ПАО «Россети Урал» ФИО6,

представителя заинтересованного лица ООО «Энергосетевая компания «Парма» ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Пермского края о признании недействующим постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 25 ноября 2022 г. № 22-э «О долгосрочных индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям общества с ограниченной ответственностью «Краевая сетевая компания»,

установил:

Министерством тарифного регулирования и энергетики Пермского края 25 ноября 2022 г. принято постановление № 22-э «О долгосрочных индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям общества с ограниченной ответственностью «Краевая сетевая компания».

Подпунктом 1.1 пункта 1 постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края установлены для ООО «Краевая сетевая компания» долгосрочные параметры регулирования на долгосрочный период регулирования с 01 января 2023 г. по 31 декабря 2027 г. включительно согласно приложению 1.

Приложением 2 к Постановлению Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 25 ноября 2022 г. № 22-э установлены долгосрочные индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО «Краевая сетевая компания», рассчитанные на основе долгосрочных параметров регулирования, вводимые в действие с 1 января 2023 г., а именно:

Двухставочный тариф: ставка за содержание электрических сетей установлена на 1 полугодие: 2023 года – 636337,38 руб./МВт мес; 2024 года 636337,38 руб./МВт мес; 2025 года – 675352,01 руб./МВТ мес, 2026 года – 667711,70 руб./МВт мес, 2027 года – 709368,74 руб./МВт мес.

Ставка на оплату технологического расхода (потерь) установлена на 1 полугодие: 2023 года – 511,98 руб./МВт ч; 2024 года – 511,98 руб./МВт ч; 2025 года -543,25 руб./МВт ч, 2026 года – 543,07 руб./МВт ч; 2027 года -576,43 руб./МВт ч.

Одноставочный тариф установлен на первое полугодие: 2023года – 2,18313 руб./кВт ч; 2024 года – 2,18313 руб./кВт ч; 2025 года – 2,31691 руб./к Вт ч, 2026 года – 2,29666 руб./кВт ч; 2027 года – 2,43943 руб./к Вт ч.

Двухставочный тариф: ставка за содержание электрических сетей установлена на 2 полугодие: 2023 года – 636337,38 руб./МВт мес.; 2024 года -675352,01 руб./МВт мес; 2025 года – 667711,70 руб./МВт мес, 2026 года -709368,74 руб./МВт мес; 2027 года – 700960,16 руб./МВт мес.

Ставка на оплату технологического расхода (потерь) установлена на второе полугодие: 2023 года – 511,98 руб./МВт ч; 2024 года – 543,25 руб./МВт ч; 2025 года – 543,07 руб./МВт ч, 2026 года – 576,43 руб./МВт ч; 2027 года – 576,04 руб./МВт ч.

Одноставочный тариф установлен на 2 полугодие: 2023 года – 2,18313 руб./кВТ ч; 2024 года – 2,31691 руб./кВт ч; 2025 года – 2,29666 руб./кВт ч, 2026 года – 2,43943 руб./кВт ч; 2027 года – 2,41696 руб./кВт ч.

Заместитель прокурора Пермского края, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного кругла лиц, обратился в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с момента принятия постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 25 ноября 2022 г. № 22-э «О долгосрочных индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям общества с ограниченной ответственностью «Краевая сетевая компания».

В обоснование заявленных требований указывает, что долгосрочные тарифы обществу с ограниченной ответственностью «Краевая сетевая компания» (далее - ООО «КСК») установлены методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, первый долгосрочный период 2023-2027 годы. При этом ООО «КСК» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 30 августа 2021 г., тариф на услуги по передаче электрической энергии на 2022 год для организации устанавливался впервые. Регулируемая деятельность в 2022 году осуществлялась ООО «КСК» с использованием электросетевого имущества, находящегося во владении организации на основании договора субаренды от 4 октября 2021 г., который был признан судом недействительным (ничтожным). Решением Пермского краевого суда от 15 февраля 2023 г. по административному делу № 3а-50/2023 индивидуальный тариф на передачу электрической энергии по сетям ООО «КСК», впервые установленный на 2022 год, признан недействующим с момента принятия. Основанием для отмены тарифа явилось несоответствие ООО «КСК» критериям отнесения к территориальной сетевой организации ввиду отсутствия имущества, необходимого для осуществления регулируемой деятельности. При таких обстоятельствах на 2023 год индивидуальный тариф на передачу электрической энергии по сетям ООО «КСК» не мог быть установлен методом долгосрочной индексации НВВ. Неверный выбор метод тарифного регулирования влечет необоснованное установление размера тарифа, что является самостоятельным основанием для признания долгосрочного тарифа на 2023-2027 годы недействующим. По статье расходов «Аренда и лизинг» регулятором учтен объем затрат 1020 тыс. рублей. В обоснование заявленных затрат ООО «КСК» представлен договор аренды недвижимого имущества № 1 ЭС 08/22 от 1 августа 2022 г. с АО «Электросетевой комплекс». При этом АО «Электросетевой комплекс» приобрело право собственности на указанное имущество на основании договора о создании АО «Электросетевой комплекс», заключенного 21 января 2022 г. между муниципальным образованием Губахинский городской округ и ООО «КСК», акта приема – передачи имущества от 28 февраля 2022 г. в связи с передачей его Губахинским городским округом в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества. Решением Арбитражного суда Пермского края от 20 февраля 2023 г. сделка по передаче имущества признана недействительной (ничтожной), в связи с чем нельзя признать законным пользование данным имуществом ООО «КСК». Кроме того, административный истец полагает, что в отсутствие достаточного обоснования рассчитана амортизация ООО «КСК», в материалах тарифного дела отсутствует экономическое обоснование потребности в самонесущем изолированном проводе (СИП) и опорах. Таким образом, тариф на передачу электрической энергии ООО «КСК» утвержден в отсутствие достаточного обоснования, что является нарушением принципов соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии и обеспечения экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии. Оспариваемым постановлением нарушаются права конечных потребителей электрической энергии, поскольку НВВ, учтенная в индивидуальном тарифе ООО «КСК», включена в расчет единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Пермского края на 2023 год, утвержденных постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 29 ноября 2022 г. № 22-э.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ООО «Энергосетевая компания «Парма», ООО «Южная сетевая компания», ПАО «Россети Урал».

Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представители административного ответчика ФИО2, ФИО3, ФИО4 в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Представитель заинтересованного лица ООО «КСК» ФИО5 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Представитель заинтересованного лица ООО «Энергосетевая компания «Парма» ФИО7 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Представитель заинтересованного лица ПАО «Россети Урал» ФИО6 в судебном заседании полагала, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Заинтересованное лицом ООО «Южная сетевая компания» извещено о времени и месте рассмотрения дела, представителя в судебное заседание не направило.

Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, материалы тарифного дела, пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (статья 2 Закона об электроэнергетике).

К таким актам, в частности, относятся Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике»; Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 г. № 98-э; постановление Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 г. № 184 «Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям».

В силу пункта 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, подлежат государственному регулированию.

В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края является исполнительным органом государственной власти Пермского края, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), предельных индексов в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, регулирование и утверждение которых возложено на субъект Российской Федерации и определено Правительством Пермского края, а также осуществляет функции по выработке региональной политики и нормативному правовому регулированию в сфере электроэнергетики (пункт 1.1 Положения о Министерстве тарифного регулирования и энергетики, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 26 октября 2018 г. № 631-п).

Постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 25 ноября 2022 г. № 22-э «О долгосрочных индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям общества с ограниченной ответственностью «Краевая сетевая компания» принято уполномоченным органом в установленной форме при наличии необходимого кворума коллегиального органа (пункты 1.1, 2.5, 4.2.2, 5.5, 5.6 Положения о Министерстве тарифного регулирования и энергетики Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 26 октября 2018 г. № 631-п), опубликовано на официальном сайте Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края http://mtre.permkrai.ru 30 ноября 2022 г. и в печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 49, том 2, 12 декабря 2022 г.

Таким образом, компетенция, порядок принятия и введения в действие оспариваемого нормативного правового акта соблюдены, по данному основанию административным истцом не оспариваются.

В соответствии с пунктом 12 Основ ценообразования при регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом с учетом положений настоящего документа.

В соответствии с абзацем 11 пункта 12 Основ ценообразования в отношении организаций, расходы которых впервые учитываются при утверждении в установленном порядке цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, осуществление регулирования в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций, в том числе с применением метода обеспечения доходности инвестированного капитала, не допускается.

Как следует из материалов дела, индивидуальные тарифы ООО «КСК», утвержденные оспариваемым постановлением, на первый долгосрочный период с 2023 по 2027 год, установлены регулирующим органом методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

Вступившим в законную силу 04 апреля 2023 года решением Пермского краевого суда по делу № 3а-50/2023 от 15 февраля 2023 года признано недействующим со дня принятия постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 17 декабря 2021 года № 28-э «Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям общества с ограниченной ответственностью «Краевая сетевая компания» на 2022 год». Основанием для признания указанного нормативного правового акта недействующим явилось несоответствие ООО «КСК» Критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям (ТСО), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 года № 184, в связи с чем обязанность принять заменяющий нормативный правовой акт на тарифный орган не возлагалась.

Решением Пермского краевого суда от 15 февраля 2023 года установлено, что к заявлению об установлении индивидуального тарифа на 2022 год обществом в обоснование соответствия организации Критериям ТСО тарифному органу был представлен договор субаренды недвижимого имущества № 31-21 от 04 октября 2021 года, по условиям которого ООО «КСК» во временное владение и пользование передано следующее имущество:

Сооружение электроэнергетики, кадастровый номер:

**:135162 - сеть электроснабжения. Технологический комплекс в составе: 1) кабельные и воздушные линии электропередач 6 кВ-22341 м; 2) кабельные и воздушные линии электропередач 0,4 кВ-16637 м; 3) РТП 2250, площадь застройки 97,3 кв.м.; 4) ТП № 1, площадь застройки 72,2 кв.м.; 5) ТП № 3, площадь застройки 53,2 кв.м.; 6) ТП № 4, площадь застройки 56,4 кв.м.;7) ТП № 5, площадь застройки 40,6 кв.м. 8) ТП №9, площадь застройки 56,5 кв.м. 9) ТП № 10,площадь застройки 51,5 кв.м.;10) ТП № 12, площадь застройки 63,8 кв.м; 11) ТП № 14, площадь застройки 87,6 квм.;12) ТП № 15, площадь застройки 63,6 кв.м.; 13) ТП №17, площадь застройки 51,8 кв.м.; 14) ТП № 19, площадь застройки 81,4 кв.м.; 15) ТП № 20, площадь застройки 63,8 кв.м.; 16) КТП № 1, площадь застройки 9,9 кв.м.; 17) КТП № 2, площадь застройки 4,8 кв.м.; 18) КТП №4, площадь застройки 8,1 кв.м.; 19) КТП № 5, площадь застройки 7,3 кв.м.; 20) КТП № 6, площадь застройки 15,6 кв.м.; 21) КТП № 9, площадь застройки 11,1 кв.м.; 22) КТП № 13, площадь застройки 8,0 кв.м.; 23) КТП № 13\1, площадь застройки 6,2 кв.м.; 24) ЦРП № 3, площадь застройки 224,7 кв.м.;

1.1.2. Сооружение электроэнергетики, кадастровый номер: **:6983 - сеть электроснабжения в составе: 1) кабельные и воздушные линии электропередач 6 кВ-7680 м; 2) кабельные и воздушные линии электропередач 0,4 кВ-1742 м; 3)ТП № 35, площадь застройки 51,0 кв.м.; 4) ТП № 40, площадь застройки 51,4 кв.м; 5) ЦРП № 1, площадь застройки 164,5 кв.м.; 6) КТП № 10, площадь застройки 13,8 кв.м.; 7) КТП № 11, площадь застройки 4,6 кв.м.

1.1.3 Сооружение электроэнергетики, кадастровый номер: **:407 - сеть электроснабжения в составе: 1) кабельные и воздушные линии электропередач 10 кВ-754м; 2) КТП №8, площадь застройки 7 кв.м.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 10 октября 2022 года, вступившим в законную силу 24 января 2023 года, признан недействительным (ничтожным) договор субаренды недвижимого имущества от 04 октября 2021 года, заключенный между ООО «Энергосервис Звездного» и ООО «КСК».

При разрешении требований арбитражным судом установлено, что 13 мая 2021 года между ООО «Энергосервис Звездного» (арендатор) и МУП ЖКХ «Гарант» (арендодатель) заключен договор № 13-21 аренды муниципального недвижимого имущества, на основании которого во временное владение и пользование ООО «Энергосервис Звездного» переданы объекты недвижимости, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ ЗАТО Звездный Пермского края и закрепленные за МУП на праве хозяйственного ведения. 04 октября 2021 года между ООО «Энергосервис Звездного» и ООО «КСК» подписан договор субаренды № 31-21.

Установив отсутствие у ООО «КСК» прав владения и/или пользования в отношении объектов электросетевого хозяйства, имеющих технологическую связь с муниципальными объектами электросетевого хозяйства, а также факт заключения договора субаренды № 31-21 в отношении муниципального недвижимого имущества без проведения конкурса или аукциона в отсутствие к тому законных оснований, приведенным решением арбитражного суда данная сделка признана недействительной (ничтожной).

Учитывая, что постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 17 декабря 2021 года № 28-э, которым индивидуальные тарифы ООО «КСК» были установлены впервые, признано судом недействующим со дня принятия, регулирование тарифов ранее в отношении ООО «КСК» не осуществлялось, оспариваемое прокурором постановление от 25 ноября 2022 г. № 22-э «О долгосрочных индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям общества с ограниченной ответственностью «Краевая сетевая компания» принято в нарушение абзаца 11 пункта 12 Основ ценообразования.

Доводы представителей административного ответчика и заинтересованных лиц о том, что решение Пермского краевого суда от 15 февраля 2023 года вступило в законную силу после принятия оспариваемого постановления от 25 ноября 2022 г. № 22-э, не могут быть признаны состоятельными. При утверждении индивидуальных тарифов на 2023 год регулятор при наличии решения Арбитражного суда Пермского края от 10 октября 2022 года и установленных им обстоятельств, документов тарифной заявки должен был провести оценку соответствия ООО «КСК» Критериям ТСО и в случае признания регулируемой организации соответствующей указанным критериям установить тарифы методом экономически обоснованных расходов (затрат) на 2023 год как на первый период регулирования.

Кроме того, в судебном заседании установлены следующие обстоятельства.

Как следует из подпункта 5 пункта 28 Основ ценообразования в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включаются расходы на аренду объектов электроэнергетики, иных объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов, которые участвуют в процессе снабжения электрической энергией потребителей, - исходя из величины амортизации, налога на имущество и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду.

Согласно экспертному заключению (стр. 8, п. 16), тарифным органом по статье «Аренда и лизинг» учтен размер затрат ООО «КСК» в сумме 1020 тыс. руб. по договору аренды недвижимого имущества № 1 ЭС 08/22 от 1 августа 2022 г.

К заявлению об установлении индивидуального тарифа на период с 1 января 2023 г. по 31 декабря 2027 г. Обществом тарифному органу был представлен договор аренды недвижимого имущества № 1 ЭС 08/22 от 1 августа 2022 г., заключенный с АО «Электросетевой комплекс», по условиям которого ООО «КСК» во временное владение и пользование передано следующее имущество:

кабельные линии -0,4 кВ, кадастровый номер **:108;

трансформаторная подстанция № 201, площадью 41, 2 кв.м, кадастровый номер **:2374;

трансформаторная подстанция № 202, площадью 22, 2 кв.м, кадастровый номер **:731;

трансформаторная подстанция № 203, площадью 56,9 кв.м, кадастровый номер **:732;

трансформаторная подстанция № 204, площадью 52,7 кв.м, кадастровый номер **:2375;

трансформаторная подстанция № 205, площадью 55,2 кв.м, кадастровый номер **:1147;

трансформаторная подстанция № 206, площадью 19,6 кв.м, кадастровый номер **:1148;

трансформаторная подстанция № 207, площадью 55,2 кв.м, кадастровый номер **:534;

трансформаторная подстанция № 208, площадью 19,4 кв.м, кадастровый номер **:1149;

трансформаторная подстанция № 210, площадью 55,8 кв.м, кадастровый номер **:535;

трансформаторная подстанция № 213, площадью 39,1 кв.м, кадастровый номер **:536;

трансформаторная подстанция № 215, площадью 19,3 кв.м, кадастровый номер **:542;

трансформаторная подстанция № 217, площадью 38,1 кв.м, кадастровый номер **:408.

Судом установлено, что 21 января 2022 г. между муниципальным образованием Губахинский городской округ Пермского края в лице администрации Губахинского городского округа и ООО «КСК» заключен договор о создании АО «Электросетевой комплекс». Согласно пункту 1.2 указанного договора муниципальное образование Губахинский городской округ Пермского края в лице администрации Губахинского городского округа обязалось передать в качестве вклада в уставной капитал АО «Электросетевой комплекс» указанное недвижимое имущество. Согласно пункту 1.2.2 договора ООО «КСК» приняло обязательство по внесению в качестве вклада в уставный капитал создаваемого общества ** рублей. В соответствии с пунктом 5.3 договора при учреждении общества акции распределяются между учредителями общества в следующем соотношении: 49% уставного капитала приобретает муниципальное образование Губахинский городской округ Пермского края в лице администрации Губахинского городского округа (1225 обыкновенных акций), а 51% уставного капитала приобретает ООО «КСК» (1275 обыкновенных акций). При этом муниципальное образование Губахинский городской округ Пермского края оплачивает указанные акции путем внесения указанного в договоре имущества в уставный капитал.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Пермского края по делу № А50-24268/2022 от 20 февраля 2023 г. сделка по передаче муниципального имущества в качестве вклада в уставный капитал АО «Электросетевой комплекс», оформленная договором о создании общества от 21 января 2022 г., признана недействительной (ничтожной).

В силу части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому делу или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Согласно пункту 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Таким образом, принимая во внимание преюдициальное значение решения Арбитражного суда Пермского края по делу № А50-24268/2022 от 20 февраля 2023 года, вступившего в законную силу, суд приходит к выводу о необоснованном включении в состав НВВ ООО «КСК» расходов на аренду имущества в размере 1020 тыс. руб.

То обстоятельство, что решение Арбитражного суда Пермского края состоялось 20 февраля 2023 г. и вступило в законную силу за пределами оспариваемого постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 25 ноября 2022 г., исходя из положений статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации и с учетом оснований недействительности (ничтожности) договора аренды, не влечет иную правовую оценку рассматриваемых правоотношений.

Согласно пункту 33 Основ ценообразования расчет необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования осуществляется на основе долгосрочных параметров регулирования, к которым относится, в том числе, уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, определяемый в соответствии с пунктом 40(1) настоящего документа.

Регулятором, как следует из экспертного заключения (стр. 5), при установлении тарифа учтен уровень потерь электрической энергии как минимальное значение из норматива потерь, утвержденного приказом Министерством энергетики РФ от 26.09.2017 № 887, и уровня фактических потерь за 2021 год (норматив потерь 14,44%). Уровень потерь является долгосрочным параметром регулирования и установлен на весь долгосрочный период регулирования с 2023 по 2027 год.

Исходя из того, что при расчете уровня потерь учитывается величина отпуска электрической энергии в сеть территориальной сетевой организации по объектам, находящимся у нее в аренде, определение административным ответчиком при установлении тарифа уровня потерь электрической энергии с учетом оснований включения в НВВ расходов на аренду имущества по договору аренды недвижимого имущества № 1 ЭС 08/22 от 1 августа 2022 г., является необоснованным.

Тарифным органом приняты затраты регулируемой организации на оплату труда в размере 9200,53 тыс. руб. (стр. 6 п. 10 экспертного заключения), отчисления на социальные нужды в размере 2796, 96 тыс. руб. (стр. 8 п. 18).

Согласно подпункту 6 пункта 18 Основ ценообразования расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя, в том числе расходы на оплату труда и страховые взносы.

При определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен (пункт 26 Основ ценообразования).

В соответствии со статьей 421 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц. Базой для исчисления страховых взносов ООО «КСК» на 2023 год определен фонд оплаты труда в составе подконтрольных расходов.

Поскольку затраты на оплату труда, расходы на социальные нужды ООО «КСК» рассчитаны регулятором исходя из штатной численности персонала имущественного комплекса, аренда части которого по договору № 1 ЭС 08/22 от 1 августа 2022 г. не является законной, указанные виды затрат также включены тарифным органом в состав НВВ необоснованно.

Расходы регулируемой организации на амортизацию приняты регулятором в размере 767,86 тыс. руб. (стр. 8 п. 20 экспертного заключения).

Согласно пункту 27 Основ ценообразования расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. При расчете налога на прибыль организаций сумма амортизации основных средств определяется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании, применяемых в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства и объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов).

При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и их отнесение к соответствующей амортизационной группе определены регулятором в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1.

Как следует из материалов дела, амортизация рассчитана Министерством по основным средствам (54 объекта) с учетом ввода объектов в эксплуатацию, вывода объектов из эксплуатации, максимального срока полезного использования с учетом балансовой стоимости объектов по данным бухгалтерского учета, подтвержденным ведомостью амортизации за ноябрь 2022 года, инвентарной книгой (форма № ОС-6б).

Согласно пунктам 8, 10 Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 «Основные средства», утвержденного приказом Минфина России от 17.09.2020 № 204н, для каждого объекта основных средств срок полезного использования определяется организацией. Срок полезного использования объекта основных средств определяется исходя из: ожидаемого периода эксплуатации с учетом производительности или мощности, нормативных, договорных и других ограничений эксплуатации, намерений руководства организации в отношении использования объекта; ожидаемого физического износа с учетом режима эксплуатации (количества смен), системы проведения ремонтов, естественных условий, влияния агрессивной среды и иных аналогичных факторов; ожидаемого морального устаревания, в частности, в результате изменения или усовершенствования производственного процесса или в результате изменения рыночного спроса на продукцию или услуги, производимые при помощи основных средств; планов по замене основных средств, модернизации, реконструкции, технического перевооружения. Единицей учета основных средств является инвентарный объект.

Форма ОС-6б (инвентарная книга учета объектов основных средств), утвержденная постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 21 января 2003 г. № 7, является унифицированной формы первичной учетной документации по учету основных средств. При заполнении указанной формы указываются: дата, номер документа, подтверждающего приобретение объекта, его первоначальная стоимость, срок полезного использования объекта, сумма начисленной амортизации.

Поскольку при установлении тарифа ООО «КСК» представлена инвентарная книга учета объектов основных средств, заполненная бухгалтерией регулируемой организации, на тарифном органе не лежала безусловная обязанность запрашивать по собственной инициативе дополнительные документы по какому-либо из объектов. Вместе с тем, в контексте конкретных обстоятельств рассматриваемого дела, исходя из отсутствия достаточных сведений, а именно из наличия в технических паспортах на объекты ВЛ-6кВ фид.6 (инв. № **) и ВЛ-6кВ фид.9 (инв. № **) противоречивой информации о характеристиках объектов (информация о деревянных опорах объектов по состоянию на 2010 год, информация о железобетонных опорах объектов по состоянию на 21 мая 2011 года), тарифный орган должен был предложить регулируемой организации представить дополнительные материалы и, исходя из полученных ответов, произвести необходимые расчеты по каждому из указанных объектов.

Так, согласно Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1, линии электропередачи местные воздушные на опорах из древесины и названные линии на металлических и железобетонных опорах отнесены к разным амортизационным группам (4 и 6 соответственно), следовательно, сумма амортизации указанных объектов ставится в зависимость от их отнесения к соответствующей амортизационной группе.

Тарифным органом учтены расходы ООО «КСК» в составе подконтрольных расходов на материалы в размере 2654,93 тыс. руб. (стр. 6 п. 7 экспертного заключения).

Административным истцом оспаривается включение в НВВ регулируемой организации следующих расходов на материалы: аварийный запас материалов в сумме 843,7497 тыс. руб., самонесущий изолированный провод (СИП) – 316,24 тыс. руб., опоры – 245,17 тыс. руб., инструменты и средства индивидуальной защиты (СИЗ) – 619 тыс. руб., всего – 2024,15 тыс. руб.

Согласно пункту 18 Основ ценообразования расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя, в том числе, расходы на топливо; расходы на сырье и материалы.

Расходы на сырье и материалы, используемые для производственных и хозяйственных нужд, рассчитываются на основании цен, определяемых в соответствии с пунктом 29 Основ (пункт 24 Основ ценообразования).

Как следует из пункта 29 основ ценообразования, при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах): установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию; расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах. При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

Из материалов дела следует, что величина расходов на аварийный запас материалов на 2023 год учтена Министерством в соответствии с требованиями абзаца 5 пункта 29 Основ ценообразования, с учетом рыночных цен, предоставляемых организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

Пунктом 41 Правил организации технического обслуживания и ремонта объектов электроэнергетики, утвержденных приказом Минэнерго России от 25.10.2017 № 1013, предусмотрено, что субъекты электроэнергетики должны создавать аварийный запас оборудования, запасных частей и материалов для устранения последствий аварий и технологических нарушений (отказов, неисправностей), возникающих в процессе эксплуатации с целью минимизации материального ущерба за счет сокращения времени обеспечения МТР, необходимыми для восстановительных или превентивных работ.

Состав и объем оборудования, запасных частей и материалов, включаемых в аварийный запас, должен устанавливаться субъектом электроэнергетики самостоятельно в утверждаемом им локальном нормативном акте на основании анализа данных по авариям и повреждаемости оборудования, имевших место в процессе его эксплуатации (пункт 42 Правил № 1013).

Локальный нормативный акт, утверждающий состав и объем оборудования, запасных частей и материалов, включаемых в аварийный запас, ООО «КСК» суду не представлен, данный документ отсутствует и в материалах тарифного дела.

Из материалов тарифного дела не следует и не опровергнуто административным ответчиком то обстоятельство, что ООО «КСК» в обоснование заявленных затрат по указанной статье расходов акты (протоколы), подтверждающие наличие дефектов или поломок по электросетевым объектам, анализ данных по авариям, повреждаемости оборудования, имевших место в процессе его эксплуатации, а также договоры, заключенные в результате проведенных торгов, и другие документы и обоснования расходов, в том числе на самонесущий изолированный провод (СИП), опоры, инструменты и СИЗ соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования, на тарифное регулирование не представило.

Также обоснованным является довод административного истца о том, что регулятором неправомерно в составе расходов на материалы учтены расходы на покупку и обновление компьютерной и оргтехники на сумму 284,065 тыс. руб. (15 персональных компьютеров).

Как следует из экспертного заключения (стр. 2 п. 9), расчет численности персонала произведен тарифным органом в соответствии с нормативами численности промышленно-производственного персонала распределительных электрических сетей, утвержденных Правлением ОАО РАО «ЕЭС России» от 03.12.2004 г. Согласно расчету регулятора, нормативная численность персонала ООО «КСК» принята 15 человек вместо предложенных административным истцом 40 человек (стр. 4 п. 9 экспертного заключения). Поскольку часть персонала из 15 человек отнесена к рабочим, принятие Министерством расходов на покупку 15 персональных компьютеров обоснованным не является.

Учитывая изложенное, объем затрат по статье расходов «Материалы» не является экономически обоснованным, следовательно, неправомерно учтен регулятором в составе НВВ организации на 2023 год.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о противоречии постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 25 ноября 2022 г. № 22-э требованиям нормативных актов большей юридической силы, нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 3 статьи 208 КАС Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции или иные лица, полагающие, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.

Согласно пункту 2 статьи 26 Закона об электроэнергетике, пункту 2, подпункту «а» пункта 15 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, оказание услуг по передаче электроэнергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг, при исполнении которого сетевая организация обязана обеспечить передачу электроэнергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор).

Из пояснений лиц, участвующих в деле, и материалов дела следует, что на территории Пермского края с января 2018 года действует «котловая модель» тарифного регулирования услуг по передаче энергии, в рамках которой установлены единые (котловые тарифы) на услуги по передаче электрической энергии, где необходимая валовая выручка (НВВ) сетевой организации ОАО «МРСК Урала» (в настоящее время – ПАО «Россети Урал») определена с учетом затрат смежных сетевых организаций.

Котловой метод формирования тарифа на услуги по передаче электрической энергии предусматривает расчет ставок тарифов на каждом уровне напряжения на основе суммы необходимой валовой выручки всех сетевых организаций, находящихся в соответствующем субъекте Российской Федерации (пункт 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ России от 6 августа 2004 года № 20-э\2).

Котловой тариф рассчитывается нормативным решением уполномоченного регионального органа государственной власти, которое действует в отношении неопределенного круга лиц потребителей услуг по передаче электроэнергии. Утверждение котлового и индивидуального тарифа является взаимосвязанным процессом, следовательно, решение об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электроэнергии влияет на права неопределенного круга лиц, в связи с чем заместитель прокурора на основании части 3 статьи 208 КАС Российской Федерации, вопреки позиции представителя ответчика, заинтересованных лиц вправе обратиться с административным иском об оспаривании индивидуальных тарифов.

На основании изложенного суд не находит суд оснований для удовлетворения ходатайства представителя Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края об оставлении административного искового заявления без рассмотрения.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью ли в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим, суд полагает, что поскольку нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия, и с учетом фактических и юридических обстоятельств повлиявших на его законность, признание решение тарифного органа недействующим с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

В пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 50 от 25 декабря 2018 года "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что в случае если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, принявший оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части (часть 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как установлено в судебном заседании и подтверждается актами об оказании услуг по передаче электрической энергии, договором купли-продажи имущества, соглашениями о расторжении договора купли-продажи и договора аренды, договорами аренды, уведомлением о прекращении действия договора (т. 1 л.д. 181-199, 238-244, т. 2 л.д. 1-20), с 01 апреля 2023 года ООО «КСК» не осуществляет регулируемую деятельность, в связи с чем принадлежащее ему электросетевое имущество было передано иным территориальным сетевым организациям - ООО «Энергосетевая компания «Парма», ООО «Южная сетевая компания», которые в порядке пункта 36 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178, осуществляют регулируемую деятельность с использованием электросетевого имущества, ранее принадлежащего ООО «КСК», и с применением тарифов, утвержденных постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 25 ноября 2022 г. № 22-э.

С учетом признания судом установленных для ООО «КСК» тарифов недействующими, учитывая их применение в регулируемой деятельности ООО «Энергосетевая компания «Парма», ООО «Южная сетевая компания», что может повлечь нарушение прав, свобод и законных интересов указанных лиц, а также неопределенного круга лиц, являющихся потребителями электрической энергии на основании признанных судом недействующими тарифов, суд возлагает на Министерство жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признаваемый судом недействующим, с учетом доводов изложенных в мотивировочной части решения суда.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление заместителя прокурора Пермского края удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 25 ноября 2022 г. № 22-э «О долгосрочных индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям общества с ограниченной ответственностью «Краевая сетевая компания».

Возложить на Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признаваемый судом недействующим с учетом доводов, изложенных в мотивировочной части решения суда.

В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края».

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, представление в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья (подпись)

Подлинник решения суда находится в материалах административного дела № 3а-328/2023 Пермского краевого суда.

Мотивированное решение суда изготовлено 23 ноября 2023 г.